Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Энциклопедии о Ницше.

Содержание:


Введение 2

1. Microsoft(R) Encarta(R) 97 Encyclopedia 3

2. Britannica Deluxe Edition 2000 4

3. Филосовский словарь, 1991 6

4. Энциклопедия "Мир Вокруг Нас", 2000 г. 7

5. Большой энциклопедический словарь. 1999 г. 10

6. Большая энциклопедия "Кирилла и Мефодия", 1998. 10

7. Большая советская энциклопедия, 2001 11

8. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь, 1998. 12

9. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 15

10.Энциклопедия Кругосвет 16




Введение


Изучая Ницше хочется получить объективную и точную информацию о его работах. Книги теологов не отражают реальной картины философии Н. С другой стороны наши энциклопедии сформированы нашим пост советским обществом а общество информационно оторвано от западной цивилизации. Европейское мышление не проникает на территорию России, Америка оказывает большее влияние, хотя корни нынешней цивиллизации и происхождение самой Америки находятся в Европе. Таким образом россиянин не понимает что говорит европеец или полностью непонятно "поведение" Америки. Энциклопедии Encarta, Britannica и "Мир вокруг нас" имеют западное происхождение. Успехи в англ. языке позволили перевести статьи о Н. энциклопедий Encarta и частично Britannica, статью Филосовского словаря пришлось набрать вручную.

Можно получить максимально точную картину философии Н. читая труды, которые по природе своей должны быть объективными. С другой стороны сборник энциклопедий может быть удобен при подготовке рефератов студентов.

Среди энциклопедий хочется отметить статью энциклопедии Encarta 97, и Филосовский словарь 1991.
juraqb

29.08.2002-18.03.2004


PS Качество перевода не гарантирую. Я сделал все что смог. Получается что кому нужен перевод не может его перевести. Кто может тому текст не интересен.

1. Microsoft(R) Encarta(R) 97 Encyclopedia


Ницше, Фридрих Вильгельм (1844-1900), Немецкий филосов, поэт и филолог, стал наиболее провокационным и влиятелным мыслителем 19го столетия.

Жизнь и Работы.

Ницше родился 15 октября 1844 года в городе Rocken, в Пруссии. Его отец лютеранский священник умер когда ему было пять лет, и он рос со своей мамой. В доме также были его бабушка, две тети и сестра. Он учился в университетах Бонна и Лейпцига на факультете классической филилогии и в 24 года получил пост профессора классической филологии в университете города Базель. Плохое здороье (он страдал всю свою жизнь плохим зрением и головными болями от мигрени) вынудило его подать в отставку в 1879 году. Десять лет спустя у него будем умопомрачение от которого он никогда не оправится. Ницше умер в Веймаре 25 августа 1900 года.

Вдобавок ко влиянию греческой культуры, частично философии Платона и Аристотеля, на Ницше оказывал влияние немецкий философ Артур Шопенгауэр с теорией эволюции и дружба с немецким композиторм Рихардом Вагнером.

Талантливый писатель написал несколько важных работ среди них "Рождение трагедии" (1872), "Так говорил заратустра" (1883-1885), "По ту сторону добра и зла" (1866), "Генеология морали" (1887), Антихрист (1888), Ессе Хомо (1889) и "Воля к Власти" (1901).

Фундаментальная концепция Ницше была в том что традиционные ценности утратили свою силу и жизни личности, которую он назвал пассивный нигилизм. Он выразил это в своей пакосной прокламации - "Бог умер". Он был убежден что традиционные ценности появились в результате "рабства от морали", мораль создана слабостью и обиженными личностями которые поощряют такие манеры поведения как мягкость и доброжелательность потому что они в них нуждаются. Ницше утверждал, что новые ценности могли бы быть созданы для замены традиционных, и его всестороннее исследование этой возможности стало причиной возникновения теории сверхчеловека (Ubermensch).

В соответствии с Ницше простонародье, которое он называет чернь или толпа, соблюдает традиции несмотря на то, что в его идеале сверхчеловека есть уверенность, независимость и крайняя индивидуальность. Сверхчеловек способен в высокой степени тонко ощущать этот мир, но его страсти разумно контроллируются. В значительной степени концентрация на реальном мире чем на вознаграждение в следующем мире обещанном религией, сверхчеловек утверждает жизнь, включая страдание и боль которые следуют вместе с жизнью человека. Его сверхчеловек это создатель ценностей, создатель "морали хозяина" которая выражается в силе и независимости от других, тот кто освобождается от всех ценностей исключая те которые он считает ценными.

