Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
11 класс.
Состояние электронов в атоме.

Цели:

- обобщить и углубить знания о строении атома;

- сформировать понятия “энергетический уровень” и “электронная орбиталь”;

- закрепление навыков написания электронно-графических формул первых 20 элементов;

- углубить понимание периодичности как основного критерия расположения элементов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и причины повторяемости их свойств.

Задачи:

- дать представление о форме различных орбиталей;

- обобщив полученные знания, заполнить таблицу “Распределение электронов по энергетическим уровням”;

- продолжить формирование навыков работы с обучающими компьютерными программами.



Ход урока.

Вывести на доску (экран) изображение планетарной модели атома (в данном случае – гелия) Резерфорда-Бора. Задать вопрос: “Что такое состояние электрона в атоме?”




е


Энергия



В пространстве



Близкие по значению энергии связи с ядром электроны образуют энергетический уровень, или электронный слой

Совокупность различных положений в пространстве – электронное облако


- вероятность нахождения электрона в этой области пространства (W)

составляет примерно 10%
- W ≈ 20%
-W ≈ 30%
Эти различные значения вероятности нахождения электрона в пространстве вокруг ядра описываются принципом неопределённости Гейзенберга: нельзя одновременно с большой точностью определить положение электрона в пространстве и его энергию. Чем точнее определяется один из этих параметров, тем больше погрешность в определении второго. [“Уроки химии Кирилла и Мефодия”: тема 3, урок 18: медиа-лекция к уроку].

Но есть область пространства, в которой вероятность нахождения электрона максимальна, – орбиталь.



Строение энергетических уровней.
Е


5 d-орбиталей 7 f-орбиталей

три p-орбитали

4 одна s-орбиталь


5 d-орбиталей

три p-орбитали

3 одна s-орбиталь



три p-орбитали

2 одна s-орбиталь


1 одна s-орбиталь



Граничные поверхности орбиталей (“Открытая химия 2.6”, глава 2, п.2.2).



Квантовые числа электронов


главное



побочное

магнитное

спиновое






№ энергетического уровня

1 – 7


Характеризует подуровни

0 – 3


Число орбиталей на подуровне – ℓ … 0 … + ℓ

Спиновый момент

– ½ или + ½






значения

определяет

энергию электронов данного уровня:

чем больше n, тем больше Е



форму атомных орбиталей
ℓ = 0: - s
ℓ = 2: - p
ℓ = 3: - d
ℓ = 4: - f

положение орбитали в пространстве относительно внешнего электрического или магнитного поля

параллельно или непараллельно магнитному полю от движения электрона вокруг ядра ориентировано магнитное поле самого электрона


Разные состояния электронов в атоме неравноценны и объясняются 4 закономерностями.


1. Правило Клечковского. Атом стремится к минимальному значению суммы главного и побочного квантовых чисел (n + ℓ →0); если для разных состояний такая сумма одинакова, то сначала заполняется состояние с меньшим значением n.

Например: 21Sc: заполняется сначала 3d-орбиталь (для неё n + ℓ = 3 + 2 = 5), а не 4p-орбиталь (для неё тоже n + ℓ = 4 + 1 = 5), потому что для неё значение n меньше.

2. Принцип Паули. В атоме не может быть двух электронов с одинаковыми значениями всех четырёх квантовых чисел. На каждой орбитали может находиться не более двух электронов: у них одинаковы все квантовые числа, кроме ms.

Число электронов на энергетическом уровне:

N = 2n2.

3. Правило Гунда. Электроны располагаются на одинаковых орбиталях так, чтобы их суммарное спиновое число было максимальным:









Σ = 1½ (max) Σ = ½ Σ = 1








↑↓





p-подуровень: так

но НЕ так!

Например: чем объяснить то, что у атома хрома конфигурация внешнего электронного слоя …4s13d5, а не …4s23d4? Здесь происходит провал электрона, то есть, согласно правилу Гунда, атом стремится к максимальному спину электронов, который и достигается в большей степени в конфигурации …4s13d5:

















↑↓












↑↓

4s2 3d4 4s1 3d5

не так а ТАК

Наиболее устойчивы конфигурации наполовину или полностью заполненные: f14, d5, d10.


Задания.
1. Работа учеников у доски.

Ученики пишут на доске по одной электронно-графической формуле элементов: из II, III и IV периодов: N, Na и Kr.

2. Вопрос классу (работа с ПСХЭ Д. И. Менделеева).

У каких элементов может происходить провал электрона? (у элементов побочных подгрупп I и VI групп, так как им нужен один электрон с s-подуровня для того, чтобы наполовину или полностью заполнить d-подуровень). Двойной провал электрона может происходить у платины.

