Корохова Екатерина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №1» г. Бийска
Дискуссия «Неофашизм и национализм: за или против»
Н
аправление: гражданское
Возраст участников: старшие подростки (9 класс)
Цель: развитие правовой, политической, социокультурной компетентности у подростков в современном обществе.
Задачи: 1) познакомить учащихся с такими общественными течениями, как неофашизм и национализм;
2) рассказать об опасности, которую таят эти течения;
3) развивать в подростке социокультурную толерантность, гуманизм;
4) совершенствовать культуру монологической речи учащихся.
Работа в группах
Опережающее задание:
1) узнать особенности таких общественных течений, как неофашизм и национализм;
2) познакомиться с историей возникновения этих течений.
Ход мероприятия
Класс делится на три группы по 8 человек. Каждая группа методом жеребьевки определяет позицию, которую сегодня она будет отстаивать.
Социальные роли:
1) неофашисты и националисты;
2) оппоненты;
3) общественное мнение.
В ходе мероприятия допустима ротация ролей. В качестве ведущего выступает учитель, который координирует действия групп и следит за ходом дискуссии.
Ведущий: Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить две субкультуры, представители которых в последнее время сведут активную деятельность на территории России и Украины. Зачастую поведение представителей этих течений носит антиобщественный характер, однако подростки активно пополняют их ряды. Безопасны ли эти течения для окружающих? Чтобы ответить на вопрос, постараемся взглянуть на неофашистов и националистов с разных позиций.
Но для начала давайте вспомним правила дискуссии.
Учащиеся называют правила дискуссии:
-
Всегда помнить о цели дискуссии — найти истину, решение, выход.
-
С уважением относиться к мнению другого человека.
-
Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.
-
Нужно уважать мнение любого человека.
-
Придерживаться дружелюбного тона.
-
Не спорить ради спора!
-
В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.
Теперь мы можем приступить к нашей дискуссии.
Вопрос 1
Кто такие неофашисты и националисты?
Группа 1 (представители субкультур).
Неофашист – сторонник неофашизма
. Неофашизм - термин, который применяют для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками
фашистских организаций, распущенных после
2-й мировой войны.
Основная идея: ориентация на национальность, на нацию как основную движущую силу развития человеческого общества; активное неприятие всего того, что выходит за понятие нации, попытка решить социальные проблемы в рамках этих ценностей.
Националист – приверженец националистических взглядов.
Национализм - идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.
О
сновная идея: верность и преданность своей нации, политическая независимость и работа на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей; опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму.
Группа 2 (оппоненты).
Неофашисты – это люди, которые проявляют склонность к политическому
экстремизму, используют
террористические формы деятельности.
Национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности, а также культурной и религиозной нетерпимости.
Группа 3 (общественное мнение)
Неофашизм враждебен
гуманизму, культивирует
иррационализм, часто использует фашистскую атрибутику (
свастика, чёрная униформа) и ритуалы (приветствия посредством выброшенной вперед руки, факельные шествия и др.).
Национализм — это прежде всего идеология,
которая включает следующие элементы
:
-
Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы — нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.
-
Суверенное право нации на самоопределение. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими.
-
Первичность нации в государствообразующем процессе. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.
-
Национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы.
-
Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других.
-
Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан — поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
-
Всеобщее образование. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.
В современном русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости.
Вопрос 2.
Чем могут заинтересовать подростка эти течения?
Группа 1 (представители субкультур).
Идея собственной уникальности, сплочение на фоне основной идеи (любовь к нации), пропаганда здорового образа жизни,
Группа 2 (оппоненты).
Неформальные стихийные группы молодежи формируются под влиянием лидера. Лидерство среди современной молодежи зависит, к сожалению, не от культурного развития, а от опыта асоциального общения. Чаще всего лидерами этих групп становятся молодые люди, не нашедшие применения своим способностям в школе, колледже, вузе, трудовом коллективе, обладающие организационными, управленческими навыками. Как правило, лидер имеет сильную волю, твердый, решительный характер, богатый жизненный опыт, довольно часто подвержен восприятию деформированных черт сознания и поведения.
Группа 3 (общественное мнение)
Юношеский максимализм, внутренний протест обществу, национальная нетерпимость.
Вопрос 3.
Какую опасность они таят в себе?
Группа 1 (представители субкультур).
Опасности нет.
Группа 2 (оппоненты).
Неофашисты выявляют на практике свою идейно-политическую связь с формами фашизма, сложившимися между двумя мировыми войнами. Важнейшие отличительные черты многих неофашистских политических течений и организаций - это крайний национализм, шовинизм, расизм, критика с ультраправых позиций правительств, действующих в рамках парламентской системы. Сюда же плюсуем применение насильственных, террористических методов политической борьбы.
Группа 3 (общественное мнение)
Участие в экстремистских группировках, разжигающих национальную вражду и расовую нетерпимость, ломает человеческие жизни и оказывает отрицательное воздействие на личность не меньше, чем алкоголь и наркотики.
Каждая группа получает карточку с проблемной ситуацией и дает свой аргументированный вариант решения, опираясь на предписанную «социальную роль» и на собственную точку зрения.
Анализ ситуации 1
Степану Бандере было присвоено звание "героя Украины" в январе 2009 года. Соответствующий декрет подписал бывший президент Виктор Ющенко, который, дабы подчеркнуть независимость Украины от России, решил предъявить общественности национальных героев повстанцев, таких как Бандера, Мазепа и Роман Шухевич.
Является ли этот факт выражением национального самосознания?
Анализ ситуации 2
К деятельности неофашистов относят ряд убийств на политической почве известных антифашистов (ученого Николая Гиренко, музыканта Тимура Качаравы, антифашиста Александра Рюхина и многих людей не-русской этнической принадлежности). Некоторые из этих убийств были записаны и распространены в Интернете.
Имеют ли неофашисты право лишать жизни людей, которые имеют диаметрально противоположную точку зрения?
Анализ ситуации 3
В 2009 году один из ведущих американских центров изучения общественного мнения Pew Research Center провел социологическое исследование, приуроченное к 20-летию падения Берлинской стены. Одним из вопросов для россиян был об отношении к лозунгу: «Россия - для русских». Как сообщается, согласились с ним до 54 % опрошенных.
А как бы ответили вы?
Ведущий: Подведем итоги нашей дискуссии. Можно ли назвать неофашизм и национализм «безобидными» общественными течениями?
Учащиеся отходят от своих ролей и высказывают свою точку зрения.
В конце дискуссии обязательно проводится рефлексия. Школьники делятся мнениями, эмоциями. Обсуждают удачные аргументы. Называют самого активного участника дискуссии.
Дополнительные интернет-источники:
Материалы Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki