Быркова Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Белогорская средняя
общеобразовательная школа»
МО «Холмогорский муниципальный район»
Архангельской области
Три судьбы, три жизни, три души…
Цель урока: знакомство с творчеством писателей-деревенщиков на примере творчества Ф.Абрамова, В.Белова, В.Личутина
Задачи: обучающие – совершенствовать навыки работы над толкованием, восприятием публицистического текста на примере фрагментов из публицистики Ф.Абрамова, В.Белова, В.Личутина; развивающие – развивать умение аргументировано представлять свое мнение о прочитанном; развивать критическое мышление учащихся; воспитательные – воспитывать уважительное отношение к малой родине, к проблемам северной деревни.
Предварительная подготовка: сообщения о жизни писателей от 1 лица (от имени писателя); сообщение на тему «Деревенская проза»
Оборудование: презентация к уроку; фрагмент книги «Душа неизъяснимая» (похороны Ф.Абрамова)
План урока: 1. Оргмомент. Слово учителя. «Прогнозирование по фотографии» (3 мин.) 2. Первая учебная ситуация (8 мин) 3. Вторая учебная ситуация. «Ассоциации» (3 мин) 4. Третья учебная ситуация. Сообщение. Работа в группах «Предоставление информации в кластерах» (12 мин) 5. Четвертая учебная ситуация. Работа в группах по карточкам. (10 мин) 6. Чтение учителем или подготовленным учеником отрывка из книги Вл.Личутина «Душа неизъяснимая» Похороны Ф.Абрамова. (5 мин) 7. Итог урока: написание эссе.
Приемы ТРКМ: «Прогнозирование по фотографии», «Ассоциации», «Предоставление информации в кластерах», «Написание эссе».
Ход урока: 1.Оргмомент. Объявление темы урока:
- Тема нашего урока «Три судьбы, три жизни, три души» (Слайд№1). На слайде три портрета. Всмотритесь в эти лица. Как вы думаете, о ком мы поведем разговор сегодня? Кого-нибудь узнали? Что объединяет этих людей, по-вашему? (Учащиеся пробуют назвать авторов: Ф.А.Абрамов, В.И.Белов, В.В.Личутин. Если не смогут назвать, фамилии этих людей называет учитель, учащимся же предлагает вспомнить что-либо из их биографии или творчества)
2. Первая учебная ситуация «Подслушанный разговор». (Приложение 1) - Встретились как-то корифеи нашей, северной литературы и вспомнили… А встречались ли они на самом деле? Даты жизни: Федор Абрамов(1920-1983); Василий Белов(1932); Владимир Личутин (1940)
(слайд№2)
- Импровизированные рассказы писателей о себе (во время рассказа писателя идет демонстрация презентации или видеоролика о писателе, его родных местах).
Вы прослушали воспоминания писателей о себе, своей жизни. Что же их все-таки объединяет?
- Север, родные деревни, трудные судьбы, писательство…
3.Вторая учебная ситуация. Словарная работа. 1 вариант: запишите слово «деревня» и определите его лексическое значение.
2 вариант: запишите слово «деревенский» и определите его лексическое значение.
Деревня – 1. Крестьянское селение. 2.
Только в ед.ч. Сельская местность.
Современная деревня. 3.собир. Сельские жители, сельское население.
Вся деревня ходила послушать про оленей¹.
Деревенский – 1. Живущий в деревне.
Деревенский житель. 2. Характерный для деревни (во 2 знач.)
Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины. 3. Свойственный, присущий жителю деревни.
Деревенская угловатость.
(Слайд №3)
- Как вы думаете, от какого слова произошло слово «деревня»?
- Как вариант ответа учащихся: от слова «дерево». Поясним, что это ложная этимология. Слово «деревня» этимологически связано с древнерусским дьрть – «целина», «новь», роздерть – «пашня на раскорчеванном месте».²
Запишите слова, которые возникают у вас по ассоциации со словом «деревня», в два столбика: положительные ассоциации и отрицательные.
- Каких получилось больше? Почему? Обоснуйте свою точку зрения.
- Как вы думаете, сколько людей сейчас в России живет в городе, а сколько в деревне?
Статистические данные на слайде №5. Какой можно сделать вывод?
