Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Лозинские, происхождение фамилии и нашего рода.

В свободной энциклопедии «Википедии» историками приведены исторические материалы украинских, польских, русских и немецких архивов, со ссылками на фонды этих архивов. Анализируя предоставленную информацию мы постараемся раскрыть происхождение фамилии Лозинский. Итак!



В VI-VII веках на территории современных Галиции и Волыни существовали мощные родоплеменные союзы. В начале VII века упоминаются дулебы, а в конце того же века — бужане, червяне, уличи и белые хорваты, земли которых включали по 200—300 поселений. Центрами племенных политических объединений были укреплённые «грады». Известно, что хорваты и дулебы выступали «толковинами», то есть союзниками русинов в походе Олега на Византию 907 года. Историки допускают, что в начале 60-х годов X века земли Галиции и Волыни были присоединены к Киевской Руси Святославом Игоревичем, но после его смерти в 972 году были присоединены соседним Королевством Польским. В 981 году его сын, Владимир Святославич, снова занял эти земли, включая Перемышль и Червен. В 992 году он покорил белых хорватов и окончательно подчинил Руси Подкарпатье. В 1018 польский король Болеслав Храбрый воспользовался межусобицами русских князей и захватил Червенские города. Они пребывали под его властью 12 лет, пока Ярослав Мудрый не вернул их в походах 1030—1031 годов. Далее с Польшей был заключён мир. В 1084 году в землях Галиции к власти пришли Ростиславичи, князья Рюрик Ростиславич, Володарь Ростиславич и Василько Ростиславич. В результате войн с волынскими и киевскими князьями в конце XI века, они добились для себя отдельных княжений. В 1141 году эти княжества были объединены Владимиром Володаревичем, сыном Володаря Ростиславича, в единое Галицкое княжество со столицей в Галиче. Объединение Галиции и Волыни было совершено волынским князем Романом Мстиславичем, сыном Мстислава Изяславича. Воспользовавшись беспорядками в Галиции, он впервые занял её в 1188 году, но не смог удержать под натиском венгров, которые также вторглись в галицкую землю по просьбе местных бояр. Во второй раз Роман присоединил Галицию к Волыни в 1199 году, после смерти последнего галицкого князя Владимира Ярославича из рода Ростиславичей. Он жёстко подавил местную боярскую оппозицию, которая сопротивлялась его попыткам централизовать управление, и этим положил основу для создания единого Галицко-Волынского княжества, которое окончило своё существование в конце XIII века, когда война за галицко-волынское наследство между Польшей и Литвой завершилась потерей волынским князем Фёдором Любартовичем земель на Волыни. Галиция с Белзким княжеством и Холмщиной вошли в состав Королевства Польского, а Волынь отошла к Великому княжеству Литовскому. Когда Галицкая Русь перешла под власть Польши, огромная часть Галицкой земли была уже освоена галицким боярством и галицкими церковными учреждениями. Польская власть, как правило, не считала нужным отбирать землю ни у бояр, ни у церкви. Селения галицких и частью волынских князей, перейдя полностью под власть польских королей, продолжали жить в значительной степени старой своей жизнью, выполняя первоначально для польских королей те же самые повинности, что и для князей русских.
Уроженец города Миргорода, историк Греков Б.Г. (1882-1953) в своём труде "Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в." приводит первое упоминание села Лозины, ссылаясь на польского исследователя В.Гейногла, который сообщает, что село Лозины в исторических материалах встречается в 1446 году. Лозины расположены вблизи польского королевского замка «Санока» и упоминается как старое русское село, существовавшее со времён независимости Галицкой Руси.
С середины XII века впервые встречаются архивные упоминания о дворянских родовых гербах, к которым относятся в том числе и рода Лозинских «Любич» и «Лелива» (см. фотоальбом сайта «Родословные гербы).
Появление польского герба «Любич» относят к XII веку (ок.1190г.). Один из наиболее распространённых польских шляхетских гербов, используемых во всей Речи Посполитой, и к нему приписано в Польше всего более родов. Использовался на родовых гербах в Польше, Беларуси, Украине, Литве. Им пользовались свыше 100 дворянских фамилий.

Подкова - славянский символ рыцаря (как привилегия воевать на коне, то есть быть всадником). Благородный рыцарь, считавший для себя унизительным сражаться пешим, немыслимый без коня, представлял себя верхом в боевых доспехах, или, вместо этого помещал на свой герб подкову – самую почётную и любимую славянином эмблему. Золотой крест над подковой - тоже символ благородного рыцарства, только если подкова указывает на боевое значение, то крест - на религиозное значение рыцаря. Крест – победа креста над луной (т.е. язычеством, татарами), победа, одержанная мечом, и награда, которая ожидала на небесах всякого, кто исполнил на земле веления Бога.


Иcтория польского дворянского частновладельческого герба «Лелива» так же уходит в XII столетие. Эмблемой изображающей Леливу пользовался как печатью благословенный Бертольд из Гарстена в 1140 году.

Один из вариантов названия герба – "Леливчик" – упоминается в 1357 году.

В 1359 в лесах Валахии после поражения против молдавской армии хоругвь Лелива попала в руки врага.

Самое раннее упоминание в судебных документах относится к 1399 году: "...de clenodio lune et stelle, et de proclamacione Lelywa".



В битве под Грюнвальдом в 1410 приняли участие три хоругви под гербом Лелива. Это были хоругви братьев Яна из Тарнова (воевода краковский) и Спытка из Ярославия, а так же хоругвь Винцента из Гранова (кастелян сьремский и староста велькопольский). Актом Городельской унии в 1413 году Лелива попала в Великое Княжество Литовское (герб был принят воеводой виленским Монивидом от Яна Тарновского и Ядвиги из Лежниц). Лелива была распространена преимущественно в краковском, сандомирском и познаньском воеводстве, в своем оригинальном виде она является гербом для более чем 800 родов.
Выдающийся украинский историк и политик Грушевский М.С.(1866-1934) в своём главном труде «История Украины» (выпуска 1913 г.) подробно описывает вековые перипетии переходов галицко-волынских территорий от русичей к полякам, литовцам, туркам, крымским татарам и обратно. И всё это время, испытывая неимоверное угнетение, украинское население бережно сохраняло и отстаивало свою идентичность, язык, культурные традиции. В XV веке начала возникать новая народная сила – козачество. Сначала это было пограничное добытничество, но с течением времени простонародное козачество крепло, объединялось и для своей безопасности от татар образовывая «городки» и засеки, или «сичи». Соединяясь и превращаясь в большой козацкий союз, войско господствовало над всем «Низом Днепровским» с центром в Запорожье. Появилась возможность отстаивать свои интересы и защищать украинское население от угнетения правящих государств, в том числе и в Галичине и Волыни. Большое количество местного мужского населения в летний период козаковало на Сичи, а зимой возвращалось к своим семьям. Какое-то время Польше, Литве и России было выгодно иметь в своём приграничье козацкое войско, как защиту от набегов татар и разорения ими территорий. Однако набравшее силу войско стало не только защищать свой народ, но и освобождать земли, на которых издревле жили украинцы. Население всё больше доверяло козачеству и поверило в возможность свободной жизни с самостоятельным хозяйством в независимой соборной Украине. Однако эту независимость приходилось всячески защищать, в том числе и прибегая к союзам соседей, то с поляками против Московии, то с крымчаками против поляков, то с московитами против турков и тех же поляков. И всегда условием союза было признание независимости украинских территорий и экономическая свобода. Украина за четыре столетия прошла через гетманщину, гайдаматчину и колиивщину. В интересах соседних империй не было независимой Украины и, в конце концов, она оказалась в составе Российской империи на долгих три века. Не желая иметь в своей империи обособленного войска свободолюбивого народа, указом императрицы Екатерины ІІ от 3 августа 1775 года Запорожское войско было ликвидировано. Однако не все козаки смирились и значительная часть их ушла за Дунай под протекторат Турции, где и основала Задунайскую Сечь. В этой Сечи в 1802 году в козачьей семье наших прямых предков Якова и Ксении Лозинских родился сын Максим. Прослужив около 50 лет, задунайцы не смогли смириться с необходимостью воевать против православных на стороне турков и, в 1828 году часть из них вернулась в пределы украинских земель, оказав услугу русскому царю Николаю в войне против Турции. За воинскую доблесть царь выделил им земли в Приазовье и дал возможность основать Азовское козачье войско. Как семья галицко-польских выходцев Лозинских оказалась в Запорожье, а затем за Дунаем нам пока не известно, но архивные поиски продолжаются.
Фамилия Лозинский впервые указывается ещё в козачьем «Реестре войска Запорожского» 1649 года, который гетман Богдан Хмельницкий подготовил для польского короля Яна ІІ Казимира и его сейма после Зборовского договора (РГАДревних Актов, ф-196, рукопиское собрание Ф.Ф.Мазурина, оп.1, д.1691, листы 1-449). В Реестре указаны Яско Лозинский – козак сотни Волынцова Каневского полка, Фёдор Лозинский сотни Демкова Корсуньского полка и Стахий Лозицкий сотни Романенкова Переясловского полка. В Реестре 1756 года войска низового Запорожского указан Иван Лозинский Кушевского куреня, а в Реестре 1791 года указаны полковой есаул, армии прапорщик Васюринского куреня Григорий Лозинский и полковой хорунжий, армии прапорщик Михаил Лозинский, которые стали Черноморскими козаками. В списке «Черноморских козаков пожелавших вновь вступить в Дунайское казачье войско» от 1828 года значился Григорий Лозинский.
Потомок старинного рода украинских козаков Житомирщины писатель Короленко В.Г. (1853-1921) в своём рассказе «Без языка» (1895 г.) пишет:

