Перейти на главную страницу
Ставропольская государственная медицинская академия
Кафедра детских болезней лечебного и стоматологического факультетов
«Утверждаю»
заведующий кафедрой
______________________
«_____»___________ 20 г.
Занятие № 12
по учебной дисциплине «Педиатрия»
со студентами 4 курса специальности «Стоматология».
Раздел «Детские болезни».
Тема №12. «Анатомические и функциональные особенности органов дыхания у детей. Сегментарное строение легких. Методика исследования и семиотика поражения органов дыхания у детей. Частота дыхательных движений в зависимости от возраста. Типы дыхания. Синдром дыхательной недостаточности. Кашель у детей».
протокол №
Методическая разработка составлена ассистентом кафедры, к.м.н. Воронкиной Е.Н.
«______»_______________ 20 г.
Ставрополь, 20 г.
2. Актуальность темы (мотивация): на каждом возрастном этапе жизни ребенку свойственны особые морфологические, физиологические и психологические качества. Поэтому знание клинической анатомии и физиологии детей различного возраста является основой понимания своеобразия методов исследования и оценки получаемых результатов.
Болезни органов дыхания у детей всегда находятся в центре внимания педиатров, прежде всего из-за высокой заболеваемости. Не будет преувеличением сказать, что из каждых трех детей, обращающихся к врачу, двое предъявляют те или иные респираторные жалобы.
3. Учебные и воспитательные цели:
Анатомо-физиологические особенности респираторного тракта
Респираторный тракт представляет собой целый комплекс структур, одними из важнейших функций которых являются распределение воздуха для обмена газов, доставка кислорода и выведение углекислого газа. К моменту рождения система органов дыхания еще недостаточно сформирована, ее развитие и дифференцировка продолжаются вплоть до юношеского возраста.
У детей раннего возраста носовые ходы узкие, нижний носовой ход формируется к 4 годам, раковины толстые. Слизистая оболочка нежная, богато васкуляризирована, поэтому даже небольшой отек при развитии ринита затрудняет дыхание через нос и сосание материнской груди. Кавернозная (пещеристая) ткань в подслизистой оболочке развита недостаточно, что объясняет редкость носовых кровотечений у детей.
Придаточные пазухи носа к рождению недостаточно развиты; частично сформированы гайморовы, этмоидальная (решетчатая) и сфеноидальная пазухи, но они имеют очень малые размеры. Лобная пазуха отсутствует. Эти особенности определяют редкость синуситов у детей раннего возраста. Полностью все пазухи развиваются к 15 годам.
Глотка у новорожденного сравнительно узкая. Лимфоидное кольцо развито слабо. После года небные миндалины выходят за пределы дужек, однако крипты в них развиты слабо, в связи с чем ангины у детей раннего возраста наблюдаются редко.
Грудная клетка новорожденного выпукла, саггитальный размер почти равен поперечному. Общая форма грудной клетки новорожденного бочкообразна или цилиндрическая. Постепенно передне-задний размер ее уменьшается. Внутренняя поверхность грудной клетки покрыта париетальной плеврой, которая плотно примыкает к ребрам и передней поверхности диафрагмы, а затем переходит на средостение. В норме париетальная и висцеральная плевры разделены лишь небольшим количеством жидкости, достаточным для безболезненных скользящих движений во время увеличения и спадения легких. При патологических состояниях эта полость может содержать газ ( пневмоторакс) или жидкость ( плевральный выпот ), кровь ( гемоторакс ) или гной ( пиоторакс, эмпиема). Воспаление плевры вызывает болезненные движения во время дыхания.
У детей по сравнению со взрослыми ребра соединены с позвоночником в более горизонтальном положении – почти под прямым углом. Эпигастральный угол тупой. Грудная клетка новорожденного постоянно находится как бы в состоянии вдоха, что в сочетании со слабостью дыхательной мускулатуры объясняет малые экскурсии грудной клетки и поверхностный характер дыхания. Тип дыхания у детей раннего возраста в основном диафрагмально-абдоминальный.
Диафрагма у новорожденных не может сокращаться так же быстро и мощно, как у более старших детей, и обладает меньшими возможностями для восстановления при утомлении.
Растяжимость легочной ткани уменьшается с возрастом в связи с развитием эластических структур, поэтому вентиляция становится более эффективной. Растяжимость определяют два главных фактора: альвеолярное поверхностное натяжение, которое определяется количеством и качеством сурфактанта, и эластичность (способность легких вернуться к первоначальному состоянию после вдоха ).
Трахея состоит из 14 –20 хрящевых полуколец, соединенных сзади у детей фиброзной перепонкой вместо эластической замыкающей пластины у взрослых. Мягкость хрящей трахеи, слабое развитие эластической ткани и ее большая подвижность могут приводить к ее щелевидному спадению и возникновению шумного храпящего дыхания – стридору.
