Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

р.п. Первомайский Тамбовской области



Дидактические материалы

по литературе

(М.А.Шолохов, 11 класс)

Подготовила учитель русского языка и литературы



Халяпина Лариса Николаевна

РОМАН «ТИХИЙ ДОН»

Роман был назван главной книгой XX века

Шолохов писал свою главную книгу в течение 15 лет (1925—1940). Роман был задуман как эпическое полотно о народных судьбах в период двух войн и двух революций. Существует всего два произведения такого крупного масштаба: где частное сливается с общим, где жизнь выдуманных персонажей переплетена с реальными историческими событиями и лицами, где показан и осмыслен ши­рокий срез эпохи; это — «Тихий Дон» и «Война и мир» Л. Н. Толстого. В 1965 г. Шолохов был удостоен за роман «Тихий Дон» Нобелевской премии.



Название и эпиграфы

Образ Тихого Дона — символ народной жизни, родины. В песнях исстари Дон называли «славный тихий Дон», «ты наш батюшка, тихий Дон». Фольклорно-песенное название и эпиграфы отражают замысел автора — показать жизнь донского казачества с его традициями, культурой и диалектными особенностя­ми языка.

Эпиграфы (два ко всему роману и один к третьей книге) — тоже цитаты из старинных казачьих песен. Все эпиграфы — своеобразная лирическая «предыс­тория», уходящая в глубь веков. Постоянный повторяющийся эпитет «тихий» приобретает контрастный трагический смысл на фоне происходящих в романе бурных событий.

Первый эпиграф — сокращённый вариант песни «Дон после войны», в кото­рой рассказывается о любви к «славной землюшке» и к «батюшке тихому Дону» и звучат жалобы на тяжёлую казачью долю.

Во втором эпиграфе создан образ «возмутившейся реки» — в фольклоре это символ тревог и волнений.

В третьем — помутнение Дона объясняется не природными явлениями, а соци­альными: «Дон отпустил своих сынов на войну». Эпитет по отношению к Дону «тихий» здесь имеет значение «спокойный, мирный».

Композиция

Историческая основа романа подчёркнута делением его на части. Роман состо­ит из 4 книг и 8 частей, многие части имеют точное указание на время действия. Действует принцип композиционной двуплановости: как и в «Вой­не и мире» Л. Толстого, картины мира здесь перемежаются с картинами воен­ных действий.



Дон — казацкая вольница

Действие романа сосредоточено в одной из наиболее сложных провинций Рос­сии — на Дону. Дон — это казацкая вольница, место, куда бежали крепостные крестьяне, ставшие здесь свободными казаками. Именно казаки являлись главной движу­щей силой народных восстаний на Украине в XVI—XVII вв. и крестьянских войн в России в XVII—XVIII вв. (можно вспомнить Запорожскую Сечь из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»), К началу XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астрахан­ское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское). Ка­зацкое население тогда составляло 4,4 млн. человек и владело 63 млн. десятин земли. В Первую мировую войну воевало около 300 000 казаков. В 1920 г. казачество как сословие было упразднено. В 1936 г. были созданы донское, кубанское и терское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне. Во все времена в характере казаков главным было особое уважение к свободе, стремление к независимости.



Изображение донского казачества

«Тихий Дон» — прежде всего книга о донском казачестве с его особой культу­рой, традициями, диалектными особенностями языка, о некогда вольных лю­дях, сохранивших особое уважение к свободе. Шолохов стремился показать казачество как целый мир, а за его историческими судьбами — судьбу народа России.

В романе много эпизодов, которые рассказывают о старинных казацких обыча­ях. Почти все они связаны с Доном. В начале Гражданской войны один из подтёлковцев, Минаев, вспоминает старинный обычай одаривать Дон после окончания службы. Переезжая реку, машинист всегда замедляет ход, а казаки с криками «Дон! Наш Дон! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец!» бросают с моста в воду фуражки, шинели и т. д.