Ницше утверждал, что весь человеческий образ действий обусловлен волей к власти. В ее позитивном значении воля к власти не простая власть над другими, а власть над собой как небходимость для творчества. Такая сила выражается в сверхчеловеке в виде независимости, творчестве, и самобытности. Несмотря на то, что Ницше недвусмысленно отрицал то что сверхчеловек уже был, он упоминал несколько личностей, которые могли-бы подходить как пример: Сократ, Иисус Христос, Леонардо да Винчи, Мекеланжело, Шейкспир, Гете, Юлий Цезарь и Наполеон.

Концепция сверхчеловека была часто интерпретирована в качестве постулатов хояин-раб (тоталитарного) общества и была отождествлена с тоталитарными философами. Многие школы отрицали эту связь и характеризовали их как неправильную интерпритацию работ Ницше.



Влияние.

Как хороший поэт Ницше оказал большое влияние на немецкую литературу, французскую литературу и теологию. Его концепции обсуждали и обдумывали такие личности как немецкие философы Карл Ясперс и Мартин Хейдеккер, еврейский филосов Мартин Бубер, немецко-американский теолог Поль Тиллич и французские писатели Альберт Камус и Жан-Поль Сартре. Высказывание Ницше "Бог умер" было подхвачено после 2й мировой войны радикальными американскими теологами Томасом Алтизером и Полем ван

Буреном, они пытались сделать христьянство значимым в 1960 и 1970 годах. Смотри также Екзистенционализм.
"Nietzsche, Friedrich Wilhelm," Microsoft(R) Encarta(R) 97 Encyclopedia. (c) 1993-1996 Microsoft Corporation. All rights reserved.

2. Britannica Deluxe Edition 2000


Немецкий филосов классической школы и критик культуры, который оказал наибольшее влияние на всех современных мыслителей. Его попытки раскрыть основы на которых базируется традиционныя западная религия, мораль и философия глубоко повлияли на поколения теологов, философов, психологов, поэтов, писателей и драматургов

Он пришел к выводу что последствия успехов атеизма просвящения можно выразить фразой "Бог умер", что в некотором отношении определило повестку дня для многих знаменитых европейских интеллегентов после его смерти. Хотя он был страстный противник национализма, антисемитизма и политики с позиции силы, его имя было использовано фашизмом для пропаганды тех вещей, которые он ненавидел.


Зрелая философия Ницше.

Произведения Ницше можно разделить на три вполне определенных периода. Ранние работы, Рождение трагедии, и четыре Unzeitgemasse (1873; Несвоевременные размышления), преобладает Романтический ракурс находящийся под влиянием Шопенгауэра и Вагнера. Средний период от Человеческие слишком человеческое до Веселая наука, отражают традицию французского афоризма. Они восхваляют здравомыслие и науку, эксперименты с литературным стилем и отображают освобождение Ницше от его раннего романтизма, Шопенгаурера и Вагнера. Основная философия Ницше начинается после работы Веселая Наука.


