Том «Россия» Большой Российской энциклопедии признан лучшей книгой 2004 года. Это первый том "Большой Российской энциклопедии", которая выйдет в 30 томах. Энциклопедия создается по поручению Президента России, который 14 октября 2002 года подписал Указ «Об издании Большой Российской Энциклопедии». Главный редактор энциклопедии – Президент Российской Академии наук Юрий Осипов.
Кукольный театр
Истоком российского кукольного театра являются традиционные обряды, народные игры. Первые игровые куклы - атрибуты игр русских скоморохов - керамические фигурки, надеваемые на пальцы с помощью круглых втулок (15 в.), найдены археологами в Москве на Красной площади. Первое свидетельство о кукольных представлениях в России зафиксировано немецким дипломатом, ученым, путешественником Адамом Олеарием (Эльшлегель) в 1636 г. На гравюре изображено кукольное представление. В профессиональных театральных представлениях куклы начали использоваться во второй половины 17 в. (“О Давиде и Голиафе”, “О Бахусе с Венусом” и др.). В 90-х гг. 17 в. в Москве появляются небольшие труппы западноевропейских кукольников. В 1700 году впервые в российской театральной историии состоялись гастроли кукольников из Москвы по городам Украины и в Астрахань. Значительное влияние на формирование и развитие кукольного театра в России первой половины 18 в. оказал Й. Зигмунда (“Комедия о преступлении прародителей Адама и Евы”,“ О короле Агасфере и королеве Эсфири” и др.). В 40-е 50-е гг. 18 в. в Москве появляются первые династии российских кукольников. Большую популярность получили куклы-автоматы, театр теней, различные панорамы и “оптические театры”. Внимание театру кукол уделял и основатель русского профессионального театра, “первый русский актер” Федор Волков. Обучаясь в Сухопутном Шляхетном корпусе в 50-х гг. 18 в., он самостоятельно изготовил “театр, состоящий из кукол” (предположительно для императора Петра Третьего), а во время коронационного маскарада “Торжествующая Минерва” в Москве организовал шествия уличных кукольников.
В начале 19 в. окончательно формируется русская народная комедия «Петрушка». Театр кукол шире проникает в семейную среду, заявляет о себе на праздничных гуляньях, в балаганах. В первой половине 19 в. в Петербурге был организован первый в России стационарный Детский кукольный театр (1841 – 1844) под руководством французского подданного Лемольта. Во 2-й половине 19 в. инициатива переходит к русским кукольникам и владельцам балаганов (И. Макаров, П. Седов, А. Павлович и др.). Огромную популярность получает комедия о Петрушке и представления рождественского вертепа («О Царе Ироде»). В 19 в. рождается профессиональная русская кукольная драматургия (“Царь-девица” В. Ф. Одоевского, “Очарованный лес”. А. А. Бестужева-Марлинского, “Принц Лутоня” В. С. Курочкина и др.). В конце 19 в. кукольный театр в России привлек к себе внимание ученых, исследователей, собирателей старины (В. Н. Перетц, Д. В. Григорович, Д. А. Ровинский и др.). В феврале 1916 г. в Петрограде спектаклем “Силы любви и волшебства” открылся «Кукольный театр» Ю. Л. Слонимской и П. П. Сазонова, оказавший огромное влияние на развитие российского профессионального театра кукол 20 в. В первые десятилетия после революции 1917 г. активно развивался агитационный театр кукол. В том же году в Москве открылся “Театр Петрушки” художников Н. Я. Симонович - Ефимовой и И. С. Ефимова. Изучив опыт народных кукольников, Ефимовы обогатили его репертуар, технически усовершенствовали театральные куклы («Басни И.А. Крылова», «Веселый Петрушка», «Макбет" и др.). Этапным стало творчество ленинградского режиссера, актера Е. С. Деммени, создавшего Ленинградский театр марионеток («Свадьба» (1928), «Наш цирк», (1930), «Гулливер в стране лилипутов», «Проказницы из Виндзора» (1947), «Кем быть?» (1950) и др.). Важнейший вклад в развитие театра кукол внес С. В. Образцов. Режиссер, педагог, теоретик театра, писатель, киносценарист, художник, он оказал огромное влияние на развитие всего мирового театра кукол 20 в. В 1931 г. Образцов создал и возглавил Центральный театр кукол (ныне академический). Театр стал центром, где аккумулировались и откуда распространялись по театрам СССР новые идеи, сценографические и постановочные