Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Ф КГМУ 4/3-06/02

ИП №6 от 14 июня 2007 г.

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра патологической анатомии и судебной медицины



Методические рекомендации для практических занятий


Тема: Деструктивные заболевания легких. Морфологическая характеристика, исходы и осложнения. Причины смерти. Особенности у детей.
По дисциплине РА 3210 «Патологическая анатомия -2»

Для специальности «Общая медицина» - 5B130100

Курс 3

Составитель: ___асс. Ким Н.Б .

Караганда 2012

Тема: Деструктивные заболевания легких. Морфологическая характеристика, исходы и осложнения. Причины смерти. Особенности у детей.
Цель: Научиться диагностировать специфические и неспецифические деструктивные заболевания легких на основании данных патоморфологического исследования.


  • Задачи обучения:

- знать патологическую анатомию различных клинико-морфологических форм туберкулеза

- уметь осуществлять морфологическую дифференциальную диагностику острого и хронического абсцесса

- уметь диагностировать гангрену легкого по макроскопической картине


  • Основные вопросы темы:

- туберкулез, определение, морфогенез, классификация

- понятие убиквитарности

- патоморфология первичного туберкулеза

- патоморфология гематогенного туберкулеза

- патоморфология вторичного туберкулеза

- исходы, осложнения и причины смерти при туберкулезе

- абсцесс, определение, морфогенез, виды, исходы



- гангрена легкого, определение, морфогенез, исходы



  • Методы обучения и преподавания: традиционные - работа с макропрепаратами (описание) и гистологическими препаратами по патологии дыхательной системы (микроскопия, зарисовка, описание), таблицами, атласом, микрофотографиями. разбор основных вопросов темы, решение ситуационных задач, тестирование.


Литература

Основная:

  1. Струков А.И. Патологическая анатомия: Учебник / А.И.Струков, В.В.Серов. – М.: Литтерра, 2010. – 848с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

Дополнительная:

  1. Шевченко Н.И. Патологическая анатомия: Учеб. пособие для медвузов / Шевченко Н. И., Муканова Ж..И. - М.: Владос, 2005. - 285 с.

  2. Роуз А.Г. Атлас патологии / пер. с англ. под ред. М.А. Пальцева, Е.А. Коган. – ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 576с.

  3. Пальцев М.А. Патология: Учебник (в 2-х томах)/ М.А.Пальцев, В.С.Пауков. - М.: Гэотар-Медиа, 2010. – 1000с.

  4. Тусупбекова М.М. Проведение клинико-патологоанатомических конференций и работа комиссии по изучению летальных исходов: Метод.рекомендации/ Тусупбекова, М.М. - Караганда : КГМА, 2007. - 46 с.

  5. Тусупбекова М. М. Основы гистологической техники и методы гистологического исследования аутопсийного, операционного и экспериментального материала: Метод. реком./ Тусупбекова М.М. - Караганда, 2005. - 47 с.

  6. Тусупбекова М. М. Принципы составления клинического и патологоанатомического диагнозов согласно требованиям МКБ 10-пересмотра. Логика и структура диагноза.: Учебно-метод. пособие/ Тусупбекова М. М. - Караганда, 2005. - 50 с.

  7. Тусупбекова М. М. Руководство по клинической патоморфологии: Учебно-метод. пособие/ Тусупбекова М.М. - Караганда, 2009. – 198 с.




  • Контроль

  • Тесты входного контроля:

1. Укажите, наиболее частый путь заражения туберкулезом:

  1. аэрогенный

  2. контактный

  3. половой путь

  4. алиментарный

  5. через укусы насекомых

2. Определите, локализацию первичного туберкулезного комплекса:

  1. печень

  2. сердце

  3. легкие

  4. головной мозг

  5. селезенка

3. Укажите, при какой клинико-анатомической форме туберкулеза поражаются лимфатические узлы:

  1. туберкулема

  2. первичный туберкулезный комплекс

  3. цирротический туберкулез

  4. острый кавернозный

  5. фиброзно-кавернозный

4. Назовите преимущественный путь распространения инфекции при вторичном туберкулезе:

  1. лимфогенный

  2. гематогенный

  3. лимфожелезистый

  4. бронхогенный

  5. переневральный

5. Укажите, какая форма туберкулеза осложняется амилоидозом:

  1. милиарный туберкулез

  2. инфильтративно-пневмонический туберкулез

  3. острый кавернозный туберкулез

  4. туберкулез кожи

  5. фиброзно-кавернозный туберкулез

6. Назовите очаг, оставшийся после заживления первичного туберкулезного аффекта:

  1. очаг Абрикосова

  2. очаг Симона

  3. очаг Гона

  4. очаг Ашоффа - Пуля

  5. очаг Ассмана - Редекера

7. Укажите вероятную причину уремии при фиброзно-кавернозном туберкулезе легких:

  1. острый некронефроз

  2. кавернозный туберкулез почек

  3. милиарный туберкулез почек

  4. вторично-сморщенная почка

  5. амилоидоз почек

8. Укажите форму прогрессирования первичного туберкулеза, при которой развивается первичная легочная чахотка:

  1. гематогенной

  2. рост первичного аффекта

  3. лимфожелезистой

  4. бронхогенной

  5. смешанной

9. Определите морфологию первичного туберкулезного аффекта:

  1. туберкулезная гранулема

  2. очаг экссудативно-казеозной пневмонии

  3. очаг продуктивного воспаления

  4. очаг серозного воспаления

  5. очаг петрификации

10. Назовите заживший очаг реинфекта Абрикосова при туберкулезе:

  1. очаг Симона

  2. очаг Гона

  3. очаг Ашоффа-Пуля

  4. очаг Ассмана-Редекера

  5. туберкулема


Клинический случай

У больного, страдавшего туберкулезным бронхоаденитом при рентгенологическом исследовании обнаружена полость в 3 сегменте правого легкого под плеврой.