В своих основных произведениях он был поглощен мыслями о происхождении и назначении ценностей в жизни человека. Если, как он верил, жизнь ни имеет и не испытывает недостатка во внутренней ценности и все-же всегда оценивается, тогда такие измерения могут быть с пользой истолкованы как признак состояния измерителя. Поэтому его особенно интерисовал исследовательский анализ и эволюция фундаментальных культурных ценностей западной философии, религии и морали, которая характеризуется как выражение аскетического идеала.
Аскетический идеал рождается когда страдание становится даром наивысшей значимости. В соответствие с Ницше иудейско-христьянская традиция, к примеру, сделала страдание терпимым интерпретируя его Божьим замыслом, и как возможность для искупления. Христьянство таким образом обязано своим успехом льстивому вероучению персональной безнравственности то есть воображать что в жизни человека и смерти есть космический смысл. Подобным образом традиционная философия выражает аскетический идеал когда душа имеет преемущество над телом, мысли над чувствами, долг над желанием, действительность над видимостю, безвременье над временным. В то время как христьянство обещает избавление от грехов для тех кто раскаялся, философия предлагает надежду для раскаяния, хотя и мирскую по мнению христьянстских "мудрецов". Общее для традиционной религии и философии было несформулированное но побудительное мощное предположение что существующая действительность требует разъяснения, оправдания или искупления. Они оба оклеветали опыт по милости кого-то другого, "истинный" мир. Как христьянство так и традиционная философия могут быть поняты как признаки преклонной жизни или жизни в недомогании.
Ницшеанская критика традиционной морали сосредоточена на типологии морали "хозяина" и "раба". Исследуя этимологию немецких слов gut ("good"), schiecht ("bad"), и bosse ("evil"), Ницше утверждает что различие между хорошим и плохим изначально было описательным, то есть без моральной связи между теми кто привелегирован, хозяевами, и в противоположность обыкновенным гражданам, рабам. Контраст добропорядочный/порочный появился тогда, когда рабы отомстили себе сами, превратив атрибуты власти в порок. Если бы находящее под покровительством "добро" было-бы сильным, говорили-бы что слабый должен наследовать землю. Гордость стала грехом. Милосердие, скромность и покорность заменили завершенность, гордость и независимость. Решающим моментом в господстве морали раба было его притязания быть единственно правильной моралью. Настойчивость на абсолюте есть наиважнейшее в философствовании религиозной этики. Хотя Ницше и дал историческую генеалогию морали хозяина и раба он придерживался мнения что она имела не историческую типологию, а черту характера имеющуюся в каждом человеке.
"Нигилизм" – термин используемы Ницше чтобы описать обесценивание высших ценностей положенных в основу аскетическим идеалом. Он полагал, что век в котором он жил – это век пассивного нигилизма то есть век, который еще не был осведомлен что религиозные и филосовские абсолюты уже растворены в позитивизме 19го столетия. С разрушением метафизической и теологической базы должно остаться только распространяющее чувство бесцельности и бессмысленности. Победа бессмысленности это победа нигилизма: "Бог умер" предполагал Ницше, тем не менее большинство людей врядли могут признать помрачнение аскетического идеала и внутреннию бессмысленность существования а скорее будут искать жизнеспособные ценности чтобы облекать жизнь смыслом. He thought the emerging nationalism of his day represented one such ominous surrogate god, in which the nation-state would be invested with transcendent value and purpose. And just as absoluteness of doctrine had found expression in philosophy and religion, absoluteness would become attached to the nation-state with missionary fervour. The slaughter of rivals and the conquest of the earth would proceed under banners of universal brotherhood, democracy, and socialism. Nietzsche's prescience here was particularly poignant, and the use later made of him especially repellent. For example, two books were standard issue for the rucksacks of German soldiers during World War I, Thus Spoke Zarathustra and The Gospel According to St. John. It is difficult to say which author was more compromised by this gesture.
Nietzsche often thought of his writings as struggles with nihilism, and apart from his critiques of religion, philosophy, and morality he developed original theses that have commanded attention, especially perspectivism, will to power, eternal recurrence, and the superman.
Perspectivism is a concept which holds that knowledge is always perspectival, that there are no immaculate perceptions, and that knowledge from no point of view is as incoherent a notion as seeing from no particular vantage point. Perspectivism also denies the possibility of an all-inclusive perspective, which could contain all others and, hence, make reality available as it is in itself. The concept of such an all-inclusive perspective is as incoherent as the concept of seeing an object from every possible vantage point simultaneously.
Nietzsche's perspectivism has sometimes been mistakenly identified with relativism and skepticism. Nonetheless, it raises the question of how one is to understand Nietzsche's own theses, for example, that the dominant values of the common heritage have been underwritten by an ascetic ideal. Is this thesis true absolutely or only from a certain perspective? It may also be asked whether perspectivism can be asserted consistently without self-contradiction, since perspectivism must presumably be true in an absolute, that is a nonperspectival sense. Concerns such as these have generated much fruitful Nietzsche commentary as well as useful work in the theory of knowledge.
Nietzsche often identified life itself with "will to power," that is, with an instinct for growth and durability. This concept provides yet another way of interpreting the ascetic ideal, since it is Nietzsche's contention "that all the supreme values of mankind lack this will--that values which are symptomatic of decline, nihilistic values, are lording it under the holiest names." Thus, traditional philosophy, religion, and morality have been so many masks a deficient will to power wears. The sustaining values of Western civilization have been sublimated products of decadence in that the ascetic ideal endorses existence as pain and suffering. Some commentators have attempted to extend Nietzsche's concept of the will to power from human life to the organic and inorganic realms, ascribing a metaphysics of will to power to him. Such interpretations, however, cannot be sustained by reference to his published works.
The doctrine of eternal recurrence, the basic conception of Thus Spoke Zarathustra, asks the question "How well disposed would a person have to become to himself and to life to crave nothing more fervently than the infinite repetition, without alteration, of each and every moment?" Presumably most men would, or should, find such a thought shattering because they should always find it possible to prefer the eternal repetition of their lives in an edited version rather than to crave nothing more fervently than the eternal recurrence of each of its horrors. The person who could accept recurrence without self-deception or evasion would be a superhuman being (Übermensch), a superman whose distance from the ordinary man is greater than the distance between man and ape, Nietzsche says. Commentators still disagree whether there are specific character traits that define the person who embraces eternal recurrence.