Год
|
Количество живущих в сельской местности(%)
|
1920
1939
1959
1970
1976
1980-е годы
1999
|
84,1
76,2
51,5
44,0
39,0
26,0
26,9
|
4. Третья учебная ситуация. Деревенских жителей становится все меньше. Поэтому наша задача – на примере художественных произведений писателей-деревенщиков проследить, когда же начался этот процесс и почему сейчас это происходит особенно активно, каковы же последствия этого переселения. Как, по-вашему, каких писателей относят к названным выше и почему?
- Предположения учащихся. Сообщение на тему «Деревенская проза в русской литературе 20 века». (Приложение 3). Активное слушание: подготовиться к составлению опорного конспекта или кластера по данной теме. (Слайд № 6)
- Составление опорного конспекта или кластера в группах. Выступления групп с обобщением результатов.
__________________________________________________________________________________ 'Словарь русского языка в 4-х томах. – М.: Русск.язык, 1981. – Т.1 – С. 389 ² Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прогресс, 1986. – Т.1. – С. 501; Т.3. – С.495
5. Четвертая учебная ситуация.
- Почему писатели с такими биографиями, с такими жизненными судьбами стали выразителями «коренной глубинной России… необъятной сельщины» (Ф.Абрамов)?
- Работа по карточкам в группах. Выступления групп. (Приложение 2)
6. Чтение учителем или подготовленным учеником отрывка из книги Вл.Личутина «Душа неизъяснимая» Похороны Ф.Абрамова. (Со слов «Смерть человека каждый раз неожиданна… и заканчивая словами «Потом домок закрыли крышею, застучал молоток… Роман «Дом» Федор Александрович подарил мне с надписью: «От души желаю построить свой дом»)
7. Итог урока. Написание эссе по темам:
- Нужны ли сегодня писатели-деревенщики?
- Как, по-вашему, возродится ли северная деревня?
- Произведения какого писателя данного направления захотелось вам прочитать?
8. Домашнее задание: подготовиться к разговору по теме «Доля ты русская, долюшка женская…» (женские образы в малой прозе Ф.Абрамова, В.Белова, В.Личутина)
Литература
1. Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном /Сост. и автор предисловия Л.В.Крутикова. – М.: Мол.гвардия,1988.
2. Белов В.И. Гудят провода. Рассказы. М.: Советская Россия, 1978
3. Золотусскоий И. П. Трепет сердца. Жизнь и творчество // Литература в школе. — 1995. — № 5
4. Личутин В.В. Душа неизъяснимая: Размышления о русском народе /худож. А.никулин. – М.: Современник,1989.
5. Личутин В.В. Русская душа неистребима //Двина. – 2010. – № 3.
6. Русская литература ХХ века. Вторая половина /Под ред. Л. Г. Максидоновой. — М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. — Выпуск 1.
7. Словарь русского языка в 4-х томах. – М.: Русск.язык, 1981. – Т.1
8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прогресс, 1986. – Т.1; Т.3.
7.
Цветов Г. А. Тема деревни в современной советской прозе. — Л.: Знание, 1985.
Приложение1. Вариант рассказа Ф.Абрамова о себе
Родители мои крестьяне. Всю жизнь занимались крестьянским трудом: пахали землю, сеяли хлеб, заготовляли корм скоту. Отец Александр Степанович умер рано. Обувь была плохая, застудил ногу. Ногу отняли. Писал из больницы из Карпогор маме, чтоб обувь ребятам не отдавала в починку, сам приедет скоро и починит. И вдруг телеграмма: «Приезжайте за телом». Была распутица, и старший брат Михаил (ему было всего 15 лет) один ездил за мертвым отцом. Осталось нас у матери пять человек. Мне был только годик...
Когда гроб с телом отца стоял в избе, женщины все просили, чтоб меня Бог прибрал. Мать сказала: «Не умирать родился, жить». Тогда женщины сказали, что Степанида, видно, помешалась с горя...
Да, мама хлебнула горя. Ведь колхозов еще не было, помощи ждать было неоткуда. Нужно было все самой делать и моему старшему брату. Он с 15 лет стал робить за мужика. Тут и Николай с Василием помогали. Потом и мы подросли, стали тоже помогать. Вода, дрова, корм для скота — это наша с Марией была работа. На мельницу ночевать ходили, чтоб мельник наше зерно молол. Мама о нас заботилась. Никогда не давала лечь спать голодными. Если уснем, то будила нас и заставляла есть. Меня особенно оберегал старший брат Михаил...
