Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Психологическая готовность педагога к информационному взаимодействию: сетевые педагогические сообщества как форма самообразования и саморазвития педагога
Представьте себе мир, в котором каждый человек обладает свободным доступом ко всем накопленным человечеством знаниям.

Джимми Уэйлс, основатель Википедии


Человеческая цивилизация вступила в новую эру своего развития – эру информационной грамотности. Ключевым компонентом перехода к этой фазе развития культуры является система накопления и трансляции в будущее информации, т.е. система образования. И хотя педагогика информационного пространства еще не сложилась, понятна ее главная цель: учить работать на границе знаний, в нестандартных ситуациях, решать творческие задачи. Это означает лишь одно: сегодня перед педагогом поставлены задачи не только овладеть новыми образовательными технологиями, но и научиться совершенно иным способам получения и передачи знаний, включиться в информационный диалог и показать ученикам оптимальные пути овладения необходимыми компетенциями.

Большинство школьных учителей и преподавателей ссузов и вузов, для которых информационные технологии – не профессия, а средство модернизации преподавания своего предмета, особенно остро ощутили недостаток времени на переобучение и недостаточную готовность профессиональных объединений к освоению новых средств коммуникации.

С целью сокращения времени на «дообучение» педагогов и повышения эффективности познавательного процесса необходимо было найти социальную технологию, отвечающую запросам работников образования. Такой технологией стали сообщества практики - сетевые педагогические (методические, предметные) сообщества.

Насущный вопрос о том, как выстроить взаимодействие между педагогами, которых собрать вместе трудно, но необходимо, прежде всего для освоения нового информационного пространства, успешно решается в сетевом сообществе. Участники сетевого образования ощущают свое объединение не только и не столько как единое целое, сколько как общее поле для совместного развития и движения. Они на практике включены в сетевые взаимодействия, где отсутствует единый центр принятия решений, где основным ресурсом служит умение использовать не одинаковость, а уникальность участников сети, где единомышленники думают и действуют по-своему, тем самым обогащая друг друга.

Педагог, который творчески мыслит, умеет правильно организовать информационный процесс в сети и обеспечить информационную безопасность, в сетевом сообществе осваивает медиакультуру и понимает масштабы ее влияния на собственную социализацию. Медиакультура на современном этапе развития цивилизации рассматривается как коллективная информационная память, накопление информационного фонда. В этой связи в трактовках медиаобразования упор делается на долговременной общественно-просветительской деятельности, распространяемой на детей и взрослых. Под медиаобразованием, прежде всего, подразумевают непрерывное развитие личности в обществе на основе формирования новой культуры общения с медиасредой

Информационный подход в образовании может быть реализован на основе разработки нового инструментария — определенного набора форм и объектов информационного пространства, используемых для развития и структурирования представлений об интегративном образе информационно-коммуникативной реальности. Разработка и освоение такого инструментария в образовательном процессе основывается на диалоге междисциплинарной информации, а также связана с воспитанием деятельностной ориентации. Таким образом, медиакультура помогает перейти от индивидуальной деятельности к коллективному взаимодействию педагогов, а медиаобразование становится, пользуясь словами М.С.Кагана, своего рода, «институтом культуры» современного информационного общества.

Результатом диалогового взаимодействия в сети Интернет является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию за счет преодоления возрастных и культурных барьеров; повышение уровня профессионализма педагогов.

Диалоговое взаимодействие в сети Интернет имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными, ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети. Анализ различных концепций учебного диалога, опирающихся на идеи М.М. Бахтина и представленных в трудах Е.С. Беловой, Л.И. Богомоловой, А.В. Гаврилина, С.Ю. Курганова, Т.К. Мухиной, Э.А. Недзвецкой, Л.В. Суровой, С.А. Шеина, Н.А. Щурковой и др., позволил сформулировать определение понятия «диалоговое взаимодействие педагогов в сетевых сообществах». Это свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными субъектами образовательного процесса в контексте совместной деятельности по освоению актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника сетевого сообщества содержания. Результатом такого взаимодействия является общность субъектов при сохранении неповторимой индивидуальности каждого, обусловленной его ментальностью и жизненным (витагенным) опытом. Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.

На этапе подготовки работников образования к диалоговому взаимодействию в сетевом пространстве необходимо формирование положительной мотивации педагогов к участию в сетевом диалоговом взаимодействии на основе выбора содержания, отражающего актуальные для российского образования, профессионально и личностно значимые темы, в том числе и за счет информирования педагогов о деятельности сетевых педагогических сообществ на очных инструктивно-методических семинарах, совещаниях, конференциях и др.

После мотивационного уровня следует информационный, его основу составляет курсовая подготовка педагогов в рамках дистанционных, очно-дистанционных, очных курсов повышения квалификации на базе учреждения дополнительного профессионального образования, в процессе работы которых формируется базовая информационно-коммуникационная компетентность педагога, осваиваются основные каналов сетевой коммуникации, создаются условия для овладения правилами поведения в сети и сетевого этикета. Большое значение для развития сетевых сообществ имеют консультации преподавателей системы повышения квалификации работников образования по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.



Следующий - практически-действенный уровень, который предусматривает методическую поддержку профессионального общения и совместной деятельности педагогов в сети Интернет в рамках сетевых профессиональных сообществ. Самое главное – познакомить учителя с тем, что сделано другими, и предоставить ему возможность оценить собственный опыт в контексте достижений психолого-педагогической науки, использовать опыт других в процессе решения практических задач, возникающих в процессе обучения. Искусство профессионального диалога предполагает развитие у педагога соответствующих коммуникативных свойств и способностей: позитивной установки на партнера по взаимодействию, социально-психологической терпимости по отношению к разным мнениям и точкам зрения, открытой позиции в сфере новой информации, гуманистического стиля взаимодействия и др.

Задачи развития профессионализма педагога решаются в сетевом сообществе именно посредством сетевой коммуникации, кроме того, при их решении изменяются профессиональные роли педагога в связи с появлением новых технологий. Но главным преимуществом взаимодействия в сетевых педагогических сообществах является своевременное определение профессиональных дефицитов и возможностей социальных сетей в их восполнении. Теория слабой кооперации, реализуемая в сообществах практики, помогает педагогам выстроить новую модель взаимодействия, которое открывает в сетевом пространстве реальные возможности для саморазвития, профессионального роста, а также для реализации и оценки индивидуальных и совместных проектов.

Джимми Уэйлс, основатель Википедии

Психологическая готовность педагога к информационному взаимодействию: сетевые педагогические сообщества как форма самообразования и саморазвития педагога

51.99kb.

14 12 2014
1 стр.


Ещё только раз, Господь

Джимми, я думаю, что это он, и если бы мы только могли быть в таком же сильном восторге относительно всех вещей Божьих в нашей жизни, насколько Джимми охвачен чувством во время пен

523.89kb.

15 10 2014
4 стр.


Анализ новеллы О. Генри «Обращение Джимми Валентайна»

Цель: привлечь внимание учащихся к проблеме выбора определённых средств на пути достижения

59.85kb.

13 09 2014
1 стр.


Эволюция эгоизма. Фото из архива ем

Из Википедии: "Эгоизм поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и животных"

20.94kb.

17 12 2014
1 стр.


Пифагор Самосский (ок. 580 ок. 500 до н э.) древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик

Пифагор Самосский (ок. 580 — ок. 500 до н э.) — древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение сво

291kb.

26 09 2014
1 стр.


Лозинские, происхождение фамилии и нашего рода. В свободной энциклопедии

В свободной энциклопедии «Википедии» историками приведены исторические материалы украинских, польских, русских и немецких архивов

122.66kb.

03 09 2014
1 стр.


ФантЛабораторная работа Однажды в Википедии

Камбоджи. Весь урок изучать названия вроде Кампногтям и Стынгтраенг и зачем? Чтобы всего лишь откатывать правки ботов и вандалов. Когда уже разрешат вносить свои исправления?

174.45kb.

17 12 2014
1 стр.


Историко-краеведческий музей

Основатель музея: Дадыкина И. Н. учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

141.64kb.

01 10 2014
1 стр.