На моей родине, в Волынской губернии, в той ее части, где холмистые

отроги Карпатских гор переходят постепенно в болотистые равнины Полесья,

есть небольшое местечко, которое я назову Хлебно. С северо-запада оно

прикрыто небольшой возвышенностью. На юго-восток от него раскинулась

обширная равнина, вся покрытая нивами, на горизонте переходящими в синие

полосы еще уцелевших лесов. Там и сям, особенно под лучами заходящего

солнца, сверкают широкие озера, между которыми змеятся узенькие,

пересыхающие на лето речушки.

Сторона спокойная, тихая, немного даже сонная. Местечко похоже более на

село, чем на город, но когда-то оно знало если не лучшие, то, во всяком

случае, менее дремотные дни. На возвышенности сохранились еще следы земляных окопов, на которых теперь колышется трава, и пастух старается передать ее шепот на своей нехитрой дудке, пока общественное стадо мирно пасется в тени полузасыпанных рвов...

Невдалеке от этого местечка, над извилистой речушкой, стоял, а может

быть, и теперь еще стоит, небольшой поселок. Речка от лозы, обильно растущей

на ее берегах, получила название Лозовой; от речки поселок назван Лозищами, а уже от поселка жители все сплошь носят фамилии Лозинских.

Трудно сказать, когда этот поселок засел под самым боком у города. Было

это еще в те времена, когда на валах виднелись пушки, а пушкари у них

постоянно сменялись: то стояли с фитилями поляки, в своих пестрых кунтушах,

а козаки и "голота" подымали кругом пыль, облегая город... то, наоборот, из

пушек палили козаки, а польские отряды кидались на окопы. Говорили, будто

Лозинские были когда-то "реестровыми" козаками и получили разные привилегии

от польских королей. Ходили даже слухи, будто они были когда-то и за что-то

пожалованы дворянством.

Все это, однако, давно забылось. В шестидесятых годах умер столетний

старик Лозинский-Шуляк. В последние годы он уже ни с кем не разговаривал, а

только громко молился или читал старую славянскую библию. Но люди еще

помнили, как он рассказывал о прежних годах, о Запорожье, о гайдамаках, о

том, как и он уходил на Днепр и потом с ватажками нападал на Хлебно и на

Клевань, и как осажденные в горящей избе гайдамаки стреляли из окон, пока от

жара не лопались у них глаза и не взрывались сами собой пороховницы. И

старик сверкал дикими потухающими глазами и говорил: "Гей-гей! Было когда-то

наше время... Была у нас свобода!..". А лозищане, уже третье или четвертое

поколенье, слушая эти странные рассказы, крестились и говорили: "А то ж

не дай господи боже!".