Семи лет в школу пошел. Учился хорошо. Помню, в 3-м классе дали премию за хорошую учебу: материи на брюки и ситцу на рубашку. Радости у нас у всех не было конца...
...Очень любил собирать ягоды. Чистые ягоды, брал быстро. Мама все хвалила, что хорошо беру и чисто.
Чтоб скопить на сенокос масла и творогу, в Великий пост... мать запрещала есть молочное. Ну а я, младший, последыш, лакомка. Любил что повкуснее. И в отсутствие мамы любил что-либо съесть: сахар взять своей рукой, сметаны полизать, пенку снять с топленого молока, когда только из печи вынуто. Мать узнает и допрашивает. Мы с сестрой не сознаемся. Тогда она берет нас на хитрость. Поставит обоих на лавку и скажет: «Смотрите на иконы. Тот, кто виноват, тот глаз не подымет на иконы. Ибо если подымет, то Бог сразу камнем стукнет и убьет. И тут сразу все станет ясно, кто пакостил». Сестра глаза выпучит на иконы, а мне страшно, я голову опускаю. Смешно, а тогда не было смешно. Мы верили, что Бог может убить...
Маму жалел. Но что я мог сделать? Ведь она была прикована к постели. Во время войны высылал сестре денежный аттестат для мамы...
Чувство вины, жалости, уважения испытываю к старшему брату. Собственных детей нет, поэтому жалею всех племянников и племянниц.
Приложение1. Вариант рассказа В.Белова о себе
Родился я в октябре 1932 года в д. Тимониха, Вологодской обл., в семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной) Анфисы Ивановны. Я был у них вторым сыном. Поскольку в то время детей крестьян регистрировали не очень тщательно, то никаких метрических документов на меня не оказалось. Я был записан лишь в колхозной книге по учету выработанных трудодней и то ошибочно: 1933 годом. День моего рождения также в точности не известен. По рассказам родственников и матери, я родился или за неделю до Покрова Богородицы или неделю спустя. При получении свидетельства о рождении в 1949 году было поставлено приблизительное число – 23 октября. Когда началась Великая Отечественная война, я перешел во второй класс Сохотской начальной школы. Учились мы в здании бывшей Никольской церкви. Еще до школы меня научил читать старший брат Юрий. Я перечитал все книжки дома и в деревенской библиотеке. Мое "книжное голодание", начавшееся раньше голодания физического, быстро становилось хроническим. Отец до войны зимними вечерами читал вслух, но позже родилась у меня неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Я воровал книги с чердаков брошенных домов. Дома были заколочены, но мы находили какие-то щели между хлевами, забирались внутрь через подвальные окошечки и шастали. В поисках книг я забрался однажды и в жилой дом... Отец учил нас столярничать, мы соревновались с братом, у кого лучше получится табуретка. Школу-семилетку я закончил в 1947 году. Все эти годы, да и последующие, связаны с физическими и нравственными лишениями. Простудился и умер мой дружок и одноклассник Толя Стулёнков, с которым пять лет сидели на одной парте. От болезни, связанной с голодом, умерла бабушка по отцу. Умер крестный Иван Михайлович. В 1943 году на войне погиб отец. Голод продолжался вплоть до начала 50-х годов. Ели толченую солому, замешанную на картофеле, ели кору, мох, даже дохлую конину. Голод и тяжелая жизнь не позволяли закончить десятилетку, так как надо было уезжать, а средств не было. Однако я решил уехать учиться. На общем собрании меня долго не отпускали. В сельсовете не давали справку на паспорт. Метриков не было. И все же я покинул деревню и родину. Это было в марте 1949 года. Осенью этого же года нас послали в деревню Васильевку на реке Монзе. Человек восемьдесят учащихся, нас поселили в заброшенной церкви. Начали копать под фундамент пилорамы яму прямо на кладбище. Выбрасывали черепа и кости. Большая часть "фэзеошников" разбежалась, но пилораму поставили. Завезли в церковь станки и установили электростанцию. Потом и в армии я столкнусь с осквернением могил. В армии было очень тяжело, там я прочитал множество книг, многие из нас писали стихи, чтобы выжить. Я много раз пробовал печататься в газетах, но не выходило. Писал письмо поэту Асееву, мне не ответили. Все это время было много трудностей с работой, с личной жизнью, с писательской деятельностью, но матери надо было помогать по-прежнему. Наконец, в 1956 году, я был правдам и неправдами оформлен литсотрудником районной газеты. На моих глазах происходили все эксперименты, связанные с сельским хозяйством. Деревня еще жила в те годы, но ее эксплуатация и уничтожение шло полным ходом. С1959 по 1964 год я учился в Москве в Литературном институте. В те же годы стал членом Союза писателей СССР. С 1964 года живу в г. Вологде, деля свое время между нею, Москвой и деревней Тимонихой. Издано много книг: прозы, публицистики, драматургии. А позже, в 1998 году в автобиографии появилось добавление: за восемь лет реформ родная деревня Тимониха практически вся вымерла, что и обусловило мое активное участие в публицистике.