Copyright © 1994-2000 Encyclopædia Britannica, Inc.

3. Филосовский словарь, 1991


НИЦШЕ Фридрих (1844-1900) – нем. филосов, один из основоположников совр. иррационализма в форме философии жизни. Взгляды Н. претерпели определенную эволюцию от романтической эстетизации до опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику "европейского нигилизма" к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Осн. положениями зрелой философии Н. являются: 1) все существующее (мир) есть воля к власти, могуществу; 2) сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти (силы),- в этом состоит т. наз. перспективизм. Н. излагает свою т. зр. полемически, в форму несистематической критики суббстанционного дуализма ("теории двех миров"), метафизики, христианской моральной традицией и т.д. Н.- решительный противник укорененного в европейской культуре противопоставления "истинного мира" миру эмпирическому, истоки которого он видит в отрицании жизни, в декадансе. В основе декаданса, по Н., лежит желание (зачастую бессознательное) физиологически слабых индивидов или моциальных групп доминировать над сильными и здоровыми. Согласно Н., апелляция к разуму и правде (истине) – лишь заменяющий прямое физическое принуждение способодной воли влиять на др. волю (в т.ч. коллективную), рациональная аргументация, любые рассуждения значимы лишь постольку, поскольку обозначают перспективу нек-рой воли, стремящейся к расширению своего могущества. В любой филосовской полемике речь идет, считает он, не о поиске истины, а о жизне-утверждении, подчинении своей воле воли противоборствующей. Это же, по Н. касается ценностных суждений об объективном мире (научные истины, факты). Все это суть интерпритации, субъективные картины мира, за к-рыми стоят физиологические потребности, стремление сохранять определенные формы жизни. Н. связывает критику метафизики с критикой языка. Рассматривая реальность как неупорядоченный поток становления, Н. подчеркивает несоизмеримость создаваемого категориальной схемой языка с подлинным положением дел, неспособностью языка, а следовательно, и мышления представить к.-л. знание независимо от самого языка и мышления. Убеждение Н. в фальсифицирующей природе языка и разумного мышления лежит в основе утверждения им приоритета действия и воли над всеми др. свойствами и качествами. Глубокая внутренняя противоречивость ницшеанского витализма проявляется в вопросе о соотношении истинности той или иной доктрины, идеи, понятия и т.п. и их исторического генезиса. Хотя "всеобщие и необходимые истины", познавательные категории, грамматические формы, этические постулаты и т.п. и не обладают, согласно Н., абсолютной ценностью, являясь просто удачными находками в борьбе за жизнь и власть, все же эти "предрассудки" разума не могут считаться целиком произвольными, т.к. они связаны с определенными ограническими ресурсами человека как вида, с постоянством черт его природы. Они оправданы своей "полезностью" в рамках трансцендентального жизненного процесса. Они принадлежат "родовому субъекту", цели и интересы которого в целом скрыты от каждого отдельно взятого индивида. Для последнего "предрассудки" разума и соотвутствующие им формы жизни оказываются оприорными и принудительными, он не может не следовать им. Таков филосовский смысл ницшеанской идеи вечного возвращения, указывающей на неизбежность воспроизводства одних и тех-же иллюзий, оценок, форм опыта, жизни. Этой фаталистической идее в мировоззрении Н. противостоит идея сверхчеловека, указывающая в первую очередь на необходимость преодоления (в т.ч. и через особую систему восприятия) черт человеческой природы, напр. структуры чувствительности, на "утончение" восприятия для создания новых, более совешенных форм жизни. Осн. соч.: "Человеческое, слишком человеческое" (1882), "Так говорил Заратустра" (1883-85), "По ту сторону добра и зла" (1886), "Антихристианин" (1888).