приемы, пьесы, теоретические и практические открытия в области кукольного театра ("Джим и Доллар" (1932), "По щучьему велению" (1936), "Волшебная лампа Аладдина" (1940), "Король-олень" (1943) "Необыкновенный концерт" (1946), «Чертова мельница» (1953 г.), "Божественная комедия" (1961), «И-ГО-ГО» (1964) г., «Дон Жуан» (1975) и др.). Творческое лицо Театра Образцова создавали выдающиеся художники В. В. Андриевич и Б. Д. Тузлуков. Дальнейшее развитие российского театра кукол обеспечил ленинградский режиссер, педагог, М. М. Королев, воспитавший плеяду режиссеров, художников, актеров. Творческая жизнь Королева в первую очередь связана с Ленинградским Большим театром кукол и Ленинградским институтом театра, музыки и кинематографии (Кафедра театра кукол, 1959). Спектакли Королева вошли в золотой фонд мирового кукольного театра ("Дикие лебеди", "Конек-Горбунок" (1955), «В золотом раю" (1959), "12 стульев" (1957), "Прелестная Галатея", «Голый король» и др.). Ученики Королева определили путь российского театра кукол в 70-х –80-х гг. 20 в. Среди них – В. Л. Шрайман, создавший в Магнитогорске известный Театр кукол и актера «Буратино» («Айболит против Бармалея» (1975), «Маугли» (1976), «Человек из Ламанчи» (1979), «Дракон» (1980), «Гамлет» (1981), «Смерть Тарелкина» (1984). Другой ученик Королева – В. А. Вольховский свои спектакли создал в содружестве с ведущим российским художником театра кукол конца 20 в. Е. А. Луценко. Первой его крупной работой стал спектакль в Челябинского театра кукол «Соломенный жаворонок» (1977). Среди других работ: «Краса Ненаглядная» (1981), «Мертвые души» (1985), «Соловей и император» (1986) и др. В 1987 г. Вольховский возглавил Воронежский театр кукол «Шут», ставший одним из лучших кукольных театров России («Озерный мальчик», «Шинель» и др.). Среди ведущих режиссеров актеров художников конца 20 в.: Е. В. Терлецкий, С. Ф. Железкин, Р. М. Виндерман, Е. Ю. Гимельфарб, М. И. Борнштейн, М. А. Хусид и мн. др. Немалое влияние на российский театр кукол 60-х - 70-х гг. оказал режиссер В. Б. Сударушкин. Ученик Королева, режиссер Ленинградского Большого театра кукол, он разрабатывал жанр музыкальной комедии («Поросенок Чок» (1969), «Маяковский и Маршак – детям» (1970), «Сказка про Емелю» (1971), «Любовь, любовь…» и др.). С успехом на российской эстраде 60-х – 80-х гг 20 в. выступали актеры-кукольники М. В. Цифринович, И. Н. Дивов и Н. А.. Степанова и др. Российские кукольные театры ежегодно становятся лауреатами Национальной театральной премии «Золотая маска» (Архангельский, Екатеринбургский, Омский театры кукол, Семейный московский театр «Тень», Петербургский театр сказки, театр «Кукольный дом» и др.). Плодотворно работают ведущие режиссеры театров кукол: В Н. Шацкий (в 2002 г. избран Президентом УНИМА России, г. Рязань), Ю. А. Фридман, С. Ф. Железкин, И. М. Эппельбаум (Москва), О. В. Борок (Екатеринбург), Д. А. Лохов (Архангельск), И. В. Игнатьев, А. Максимычев, Н. Н. Боровков, С. Столяров (Петербург), Ю. Е.. Лабецкий (Выборг), Я. М. Мер (Вологда) и др. Среди известных российских художников и мастеров-кукольников широко известны: А. И. Ефимов (Екатеринбург), М. Б. Грибанова, М. Х Шмулевич (Москва), Е. Л. Луценко (Воронеж). Российские кукольники регулярно выезжают на гастроли за рубеж, на международные фестивали театров кукол, где их спектакли часто отмечаются, как лучшие. С 80-х гг. в Петербурге, Москве, Рязани, Иваново, Архангельске, Екатеринбурге, Томске, Вологде и др. городах регулярно проводятся международные и региональные фестивали театров кукол. В настоящее время в России работает более 100 государственных театров кукол и около 900 частных коллективов. Подготовка актеров-кукольников ведётся в высших и средних театральных учебных заведениях Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, а также в институтах и училищах культуры мн. городов России. В 20 в. много и плодотворно работали исследователи - историки, теоретики российского театра кукол. Среди них: Л. Г. Шпет, А. Я. Федотов, Н. И. Смирнова, И. П. Уварова, И. Н. Соломоник, И. Н. Жаровцева, Б. П. Голдовский, Е. С. Калмановский, А. П. Кулиш, А. Ф. Некрылова и др. Ежегодно проводятся смотры и фестивали многочисленных любительских детских коллективов.