Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
День воды.

Методический материал по экологическому воспитанию школьников.



Пояснительная записка.

Данное познавательно- конкурсное занятие предназначено для учащихся 4-5 классов, для расширения и углубления знаний учащихся о влиянии человека на гидросферу, о глобальных экологических проблемах, в целях расширения кругозора учащихся, развития познавательного интереса к предметам естественно - научного цикла. Материал можно использовать для проведения классных часов, занятиях в кружках эколого - биологической направленности, на уроках биологии, химии, физики, географии при изменении соответствующих тем, при работе летнего оздоровительного лагеря, проведения праздника «Международный день воды».

Подготовительная работа к этому занятию незатруднительна, не требует больших затрат времени. Необходимо приготовить наглядный материал « Выставка работ учащихся» (доклады, сценарии, рисунки, фотографии и т. д.), иллюстрации с изображением реки, моря, озера, болота – для оформления зала; учащимся подготовить небольшие выступления о проведенных экспериментах по водоемам своей местности, наблюдениях и математических расчетах по использованию воды. В процессе конкурсных заданий и творческих работ, участникам выдаются жетоны (капля воды), по окончании объявляется победитель « Лучший гидролог». Активные учащиеся награждаются грамотами и призами.

Цели:

1. Доказать, что вода – уникальное природное соединение, активная среда жизни

2. Раскрыть роль воды в жизни растений, животных, человека;

3.Познакомить учащихся с мерами охраны водоемов от загрязнения;

4.Воспитывать бережное отношение к воде как к бесценному дару природы;

5.Способствовать развитию активной позиции в осмыслении природоохранных действий, научно – исследовательской деятельности учащихся по изучению водоемов Новосибирской области.




Ход занятия.

Сегодня на празднике оду поем

Мы тем минералам,

Что в жизни найдем.

Алмазы и золото,

Руды, графит –

все это так важно,

все то что блестит.

Но вот перед нами один минерал,

Который в природе создателем стал –

Всей жизни на нашей планете земной, ни с чем не сравним он своей красотой!

Речная и озерная, родниковая и болотная, артезианская и из арыков, пресная и слегка солоноватая, почти бесцветная и нередко окрашенная в разные тона, теплая и холодная, фонтанирующая кипятком и представленная в виде континентальных льдов, ледников, снежников, пака и линз в вечной мерзлоте, раскинувшаяся почти до горизонта в берегах могучих рек и озер Земли и насытившая воздух невидимыми каплями влаги или кристалликами льда, - эта вода вместе с водой океанов, морей, соленых озер и минеральных источников образует единую водную оболочку Земли – гидросферу.

3/4 всего земного шара занимает вода. Согласно подсчетам ученых пресная вода занимает 2,5 % от общего планетарного запаса, и всего 0,5 % из этого количества человечество может использовать для своих нужд. Судьбы миллионов людей настоящих и будущих поколений зависят от того, как долго этих запасов пресной воды на планете хватит для удовлетворения всевозрастающих потребностей человеческой цивилизации. Учитывая запасы пресной воды на планете, существующие темпы загрязнения водных ресурсов, воды хватит на удовлетворение потребностей человека на 20 – 30 лет. Если бы даже стало возможным ликвидировать все загрязнения, поймать каждую каплю стоков, приблизить воду к людям или людей к воде, если использовать даже весь годовой сток планеты (40 тыс. км.), то при современных темпах роста потребностей в ней, ее хватит на 100 лет. А что дальше? И сегодня вопрос стоит не в том, сколько человечеству осталось, а в том, можно ли еще что- то изменить? И если да, то что?

Пословица гласит: « Мы не ценим воду, пока не иссякнет источник».



Раздел I

Вещество, создавшее планету.

Вода – уникальна, единственный минерал, встречающийся на Земле в таких количествах, и одновременно в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном!

Вода создала климат Земли. Нагреваясь, она поглощает очень много тепла, зато остывая, возвращает его обратно. Аккумулятор тепла: зимой, благодаря такой отдаче, нагревается воздух и все окружающее пространство.

Космический холод давно бы проник на Землю, если бы она не была одета в теплую шубу. Шуба – это атмосфера планеты, а роль теплой ваты выполняют водяные пары. Над пустынями, где водяных паров в воздухе очень мало, земля днем сильно нагревается, а за ночь успевает остыть. Вот почему там происходят такие резкие колебания температуры.

Как известно, при охлаждении почти все вещества сжимаются и только вода расширяется. Если бы она сжималась, лед был бы тяжелее воды и тонул. Вода превратилась бы в лед и атмосфера лишается водяных паров.