Приложение1 Вариант рассказа В.Личутина о себе
Родился в Мезени Архангельской обл. в семье учителя. Отец погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. Мать, «военная вдова», воспитывала одна четверых детей. Несмотря на безотцовщину и голод, я не чувствовал себя несчастным, ибо рос на приволье, среди великолепной северной природы, постигая ее притягательную силу. С детства любил народные традиции, обряды, праздники. Семья наша принадлежала к старинному поморскому роду охотников и рыбаков. Один из его предков был кормщиком в первой русской экспедиции П. В. Чичагова. Родовая память о предках явилась одним из побудительных мотивов моего творчества. После окончания лесотехнического техникума, службы в армии, работы на заводах в Ленинграде поступил на факультет журналистики Ленинградского университета. В 1962 после окончания университета приехал в Архангельск, где работал сначала корреспондентом местного радио, а затем в областной газете «Правда Севера». Работая в газете, писал очерки о современниках — мезенских пекарихах, кузнецах из Вожегры, о сказительнице М. Кривополеновой, о писателе С. Писахове, об архангельском краеведе К. Гемп. Тематика публикаций весьма разнообразна, но в ней постоянно присутствует интерес к истории, этнографии, фольклору и литературе Севера. В 70-е принимал участие в фольклорной экспедиции Пушкинского Дома в Поморье под руководством профессора П. С. Выходцева. Остался жить в Москве, но часто приезжаю в Архангельск и к себе на родину — в Мезень.
Умению воссоздать крестьянский характер, самобытную личность, яркий портрет учился у В. Астафьева и В. Белова, живописному бытописанию — у Ф. Абрамова, художественному осмыслению смерти и родовой памяти — у В. Распутина.
Публицистика является как бы продолжением моего художественного творчества. Мне хочется напомнить современнику о предках, о национальной памяти: «Не заплачку похоронную веду я, поминая минувшее с горьким чувством, и дело вовсе не в том, чтобы нынче же вернуть прежнюю Русь с ее старинным допетровским уставом, когда судьба народа была посвящена Богу: той Руси не живать, того вина нам не испить; но, вглядываясь в досюльное, мне хочется остеречь скептиков с их ухмылкою и принять отечественное предание таким, каким оно состоялось во всей удали и драме…»
Приложение 2.
Карточка для первой группы:
1.Прочитайте высказывание Ф.Абрамова(1975), в котором он относит себя как писателя к «деревенщикам». Как воспринимает и оценивает деревню Ф.Абрамов? Что, по его мнению, является основной темой «деревенской прозы»?
Федор Абрамов
«Я принадлежу к той поросли, к той породе, как сказали бы у нас, на Севере, русских писателей, которых в свое время вдохновлял и поддерживал наш незабвенный Александр Трифонович Твардовский. В большинстве своем это так называемые деревенщики. Что и говорить, название не из самых удачных. А между тем эта «деревенщина» вот уже многие годы во многом определяет лицо русской советской литературы. Валентин Овечкин и Александр Яшин, Гавриил Троепольский и Владимир Тендряков, Сергей Залыгин и Ефим Дорош, Владимир Солоухин и Виктор Астафьев, Борис Можаев и Евгений Носов, Василий Белов и Валентин Распутин... Люди разного возраста, разных дарований, иных уж нет сегодня в живых. Но разве не вокруг их сочинений разгорались страсти, вскипали споры и диспуты? Разве не их устами долгие годы говорит в литературе коренная глубинная Россия, наша необъятная сельщина?
