Комсомольское районное управление образования
МОУ «Чурачикская средняя школа»
ПЛАН – КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
Подготовка к рецензии на текст Ю.Нагибина «Чистые пруды»
Выполнила:
Мальчикова Татьяна Юрьевна,
учитель русского языка и
литературы МОУ «Чурачикская
средняя школа» Комсомольского
района Чувашской Республики
Село Чурачики, 2007
Тема урока: Подготовка к рецензии на текст Ю.Нагибина «Чистые пруды»
Цель урока: 1) Вырабатывать навыки написания рецензии.
2) Научить работать с текстом и вдумчиво относиться к
слову.
3) Прививать умение находить изобразительно-вырази-
тельные средства и определять стилистические приёмы.
Словарь: Чистые пруды – небольшой район Москвы, улица, бульвар.
Долорес Ибаррури – выдающаяся деятельница испанского и мирового рабочего и демократического движения.
Средоточие – место, где сосредоточено что-нибудь.
Неистовый – необычайно сильный в своём проявлении; яростный; буйный.
ХОД УРОКА
-
Чтение вслух (читает учитель).
-
Чтение про себя.
-
Определение стиля.
-
Художественный стиль, т.к. после прочтения создаётся живая картина, передающая эмоции автора. В тексте много эпитетов, сравнений, метафор…
-
Определение типа речи.
-
Описание, и не только описание места, а скорее всего описание состояния лирического героя, потому что в тексте больше раскрывается сам автор, а не местность.
- Текст представляет собой
лирическую зарисовку – объяснение в любви родному городу, где прошли детство и юность писателя.
- Что такое описание?
-
Это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания – чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании. Характерные элементы описания: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторская оценка, вывод, заключение. Глаголы – несовершенного вида, настоящего времени.
5. Определение темы и идеи.
-
Тема: Счастливые воспоминания о родном городе, месте, где прошли детство и юность лирического героя – описание Чистых прудов.
- Определим микротемы по абзацам:
-
Чистые пруды – средоточие самого прекрасного, что было в детстве. («Я знал там всё…»)
-
Чистые пруды – «чудо первого скольжения».
-
Чистые пруды – «школа природы».
-
Щедрая чистопрудная осень.
-
«Самый сильный образ моей юности».
-
Чистые пруды – «начало начал».
- Обратим внимание на заглавие. Что в нём обычно отражается? Тема или идея? Давайте уточним тему: Чудесная пора детства и юности автора на Чистых прудах.
- Подойдём к основной мысли – идее. Какие слова повторяются очень часто?
-
Чистые пруды, чудо, чудесный, чудеса.
-Перечитаем и запишем начало (вступление) и концовку (заключение): «Чистые пруды – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено моё детство». «Чистые пруды – это исток нашей юности, начало начал».
-
Идея этого текста: Наши истоки должны исходить из начала начал, из наших «чистых прудов». (Записать)
- Какие мысли и чувства появились у вас после знакомства с данным текстом?
-
Хорошая зависть, радость, вдохновение…
- Скажите о своих истоках, о том, какое у вас было детство, какая юность.
- Сделаем вывод: Дай Бог каждому из нас такие Чистые пруды детства, о которых будешь вспоминать с нежностью и бережностью до глубокой старости.
6. Какие изобразительно-выразительные средства и стилистические приёмы помогают автору донести до читателя основные мысли текста?
(Учащиеся работают самостоятельно, подчёркивают и пишут карандашами на тексте)
Тропы: 1) метафоры:
«чудо первого скольжения», «школа природы», «зелёный океан пруда», «пуховые, непрочные шарики», «воздух насыщен Испанией», «Испания была в нашем сердце»…
2) эпитеты: чудеса – «милые», «скромные», букеты – «прекрасные», «печальные», запах – «горький», лицо – «прекрасное», «неистовое»…
3) сравнение: «будто обретаешь крылья».
