Перейти на главную страницу
В свободной энциклопедии «Википедии» историками приведены исторические материалы украинских, польских, русских и немецких архивов, со ссылками на фонды этих архивов. Анализируя предоставленную информацию мы постараемся раскрыть происхождение фамилии Лозинский. Итак!
Подкова - славянский символ рыцаря (как привилегия воевать на коне, то есть быть всадником). Благородный рыцарь, считавший для себя унизительным сражаться пешим, немыслимый без коня, представлял себя верхом в боевых доспехах, или, вместо этого помещал на свой герб подкову – самую почётную и любимую славянином эмблему. Золотой крест над подковой - тоже символ благородного рыцарства, только если подкова указывает на боевое значение, то крест - на религиозное значение рыцаря. Крест – победа креста над луной (т.е. язычеством, татарами), победа, одержанная мечом, и награда, которая ожидала на небесах всякого, кто исполнил на земле веления Бога.
Один из вариантов названия герба – "Леливчик" – упоминается в 1357 году.
В 1359 в лесах Валахии после поражения против молдавской армии хоругвь Лелива попала в руки врага.
Самое раннее упоминание в судебных документах относится к 1399 году: "...de clenodio lune et stelle, et de proclamacione Lelywa".
На моей родине, в Волынской губернии, в той ее части, где холмистые
отроги Карпатских гор переходят постепенно в болотистые равнины Полесья,
есть небольшое местечко, которое я назову Хлебно. С северо-запада оно
прикрыто небольшой возвышенностью. На юго-восток от него раскинулась
обширная равнина, вся покрытая нивами, на горизонте переходящими в синие
полосы еще уцелевших лесов. Там и сям, особенно под лучами заходящего
солнца, сверкают широкие озера, между которыми змеятся узенькие,
пересыхающие на лето речушки.
Сторона спокойная, тихая, немного даже сонная. Местечко похоже более на
село, чем на город, но когда-то оно знало если не лучшие, то, во всяком
случае, менее дремотные дни. На возвышенности сохранились еще следы земляных окопов, на которых теперь колышется трава, и пастух старается передать ее шепот на своей нехитрой дудке, пока общественное стадо мирно пасется в тени полузасыпанных рвов...
Невдалеке от этого местечка, над извилистой речушкой, стоял, а может
быть, и теперь еще стоит, небольшой поселок. Речка от лозы, обильно растущей
на ее берегах, получила название Лозовой; от речки поселок назван Лозищами, а уже от поселка жители все сплошь носят фамилии Лозинских.
Трудно сказать, когда этот поселок засел под самым боком у города. Было
это еще в те времена, когда на валах виднелись пушки, а пушкари у них
постоянно сменялись: то стояли с фитилями поляки, в своих пестрых кунтушах,
а козаки и "голота" подымали кругом пыль, облегая город... то, наоборот, из
пушек палили козаки, а польские отряды кидались на окопы. Говорили, будто
Лозинские были когда-то "реестровыми" козаками и получили разные привилегии
от польских королей. Ходили даже слухи, будто они были когда-то и за что-то
пожалованы дворянством.
Все это, однако, давно забылось. В шестидесятых годах умер столетний
старик Лозинский-Шуляк. В последние годы он уже ни с кем не разговаривал, а
только громко молился или читал старую славянскую библию. Но люди еще
помнили, как он рассказывал о прежних годах, о Запорожье, о гайдамаках, о
том, как и он уходил на Днепр и потом с ватажками нападал на Хлебно и на
Клевань, и как осажденные в горящей избе гайдамаки стреляли из окон, пока от
жара не лопались у них глаза и не взрывались сами собой пороховницы. И
старик сверкал дикими потухающими глазами и говорил: "Гей-гей! Было когда-то
наше время... Была у нас свобода!..". А лозищане, уже третье или четвертое
поколенье, слушая эти странные рассказы, крестились и говорили: "А то ж
не дай господи боже!".
