Перейти на главную страницу
р.п. Первомайский Тамбовской области
Подготовила учитель русского языка и литературы
Шолохов писал свою главную книгу в течение 15 лет (1925—1940). Роман был задуман как эпическое полотно о народных судьбах в период двух войн и двух революций. Существует всего два произведения такого крупного масштаба: где частное сливается с общим, где жизнь выдуманных персонажей переплетена с реальными историческими событиями и лицами, где показан и осмыслен широкий срез эпохи; это — «Тихий Дон» и «Война и мир» Л. Н. Толстого. В 1965 г. Шолохов был удостоен за роман «Тихий Дон» Нобелевской премии.
Во втором эпиграфе создан образ «возмутившейся реки» — в фольклоре это символ тревог и волнений.
В третьем — помутнение Дона объясняется не природными явлениями, а социальными: «Дон отпустил своих сынов на войну». Эпитет по отношению к Дону «тихий» здесь имеет значение «спокойный, мирный».
Композиция
Историческая основа романа подчёркнута делением его на части. Роман состоит из 4 книг и 8 частей, многие части имеют точное указание на время действия. Действует принцип композиционной двуплановости: как и в «Войне и мире» Л. Толстого, картины мира здесь перемежаются с картинами военных действий.
Действие романа сосредоточено в одной из наиболее сложных провинций России — на Дону. Дон — это казацкая вольница, место, куда бежали крепостные крестьяне, ставшие здесь свободными казаками. Именно казаки являлись главной движущей силой народных восстаний на Украине в XVI—XVII вв. и крестьянских войн в России в XVII—XVIII вв. (можно вспомнить Запорожскую Сечь из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»), К началу XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астраханское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское). Казацкое население тогда составляло 4,4 млн. человек и владело 63 млн. десятин земли. В Первую мировую войну воевало около 300 000 казаков. В 1920 г. казачество как сословие было упразднено. В 1936 г. были созданы донское, кубанское и терское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне. Во все времена в характере казаков главным было особое уважение к свободе, стремление к независимости.
«Тихий Дон» — прежде всего книга о донском казачестве с его особой культурой, традициями, диалектными особенностями языка, о некогда вольных людях, сохранивших особое уважение к свободе. Шолохов стремился показать казачество как целый мир, а за его историческими судьбами — судьбу народа России.
В романе много эпизодов, которые рассказывают о старинных казацких обычаях. Почти все они связаны с Доном. В начале Гражданской войны один из подтёлковцев, Минаев, вспоминает старинный обычай одаривать Дон после окончания службы. Переезжая реку, машинист всегда замедляет ход, а казаки с криками «Дон! Наш Дон! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец!» бросают с моста в воду фуражки, шинели и т. д.
Аксинья с бабкой Дроздихой выполняет магические действия от «присухи» — от тоски по Григорию. Она плещет через плечо донской водой. Подробно описаны в романе этапы казачьей свадьбы Григория и Натальи сватовство, смотрины, сговор, поезжание. Запоминается сцена споров между отцами молодых. Согласно обычаю, отец невесты требует от жениха богатых нарядов, хотя у Натальи их в избытке (шуба, два шерстяных платья, гетры с галошами, шёлковый платок). Для Мелеховых это разорение, для Коршуновых — уважение обычаев.
С юмором Шолохов изображает, как красноармеец Мишка Кошевой, по обычаю служивых, въезжает на хутор, украсив уздечку коня металлическими шарами, снятыми с купеческой кровати. Все эпизоды содержат этнографически детали, которые помогают понять характеры казаков.
«ТИХИЙ ДОН» - РОМАН-ЭПОПЕЯ
Действующие лица
В период великих потрясений в России в романе показаны судьбы многих людей. Исследователь С.Н.Семанов создал алфавитный перечень персонажей — их оказалось 699 человек (это больше, чем в «Войне и мире»). Среди них есть подлинные исторические деятели: генералы Л.Корнилов, А.Каледин, П.Краснов, казаки Подтёлков, Крывошлыков, Фомин. Основные герои вымышлены: семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Листницких, Кошевых, Моховых и др. Вымышлен и сам хутор Татарский. В типичных образах казаков Шолохов обобщил выразительные черты русского народа, широкий круг действующих лиц представляет людей самых разных социальных прослоек. Важное место занимают в романе женские образы: Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и др.
Широта художественного пространства тоже характерна для романа-эпопеи. Шолохов изобразил не только донские хутора и станицы, но и Москву, Петроград, Новочеркасск, Восточную Пруссию, Могилёв, Ростов, Новороссийск. События романа охватывают большой период жизни России; с мая 1912 г. по март 1922 г., когда на Дону уже отгремела Гражданская война. В романе отражены и драматические события народной жизни, и многие человеческие судьбы. Перед читателем проходят тысячи обыденных сюжетов: сватовство, похороны, проводы на военную службу, военные будни, цикл сельскохозяйственных работ, патриархальные и личные отношения героев.