Аксинья с бабкой Дроздихой выполняет магические действия от «присухи» — от тоски по Григорию. Она плещет через плечо донской водой. Подробно описаны в романе этапы казачьей свадьбы Григория и Натальи сватовство, смотрины, сговор, поезжание. Запоминается сцена споров между отцами молодых. Согласно обычаю, отец невесты требует от жениха богатых нарядов, хотя у Натальи их в избытке (шуба, два шерстяных платья, гетры с галошами, шёлковый платок). Для Мелеховых это разорение, для Коршуно­вых — уважение обычаев.

С юмором Шолохов изображает, как красноармеец Мишка Кошевой, по обычаю служивых, въезжает на хутор, украсив уздечку коня металлическими шарами, снятыми с купеческой кровати. Все эпизоды содержат этнографически детали, которые помогают понять характеры казаков.

«ТИХИЙ ДОН» - РОМАН-ЭПОПЕЯ

Действующие лица

В период великих потрясений в России в романе показаны судьбы мно­гих людей. Исследователь С.Н.Семанов создал алфавитный перечень персонажей — их оказалось 699 человек (это больше, чем в «Войне и мире»). Среди них есть подлинные исторические деятели: генералы Л.Корнилов, А.Каледин, П.Краснов, казаки Подтёлков, Крывошлыков, Фомин. Основные герои вымышлены: семьи Мелеховых, Коршу­новых, Астаховых, Листницких, Кошевых, Моховых и др. Вымышлен и сам хутор Татарский. В типичных образах казаков Шолохов обобщил выразительные черты русского народа, широкий круг действующих лиц представляет людей самых разных социальных прослоек. Важное место занимают в романе женские образы: Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и др.



Массивный охват событий

Широта художественного пространства тоже характерна для романа-эпопеи. Шолохов изобразил не только донские хутора и станицы, но и Москву, Петроград, Новочеркасск, Восточную Пруссию, Могилёв, Ростов, Но­вороссийск. События романа охватывают большой период жизни Рос­сии; с мая 1912 г. по март 1922 г., когда на Дону уже отгремела Граж­данская война. В романе отражены и драматические события народной жизни, и многие человеческие судьбы. Перед читателем проходят тыся­чи обыденных сюжетов: сватовство, похороны, проводы на военную службу, военные будни, цикл сельскохозяйственных работ, патриархальные и личные отношения героев.



Проблематика

Основная проблематика раскрывается в противопоставлении человече­ского быта донских казаков античеловечности войны. Трагедия русского народа в эпоху страшного перелома показана "писателем через судьбы донских казаков и конкретно через жизненный путь Григория Мелехова. Подчёркивается трагизм братоубийственной Гражданской войны. Вой­на — главная причина распада старого жизненного уклада, она принесла в казачий мир разруху и запустение. Объективно изображая противобор­ствующие стороны, автор сочувствует Григорию Мелехову и изображает Гражданскую войну как трагедию всего народа.



ОБРАЗ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА

Прототип героя

У Григория Мелехова существует прототип — это казак хутора Базки Харлампий Васильевич Ермаков, человек редкой храбрости. Шолохов утверждал, что для создания образа Григория Мелехова он использовал лишь период его военной службы. Многие литературоведы пришли выводу, что в шатаниях и метаниях Мелехова есть много автобиографических черт автора романа.



Изображение героя в начале рассказа

У героя запоминающаяся внешность: «Такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей».

Григорий вспыльчив, диковат. Автор обращает внимание на волчий оскал зубов своего героя и в гневе, и в улыбке. Как истинный казак, он прекрасный наездник (на скачках за джигитовку взял первый приз) хорошо поет. Перед нами работящий, любящий свой труд земледелец и будущем прекрасный воин.

Черты народности и самобытности

Истоки характера героя — в историях его семьи, в его генетических качествах, а это — гордость, смелость и стремление к свободе. Уличное прозвище Мелеховых — Турки. Это гордые, независимые, способные на большие чувства люди. Главные их человеческие достоинства — доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие. Григорий Мелехов храбр до отчаяния, честен и совестлив, но заметно в нем и стихийное начало, взятое от среды.



