Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 комбинированного вида
Методическое объединение педагогов ДОУ:
«Занятия углубленно-познавательного типа как основная форма
организации экологического воспитания в ДОУ»
Конспект
интегрированного занятия в старшей группе комбинированной направленности по экологии на тему: «Что мы знаем о белом медведе»
Воспитатель: Богданова Анжелла Александровна
1 квалификационная категория
Декабрь 2012г.
пгт Никель
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
1.Обогащать знания детей о белом медведе: внешнем виде, образе жизни, повадках и способах охоты зимой и летом, о пользе и вреде белых медведей.
2.Формировать представления об образе жизни зверей на Северном полюсе, о приспособлении к среде обитания.
3.Способствовать формированию экологической воспитанности ребёнка: гуманно-целостному отношению к природе: доброжелательности к живым существам; эмоциональной отзывчивости на их состояние, интереса к природным объектам, желание заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
4.Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.
5.Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, творческое воображение.
6.Учить точному употреблению слов, активизировать словарь детей.
7. Развивать умение быстро находить правильный ответ.
8.Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.
9.Способствовать развитию социальных навыков: воспитывать выдержку, умение слушать товарищей, умение работать в группе.
Словарная работа: обогащение словаря словами: «Арктика», «Перси», «хищник»; активизация словаря: «добыча», «жир», «прозрачная», «шерсть», «нюх», «гребёт», «рулит», «передние», «задние», «лапы», «берлога», «тюлень».
Предварительная работа:
Чтение и рассматривание иллюстраций о белых медведях в журнале о жизни дикой природы «Твои весёлые друзья, зверята», выпуск № 10 и в журнале «Дошкольное воспитание» №10 (2001 г.); просмотр мультфильма «Умка»; чтение рассказа Ю.Яковлева «Умка»; просмотр фильма «Белый медведь Перси»; прослушивание аудиозаписей «Колыбельная медведицы» (из мультфильма «Умка») и «Голоса зверей и птиц»; рассматривание картин с изображением белых медведей; сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»; рисование по трафаретам белых медведей.
Материалы для занятий: магнитола; DVD-плеер; телевизор; видеокассета с фильмом «Белый медведь Перси»; аудиокассета с песней А.Ведищевой из кинофильма «Кавказская пленница»; «Детская карта мира»; магнитная доска; модели: существенные признаки зверей (тело покрыто шерстью, четыре ноги (лапы), есть пасть, кормит детёнышей молоком, модель обитания белого медведя – льды и д.р.); карточки с заданиями викторины; карточки с заданием «Найди лишнего» (см. Приложение) и набор цифр от 1 до 8 –на каждого; жетоны с изображением медведей для викторины; медали для награждения победителей викторины; «сладкий приз»; плакат с изображением силуэтов мамы и медвежонка Умки на фоне льдов из мультфильма «Умка»; клей ПВА, белая шерстяная пряжа, кисточки клеевые и ножницы - по количеству детей, темные бусинки для глаз, салфетки; 5-6 старых газет большого формата.
Ход занятия:
(Дети стоят на ковре вокруг «Детской карты мира»)
- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. А вот, о ком мы будем сегодня говорить на занятии, вы догадаетесь, отгадав загадки:
1. Музыкальная загадка, звучит аудиозапись с отрывком из песни А.Ведищевой из кинофильма «Кавказская пленница».
2. Загадка-описание
Крупный зверь, белый зверь,
Хитрый зверь, сильный зверь.
(Белый медведь)
- О ком эти загадки? (ответы детей)
- Сегодня мы с вами поговорим о белом медведе и его образе жизни. Давайте внимательно посмотрим на карту мира, скажите, что на ней изображено белым цветом? (Ответы детей) Белым цветом изображены места, которые покрытые льдом, где холодно и всегда мороз, там и живут белые медведи. А где же всегда бывает холодно? Это Север, Северный Ледовитый океан, Арктика.
- Я предлагаю вам присесть на стульчики и просмотреть отрывок (3 минуты) из фильма о жизни белого медвежонка Перси и вспомнить всё, что мы знаем о белом медведе.
После просмотра задаю вопросы:
- Где живёт? (ответы детей)
- Что спасает его от холода? (ответы детей)
- Умеет ли плавать? (ответы детей)
- Чем питается белый медведь? (ответы детей)
- Как добывает себе пищу? (ответы детей)
- Что помогает ему охотиться? (ответы детей) Белые медведи - всеядные, едят рыбу, яйца птиц, морошку, мох, коренья.
- Давайте подберём модели, которые подойдут белому медведю.
(Дети по очереди подходят к магнитной доске и вывешивают модели, подходящие к белому медведю)
Обобщаю и закрепляю знания детей:
- Почему выбрали карточку-схему, на которой нарисована бутылка молока?
(ответы детей – своих медвежат медведица кормит молоком);
- Почему выбрали схему с нарисованной шерстью?
(ответы детей – теплая пушистая шерсть спасает медведей от лютой зимы);
- Почему выбрали схему с четырьмя лапами?
(ответы детей – у медведей четыре лапы, две передние и две задние) и т.д.
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
Давайте поиграем в игру «Тюлени на островах».
Ход игры:
(Листы белой бумаги разворачиваются и раскладываются по всей группе.)
- Я буду белым медведем, а вам предлагаю превратиться в «тюленей» и поплавать «в море» между «островами». По моему сигналу каждый «тюлень» должен выбраться на отдельный «остров». Каждый раз, пока «тюлени» плавают, я буду убирать один «остров». Так будет происходить до тех пор, пока не останется единственный «остров», на котором все соберутся в одну тесную компанию. (По окончании игры, обнимаю всех детей и хвалю «дружную семью тюленей»)
- А сейчас, давайте пройдём за столы, разделимся на две команды и узнаем насколько вы сообразительны и внимательны. За каждое правильное выполненное задание команда получает жетон.
Вопросы:
1. Где живут белые медведи? Варианты ответа: в Арктике, на Южном полюсе, в Северной Америке.
2. Какой из этих медведей не настоящий? Варианты ответа: Белый медведь, Бурый медведь, Винни-Пух.
3. Какого цвета кожа у белых медведей? Варианты ответа: черного, белого, красного.
4. Новорожденные медвежата размером с… Варианты ответа: моржа, собаку, морскую свинку.
5. Кто ухаживает за медвежатами? Варианты ответа: мама, папа, тётя.
6. Как белые медведи спасаются от мороза? Варианты ответа: надевают теплые свитера, благодаря теплому меху, прыгают, чтобы согреться.
7. Чьё молоко жирнее: коровье или белой медведицы?
8. Чем занимаются белые медведи, когда не охотятся?
9. «Четвертый лишний»
10. Как называется мультфильм про белого медвежонка?
- В заключении подведем итоги викторины. Подсчитывается количество жетонов у каждого игрока.
- Предлагаю вам выполнить аппликацию «Белая медведица». Мы будем осваивать новый приём аппликации – выклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки».
Порядок работы:
Дети выполняют работу, согласовывают свои действия с действиями других: мелко нарезают нитки; на основу силуэтов равномерно, тонким слоем, наносят клей и приклеивают обрезки ниток; из пластилина делают глазки. Когда работа будет готова, и дети полюбуются результатами своего труда, отмечаю дружбу и взаимопомощь во время работы. Все получают сладкий приз конфеты «Мишка на Севере».