Сами они давно уже запахали в землю все привилегии и жили под самым
местечком ни мужиками, ни мещанами. Говорили как будто по-малорусски, но на
особом волынском наречии, с примесью польских и русских слов, исповедовали
когда-то греко-униатскую веру, а потом, после некоторых замешательств, были
причислены к православному приходу, а старая церковка была закрыта и
постепенно развалилась... Пахали землю, ходили в белых и серых свитах, с
синими или красными поясами, штаны носили широкие, шапки бараньи. И хотя,
может быть, были беднее своих соседей, но все же смутная память о каком-то
лучшем прошлом держалась под соломенными стрехами лозищанских хат. Ходили лозищане чище крестьян, были почти все грамотны по церковному, и об них говорили, что они держат себя слишком гордо.
В материалах родословной династии Лозина-Лозинских находим информацию, что в ранней Польше, позже в Подольской губернии, где у семьи было имение Большие Лозины, фамилии у жителей села были, соответственно, Лозина-Лозинские. К этой дворянской династии относятся поэт Алексей Лозина-Лозинский (29.11.1886-05.11.1916), сын земского врача Подольской губернии Константина Семёновича и Глеб Лозина-Лозинский (25.12.1909-28.11.2001), ведущий разработчик НПО "Буран" и генеральный конструктор самолёта-перехватчика «МИГ-31», герой социалистического труда России.
Михаил Лозинский (1880-1937), политический и государственный деятель, профессор Украинского свободного университета в Праге. Активный поборник соборности Украины. Переехав в Советскую Украину с 1927 года работает завкафедрой права в Харьковском институте народного хозяйства. В 1930 арестован НКВД и выслан на Дальний Восток в украинские колонии. Расстрелян там же в 1937.
Аскольд Лозинский (08.02.1952 г-р) - известен мировой и украинской общественности как президент Мирового конгресса украинцев с 1998 года. Проводит активную работу по объединению мирового украинского сообщества за рубежом. С этой целью не раз встречался с президентами США, Украины и Польши. Награжденный орденом Украины "За заслуги" и отличиями организаций украинцев в мире.
Вернёмся же к нашей родословной ветви. Старые родственники ещё после второй мировой войны вспоминали, что выходец из-за Дуная Максим Яковлевич был геройский Азовский козак «характерник», награждался царскими крестами и землями во Вдовском Яру, где он имел хутор. Позже там, в 1876 году вблизи села Никольского был засажен лес, который сегодня зовётся Володарским. Ещё старики вспоминали про Максимового брата Симку, как его называли в этих краях. Он отличался как удачный конокрад, который крал лучших коней у цыган и греков с соседних земель, переводил их через реку Кальмиус и гонял на Кубань, где продавал Черноморским казакам через своих родственников. Полученные деньги Симка раздавал малоимущим и бедным людям, чем и прославился. Прожил он, по людской молве, около 108 лет, был кремезным мужчиной. Как то поймали его греки, связали и за конокрадство хотели закопать живьём. Но пока готовилась яма, Симка, благодаря своей казацкой удаче, освободился от пут и сбежал на их же бричке. Пришлось ему после этого переселиться окончательно на Кубань, где он уже и доживал свой век. Может это и байка, но очень красивая! А если говорить о его долгожительстве, так его четверо двоюродных внучат «Спиридоновичей» прожили от 87 до 95 лет, несмотря на условия жизни при эпидемиях, революции, коллективизации, голодоморе, второй мировой войне и тяжелейших послевоенных годах. У нас имеется архивное свидетельство о том, что в 1863 году при расформировании Азовского казачьего войска, на Кубань переселилась семья 29-ти летнего Никиты Семёновича Логозинского. Может он и был сыном того самого Максимового брата Симки-Семёна?