Основная проблематика раскрывается в противопоставлении человеческого быта донских казаков античеловечности войны. Трагедия русского народа в эпоху страшного перелома показана "писателем через судьбы донских казаков и конкретно через жизненный путь Григория Мелехова. Подчёркивается трагизм братоубийственной Гражданской войны. Война — главная причина распада старого жизненного уклада, она принесла в казачий мир разруху и запустение. Объективно изображая противоборствующие стороны, автор сочувствует Григорию Мелехову и изображает Гражданскую войну как трагедию всего народа.
У Григория Мелехова существует прототип — это казак хутора Базки Харлампий Васильевич Ермаков, человек редкой храбрости. Шолохов утверждал, что для создания образа Григория Мелехова он использовал лишь период его военной службы. Многие литературоведы пришли выводу, что в шатаниях и метаниях Мелехова есть много автобиографических черт автора романа.
У героя запоминающаяся внешность: «Такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей».
Григорий вспыльчив, диковат. Автор обращает внимание на волчий оскал зубов своего героя и в гневе, и в улыбке. Как истинный казак, он прекрасный наездник (на скачках за джигитовку взял первый приз) хорошо поет. Перед нами работящий, любящий свой труд земледелец и будущем прекрасный воин.
Черты народности и самобытности
Истоки характера героя — в историях его семьи, в его генетических качествах, а это — гордость, смелость и стремление к свободе. Уличное прозвище Мелеховых — Турки. Это гордые, независимые, способные на большие чувства люди. Главные их человеческие достоинства — доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие. Григорий Мелехов храбр до отчаяния, честен и совестлив, но заметно в нем и стихийное начало, взятое от среды.
Несмотря на все свои сомнения и метания, герой никогда не лгал самому себе. В романе много его внутренних монологов, это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор. Григорий искренен и честен в мыслях и поступках. Он способен принимать трудные решения (уход из родной станицы, разрыв с Подтёлковым). Война развращает людей, провоцирует их на поступки, которые в обычных условиях они никогда бы не совершили, но у Мелехова есть нравственный стержень, который ни разу не позволил ему совершить подлость.
Через все испытания века прошёл этот человек: Первая мировая война, Гражданская война, революция, контрреволюция, уничтожение казачества. Колесо истории проехалось по каждой отдельной человеческой судьбе. У Григория Мелехова были свобода, любовь, счастье, но всё это рухнуло. Описывая судьбу своего героя, Шолохов подчёркивает, что история классовых битв делает невозможным простое человеческое счастье.
Исследуя причины «огрубения» души Мелехова, писатель отражает внутреннее состояние человека, прошедшего через смерть и кровь. Образ главного героя как типичной личности концентрирует в себе основной исторический и идейный конфликт произведения. Григорий переживает сложную духовную эволюцию.
В финале романа перед нами раньше времени постаревший, многое повидавший и одинокий человек, переживший трагедию и оказавшийся перед неизвестностью.
Григорий мечется от красных к белым — его метания и составляют художественное пространство романа. Он ищет правду, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». Но такой правды он не нашёл ни у красных, ни у белых. На своём пути герой встречает людей, которые оказывают на него влияние — Штокман, Чубатый, Гаранжа, Изварин, Подтёлков, — но оно не столь значительно, чтобы сбить его с пути или куда-то направить. Мелехов ищет правду сам, его поиски мучительны и трудны, герой проходит через страшные испытания.
И в личной жизни, и в обществе он все время находится в положении «между» и должен делать трудный выбор:
— между старым и новым (Мелехов следует традициям казачества и бросает вызов традиционному укладу жизни — уходит из родной станицы);
— между миром и войной (герой смел и мужественен в сражениях, но понимает противоестественность войны: «моими руками работать надо, а не воевать»);
— между Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье борется с любовью к семье, жене, детям);
— между красными и белыми.
Стремления героя к нравственной истине обречены на трагический исход: «За что же ты, жизнь, так меня искалечила? За что так исказнила?»
Аксинья Астахова — замужняя соседка Мелеховых, которую полюбил Григорий. Герой бунтует против своей семьи, осуждающей его, женатого человека за связь с Аксиньей. Он не подчиняется воле отца и уходит из родного хутора вместе с Аксиньей, не желая жить двойной жизнью. Они становятся наёмными работниками у помещика Листницкого.
Первый бой Григория и первый убитый им человек. Тяжёлые душевные переживания героя. На войне он получает не только Георгиевский крест, но и опыт. События этого периода заставляют его задуматься о жизненном устройстве.