Вопросы:

1. О каком туберкулезе идет речь: первичном, гематогенном, вторичном?

2. как называется полость?

3. С чем связано образование полости?

4. Какую еще форму туберкулеза напоминает данное заболевание?

А.Опишите микроскопическое строение туберкулезной гранулемы.

Б. Что такое патоморфоз?

В. Что такое очаг Симона?


Описание и зарисовка макро- и микропрепаратов:


  • Диагностировать «Первичный туберкулезный комплекс» по макроскопической картине. Назвать компоненты комплекса и дать подробную характеристику.

  • Диагностировать «Первичный туберкулезный комплекс» по микроскопической картине. Под малым увеличением микроскопа найти под плеврой очаг казеозного некроза. Под большим увеличением определить характер окружающей его гранулематозной ткани.

  • Диагностировать туберкулез лимфатического узла по микроскопической картине. В ткани лимфатического узла видны очаги казеозного некроза, окруженные гранулемами, которые построены из эпителиоидных, лимфоидных и гигантских клеток Пирогова-Лангханса.

  • Диагностировать по микроскопической картине заживший туберкулезный аффект в легком. Изучить микропрепарат «Заживший первичный туберкулезный аффект». Очаг казеозного некроза окружен соединительнотканной капсулой, во внутреннем слое которой видна кость с костным мозгом. В некротических массах имеются отложения извести синего цвета.

  • Диагностировать лимфожелезистую форму прогрессирования первичного туберкулеза по макроскопической картине. Изучить макропрепарат «Туберкулез лимфатических узлов». Лимфатические узлы увеличены, спаяны между собой, плотной консистенции, на разрезе представлены желтовато-серыми крошащимися казеозными массами.

  • Диагностировать милиарный туберкулез легких по макроскопической картине. Изучить и описать макропрепарат «Милиарный туберкулез легких». Обратить внимание на размеры легкого, степень воздушности, количество, цвет, размеры и вид очагов.

  • Диагностировать милиарный туберкулез легких по микроскопической картине. Изучить и описать микропрепарат «Милиарный туберкулез легких». Под малым увеличением микроскопа определить количество и размеры туберкулезных очагов в легочной ткани. Под большим увеличением – изучить строение и клеточный состав очагов.

  • Диагностировать по макроскопической картине туберкулезный спондилит. Определить состояние тел позвонков и межпозвоночных дисков, вид полости и характер деформации позвоночного столба.

  • Диагностировать «Фиброзно-кавернозный туберкулез легких» по микроскопической картине. Охарактеризовать зажившие туберкулезные очаги, состояние легочной ткани вокруг этих очагов, а также экссудативно-некротические проявления обострения процесса.

  • Диагностировать «Фиброзно-кавернозный туберкулез легких» по макроскопической картине. Обратить внимание на наличие полости в верхушке легкого, характер ее стенок, отметить вид содержимого полости, сообщается ли она с бронхом. Описать состояние окружающей легочной ткани.


Примечание: описание макро- и микропрепаратов осуществляется по предложенному алгоритму, который в виде таблиц находится во всех учебных комнатах кафедры. Зарисовку и написание заключения по препаратам студенты делают в тетрадях для практических работ.

Деструктивные заболевания легких. Морфологическая характеристика, исходы и осложнения. Причины смерти. Особенности у детей

Цель: Научиться диагностировать специфические и неспецифические деструктивные заболевания легких на основании данных патоморфологического исследования

70.32kb.

10 09 2014
1 стр.


Вопросы к сессионному зачету по частной патологической анатомии головы и шеи для студентов

Кариес. Этиология, патогенез, стадии развития процесса и их морфологическая характеристика, исходы, осложнения. Особенности кариеса у детей

37.4kb.

15 12 2014
1 стр.


Тематический план практических занятий для студентов vi-го курса

Осложнения острого аппендицита. Классификация. Стадии течения. Принципы лечения. Особенности интенсивной терапии. Перитониты у детей. Причины. Патогенез. Классификация. Клиника. Ди

28.25kb.

17 12 2014
1 стр.


Туберкулез. Сепсис. Сифилис

Цель: Научить определять этиологию, патогенез, классификацию, морфологическую характеристику туберкулеза, сифилиса и сепсиса; основные осложнения и причины смерти

67.29kb.

10 10 2014
1 стр.


Хронические неспецифические заболевания легких

Хроhические hеспецифические заболеваhия легких перечислите болезни включенные в эту группу

61.91kb.

10 10 2014
1 стр.


Занятие №12 методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине

Анатомические и функциональные особенности органов дыхания у детей. Сегментарное строение легких. Методика исследования и семиотика поражения органов дыхания у детей. Частота дыхат

104.73kb.

11 10 2014
1 стр.


«Острое воспаление»

Цель занятия. Изучить этиологию и патогенез острого воспаления, морфологическую характеристику, осложнения и исходы видов экссудативного воспаления

217.2kb.

14 12 2014
1 стр.


Коклюш Содержание: Причины коклюша Кто болеет коклюшем Симптомы коклюша Развитие коклюша Осложнения Лечение коклюша а народные средства; б травяные сборы; в лечение коклюша у детей; Профилактика коклюша Диета от коклюша Коклюш

Опасное инфекционное заболевание дыхательных путей. Очень опасен для детей младше 2 лет. Путь распространения коклюша — воздушно-капельный, он передается от больного или здорового

100.64kb.

25 09 2014
1 стр.