Неординарная натура и яркая индивидуальность

Несмотря на все свои сомнения и метания, герой никогда не лгал самому себе. В романе много его внутренних монологов, это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор. Григорий искренен и честен в мыслях и поступках. Он способен принимать трудные решения (уход из родной станицы, разрыв с Подтёлковым). Война развращает людей, провоцирует их на поступки, которые в обычных условиях они никогда бы не совершили, но у Мелехова есть нравственный стержень, который ни разу не позволил ему совершить подлость.



Судьба героя — составная часть судьбы донского казачества и судьбы России

Через все испытания века прошёл этот человек: Первая мировая война, Граж­данская война, революция, контрреволюция, уничтожение казачества. Колесо истории проехалось по каждой отдельной человеческой судьбе. У Григория Ме­лехова были свобода, любовь, счастье, но всё это рухнуло. Описывая судьбу своего героя, Шолохов подчёркивает, что история классовых битв делает не­возможным простое человеческое счастье.

Исследуя причины «огрубения» души Мелехова, писатель отражает внутреннее состояние человека, прошедшего через смерть и кровь. Образ главного героя как типичной личности концентрирует в себе основной исторический и идей­ный конфликт произведения. Григорий переживает сложную духовную эволю­цию.

В финале романа перед нами раньше времени постаревший, многое повидав­ший и одинокий человек, переживший трагедию и оказавшийся перед неизве­стностью.



Основа характера героя – стремление к нравственной истине

Григорий мечется от красных к белым — его метания и составляют художе­ственное пространство романа. Он ищет правду, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». Но такой правды он не нашёл ни у красных, ни у белых. На своём пути герой встречает людей, которые оказывают на него влияние — Штокман, Чубатый, Гаранжа, Изварин, Подтёлков, — но оно не столь значи­тельно, чтобы сбить его с пути или куда-то направить. Мелехов ищет правду сам, его поиски мучительны и трудны, герой проходит через страшные испы­тания.

И в личной жизни, и в обществе он все время находится в положении «между» и должен делать трудный выбор:

между старым и новым (Мелехов следует традициям казачества и бросает вызов традиционному укладу жизни — уходит из родной станицы);

между миром и войной (герой смел и мужественен в сражениях, но пони­мает противоестественность войны: «моими руками работать надо, а не вое­вать»);

между Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье борется с любо­вью к семье, жене, детям);

— между красными и белыми.

Стремления героя к нравственной истине обречены на трагический исход: «За что же ты, жизнь, так меня искалечила? За что так исказнила?»



ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА

Уход с Аксиньей из родного хутора

Аксинья Астахова — замужняя соседка Мелеховых, которую полюбил Григорий. Герой бунтует против своей семьи, осуждающей его, женатого человека за связь с Аксиньей. Он не подчиняется воле отца и уходит из родного хутора вместе с Аксиньей, не желая жить двойной жизнью. Они становятся наёмными работниками у помещика Листницкого.



Война 1914 года

Первый бой Григория и первый убитый им человек. Тяжёлые душевные переживания героя. На войне он получает не только Георгиевский крест, но и опыт. События этого периода заставляют его задуматься о жизненном устройстве.



Революция

Казалось бы, революции и совершаются именно для таких, как Григорий Мелехов. Он вступил в Красную Армию, но не было у него в жизни большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царили бесправие и насилие.



Казачий мятеж против красных

Григорий принимает в нём участие в качестве казачьего офицера.



У красных в коннице Будённого

Вновь оказавшись у красных, герой вновь испытывает разочарование. В своих шатаниях от одного политического лагеря к другому Мелехов стремился найти ту правду, которая ближе его народу.



В банде Фомина

По иронии судьбы, оказавшись в банде, Григорий думает, что бандиты – это и есть свободные люди. Но и здесь он чувствует себя чужаком. Мелехов оставляет банду, чтобы забрать Аксинью и бежать с нею на Кубань. Но гибель Аксиньи от случайной пули в степи лишает Григория последней надежды на мирную жизнь. Именно в этот момент он видит перед собой чёрное небо и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». (Писатель изображает солнце — символ жизни — чёрным, делая этот образ символом неблагополучия в мире.) Прибившись к дезертирам, Мелехов прожил с ними почти год, но тоска погнала его к родному дому.