4. Энциклопедия "Мир Вокруг Нас", 2000 г.


(перевод "Энциклопедии Кольера" выходившей в 1952-1998 г.)

НИЦШЕ, ФРИДРИХ (Nietzsche, Friedrich) (1844-1900), немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу Мир как воля и представление немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.



В 1869 Ницше, опубликовавшего уже несколько научных статей, но еще не имеющего докторской степени, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии. Став профессором, Ницше получил и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870-1871 записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Стал близким другом композитора Р.Вагнера, жившего тогда в Трибшене.
В 1872 Ницше опубликовал свою первую книгу Рождение трагедии из духа музыки (Die Geburt der Tragdie aus dem Geiste der Musik). Первые пятнадцать глав книги представляют собой попытку выяснить, что такое греческая трагедия, в последних же десяти главах речь идет больше о Р.Вагнере. Первоначально влияние книги было незначительным, вместе с тем ее центральный тезис получил широкое признание: такие характеристики, как "благородная простота", "холодное величие", или "безмятежность" (выражения, характерные для 18 и 19 вв.), указывают лишь на одну грань греческой культуры, "аполлоновскую", не учитывая "дионисийский" элемент темной страсти, который нашел свое крайнее выражение в празднествах бога вина Диониса.
Вслед за первой работой вышли четыре Несвоевременных размышления (Unzeitgemsse Betrachtungen, 1873-1876). В первом из них Ницше атакует самодовольную поверхностность немецкой культуры в период после победы над Францией. Второе размышление О пользе и вреде истории для жизни оказало глубокое влияние на немецкую историографию 20 в. развиваемой в нем концепцией "монументальной истории", попыткой через изучение героев прошлого показать, что человек способен на великое, несмотря на нынешнее господство посредственности.
В третьем размышлении, Шопенгауэр как учитель, Ницше утверждает, что обнаружить "подлинного себя", вовсе не "спрятанного глубоко внутри, но существующего безмерно выше", можно, если задаться вопросом: "Что ты действительно любил до сих пор?" В "монументалистской" манере Ницше приступает к созданию портрета Шопенгауэра, выделяя черты, которые его восхищают и по которым он намеревается "строить самого себя".
Четвертое размышление посвящено Вагнеру. Оно принесло Ницше массу неприятностей, его отношения с композитором становились все более напряженными. Для Вагнера Ницше был блистательным проповедником, но и мальчиком на посылках, его не интересовал собственный философский поиск Ницше. По многим важным вопросам они имели противоположные мнения, и Вагнер, будучи старше, не терпел, когда ему перечили. Пока композитор жил в Швейцарии непризнанным гением, его религиозные и расовые пристрастия можно было игнорировать; однако, когда он вернулся в Германию, чтобы основать центр вагнеризма в Байройте, разрыв стал неизбежен.
В 1878 Ницше послал Вагнеру свою новую книгу Человеческое, слишком человеческое (Menschliches, Allzumenschliches) - собрание психологических наблюдений по образцу великих французских афористов, предваренное посвящением Вольтеру. Книга была отправлена почтой, и одновременно Ницше получил экземпляр новой оперы Вагнера Парсифаль.
В 1879 Ницше оставил университет, сославшись на нездоровье, и с тех пор жил очень скромно, проводил лето в Швейцарии, а зиму в Италии. В 1879 и 1880 опубликовал два дополнения к Человеческому, слишком человеческому, в последующие два года Утреннюю зарю (Morgenzte), где обсуждал вопросы морали, и Веселую науку (Die frhliche Wissenschaft). Работы состоят из небольших разделов, около страницы каждый, и примечательны как совершенством стиля, так и язвительностью и своеобразием идей.
Свести воедино свои наиболее значимые выводы Ницше попытался в книге Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, 1883-1892). Стиль ее - то поэтический, то пародийный (в том числе пародийно-библейский), эпиграммы чередуются с довольно выспренними пассажами и проповедями (против общепринятой религии и морали), а в четвертой части помещена история, в которой Заратустра выступает против своих почитателей, которые ему ненавистны. Первые две части книги были опубликованы отдельно в 1883, третья в 1884. Их практически никто не заметил. Четвертую часть Ницше выпустил тиражом всего в сорок экземпляров и раздал семь из них друзьям, отказавшись от прежнего плана продолжить эту работу. Первое широкое издание четвертой части было предпринято в 1891. Вскоре вся книга была признана классикой мировой литературы, стала необыкновенно популярной в Германии и была переведена на многие языки.