Случайно ли это? Не удивительно ли, что в век спутников, в век победного шествия по Земле научно-технической революции наша литература, наша проза увязла в «деревенских» делах? Ничуть. Думаю даже: у нас все еще мало уделяется внимания этой теме. Во всяком случае, осмысление тех сложных, порой мучительных процессов, которые происходят в сегодняшней деревне и которые связаны с нею, оставляет желать много лучшего. Ибо деревня — это и наш хлеб насущный, это и та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура: ее этика, ее фольклор и литература, ее чудо-язык».
1975
2. Прочитайте высказывания писателя. Проанализируйте их. Выберите самые важные, на ваш взгляд. Образ какого писателя и человека предстает перед вами?
1. «Я думаю, что каждый работающий в искусстве должен иметь свою тропку в жизни, свой обжитой край, исхоженный босиком, политый детской слезой. У меня такой край, такая страна детства — Пинега, моя родная деревня Веркола».
2. «Земля, оторванная от человека. Перерезаны вековые связи между человеком и природой. Каналы, которые питают человека здоровьем и счастьем. Да, вопрос о земле — это вопрос о здоровье нации».
1965
3.«Жить в ладу с собой, со своей совестью — не в этом ли самое большое счастье?»
4.«Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем — сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное. Как жить? С ощущением последнего дня и всегда с ощущением вечности».
Приложение 2.
Карточка для второй группы:
1. Прочитайте высказывания писателя В.Личутина из книги «Душа неизъяснимая» . Проанализируйте их. Выберите самые важные, на ваш взгляд. Образ какого писателя и человека предстает перед вами?
- Смысл нашей жизни кроется в пользе для всех.
- Нет ничего страшнее покинутых изб. Сама сыра земля торопится похоронить её, стереть все следы, всякое напоминанье.
- Машина не обладает привязанностью, как бы ты ни ухаживал, ни лелеял агрегат: она всегда таит в себе коварство, некую вражду, злой умысел, заключенный в беспамятном механическом сердце.
- Мы ведь и возвращаемся на родину каждый раз затем, чтобы обновить, подлечить, успокоить душу и приготовить себя к дальнейшей жизни: само существованье родимых мест помогает примириться со всеми нескладностями и превратностями судьбы, и, когда нам особенно трудно и невыносимо больно, мы восклицаем: слава богу, есть у меня Мое, оно вовеки Мое и ничье более! Клочок родимой земли единит нас.
- Самое невидимое и самое дорогое приобретение человечества – это совесть.
- Поначалу была мысль поставить памятник пропавшей деревне, чтобы виден был он далеко-далеко и чтобы проходящие суда отдавали честь: как бы ни мала была она , в каком бы затерянном куту ни стояла, но всю себя без остатка она верно отдавала отечеству… Земля всегда, во все поры требовала, нуждалась в защитнике, а из таких вот починков и деревенек набирается непобедимая армия. Но ведь всякий памятник – это прощание: с памятником вместе пришлось бы оставить всякую мысль о возвращении родного очага, это как бы последняя запоминательная точка, после которой начинается небытие. … и тогда пришло решение создать Дом Памяти, чтобы его можно было навещать, в него можно было войти, где было бы отмечено имя всей череды семжан (жителей д.Семжа Мезенского района) – защитников отечества, кого можно отыскать за давностью времени.
2. По данному фрагменту проанализируйте отношения Ф.Абрамова и В.Личутина
- Федор Абрамов был росточка не особенно видного, как говорится, слегка прибит северным морозом, суховатенек, как бы припален изнутри постоянным огнем, жиловат, с черноволосой победной головушкой, но отчего-то при виде его мне постоянно вспоминалось креневое долговекое дерево, ибо какой-то неистрачиваемою силою веяло от мужика.
Абрамов – уникальное явление в русской литературе, по всей интонации прозы он воистину народен.
Мы с ним «лаялись» и «собачились» не однажды, характер наталкивался на характер, горячка доходила до той степени, когда, казалось, нам больше не дружиться, и не видеться более. Но проходило короткое время, и, наезжая в Москву, увидав меня еще издали, он с открытою душою, раскинув руки для объятия, чуть враскачку шел навстречу и горячо обнимал, целуя по- русски, не помня былой при.
- Роман «Дом» Федор Александрович подарил мне с надписью: «От души желаю построить свой дом»
Приложение 2.
Карточка для третьей группы:
1. Оцените фрагмент интервью В.Белова о дружбе. Как вы понимаете принцип «все на продажу»?
Кстати, о Тимонихе. Хоть она и далеко от Вологды, 250 верст, но в разные годы у вас там бывали Федор Абрамов, Александр Яшин, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Евгений Носов... Что вы можете сказать о писательской дружбе?
- Те дни, когда у меня в деревне бывали друзья, может, самые счастливые в моей жизни. Это незабываемо! Увы, многих уже нет в этом мире. Вот недавно ушел из жизни Евгений Носов, которого я люблю, с которым мы по-настоящему дружили. Большой писатель, крупный художник. Единственное, чем можно оправдаться перед друзьями, - создать мемуары о них. Такую задачу я и поставил перед собой. Два года назад журнал "Наш современник" опубликовал мою повесть-воспоминание о Василии Шукшине "Тяжесть креста". Я старался не приукрашивать Василия Макаровича, а показать его, что называется, крупным планом, открывая не только светлые, но и темные стороны его жизни и характера. Но при том не пользовался модным ныне принципом "все на продажу".
Я чувствовал всегда сильное влияние своего старшего друга, может, даже наставника - Александра Яшина. Мы были очень близки с Федором Абрамовым, Василием Шукшиным, Николаем Рубцовым. А если взять мою раннюю пору, то на меня всегда очень сильно влиял Борис Шергин, изумительный архангелогородский писатель. Да и мыслитель тоже. Он и сейчас на меня влияет. Всегда лежит его книжечка мудрых мыслей на столе. Шергин для меня был примером, образцом в литературе.
2. Перед вами размышления о проблеме угасания деревень, искусственного их уничтожения. Согласны ли вы с мнением Василия Белова?
Деревня дышит, когда печи дышат. А печи в ней дышат теперь только летом, в дачный период, и то не все. Деревня погибла практически. Сколько тысяч деревень русских погибло. Лучше не говорить. Хотя бы только на нашей родной вологодской земле. Я слышу иной раз по телевидению или в газете читаю, мол, наша деревня жива. Наш колхоз жив, наш сельсовет жив... А я утверждаю, что тысячи деревень исчезли с лица земли. Я об этом писал и в прозе своей, не только в публицистике. Есть такой рассказ, как я ночую в деревне. И спрашиваю старенькую хозяйку: куда исчезла деревня? Она хохочет и говорит: через трубу и в синее небо ушла...
Возродится ли деревня, в этом плане я даже оптимист. Верю в возрождение Родины своей. Не только в возрождение деревни своей и земли вологодской, отеческого гнезда, но в возрождение всего нашего государства. Куда от этого денешься? А вот когда оно будет? Может, уже ни тебя, ни меня не будет на земле.
3. Как всякий русский человек, Василий Белов с болью и горечью говорит об уничтожении родного русского языка. Как вы понимаете последнюю фразу высказывания?
Порабощение народа начинается с отвержения родного языка, с раздвоенности культуры. В существующем языке за последние годы произошли огромные изменения не только в лексике, но и в синтаксисе, пунктуации. Идет явное обеднение языка по количеству слов, замена их на чужие. Русский язык в значительной мере утратил свойственные ему ритмичность и тональность. Что же касается реформы языка, на которую замахиваются некоторые ученые и администраторы, то она выглядит абсурдно и нелепо. Тихой сапой проник в наш быт так называемый "сленг", людей приучают думать и чувствовать не по-христиански и не по-русски. Это скрытый цинизм, тайная похабщина. Я убежден: сохраним родной язык - сохраним все!
Приложение 3.
Термин «деревенская проза», каким бы неловким, топорным он ни был, просочился в учебники, проник в монографии и теперь воспринимается исторической реалией, поэтому отказаться от него и от литературы, для обозначения которой он был сформулирован, нет возможности.