Возвращение домой (финал романа)

Умерла жена Наталья, родители, погибла Аксинья. Остались только сын да младшая сестра, вышедшая замуж за красного. В финале романа Григорий стоит у ворот родного дома и держит на руках сына. Финал оставлен открытым: осуществится ли когда-нибудь его простая мечта жить, как жили его предки: «пахать землю, ухаживать за ней?»



СНЫ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА И ИХ РОЛЬ В РОМАНЕ

Сны — один из приёмов психологического анализа

Во сне символически передаётся душевное состояние героя в моменты сильных потрясений.



Первый сон

После первого сражения на «германской» Мелехов часто переживал во сне свою первую схватку (даже ощущал конвульсию в правой руке, в которой держал пику). Его «совесть убивала» за человека, убитого им в этом бою. Этот повторяющийся сон говорит о внутреннем конфликте героя между воинским долгом и человечностью.



Второй сон

На той же «германской» Григорий увидел другой сон. Снилась «бескрайняя», «выжженная», пустынная, «ужасающе тихая» степь, по которой он шёл не слыша своих шагов (символ отчуждения от всего родного), и от этого ощущал страх. Во сне отражается желание героя вернуться к исконным ценностям.



Третий сон

Этот сон Григорий видит накануне Верхнедонского восстания. Он о несбыточ­ной мечте — о счастье с Аксиньей. Но даже во сне герой понимает, что это лишь сон. Мечта сталкивается с явью: проснувшись, он слышит, как ведут «мертвяков» и «тифозных».



Четвёртый сон

Повторяющийся сон (знак особого душевного волнения). Григорию снится, что при наступлении красных казаки обращаются в бегство, не слушая его. Сам он, выстрелив, промахивается в красноармейца, который бежит легко, почти не касаясь ногами земли (символ преобладающей силы врага). У Григория заело затвор винтовки, он тоже бежит, но его догоняют, и он просыпается от силь­ного страха. Сон оказался вещим — напророчил поражение в бою с красными.



Пятый сон

Демобилизовавшись из армии Будённого, Григорий видит сон: пока он затяги­вал подпруги у седла, полк пошёл в атаку без него. Герой чувствует «стыд и ужас» — так символически показана его душевная усталость и неготовность к дальнейшей борьбе.



Шестой сон

Этот сон Мелехов видит, скрываясь от красных в Слащёвской дубраве. «Ему часто снились дети, Аксинья, мать и все остальные близкие, кого уже не было в живых. Вся жизнь Григория была в прошлом, а прошлое казалось недолгим и тяжким сном». Когда жизнь кажется сном, это означает, что и проблемы, и интересы отходят от человека. Из персонажей сна в живых остался только сын Мишатка. Остаётся надежда, что привязанность к сыну будет началом воскресения героя.



ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ

Судьба казачки — традиционная судьба русской женщины

Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает мужей, сыно­вей, разрушает дом и надежды на личное счастье, берут на свои плечи непосильный груз работ в поле и дома, но не сгибаются, а мужественно несут этот груз. В романе даны два типа женщин: образ матери, храни­тельницы очага (Ильинична и Наталья) и образ прекрасной грешницы, неистово ищущей своего счастья (Аксинья и Дарья). Две женщины сопутствуют главному герою: Наталья и Аксинья. Обе самозабвенно любят его, но они во всём противоположны.



Аксинья

Любовь — необходимая потребность её существования. Неистовство Ак­синьи в любви подчёркнуто описанием ее «бесстыдно-жадных, пухлых губ» и «порочных глаз». Страшна предыстория героини: в 16 лет она была изнасилована пьяным отцом и выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Аксинья сносила унижения и побои мужа. У неё не было ни детей, ни родни. Понятно её желание «за всю жизнь горькую отлюбить», и поэтому она яростно защищает свою любовь. Самозабвен­ная любовь к Гришке — смысл её существования, ради неё Аксинья готова на любые испытания. Постепенно в ее любви к Григорию появля­ется почти материнская нежность: с рождением дочери её образ стано­вится чище. В разлуке с Григорием она привязывается к его сыну, а после смерти Ильиничны заботится обо всех детях Григория, как о своих. Жизнь ее оборвалась, когда она была счастлива, — смертельно раненная случайной пулей, она умерла на руках у Григория.