В этой книге Ницше впервые выдвинул теорию сверхчеловека (bermensch) и воли к власти, однако он понимал, что его идеи требуют пояснений и защиты от непонимания. С этой целью он опубликовал работы По ту сторону добра и зла (Jenseits von Gut und Bse, 1886) и К генеалогии морали (Zur Genealogie der Moral, 1887).
В 1888 Ницше завершил пять книг: небольшую полемическую работу Случай Вагнера (Der Fall Wagner, 1888); стостраничное резюме своей философии Сумерки кумиров (Die Gtzen-Dmmerung, 1889); страстную полемическую работу Антихристианин (Der Antichrist, 1895); а также Ecce Homo (1908) - остроумную попытку самооценки с такими главами, как Почему я так мудр и Почему я пишу такие прекрасные книги. Наконец, в 1895 вышла работа Ницше против Вагнера (Nietzsche contra Wagner), представляющая собой собрание слегка отредактированных отрывков из его более ранних работ.
В январе 1889 на улице Турина с Ницше случился припадок. Невменяемым он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи. Умер Ницше в Веймаре 25 августа 1900.
Значение Ницше. Большинство выдающихся немецких и французских философов, поэтов и писателей первой половины 20 в. находились под влиянием Ницше. Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Он отмечал, что "школьные ослы" неправильно истолковали понятие сверхчеловека, как будто это - наименование некоего вида, который может появиться на следующей ступени эволюции. В действительности же Ницше убеждает человека "оставаться верным земле", не питать надежд на другие миры. Вместо того чтобы создавать заоблачные идеалы, символизирующие человеческую несостоятельность, следует задуматься над тем, что есть высший тип человеческого, пусть не существующий сейчас, но возможный в будущем. В Антихристианине Ницше предположил, что "выдающиеся индивидуальные случаи постоянно встречаются в самых разных местах и культурах: и здесь мы действительно находим высший тип, который, в соотношении с человечеством в целом, является типом сверхчеловека". В конце книги Сумерки кумиров в качестве примера выведен Гёте. Все, кем восхищался Ницше, были людьми исключительного интеллекта и творческой силы, это были страстные натуры, которые смогли свою страстность поставить на службу творчеству. Другим таким примером для Ницше был Леонардо да Винчи. Кстати, вопреки расхожему недоразумению, знаменитый тиран Чезаре Борджа вовсе не был одним из ницшевских кумиров. Ницше просто полагал, что "даже" Борджа предпочтительнее Парсифаля, достойного лишь презрения.
Согласно Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что она может быть энергетической основой всего космоса в целом. Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращал нас к примерам "сверхчеловеческой" силы, воплощенной в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес "человеческой, слишком человеческой" силе военных деспотов. Ницше осмеивал и силу молодой Германской империи. Именно он первым употребил слово "возвышение" (Sublimation) в современном смысле "сублимации".
Существует много кодексов морали; приверженцы того или иного полагают, что только их кодекс действительно морален. Ницше считает самым важным различие между кодексами, исходящими из правящего класса и кодексами, возникающими в среде угнетенных. Он называет их моралью господ и моралью рабов. Ницше не утверждал, что одни люди господа, а другие - рабы; он считал, что современная мораль является противоречивой смесью обоих типов. Однако Древняя Греция и Древний Рим представляют в основном мораль господ; в христианском же мире господствует мораль рабов. Ницше не отождествляет свою позицию с моралью господ, однако он предпочитал ее рабской морали. Для него самым неприемлемым является чувство обиды и озлобления, в котором Ницше усматривает ключ к рабской морали - ненависти к богатым, сильным, к хозяевам жизни; ненависти к разуму, телу, сексу; ненависти к этому миру, опороченному превознесением другого, вымышленного мира. Вот где недостаток искренности и мужества выставляется как кротость и смирение, а за словами о милосердии прячется надежда на адские муки заклятых врагов. Ницше вовсе не приветствует грубую силу и жестокость, как полагают те, кто мало его знает, будь то хулители или хвалители, он скорее выступает за свободу духа, за то великодушие, которое воистину выше озлобления и обиды; за высший интеллект в физически развитом теле; за безграничное принятие этого мира, при котором даже возможность вечного возвращения одних и тех же событий через огромные промежутки времени - мысль не устрашающая, а несущая высшую радость.