3. На данный вопрос ученики отвечают письменно в течение трёх минут и сдают ответы учителю.

Если бы мы могли фотографировать положение электрона в пространстве вокруг ядра со сколь угодно большой частотой, какие другие его параметры в это же время нельзя было бы точно определить? (масса, импульс, скорость, энергия). Каким соотношением связаны масса и энергия?



Тест.

1.В атоме состояние электрона определяется его:

- энергией;

- спином;

- характером движения;

- энергией и положением в пространстве.


2. Принцип неопределённости Гейзенберга утверждает, что невозможно одновременно точно определить энергию электрона и его:

- спин;


- положение в пространстве;

- массу;


- скорость.
3. Суммарный спин максимален у электронов атома:

- гелия;


- лития;

- бериллия;

- бора.
4. Вероятность нахождения электрона выше в области, обозначенной цифрой:

- 1;

- 2;


- 3;

- вероятность одинакова во всех областях.

5. Утверждение о том, что в атоме не может быть двух электронов с одинаковым набором всех четырёх квантовых чисел – это…

- принцип Паули;

- правило Клечковского;

- принцип минимума энергии;

- правило Гунда.
6. Тот факт, что у атома скандия сначала заполняется 3d-орбиталь, а не 4p-, объясняется:

- правилом Гунда;

- правилом Клечковского;

- принципом минимума энергии;

- принципом неопределённости Гейзенберга.
7. p-орбиталь имеет форму:

- шара;


- объёмной восьмёрки;

-четырёхлепестковую;

- слишком сложную для изображения.
8. Форму атомных орбиталей характеризует:

- главное квантовое число;

- побочное квантовое число;

- магнитное квантовое число;

- спиновое квантовое число.
9. В формуле для подсчёта числа электронов на энергетическом уровне

N = 2n2 символ “n” обозначает:

- № энергетического уровня;

- число электронов на подуровне;

- число подуровней на данном уровне;

- число неспаренных электронов.


10. Максимальное количество электронных пар, которые могут находиться на 3-м энергетическом уровне, если на нём есть одна s-, три p- и пять d-орбиталей, равно:

- 4;


- 9;

- 18;


- 16.
11. Элемент со строением внешнего энергетического уровня в основном состоянии …3s23p4 находится в ПСЭМ в группе №:

- 2;


- 4;

- 6;


- 8.
12. Число электронов на предвнешнем энергетическом уровне атома меди равно:

- 10;


- 11;

- 17;


- 18.

13. Два электрона, находящиеся на 3s-подуровне, отличаются:

- энергией;

- скоростью;

- значением побочного квантового числа;

- значением спинового квантового числа.


14. Облако электрона с побочным квантовым числом, равным 1, имеет форму:

- объёмной восьмёрки;

- шара;

- побочное квантовое число не может быть равно 1;



- четырёхлепестковую.
15. Максимальное число электронов на f-подуровне равно:

- 5;


- 14;

- 7;


- 10.

Цели: обобщить и углубить знания о строении атома; сформировать понятия "энергетический уровень" и "электронная орбиталь"

Вывести на доску (экран) изображение планетарной модели атома (в данном случае – гелия) Резерфорда-Бора. Задать вопрос: “Что такое состояние электрона в атоме?”

80.46kb.

15 09 2014
1 стр.


Строение Атома. Орбиталь – область пространства, где наиболее вероятно нахождение электрона. Главное квантовое число (n)

Главное квантовое число (n) – характеризует энергетический уровень. Определяет энергию и размеры электронных орбиталей

124.33kb.

15 09 2014
1 стр.


По обществознанию в 9 классе

Цели: обобщить и систематизировать степень понимания подростками правовых терминов, уровень знания прав и свобод Детей

78.95kb.

07 10 2014
1 стр.


Строение электронных оболочек атомов

Ввести понятия «электронное облако», «электронная орбиталь, «движение без траектории»

62.59kb.

15 09 2014
1 стр.


С. Ж. Асфендияров атындағЫ

Ее цель сформировать и углубить знания и навыки для введения делопроизводства на государственном языке

85.55kb.

11 09 2014
1 стр.


Цель: конкретизировать знания о строении атома фосфора, изменении свойств в подгруппе

Задание: ответьте на вопросы, работайте в группе, не забывайте выставлять баллы в лист контроля

41.78kb.

14 12 2014
1 стр.


Внеклассное мероприятие-конференция «Добро пожаловать в Шотландию»

Обобщить лингвострановедческий материал по теме “Шотландия”. Углубить и расширить знания по теме

69.67kb.

17 12 2014
1 стр.


«Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества»

Образовательная: обобщить и углубить знания по проблемам взаимодействия общества и природы на современном этапе

111.34kb.

09 10 2014
1 стр.