Тип урока: ОНЗ
Тема: «Деление дробей. Факториал.»
Основные цели:
1) вывести алгоритм n! факториала и сформировать способность к его выполнению;
2) повторить и закрепить определение, взаимосвязь между умножением и делением, тренировать способность к сокращению дробей.
Оборудование, демонстрационный материал
Сложение и вычитание дробей
Суммой (разностью) дробей является дробь
Привести дроби к НОЗ
Общий знаменатель записать в знаменатель суммы (разности)
Сложить (вычесть) числители и записать ответ
в числитель суммы (разности)
Если возможно, сократить полученную дробь
и выделить и нее целую часть
-
задания для актуализации знаний:
Алгоритм умножения дробей
1) Произведение дробей записать в виде дроби, в числители, которой записано произведение числителей, в знаменателе произведение знаменателей.
2) Если возможно сократить, получившуюся дробь.
3) Найти произведение чисел, стоящих в числителе и чисел, стоящих в знаменателе.
4. Если получилась неправильная дробь, выделить целую часть.
Алгоритм деления дробей
1. Деление заменить умножением.
2. Делитель заменить числом, обратным.
3. Выполнить умножение по известному алгоритму.
Оборудование, демонстрационный материал
№ 1
;
;
;
№ 2.
;
;
;
№3
Алгоритм Факториала
Факториалом числа n называется произведение
всех натуральных чисел от 1 до n:
n! = 1· 2 · 3 · 4 · …· n
(n! читается: «эн факториал» )
|
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать над действиями с обыкновенными дробями.
Организация учебного процесса на этапе 1:
-
– Какие действия с обыкновенными дробями мы научились выполнять? (Сравнивать, складывать, вычитать, умножать обыкновенные дроби и смешанные числа.)
– Вспомните, по какому плану мы изучали тему сложение и вычитание дробей. (Алгоритм сложения дробей.)
– Молодцы! Для успешной работы выполним следующие задания.
-
( Показ презентации Повторение)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание, умножение и деление дробей, сравнение дробей;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти частное дробей.
Организация учебного процесса на этапе 2:
-
Вспомните, по какому плану мы изучали тему умножение, деление дробей.
-
( Показ презентации Повторение)
(1. Сформулируйте определение взаимно обратных чисел. (Числа взаимно обратные, если их произведение равно 1).
2.Сформулируйте взаимно обратных действия. (Сложение и вычитание, умножение и деление.)
-
Вспомните, по какому плану мы изучали тему «Сократить дробь с буквенными выражениями»
Организация учебного процесса на этапе 3:
1). Слайд 2
( Показ презентации Факториал)
- Быль: «Однажды на экзамене…»
Преподаватель: Прочитайте выражение:
Студент: Единица, деленная на два-а-а!..
Плюс единица, деленная на три-и-и!..
Плюс единица, деленная на четы-ы-ыре!...
Преподаватель: Простите, постойте…
Почему вы кричите?
Студент: Нотам же написаны восклицательные знаки?!..
– Как бы вы назвали такие числа? (Варианты детей.)
- Что студенту необходимо знать?
- В чем возникло затруднение?
- Какую цель мы поставим перед собой? (Найти способ решения)
- А, зачем нам нужен, этот способ?
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Сформулируйте тему урока (Показать Алгоритм факториала)
-Запишите тему в тетрадь.
слайд 3 ( Показ презентации Факториал)
– В математике их называют Факториалы
Сформулируйте определение n!
(n! называется произведение всех натуральных чисел. )
– Какую цель мы поставим перед собой? (Найти способ решения примеров с факториалами, не используя определение делимости.)
слайд 4 ( Показ презентации).
– А зачем нам нужен, будет этот способ? (Чтобы научится быстро выполнять решения с дроби.)
– Сформулируйте тему урока. (Факториал.)
– Запишите тему в тетрадь.
Индивидуальное задание.
Вычисли : 2!, 3!, 4!, 5!, 6! Слайд 5 ( Показ презентации).
- Какое задание вы должны были сделать?
-Вы знаете алгоритм факториала?
-Почему данное задание вызвало у вас затруднение? (нехватка времени)
-Чтобы быстро и правильно выполнить задание, что необходимо знать?
(алгоритм факториала)
-Какая цель урока? (Построить алгоритм и научится быстро выполнять задание)
Какой следующий шаг вы должны сделать?(Найти закономерность и ей воспользоваться)
С проверкой Презентация
3) Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: возможность найти по определению умножения и делимости результат первого примера
2) согласовать цель и тему урока: вывести правило сравнения факториала, научиться делить дроби, тема урока: «деление дробей, факториал».
Сравни: а)
и
(
>
) ;
б) 1/59! < 1/49! ; d) 1/n! > 1/(n+3)!
С теми учащими, которые допустили ошибки организовать диалог по локализации затруднения.
– Какой следующий шаг вы должны сделать после проверки работы и фиксации результатов? (Надо найти место ошибки и понять её причину.)
– Что нужно сделать для этого? (Постараться подробно расписать задание, если это не сделано при выполнении работы.)
– Каков может быть результат такой работы? (Можем получить правильный ответ или опять получить не правильный ответ.)
– Если ответ не совпал с образцом, что необходимо сделать? (Определить, какие правила необходимо использовать при выполнении задания и повторить эти правила.)
–Какую цель вы ставите для себя на этом уроке? (Определить причину ошибки и исправить её.)
3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
слайд 6 ( Показ презентации) ½! > 1/3!
1) ¼! > 1/9!; 2) 1/59! > 1/49!; 3) 1/n! > 1/(n+3)!
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Алгоритм факториала
-
Факториал заменить умножением чисел.
-
Выполнить умножение (вычитание) по известному алгоритму.
№ 400 слайд 7 ( Показ презентации)
Приведите к несократимому виду дроби:

;
1)

;
2)

;
3) 5!/3! *4! = 5/3! = 5/6; 4) 8!/4!*4! = 5*6*7*8/4! = 5*2*7 = 70;
5) 12!/5!*7!= 8*7*11=56*11=616
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 5:
№400
слайд 7 ( Показ презентации)
Найти значение разности
№ 400 (6)
2) 1/3! – ¼! = (4-1)/4! = ¾! = 1/8;
4) 1/5! – 1/6! = (6-1)/6! = 1/6*24= 1/144
7. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: нахождение разности дробей;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: сокращение дробей.
Организация учебного процесса на этапе 6:
№
400 (5) 1) ½!=60/5! и 1/5!; 2) 1/3! = 4/4! и ¼!;
3) 1/7! и 1/5! = 42/7!; 4) 1/99! = 100/100! и 1/100!;
(4 учащихся) у доски с проговариванием правила или алгоритма деления дробей.
После проверки по эталону анализируются и исправляются ошибки.
8. Рефлексия деятельности на уроке
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм факториала;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Что нового мы узнали на уроке сегодня? (понятие о факториале)
– С каким правилом тесно связано правило факториал? (С правилом деления и умножения дробей.)
– Проанализируйте свою деятельность на уроке и дайте своей работе оценку.
Домашнее задание
№400 (6) ( Показ презентации)
-
½! + 1/3! + ¼! +1/5! = (60+20+5+1)/5! = 43/60;
-
1/n! -1/(n+1)! = n/(n+1)!
Самоанализ урока
-
Предмет – математика 5 Б класс
-
Учитель – Мирошина Галина Леонидовна.
-
Тема урока «Факториал»
-
Тип урока – изучение нового материала.
-
Цели урока 1) вывести алгоритм n! факториала и сформировать способность к его выполнению; 2) повторить и закрепить определение, взаимосвязь между умножением и делением, тренировать способность к сокращению дробей.
-
Структура урока –
-
Самоопределение к учебной деятельности
-
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание, умножение и деление дробей, сравнение дробей;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
-
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
-
Построение проекта выхода из затруднения
-
Первичное закрепление во внешней речи
-
Включение в систему знаний и повторение
-
Рефлексия деятельности на уроке
-
Приемы и организационные формы, помогающие достичь поставленной цели – закрепление знаний пройденного материала, дидактическое и техническое оснащение урока, при изучении нового материала создание проблемной ситуации, организация самостоятельных работ с проверкой у доски.