Наталья

Наталья — воплощение идеи домашнего очага, семьи, естественной нрав­ственности русской женщины. Она самоотверженная и ласковая мать, чистая, верная и преданная. Много страданий принимает она от своей любви к мужу. Она не хочет мириться с изменой мужа, не желает быть нелюбимой — это заставляет героиню наложить на себя руки. Тяжелее всего Григорию будет пережить то, что перед смертью жена «простила ему всё», что она «любила его и вспоминала о нём до последней мину­ты». Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние.



Тестовые задания по типу ЕГЭ

МИХАИЛ ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

Вариант I

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1— В7; С1— С2.

Верстах в двух от хутора Григорий круто свернул с дороги, спус­тился к яру, спешился и принял на руки Аксинью, бережно положил ее на землю.

Он снял с нее теплую кофту, разорвал на груди легкую ситцевую блузку и рубашку, ощупью нашел рану. Пуля вошла Аксинье в ле­вую лопатку, раздробила кость и наискось вышла под правой клю­чицей. Окровавленными трясущимися руками Григорий достал из переметных сум чистую исподнюю рубашку, индивидуальный пакет. Он приподнял Аксинью, подставил под спину ей колено, стал перевя­зывать рану, пытаясь унять хлеставшую из-под ключицы кровь. Кло­чья рубашки и бинт быстро чернели, промокали насквозь. Кровь текла также из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось...

По крутому склону яра, по тропинке, пробитой в траве и усеян­ной овечьими орешками, он осторожно спустился в яр, неся на руках Аксинью. Безвольно опущенная голова ее лежала у него на плече. Он слышал свистящее, захлебывающееся дыхание Аксиньи и чувство­вал, как теплая кровь покидает ее тело и льется изо рта ему на грудь. Следом за ним сошли в яр обе лошади. Фыркая и гремя удилами, они стали жевать сочную траву.

Аксинья умерла на руках у Григория незадолго до рассвета. Со­знание к ней так и не вернулось. Он молча поцеловал ее в холодные и соленые от крови губы, бережно опустил на траву, встал. Неведомая сила толкнула его о грудь, и он попятился, упал навзничь, но тотчас же испуганно вскочил на ноги. И еще раз упал, больно ударившись обнаженной головой о камень. Потом, не поднимаясь с колен, вынул из ножен шашку, начал рыть могилу. Земля была влажная и подат­ливая. Он очень спешил, но удушье давило ему горло, и, чтобы легче было дышать, он разорвал на себе рубашку. Предутренняя свежесть холодила его влажную от пота грудь, и ему стало не так трудно рабо­тать. Землю он выгребал руками и шашкой, не отдыхая ни минуты, но пока вырыл могилу глубиной в пояс — ушло много времени.

Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете. Уже в могиле он крестом сложил на груди ее мертвенно побелевшие смуг­лые руки, головным платком прикрыл лицо, чтобы земля не засы­пала ее полуоткрытые, неподвижно устремленные в небо и уже на­чавшие тускнеть глаза. Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго...

Ладонями старательно примял на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голо­ву, тихо покачиваясь.

Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено,

В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его се­ребрили густую седину на непокрытой голове Григория, - скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой
черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца.


Ответы на задания В1—В7 дайте в виде слов или сочетания слов.

В1. Каков жанр книги М. Шолохова «Тихий Дон»?

В2. Каким типом пафоса (идейно-эмоциональной оценки) определяется звучание приведенного фрагмента? Запишите слово в именительном падеже.

В3. Как называется хутор, в котором начинается и завершается?
действие книги?

В4. Кто из близких Григорию персонажей встретит его у порога родного дома в завершающем эпизоде книги? Назовите слово, определяющее степень родства этого персонажа главному герою.

В5. Как в литературоведении называются подробности материального мира, изображенного в произведении (например, «клочья, рубашки», «головной платок», «влажная желтая глина» и т.п.)?

В6. Какой эпитет, дважды использованный в последнем предло­жении приведенного фрагмента, придает сцене символическое звуча­ние? Запишите слово в именительном падеже.