Вода обладает высокой скрытой теплотой плавления и испарения. Благодаря этому возможна жизнь в жарком климате. Испаряя воду, и растения, и животные, человек сохраняет температуру тела ниже температуры окружающего воздуха. Вода – лучший растворитель в природе. Все химические реакции в каждой клеточке живого существа протекают между растворенными веществами.

Вода образует прочную пленку, возникающую благодаря сильному притяжению молекул ее самых верхних слоев. Сила поверхностного натяжения воды настолько велика, что может удержать предметы, которые, казалось бы, плавать не должны (стальная иголка, лезвие…). Жизнь многих насекомых связана с поверхностной пленкой ( жук- водомерка; личинки комаров, улитки). Чем чище вода, тем больше нужно усилий, чтобы ее нарушить. Ученые подсчитали: чтобы разорвать столбик d 2,5 см. чистой воды, нужна сила 95 т. Если бы существовало такое озеро на Земле, по его поверхности можно было бы ходить и кататься на коньках.

Раздел I I

Пресная вода, ее использование.

Ежедневное среднее потребление воды:

- питье и приготовление пищи – 7 л

- кран, оставленный открытым – 8 – 20 л в 1 мин.

- принятие ванны – 100 л

- мытье посуды – 40 л (на 4-х человек )

- стирка – до 100 л

- уборка, мытье обуви и др – 44 л

Итого: Минимальное количество воды в сутки для бытовых нужд – 300 – 400 л.

Хозяйственные нужды.

- изготовить 1 т кирпича – 2 т воды

- выплавить 1 т стали – 150 т

- 1 т бумаги – 250 т

- 1 т пшеницы – 1500 т

- 1 т хлопка – 10000 т.

- Вода необходима как транспортная система;

- Растворитель химических красок, многих веществ.

- Работа автомобильного и железнодорожного транспорта.

- Вода используется для дополнительного полива культурных растений, что позволяет получать высокие урожаи хлопка, риса, фруктов на землях, которые раньше считались бесплодными.

В сравнении с данными: житель древнего города Рима тратил в сутки всего лишь несколько литров воды! Используется лишь пресная вода в чистом виде ( демонстрация сосудов).



Раздел III

Состояние водных ресурсов в стране.

Представьте, что 1 л сточных вод приводит в негодность 100 л хорошей воды. Наша страна необычайно богата разными видами пресных вод: реки, озера, подземные воды, ледники.(Загадки из приложения).

В настоящее время в ряде районов сложилась тревожная ситуация, связанная с нехваткой воды или ухудшением ее качества. Необходимо вести постоянную борьбу с загрязнением и истощением природных вод. Уже сейчас затраты на сохранение и воспроизводство качества воды занимает первое место среди всех расходов человечества на охрану природы, а суммарная стоимость пресной воды намного больше стоимости любого другого вида используемого сырья.

Признавая особое значение воды в жизни человечества, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День Воды. В России День Воды – 22 марта – отмечается с 1995 года. В настоящее время наступает прозрение. Люди начинают понимать, что существуют естественные пределы преобразования природы, игнорирование которых ведет в конечном счете к гибели человечества и всего живого на Земле. (Чтение знаков запрещения о разбазаривании воды и загрязнении водоемов).



Раздел IV

Мне сердцу милый уголок…

Раздел V

Викторина « Что мы знаем о воде?»


  • Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего? ( вода)

  • Какая вода нужна людям? (чистая)

  • Название водяных часов, изобретенных 4,5 тыс. лет назад? (клепсидры)

  • Почему нельзя пить воду из реки, озера, пруда?(вредные вещества, болезнетворные микробы)

  • Что входит в воды Мирового океана? (4 океана)

  • Самое многоводное озеро в мире? (Байкал- 23000 куб. км. воды)

  • Какие химические элементы состоят из различных рек?(Индий, радон, нильсборий)

  • Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды?(титан)

  • В каком море не утонет даже не умеющий плавать человек?( в мертвом)

  • Сколько морей на земле? (43)

  • Почему лед легче воды?( плотность льда меньше)

  • В атмосфере какого неметалла вода горит ярким пламенем?(фтор)

  • Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?(ртуть)

  • Что такое «медвяная роса»?( выделение капелек воды через устьица в жаркий день)

  • Назовите растение, которое является хранительницей вод.(ольха)

Где на территории Новосибирской области реки приобретают черты горных?( салаирский кряж)

  • К чему приводит недостаток кислорода в водоеме?(замор рыб)

  • Непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу через атмосферу и с суши в океан?(круговорот)

  • Какая вода самая старая?(минеральная свыше 1 млн. лет)

Приложение

Выдающиеся ученые, писатели о воде.