Сами они давно уже запахали в землю все привилегии и жили под самым

местечком ни мужиками, ни мещанами. Говорили как будто по-малорусски, но на

особом волынском наречии, с примесью польских и русских слов, исповедовали

когда-то греко-униатскую веру, а потом, после некоторых замешательств, были

причислены к православному приходу, а старая церковка была закрыта и

постепенно развалилась... Пахали землю, ходили в белых и серых свитах, с

синими или красными поясами, штаны носили широкие, шапки бараньи. И хотя,

может быть, были беднее своих соседей, но все же смутная память о каком-то

лучшем прошлом держалась под соломенными стрехами лозищанских хат. Ходили лозищане чище крестьян, были почти все грамотны по церковному, и об них говорили, что они держат себя слишком гордо.
В материалах родословной династии Лозина-Лозинских находим информацию, что в ранней Польше, позже в Подольской губернии, где у семьи было имение Большие Лозины, фамилии у жителей села были, соответственно, Лозина-Лозинские. К этой дворянской династии относятся поэт Алексей Лозина-Лозинский (29.11.1886-05.11.1916), сын земского врача Подольской губернии Константина Семёновича и Глеб Лозина-Лозинский (25.12.1909-28.11.2001), ведущий разработчик НПО "Буран" и генеральный конструктор самолёта-перехватчика «МИГ-31», герой социалистического труда России.

Михаил Лозинский (1880-1937), политический и государственный деятель, профессор Украинского свободного университета в Праге. Активный поборник соборности Украины. Переехав в Советскую Украину с 1927 года работает завкафедрой права в Харьковском институте народного хозяйства. В 1930 арестован НКВД и выслан на Дальний Восток в украинские колонии. Расстрелян там же в 1937.

Аскольд Лозинский (08.02.1952 г-р) - известен мировой и украинской общественности как президент Мирового конгресса украинцев с 1998 года. Проводит активную работу по объединению мирового украинского сообщества за рубежом. С этой целью не раз встречался с президентами США, Украины и Польши. Награжденный орденом Украины "За заслуги" и отличиями организаций украинцев в мире.
Вернёмся же к нашей родословной ветви. Старые родственники ещё после второй мировой войны вспоминали, что выходец из-за Дуная Максим Яковлевич был геройский Азовский козак «характерник», награждался царскими крестами и землями во Вдовском Яру, где он имел хутор. Позже там, в 1876 году вблизи села Никольского был засажен лес, который сегодня зовётся Володарским. Ещё старики вспоминали про Максимового брата Симку, как его называли в этих краях. Он отличался как удачный конокрад, который крал лучших коней у цыган и греков с соседних земель, переводил их через реку Кальмиус и гонял на Кубань, где продавал Черноморским казакам через своих родственников. Полученные деньги Симка раздавал малоимущим и бедным людям, чем и прославился. Прожил он, по людской молве, около 108 лет, был кремезным мужчиной. Как то поймали его греки, связали и за конокрадство хотели закопать живьём. Но пока готовилась яма, Симка, благодаря своей казацкой удаче, освободился от пут и сбежал на их же бричке. Пришлось ему после этого переселиться окончательно на Кубань, где он уже и доживал свой век. Может это и байка, но очень красивая! А если говорить о его долгожительстве, так его четверо двоюродных внучат «Спиридоновичей» прожили от 87 до 95 лет, несмотря на условия жизни при эпидемиях, революции, коллективизации, голодоморе, второй мировой войне и тяжелейших послевоенных годах. У нас имеется архивное свидетельство о том, что в 1863 году при расформировании Азовского казачьего войска, на Кубань переселилась семья 29-ти летнего Никиты Семёновича Логозинского. Может он и был сыном того самого Максимового брата Симки-Семёна?
Прадед моего деда Василия Петровича Леуцкого Максим Яковлевич Лозинский в браке со Стефанидой (1818 г-р) имел двух сыновей Стефана и Спиридона. Будучи военнообязанным старший сын, Азовский козак Стефан Максимович Лозинский (1836 г-р), был вынужден по жеребьёвке переселиться на Кубань в 1863 году. Как раз в те годы шло расформирование и ликвидация Азовского козачьего войска и часть семей (800 семей по плану царского правительства) должны были переселиться на Кубанские земли, отвоеванные у кавказских горских народов. На Кавказ Стефан переселялся со своей супругой Параскевой Гавриловной и сыном Кирияком (28.09.1862 г-р).