Казалось бы, революции и совершаются именно для таких, как Григорий Мелехов. Он вступил в Красную Армию, но не было у него в жизни большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царили бесправие и насилие.
Григорий принимает в нём участие в качестве казачьего офицера.
Вновь оказавшись у красных, герой вновь испытывает разочарование. В своих шатаниях от одного политического лагеря к другому Мелехов стремился найти ту правду, которая ближе его народу.
По иронии судьбы, оказавшись в банде, Григорий думает, что бандиты – это и есть свободные люди. Но и здесь он чувствует себя чужаком. Мелехов оставляет банду, чтобы забрать Аксинью и бежать с нею на Кубань. Но гибель Аксиньи от случайной пули в степи лишает Григория последней надежды на мирную жизнь. Именно в этот момент он видит перед собой чёрное небо и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». (Писатель изображает солнце — символ жизни — чёрным, делая этот образ символом неблагополучия в мире.) Прибившись к дезертирам, Мелехов прожил с ними почти год, но тоска погнала его к родному дому.
Умерла жена Наталья, родители, погибла Аксинья. Остались только сын да младшая сестра, вышедшая замуж за красного. В финале романа Григорий стоит у ворот родного дома и держит на руках сына. Финал оставлен открытым: осуществится ли когда-нибудь его простая мечта жить, как жили его предки: «пахать землю, ухаживать за ней?»
Во сне символически передаётся душевное состояние героя в моменты сильных потрясений.
После первого сражения на «германской» Мелехов часто переживал во сне свою первую схватку (даже ощущал конвульсию в правой руке, в которой держал пику). Его «совесть убивала» за человека, убитого им в этом бою. Этот повторяющийся сон говорит о внутреннем конфликте героя между воинским долгом и человечностью.
На той же «германской» Григорий увидел другой сон. Снилась «бескрайняя», «выжженная», пустынная, «ужасающе тихая» степь, по которой он шёл не слыша своих шагов (символ отчуждения от всего родного), и от этого ощущал страх. Во сне отражается желание героя вернуться к исконным ценностям.
Этот сон Григорий видит накануне Верхнедонского восстания. Он о несбыточной мечте — о счастье с Аксиньей. Но даже во сне герой понимает, что это лишь сон. Мечта сталкивается с явью: проснувшись, он слышит, как ведут «мертвяков» и «тифозных».
Повторяющийся сон (знак особого душевного волнения). Григорию снится, что при наступлении красных казаки обращаются в бегство, не слушая его. Сам он, выстрелив, промахивается в красноармейца, который бежит легко, почти не касаясь ногами земли (символ преобладающей силы врага). У Григория заело затвор винтовки, он тоже бежит, но его догоняют, и он просыпается от сильного страха. Сон оказался вещим — напророчил поражение в бою с красными.
Демобилизовавшись из армии Будённого, Григорий видит сон: пока он затягивал подпруги у седла, полк пошёл в атаку без него. Герой чувствует «стыд и ужас» — так символически показана его душевная усталость и неготовность к дальнейшей борьбе.
Этот сон Мелехов видит, скрываясь от красных в Слащёвской дубраве. «Ему часто снились дети, Аксинья, мать и все остальные близкие, кого уже не было в живых. Вся жизнь Григория была в прошлом, а прошлое казалось недолгим и тяжким сном». Когда жизнь кажется сном, это означает, что и проблемы, и интересы отходят от человека. Из персонажей сна в живых остался только сын Мишатка. Остаётся надежда, что привязанность к сыну будет началом воскресения героя.
Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает мужей, сыновей, разрушает дом и надежды на личное счастье, берут на свои плечи непосильный груз работ в поле и дома, но не сгибаются, а мужественно несут этот груз. В романе даны два типа женщин: образ матери, хранительницы очага (Ильинична и Наталья) и образ прекрасной грешницы, неистово ищущей своего счастья (Аксинья и Дарья). Две женщины сопутствуют главному герою: Наталья и Аксинья. Обе самозабвенно любят его, но они во всём противоположны.
Любовь — необходимая потребность её существования. Неистовство Аксиньи в любви подчёркнуто описанием ее «бесстыдно-жадных, пухлых губ» и «порочных глаз». Страшна предыстория героини: в 16 лет она была изнасилована пьяным отцом и выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Аксинья сносила унижения и побои мужа. У неё не было ни детей, ни родни. Понятно её желание «за всю жизнь горькую отлюбить», и поэтому она яростно защищает свою любовь. Самозабвенная любовь к Гришке — смысл её существования, ради неё Аксинья готова на любые испытания. Постепенно в ее любви к Григорию появляется почти материнская нежность: с рождением дочери её образ становится чище. В разлуке с Григорием она привязывается к его сыну, а после смерти Ильиничны заботится обо всех детях Григория, как о своих. Жизнь ее оборвалась, когда она была счастлива, — смертельно раненная случайной пулей, она умерла на руках у Григория.