1 Воде была дана волшебная власть:

Стать соком жизни.



Леонардо да Винчи.

2.« Вода – это не просто минеральное сырье, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства; вода – это действенный проводник культуры, это та живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было».



Академик А.П. Карпинский.

3. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».



Антуан де Сент Экзюпери.

4.«Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно».



Василий Песков.

« Реки можно рассматривать как продукт климата»



А.И.Воейков.

5. « Никакой воды, которая бы не соприкасалась с живыми существами, в океане нет».



В.Г. Богоров.

6. Колыбелью всего живого,

Как известно, была вода,

И сейчас она жизни основа –

Будем помнить об этом всегда!

Ю.П.Саллина.
Пословицы о воде.


  • Где вода, там и жизнь.

  • Земля умирает, если ушла вода.

  • Три вещи человек может созерцать бесконечно:

текущую воду, горящий огонь и плывущие облака.

  • Где вода иссякла, там страна приходит в упадок.

  • Не жуется, но легко глотается.

ЗАГАДКИ

1.Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

(болото)

2.Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.

Он от матери рожден, сам ее рождает.

(лед)

3. Шириною – широко,

глубиною – глубоко.

День и ночь о берег бьется

Из него вода не пьется.

Потому что не вкусна; и горька, и солона.



(море).

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама – зеленая.

(озеро).

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом в самый зной,



ледяной поит водой.

( родник).
ЭТО ИНТЕРЕСНО


  • Во Флориде для выращивания апельсинов, необходимых для получения 1 стакана сока расходуется 50 стаканов воды.

  • Самые крупные капли с небес в d =6,5 мм, несутся вниз на землю со V= 7,5 м/с, большинство капли – круглые.

  • Снежинки имеют ажурную кристаллическую структуру и фактически на 90 % состоят из воздуха.

  • Мировые запасы воды огромны – 1,5 млрд. куб. м, но человек может использовать только около 1 %

  • Каждый куб. км. морской воды содержит тонны золота и других ценных металлов, минералов и соли.

  • Запас воды в кактусе может обеспечить его потребность в воде в течение двух и более лет.

  • В мировой океан ежегодно сбрасывается водами рек более 320 млн.т Fe, 6,5 млн. т. фосфора; На его поверхность выпадает 200 тыс.т. свинца, 5 тыс. т ртути, 9 млн.т. нефти, 18 млрд.т углекислого газа.

  • Если бы растаяли льды в Арктике и Антарктиде, уровень Мирового океана поднялся бы на 50 м.

  • Если выпарить всю воду в океане, то вещества покроют дно слоем 60 м.

  • На острове Мадагаскаре растет бутылочное дерево, которое накапливает воду более 1 т., ее хватит на целый год.

  • На каждого жителя России приходится 2,5 кв. м. площади озер.

  • Взрослый человек весом 70 кг в течение жизни(60-70 лет) потребляет 64 т воды. При этом вода в организме сменяется в среднем за 17 дней. Таким образом, современное человечество- 6 млрд. людей- нуждается ежегодно в 5, куб. км. только для удовлетворения физиологических потребностей.

  • Для того, чтобы создать массу органического вещества, требуется ежегодно около 1 тыс. куб.км.воды. Можно утверждать, что гидросфера – это продукт живых организмов, среда, которую они создали сами для себя.

День воды. Методический материал по экологическому воспитанию школьников

Занятие предназначено для учащихся 4-5 классов, для расширения и углубления знаний учащихся о влиянии человека на гидросферу, о глобальных экологических проблемах, в целях расширен

92.43kb.

10 09 2014
1 стр.


Экологическое воспитание младших школьников

Экологический театр как одна из форм внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников

23.51kb.

12 10 2014
1 стр.


Отчет по экологическому воспитанию учащихся. Цель экологического воспитания школьников

Ежемесячно проводили экологические субботники по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории

37.29kb.

23 09 2014
1 стр.


Научно-методическая работа

Подготовить творческую работу по популяризации литературы по экологическому воспитанию в библиотеке

328.23kb.

09 09 2014
1 стр.


Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию запомните правила! Охрана растений

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком

19.38kb.

27 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка в процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой

Трогательные отношения с окружающим нас миром должны закладываться в ребенке с детства и распространяются в дальнейшую взрослую жизнь

114.42kb.

11 09 2014
1 стр.


Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения

Информация о школе и анализ результативности и качества по обучению, развитию и воспитанию школьников

4066.94kb.

16 12 2014
26 стр.


22 апреля Международный день Земли

Международный день Земли праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он мо

17.17kb.

09 09 2014
1 стр.