В7. Каким термином обозначается изменение обычного порядка слов в предложении с целью экспрессивного заострения описывае­мого факта или действия, использованное, например, в предложении: «Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете»?

Ответы на задания С1—С2 дайте в виде связного текста в объеме 5—10 предложений.

С1. Какие подробности внешнего облика и движений Григория в приведенном фрагменте передают его внутреннее состояние?

С2. В каких произведениях русской литературы встречаются сцены последнего прощания персонажей с самым близким им человеком и в чем сходство и различие этих сцен с приведенным фрагментом?

Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по воз­можности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Почему роман о трагической судьбе донского казачества М. А. Шолохов называет подчеркнуто «мирно» — «Тихий Дон»?

Вариант 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 —В7; С1 —С2.

День перекипал в зное. Обдерганные ветром тучки ползли вяло, не обгоняя тянувшихся по дороге быков Пантелея Прокофьевича. Сам он тяжело поднимал кнут, помахивая им, словно в нерешитель­ности: ударить по острым бычьим кострецам или нет. Быки, видно, понимая это, не прибавляли шагу, так же медленно, ощупью переставляли клешнятые ноги, мотали хвостами. Пыльно-золотистый с оранжевым отливом слепень кружился над ними.

Луг, скошенный возле хуторских гумен, светлел бледно-зелеными пятнами; там, где еще не сняли травы, ветерок шершавил зеленый с глянцевитой чернью травяной шелк.

Вон наша делянка. — Пантелей Прокофьевич махнул кнутом.

От лесу будем зачинать? — спросил Григорий.

Можно и с этого краю. Тут я глаголь вырубил лопатой. Григорий отпряг занудившихся быков. Старик, посверкивая серьгой, пошел искать отметину — вырубленный у края глаголь.

Бери косы! — вскоре крикнул он, махал рукой.

Григорий пошел, уминая траву. От арбы по траве потек за ним колыхающийся след. Пантелей Прокофьевич перекрестился на бе­ленький стручок далекой колокольни, взял косу. Горбатый нос его блистал, как свежелакированный, во впадинах черных щек томилась испарина. Он улыбнулся, разом обнажив в вороной бороде несчетное число белых, частых зубов, и занес косу, поворачивая морщинистую шею вправо. Саженное полукружье смахнутой травы легло под его ногами.

Григорий шел за ним следом, полузакрыв глаза, стелил косой травье. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой.

Аксинья неотступно была в его мыслях; полузакрыв глаза, мыс­ленно целовал ее, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие и ласковые слова, потом отбрасывал это, шагал под счет — раз, два, три; память подсовывала отрезки воспоминании: «Сидели под мокрой копной... в ендове свиристела турчелка... месяц над займищем... и с куста в лужину редкие капли вот так же — раз, два, три... Хорошо, ах, хорошо-то!..»

Возле стана засмеялись Григорий оглянулся: Аксинья, наклоня­ясь, что-то говорила лежащей под арбой Дарье, та замахала руками, и снова обе засмеялись. Дуняшка сидела на вие, тонюсеньким голоском пела.

«Дойду вон до энтого кустика, косу отобью, — подумал Григорий и почувствовал, как коса прошла по чему-то вязкому, Нагнулся пос­мотреть: из-под ног с писком заковылял в травку маленький дикий утенок. Около ямки, где было гнездо, валялся другой, перерезанный косой надвое, остальные с чулюканьем рассыпались по траве. Григо­рий положил на ладонь перерезанного утенка. Изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца, он еще таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырек кровицы, бисеринка глаза хитро прижмурена, мелкая дрожь горячих еще лапок.

Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мерт­вый комочек, лежавший у него на ладони.

Чего нашел, Гришунька?..



По скошенным рядам, подпрыгивая, бежала Дуняшка. На груди ее метались мелко заплетенные косички. Морщась, Григорий уронил утенка, злобно махнул косой.

Обедали на скорях. Сало и казачья присяга, — откидное кислое молоко, привезенное из дому в сумке, — весь обед.

Домой ехать не из чего, — сказал за обедом Пантелей Про­кофьевич. — Пущай быки пасутся в лесу, а завтра, покель подберет солнце росу, докосим.