Наталья — воплощение идеи домашнего очага, семьи, естественной нравственности русской женщины. Она самоотверженная и ласковая мать, чистая, верная и преданная. Много страданий принимает она от своей любви к мужу. Она не хочет мириться с изменой мужа, не желает быть нелюбимой — это заставляет героиню наложить на себя руки. Тяжелее всего Григорию будет пережить то, что перед смертью жена «простила ему всё», что она «любила его и вспоминала о нём до последней минуты». Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние.
— Вон наша делянка. — Пантелей Прокофьевич махнул кнутом.
— От лесу будем зачинать? — спросил Григорий.
— Можно и с этого краю. Тут я глаголь вырубил лопатой. Григорий отпряг занудившихся быков. Старик, посверкивая серьгой, пошел искать отметину — вырубленный у края глаголь.
— Бери косы! — вскоре крикнул он, махал рукой.
Григорий пошел, уминая траву. От арбы по траве потек за ним колыхающийся след. Пантелей Прокофьевич перекрестился на беленький стручок далекой колокольни, взял косу. Горбатый нос его блистал, как свежелакированный, во впадинах черных щек томилась испарина. Он улыбнулся, разом обнажив в вороной бороде несчетное число белых, частых зубов, и занес косу, поворачивая морщинистую шею вправо. Саженное полукружье смахнутой травы легло под его ногами.
Григорий шел за ним следом, полузакрыв глаза, стелил косой травье. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой.
Аксинья неотступно была в его мыслях; полузакрыв глаза, мысленно целовал ее, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие и ласковые слова, потом отбрасывал это, шагал под счет — раз, два, три; память подсовывала отрезки воспоминании: «Сидели под мокрой копной... в ендове свиристела турчелка... месяц над займищем... и с куста в лужину редкие капли вот так же — раз, два, три... Хорошо, ах, хорошо-то!..»
Возле стана засмеялись Григорий оглянулся: Аксинья, наклоняясь, что-то говорила лежащей под арбой Дарье, та замахала руками, и снова обе засмеялись. Дуняшка сидела на вие, тонюсеньким голоском пела.
«Дойду вон до энтого кустика, косу отобью, — подумал Григорий и почувствовал, как коса прошла по чему-то вязкому, Нагнулся посмотреть: из-под ног с писком заковылял в травку маленький дикий утенок. Около ямки, где было гнездо, валялся другой, перерезанный косой надвое, остальные с чулюканьем рассыпались по траве. Григорий положил на ладонь перерезанного утенка. Изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца, он еще таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырек кровицы, бисеринка глаза хитро прижмурена, мелкая дрожь горячих еще лапок.
Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони.
— Чего нашел, Гришунька?..
— Домой ехать не из чего, — сказал за обедом Пантелей Прокофьевич. — Пущай быки пасутся в лесу, а завтра, покель подберет солнце росу, докосим.
Вариант 1 |
|
В1 |
Роман-эпопея |
В2 |
Трагический / трагизм |
В3 |
Татарский |
В4 |
Сын |
В5 |
Деталь |
В6 |
Чёрный |
В7 |
Инверсия |
Вариант 2 |
|
В1 |
Диалектизмы |
В2 |
Мелеховы |
В3 |
Турчанка ж |
В4 |
Пейзаж |
В5 |
Эпос |
В6 |
Метафора |
В7 |
Диалог |
В1 |
Рассказ |
В2 |
Диалог |
В3 |
Персонаж |
В4 |
Повтор |
В5 |
Сюжет |
В6 |
Сравнение |
В7 |
Просторечие |
«Тихий Дон» и «Война и мир» Л. Н. Толстого. В 1965 г. Шолохов был удостоен за роман «Тихий Дон» Нобелевской премии
25 12 2014
1 стр.
Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей. Под редакцией Л. Ф. Ивановой Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др
10 09 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
Номинация «Копилка приемов и методов подготовки к итоговой аттестации в 9, 11 классах»
10 10 2014
10 стр.
Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культуру и нравы
25 09 2014
1 стр.
В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сох
10 10 2014
1 стр.
Экзаменационные вопросы по литературе для промежуточной аттестации за 8 класс по умк под редакцией Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В
06 10 2014
1 стр.
Характерно, что в 20-е годы почти од- повременно стали работать: М. Горький — над эпопеей “Жизнь Клима Самгина”, А. Н. Толстой — над эпопеей “Хождение по мукам”, М. Шолохов обратил
08 10 2014
1 стр.