Деревенская проза ведет свое начало с 50-х годов. У ее истоков — очерки Валентина Овечкина. Фактографичность, документальность, острота реальных жизненных конфликтов, критика недостатков, изучение их причин — вот те основные качества, которые в 50-е годы выдвинули на первый план в литературе очерк, написанный на деревенском материале.
Со второй половины 50-х годов наметилась тяга писателей к малому жанру художественной прозы, к рассказу, потому что для всестороннего, многоаспектного художественного познания человека возможности очерка оказались недостаточными.
60-е годы обозначены триумфом малого жанра. «И «деревенщикам» принадлежит едва ли не ведущая роль в определении судьбы рассказа в это время. Всегда психологически точные ...с мудрой народной лукавинкой новеллы В. Шукшина, фольклорно-эпические рассказы В. Белова, пронзительно искренние, по-русски совестливые произведения малой формы В. Астафьева, легкие, изящно-шутейные, приближающиеся к анекдоту... рассказы В. Солоухина, рассказы-раздумья Е. Носова, внешне спокойные, размеренные, но внутренне напряженные, взрывчатые, смятенные рассказы Ф. Абрамова вошли в золотой фонд российской словесности»1.
В 70 — 80-е годы рассказ начал тесниться крупными литературными формами: повестями, романами, циклизованными повествованиями.
Отличительными особенностями проблематики и поэтики «деревенской прозы» являются проблема совести; проблема исторической памяти, бережного, уважительного отношения к истории вообще и к истории своего народа прежде всего; внимание к быту; проблема сохранения естественности, предполагающей соблюдение законов природы и обязательное согласование с ними законов социальных; мотив прощания, очень часто положенный в основу сюжета.
Примерный вариант записей.
1. Имена писателей-деревенщиков, название произведений, публикация.
Валентин Овечкин «Районные будни» (1952 — 1956);
Александр Солженицын «Матренин двор» (1959);
Александр Яшин «Рычаги» (1956), «Вологодская свадьба» (1962);
Гавриил Троепольский «В камышах» (1963);
Сергей Залыгин «На Иртыше» (1964);
Ефим Дорош «Деревенский дневник» (1956 — 1970);
Василий Шукшин «Сельские жители» (1963), «Любавины» (1965), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973);
Владимир Тендряков «Пара гнедых» (1969 — 1971), «Три мешка сорной пшеницы» (1973);
Валентин Распутин «Прощание с Матерой» (1976);
Евгений Носов «Усвятские шлемоносцы» (1977);
Борис Можаев «Мужики и бабы» (1976 — 1987);
Василий Белов «Привычное дело» (1966), «Кануны» (1972 — 1974), «Лад» (отдельная книга — 1982);
Виктор Лихоносов «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1987);
Владимир Солоухин «Смех за левым плечом» (1989).
2. Особенности тематики, проблематики и поэтики.
Фактографичность, документальность, критика недостатков; противостояние лакировке действительности; внимание к быту.
Проблемы совести, проблема исторической памяти, проблема сохранения естественности, мотив прощания, «осмысление тех сложных, порой мучительных процессов, которые происходят в сегодняшней деревне».
Исчерпывающая картина жизни русского крестьянства в ХХ веке с отражением всех главных событий
Проблема совести
Проблема сохранения естественности; соблюдение законов природы
Проблема исторической памяти
Мотив прощания
В.Овечкин
Районные будни
Деревенская проза
Послевоенная деревня, нищая бесправная
Загадочная русская душа
Внимание к быту
«Ни один писатель не может пройти мимо деревенских проблем. Это национальные проблемы, если говорить честно».
В.Белов
Солженицын
«Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
Юг
Е.Носов
В.Лихоносов
Шукшинские чудики
Мудрые распутинские и абрамовские старухи
Сибирь
В.Распутин
В.Шукшин
С.Залыгин
В.Астафьев
Север
Ф.Абрамов
В.Белов
А.Яшин
В.Личутин
Рассказ
Повесть
Роман
Центр
Б.Можаев
М.Алексеев
Многотерпеливый Иван Африканыч
«Все последующие годы так называемая деревенская проза больше всего занималась нравственным здоровьем человека – и человека настоящего, и человека будущего».
В.Распутин
Мотив прощания
В.Овечкин
«Районные будни»
Примерный кластер по теме «Деревенская проза»