Ответы на задания В1—В7 дайте в виде слов или сочетания слов.

В1. «Клешнятые», «на скорях», «турчелка» — как называются эти встречающиеся в народной речи слова, принадлежащие местному говору (в данном случае говору донских казаков)?

В2. Назовите общую фамилию Григория, Пантелея Прокофьевича и Дуняшки.

В3. Какова национальность бабушки Григория по отцовской линии (с этой ветвью родословной героя связаны характерные черты его внешности)?

В4. Приведенный фрагмент содержит развернутые описания донской природы. Каким термином в литературоведении обозначаются такие картины?

В5. К какому роду литературы относится «Тихий Дон»? Запишите слово в именительном падеже.

В6. Какой троп (тип переносного значения) использован в первом предложении приведенного фрагмента?

В7. Сцена покоса в приведенном фрагменте предварена коротким разговором между Григорием и Пантелеем Прокофьевичем. Каким термином обозначается подобный обмен репликами между персонажами?

Задания с развернутым ответом ограниченного объёма (5—10 предложений).

С1. Почему, на ваш взгляд, Григорий не отвечает на вопрос Дуняшки и «злобно» взмахивает косой?

С2. В каких произведениях русской литературы встречаются сцены крестьянского труда и в чем функциональное сходство этих сцен с введенным фрагментом?

Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Каким образом яркие зарисовки донской природы помогают М. Шолохову раскрыть характер главного героя?

«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1— В7;С1— С2.

Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соко­лов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, по­гибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! — отвечаю ему. — Я должен проскочить, и баста!» — «Ну, — говорит, — дуй! Жми на всю железку!»

Я и подул. В жизни так не ездил, как на этот раз! Знал, что не картошку везу, что с этим грузом осторожность в езде нужна, но какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся насквозь артогнем простреливается. Пробе­жал километров шесть, скоро мне уже на проселок сворачивать, чтобы пробраться к балке, где батарея стояла, а тут гляжу — мать честная — пехотка наша и справа и слева от грейдера по чистому полю сыпет, и уже мины рвутся по их порядкам. Что мне делать? Не поворачивать же назад? Давлю вовсю! И до батареи остался какой-нибудь кило­метр, уже свернул я на проселок, а добраться до своих мне, браток, не пришлось... Видно, из дальнобойного тяжелый положил он мне возле машины. Не слыхал я ни разрыва, ничего, только в голове будто что-то лопнуло, и больше ничего не помню. Как остался я живой тогда — не понимаю, и сколько времени пролежал метрах в восьми от кюве­та — не соображу. Очнулся, а встать на ноги не могу: голова у меня дергается, всего трясет, будто в лихорадке, в глазах темень, в левом плече что-то скрипит и похрустывает, и боль во всем теле такая, как, скажи, меня двое суток подряд били чем попадя. Долго я по земле животе елозил, но кое-как встал. Однако опять же ничего не пойму, где я и что со мной стряслось. Память-то мне начисто отшибло. А обратно лечь боюсь. Боюсь, что ляжу и больше не встану, помру. Стою и качаюсь из стороны в сторону, как тополь в бурю.

Когда пришел в себя, опомнился и огляделся как следует, — сердце будто кто-то плоскогубцами сжал: кругом снаряды валяются, какие я вез, неподалеку моя машина, вся в клочья побитая, лежит вверх колесами, а бой-то, бой-то уже сзади меня идет... Это как?

Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкоси­лись, и я упал, как срезанный, потому что понял, что я — уже в окру­жении, а скорее сказать — в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает...

Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука.

Ну, вот, стало быть, лежу я и слышу: танки гремят. Четыре немецких средних танка на полном газу прошли мимо меня туда, откуда со снарядами выехал... Каково это было переживать? Потом тягачи с пушками потянулись, полевая кухня проехала, потом пехота пошла, не густо, так, не больше одной битой роты. Погляжу, погляжу на них краем глаза и опять прижмусь щекой к земле, глаза закрою: тошно мне на них глядеть, и на сердце тошно...

Ответы на задания В1—В7 дайте в виде слов или сочетания слов.