4) олицетворения: «снегурочки» становятся послушными», «бульвар тонул»…
Стилистические приёмы: 1) анафора:
«Чистые пруды…», «а плаванье…, а смелые…, а теплота…». (Создаётся настроение приподнятости, торжествен-
ности.)
5) синтаксический параллелизм:
«Чистые пруды – это чудо…», «Чистые пруды – это целый мир…», «Чистые пруды – это исток…».
6) лексические повторы: «каждое дерево, каждый куст», «её звуками…, её борьбой, её гневной…»
- Попробуем устно составить вместе текст рецензии.
Домашнее задание: написать рецензию.
РЕЦЕНЗИЯ НА ТЕКСТ
Ю.Нагибина «Чистые пруды»
(Работа ученицы 10 класса Поргуновой Оксаны)
Детство и юность – самая прекрасная пора в жизни каждого человека. И воспоминания о них всегда связаны с местами, где прошли детство и юность. А Нагибин провёл раннюю пору своей жизни на Чистых прудах. Эти места для него очень дороги, потому он и написал о них в своём тексте, чтобы читатели разделили с ним его чувства и вспомнили свою юность.
Стиль данного текста – художественный. Текст обладает признаками художественного стиля. Автор использует эмоциональную лексику («милые, скромные чудеса моего детства»; «как волновала желтизна первого одуванчика»; «а для меня – средоточие самого прекрасного» и т.д.). Также использована конкретная лексика («пруды», «улица», «бульвар», «дерево», «надпись», «город» и т.д.). При чтении этого текста, передо мной встают образ города с Чистыми прудами, образ пруда, где автор ловил рыбу и плавал на лодке, образ автора и образ Долорес Ибаррури.
Тип речи – это описание состояния лирического героя и состояния окружающей среды. Автор описывает своё детство, свои чувства, описывает место, где проходило его детство, которое ему очень дорого. Для того, чтобы текст был ещё лучше, чтобы читатель проникся в него, автор использует эпитеты («милые, скромные чудеса»; «пуховые, непрочные шарики»; «теплота весенней земли»; «несметное богатство»; «чистопрудная осень»; «прекрасные, печальные букеты»; «горьким запахом»; «прекрасное, неистовое лицо»), метафоры («Чистые пруды – средоточие самого прекрасного», «Чистые пруды – чудо первого скольжения», «Чистые пруды – это целый мир», «Чистые пруды - это исток нашей юности, начало начал»…).
Кроме изобразительно-выразительных средств, автор пользуется стилистическими приёмами. В тексте есть анафора: первые три абзаца и последний абзац начинаются с выражения «Чистые пруды». Также наблюдаются лексические повторы («а плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду…»; «её звуками и ароматами, её борьбой, её гневной непримиримостью»).
Чтобы определить тему данного текста, обратимся к микротемам. Семь абзацев – семь микротем: 1) «Чистые пруды – средоточие самого прекрасного»; 2) «Чистые пруды – это чудо первого скольжения»; 3) «Чистые пруды – школа природы»; 4) «Чистые пруды – несметное богатство»; 5)Щедрость чистопрудной осени; 6) «Самый сильный образ моей юности»; 7) «Чистые пруды – начало всех начал». Значит, тема – это чудесная пора детства и юности автора на Чистых прудах. А идея: наши истоки должны исходить из начала начал – Чистых прудов. Действительно, у каждого человека есть «начало начал», где проходят его детство и юность. И потом человек будет вспоминать об этих «Чистых прудах», и они будут ему самыми дорогими Чистыми прудами . (Поргунова О., 10 класс)
Текст
Чистые пруды...Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточие самого прекрасного, чем было исполнено моё детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая»...
Чистые пруды - это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.
Чистые пруды - это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зелёном океане пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом - поймать рыбу в центре города.
А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой -^ это было несметным богатством для городских мальчишек.
Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной листве берёз, осин, клёнов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы, и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.
В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточённых боёв в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, её звуками и ароматами, её борьбой, её гневной непримиримостью. Испания была в нашем сердце.
Чистые пруды - это исток нашей юности, начало начал.
(По Ю.Нагибину)