Бронхиальное дерево к рождению уже сформировано. Основу бронхов также составляют хрящевые полукольца, соединенные фиброзной перепонкой. Трахея разделяется на правый и левый главные бронхи. Правый бронх является продолжением трахеи, поэтому инородные тела при аспирации чаще попадают именно в правый бронх.
Слизистая оболочка малых бронхов и бронхиол нежная, богата кровеносными сосудами, покрыта тонким слоем слизи, выстлана цилиндрическим многорядным эпителием. Слизистая оболочка крупных бронхов выстлана реснитчатым эпителием, обеспечивающих эвакуацию слизи, частичек пыли и бактерий, попавших в легкие с воздухом.
У новорожденных дыхательные пути содержат очень мало гладкой мускулатуры, но у детей 4 – 5 месяцев мышечная ткань уже достаточно развита. Из-за недоразвитости мышечной и эластической тканей у детей раннего возраста явления спазма бронхов менее выражены, а бронхиальная обструкция связана с отеком слизистой оболочки и продукцией вязкого секрета.
Легкие у детей, как и у взрослых имеют сегментарное строение. Через многочисленные альвеолярные структуры происходит обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровотоком. Число альвеол быстро увеличивается с возрастом за счет их формирования из саккулюсов (мешочков); к 12 годам их приблизительно в 9 раз больше, чем у новорожденных, что значительно расширяет дыхательную поверхность. Кроме того, развиваются коллатеральные пути вентиляции, включая поры между альвеолами и бронхиолами.
Легкие у детей первых 2 лет жизни богаты соединительной тканью, обильно кровоснабжаются, эластическая ткань развита слабо, вследствие чего они менее воздушны и более полнокровны, чем у взрослых. Эти факторы предрасполагают к обструкции и развитию ателектазов. Легкость развития ателектазов обусловлена также недостаточным количеством сурфактанта, что может быть одной из причин нерасправления легких у недоношенных детей.
Правое легкое имеет три доли: верхнюю, среднюю и нижнюю; левое – две –верхнюю и нижнюю. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Спереди слева расположена верхняя доля, справа – верхняя и средняя ( граница между ними проходит по 4 ребру). Сбоку справа определяются все 3 доли, слева – 2 доли. Сзади с обеих сторон расположены верхняя и нижняя доли, граница между которыми проходит по линии пересечения, начинающейся от 3 грудного позвонка до задней подмышечной линии и 4 ребром. В правом легком различают 10 сегментов, в левом – 9 сегментов. Сегментарное строение легких нередко обусловливает особенности локализации легочных поражений и учитывается при оперативных вмешательствах на легких. Каждый сегмент имеет самостоятельную вентиляцию, концевую артерию и отграничен от других сегментов перегородками из эластической соединительной ткани.
Средостение у детей относительно больше, чем у взрослых. В верхней своей части оно заключает трахею, крупные бронхи, артерии, вены, нервы ( блуждающий нерв – вагус, симпатический, возвратные нервы и др.), вилочковую железу ( тимус ) и лимфатические узлы. В нижней его части находятся сердце, сосуды и нервы.
Под внешним дыханием подразумевают обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких. В настоящее время оценка функции внешнего дыхания проводится по следующим группам показателей:
Основные синдромы поражения дыхательной системы:
9.1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки;
9.2. Восстановите приобретенные на предыдущих курсах и ранее изученным темам знания;
9.3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия;
9.4. Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач;
9.5. Обратите внимание на возможные ошибки при постановке дифференциального диагноза;
9.6. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания.
10.Методическое обеспечение: таблицы, схемы, тесты, ситуационные задачи, выписки из историй болезни, анализы крови, спирограммы, иммунограммы, рентгенограммы, кривые пикфлуометрии, бронхограммы.
Тема №17 «Особенности формирования иммунитета у детей. Понятие об иммунодефицитных состояниях иммунокоррекции. Календарь профилактических прививок»
01 10 2014
1 стр.
Занятие 2: “Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий по контролю и защите продуктов питания, пищевого сырья, воды и организация их санитарной экспертизы в чс”
11 09 2014
1 стр.
Анатомические и функциональные особенности органов дыхания у детей. Сегментарное строение легких. Методика исследования и семиотика поражения органов дыхания у детей. Частота дыхат
11 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Занятие №2. Соматосенсорный анализатор. Вкусовая, обонятельная сенсорные системы
15 09 2014
1 стр.
Тема №8 афо костной и мышечной системы у детей. Методика исследования больного с поражением костно-мышечной системы. Патологические состояния костно-мышечной системы. Рахит: этиоло
06 10 2014
1 стр.
Занятие № Физиологические особенности скелетных и гладких мышц. Энергетика мышечного сокращения
25 12 2014
1 стр.
Занятие № Слуховая, вкусовая, обонятельная сенсорные системы. Интерорецепция. Физиология боли. Антиноцицептивные системы. Кожная сенсорная система
15 09 2014
1 стр.