В1. К какому жанру относится произведение М.Шолохова, из которого приведен данный фрагмент?

В2. Отрывок начинается с разговора Андрея Соколова с командиром. Как называется в литературоведении обмен репликами между персонажами?

В3. Каким термином обозначается действующее лицо (например, командир автороты) в литературном произведении?

В4. При помощи какого приема синтаксической выразительнос­ти передается эмоциональное состояние главного героя в последнем предложении отрывка («тошно мне на них глядеть, и на сердце тошно»)?

В5. История Андрея Соколова рассказывается как последова­тельность эпизодов. Как в литературоведении называется цепь собы­тий в их взаимной связи?

В6. Как называется изобразительно-выразительный прием, со­стоящий в уподоблении одного предмета или явления другому (напри­мер, «сердце будто кто-то плоскогубцами сжал»)?

В7. Как называется речевой оборот, характерный для нелите­ратурной устной речи (например, «чухаться», «били чем попадя», «ляжу»)?

Ответы на задания С1—С2 дайте в виде связного текста в объеме 5—10 предложений.

С1. Андрей Соколов, рассказывая о взрыве, от которого у него «память отшибло», очень точен в подробностях: он успел проехать шесть километров, лежал в восьми метрах от кювета, увидел четыре средних танка. Почему автору необходимо, чтобы эпизод был воспро­изведен в четко прописанных деталях?

С2. В каких произведениях русской литературы герои попадают в плен и в чем их сходство и различие в трактовке темы с «Судьбой человека» М. Шолохова?

Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Почему, представляя читателю героев рассказа, в их облике М. Шолохов выделяет резко контрастирующие подробности: Ваня радостно оживлен и доверчив, а в глазах Андрея Соколова — «неиз­бывная смертная тоска»?

Ответы

«Тихий Дон»

Вариант 1




В1

Роман-эпопея

В2

Трагический / трагизм

В3

Татарский

В4

Сын

В5

Деталь

В6

Чёрный

В7

Инверсия

Вариант 2




В1

Диалектизмы

В2

Мелеховы

В3

Турчанка ж

В4

Пейзаж

В5

Эпос

В6

Метафора

В7

Диалог

«Судьба человека»

В1

Рассказ

В2

Диалог

В3

Персонаж

В4

Повтор

В5

Сюжет

В6

Сравнение

В7

Просторечие

Используемая литература

  1. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010

  2. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. –

Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010

Казачий мятеж против красных

Дидактические материалы по литературе (М. А. Шолохов, 11 класс)

«Тихий Дон» и «Война и мир» Л. Н. Толстого. В 1965 г. Шолохов был удостоен за роман «Тихий Дон» Нобелевской премии

224.73kb.

25 12 2014
1 стр.


Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей. Под редакцией Л. Ф. Ивановой Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» для 8-9 класс

Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей. Под редакцией Л. Ф. Ивановой Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др

11.18kb.

10 09 2014
1 стр.


Тематическое планирование по литературе 5 класс 2013 2014 учебный год Рабочая программа по литературе для 5 класса
379.74kb.

14 10 2014
1 стр.


«Дидактические материалы для подготовки к сочинению в формате егэ»

Номинация «Копилка приемов и методов подготовки к итоговой аттестации в 9, 11 классах»

1468.98kb.

10 10 2014
10 стр.


Шолохов м а. Судьба донского казачества в романе шолохова

Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культуру и нравы

43.96kb.

25 09 2014
1 стр.


Шолохов м а. Судьба человека – судьба народная

В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сох

52.53kb.

10 10 2014
1 стр.


Экзаменационные вопросы по литературе для промежуточной аттестации за 8 класс по умк

Экзаменационные вопросы по литературе для промежуточной аттестации за 8 класс по умк под редакцией Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В

32.63kb.

06 10 2014
1 стр.


Шолохов м а. «тихий дон» — роман-эпопея

Характерно, что в 20-е годы почти од- повременно стали работать: М. Горький — над эпопеей “Жизнь Клима Самгина”, А. Н. Толстой — над эпопеей “Хождение по мукам”, М. Шолохов обратил

62.55kb.

08 10 2014
1 стр.