К своему старшему брату наш пра-прадед Спиридон Максимович (1846-22.08.1914) присоединился уже на следующий год. В списках переселенцев от этого года есть следующая запись «направляется в станицу Ахтырскую к брату, и дополнение с ним родственник отца Пётр Кравченко». Кем доводился Пётр нашему Максиму Лозинскому? Двоюродным братом и, следовательно, племянником матери Максима Ксении? Или же он был братом жены Максима Яковлевича Стефаниды? Надеюсь, что это нам ещё предстоит разгадать.

Став Кубанским козаком Спиридон Максимович, по воспоминаниям предков, принимал участие в обороне Шипки в Болгарии во время русско-турецкой войны 1877-78 годов (фото на сайте в альбоме «козаки от Запорожья до Кубани»), за мужество был награждён Георгиевским крестом, высшей солдатской наградой. После войны Спиридон со своей супругой Агрипиной Гавриловной (1853-06.04.1913) и детьми Максимом, Кузьмой и Евдокией переселился обратно в село Никольское (ныне Володарское) в Приазовье. Что явилось причиной переселения нам пока неизвестно, но их третий сын Яков, названый в честь прадеда, родился уже в Никольском 27.04.1879 года. Всего в этой семье было 12 детей (см. родословное древо). Семеро из них создали свои семьи и имели множество потомков.

Моя прабабушка Дарья Спиридоновна Лозинская (18.02.1886-07.05.1974) вышла замуж 09.09.1905 за Мефодия, сына Азовского козака Якова Андреевича Левуцкого. У них родилось четверо дочерей и мой дед Василий.




Лозинские, происхождение фамилии и нашего рода. В свободной энциклопедии

В свободной энциклопедии «Википедии» историками приведены исторические материалы украинских, польских, русских и немецких архивов

122.66kb.

03 09 2014
1 стр.


Отчет за 2006) (полужирным выделены фамилии сотрудников Института, курсивом фамилии совместителей)

Сахно В. Г., Базанова Л. И., Глушкова О. Ю., Мелекесцев И. В., Пономарева В. В., Сурнин А. А., Олаф Ю. Происхождение плейстоцен-голоценовых пеплов северо-востока России по данным м

410.77kb.

09 10 2014
4 стр.


Энциклопедии о Ницше. Содержание

Америки. Энциклопедии Encarta, Britannica и "Мир вокруг нас" имеют западное происхождение. Успехи в англ языке позволили перевести статьи о Н. энциклопедий Encarta и частично Brita

310.58kb.

08 10 2014
1 стр.


Традиционный и модернизированный

Антропогенез – раздел антропологии, изучающий эволюцию предков рода homo, становление и дальнейшую эволюцию человеческого рода, происхождение homo sapiens

928.27kb.

23 09 2014
4 стр.


«Происхождение буддизма. Будда-учитель жизни» (2 часа)

Будда Шакьямуни (санскр. Śākyamuni – Шакьямуни, пали Sakyamuni – Сакьямуни, тиб shA kya thub pa – Шакья Туппа, букв. Мудрец из рода Шакья) – Татхагата нашего времени. По некоторым

109.98kb.

16 12 2014
1 стр.


Большой Российской энциклопедии

Это первый том "Большой Российской энциклопедии", которая выйдет в 30 томах. Энциклопедия создается по поручению Президента России, который 14 октября 2002 года подписал Указ «Об и

48.44kb.

12 10 2014
1 стр.


Из литературных источников

Сначала нам предстояло изучить литературу по теме нашего исследования. Для этого мы заглянули в энциклопедии и словари. И вот что мы нашли

107.66kb.

17 12 2014
1 стр.


Литература Ренненкампф Н. К. Очерки юридической энциклопедии. Киев, 1880

Палиенко Н. И. Предмет и задачи энциклопедии права и идея права. Вступительная лекция. Ярославль, 1900

448.91kb.

04 09 2014
5 стр.