Прадед моего деда Василия Петровича Леуцкого Максим Яковлевич Лозинский в браке со Стефанидой (1818 г-р) имел двух сыновей Стефана и Спиридона. Будучи военнообязанным старший сын, Азовский козак Стефан Максимович Лозинский (1836 г-р), был вынужден по жеребьёвке переселиться на Кубань в 1863 году. Как раз в те годы шло расформирование и ликвидация Азовского козачьего войска и часть семей (800 семей по плану царского правительства) должны были переселиться на Кубанские земли, отвоеванные у кавказских горских народов. На Кавказ Стефан переселялся со своей супругой Параскевой Гавриловной и сыном Кирияком (28.09.1862 г-р).
К своему старшему брату наш пра-прадед Спиридон Максимович (1846-22.08.1914) присоединился уже на следующий год. В списках переселенцев от этого года есть следующая запись «направляется в станицу Ахтырскую к брату, и дополнение с ним родственник отца Пётр Кравченко». Кем доводился Пётр нашему Максиму Лозинскому? Двоюродным братом и, следовательно, племянником матери Максима Ксении? Или же он был братом жены Максима Яковлевича Стефаниды? Надеюсь, что это нам ещё предстоит разгадать.
Став Кубанским козаком Спиридон Максимович, по воспоминаниям предков, принимал участие в обороне Шипки в Болгарии во время русско-турецкой войны 1877-78 годов (фото на сайте в альбоме «козаки от Запорожья до Кубани»), за мужество был награждён Георгиевским крестом, высшей солдатской наградой. После войны Спиридон со своей супругой Агрипиной Гавриловной (1853-06.04.1913) и детьми Максимом, Кузьмой и Евдокией переселился обратно в село Никольское (ныне Володарское) в Приазовье. Что явилось причиной переселения нам пока неизвестно, но их третий сын Яков, названый в честь прадеда, родился уже в Никольском 27.04.1879 года. Всего в этой семье было 12 детей (см. родословное древо). Семеро из них создали свои семьи и имели множество потомков.
Моя прабабушка Дарья Спиридоновна Лозинская (18.02.1886-07.05.1974) вышла замуж 09.09.1905 за Мефодия, сына Азовского козака Якова Андреевича Левуцкого. У них родилось четверо дочерей и мой дед Василий.
В свободной энциклопедии «Википедии» историками приведены исторические материалы украинских, польских, русских и немецких архивов
03 09 2014
1 стр.
Сахно В. Г., Базанова Л. И., Глушкова О. Ю., Мелекесцев И. В., Пономарева В. В., Сурнин А. А., Олаф Ю. Происхождение плейстоцен-голоценовых пеплов северо-востока России по данным м
09 10 2014
4 стр.
Америки. Энциклопедии Encarta, Britannica и "Мир вокруг нас" имеют западное происхождение. Успехи в англ языке позволили перевести статьи о Н. энциклопедий Encarta и частично Brita
08 10 2014
1 стр.
Антропогенез – раздел антропологии, изучающий эволюцию предков рода homo, становление и дальнейшую эволюцию человеческого рода, происхождение homo sapiens
23 09 2014
4 стр.
Будда Шакьямуни (санскр. Śākyamuni – Шакьямуни, пали Sakyamuni – Сакьямуни, тиб shA kya thub pa – Шакья Туппа, букв. Мудрец из рода Шакья) – Татхагата нашего времени. По некоторым
16 12 2014
1 стр.
Это первый том "Большой Российской энциклопедии", которая выйдет в 30 томах. Энциклопедия создается по поручению Президента России, который 14 октября 2002 года подписал Указ «Об и
12 10 2014
1 стр.
Сначала нам предстояло изучить литературу по теме нашего исследования. Для этого мы заглянули в энциклопедии и словари. И вот что мы нашли
17 12 2014
1 стр.
Палиенко Н. И. Предмет и задачи энциклопедии права и идея права. Вступительная лекция. Ярославль, 1900
04 09 2014
5 стр.