ЛИТЕРАТУРА

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Стихотворения. М., 1994

Ницше Ф. Сочинения, тт. 1-2. М., 1996



5. Большой энциклопедический словарь. 1999 г.


НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900)@ немецкий философ, представитель философии жизни. Профессор классической филологии Базельского университета (1869-79). Испытал влияние А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью. В "Рождении трагедии из духа музыки" (1872) противопоставил два начала бытия - "дионисийское" (жизненно-оргиастическое) и "аполлоновское" (созерцательно-упорядочивающее). В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры, проповедовал эстетический имморализм ("По ту сторону добра и зла", 1886). В мифе о "сверхчеловеке" индивидуалистический культ сильной личности ("Так говорил Заратустра", 1883-84; "Воля к власти", опубликовано 1889-1901) сочетался у Ницше с романтическим идеалом "человека будущего".

6. Большая энциклопедия "Кирилла и Мефодия", 1998.


НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900), немецкий философ, представитель философии жизни. Профессор классической филологии Базельского университета (1869-79). Испытал влияние А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью. В "Рождении трагедии из духа музыки" (1872) противопоставил два начала бытия – "дионисийское" (жизненно-оргиастическое) и "аполлоновское" (созерцательно-упорядочивающее). В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры, проповедовал эстетический имморализм ("По ту сторону добра и зла", 1886). В мифе о "сверхчеловеке" индивидуалистический культ сильной личности ("Так говорил Заратустра", 1883-84; "Воля к власти", опубликовано 1889-1901) сочетался у Ницше с романтическим идеалом "человека будущего".

7. Большая советская энциклопедия, 2001


Ницше (Nietzsche) Фридрих (15.10.1844, Рёккен, около Лютцена, Саксония, - 25.8.1900, Веймар), немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869-79 профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Н. оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью.

От занятий классической филологией Н. переходит к философии, испытав влияние А. Шопенгауэра и находясь под большим воздействием эстетических идей и искусства Р. Вагнера. В своём первом сочинении "Рождение трагедии из духа музыки" (1872), в значительной мере посвященном анализу античной трагедии, Н. развивает идеи типологии культуры, намеченной Ф. Шиллером, Ф. В. Шеллингом и немецким романтизмом. Сопоставляя два начала бытия и культуры - "дионисийское" ("жизненное", оргиастически-буйное и трагическое) и "аполлоновское" (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное), Н. видит идеал в достижении равновесия этих полярных начал. Уже здесь содержатся зачатки учения Н. о бытии как стихийном становлении, развитого позднее в учение "о воле к власти" как присущей всему живому тяге к самоутверждению, и его утопической философии истории, обращающейся в поисках идеала к досократовской Греции. Эти консервативно-романтические взгляды Н. и его волюнтаризм ("Несвоевременные размышления", 1873) предопределили развитие Н. в направлении иррационализма. Показательно обращение Н. к форме эссе в его ранних работах; произведения "Человеческое, слишком человеческое" (1878), "Утренняя заря" (1881), "Весёлая наука" (1882), "По ту сторону добра и зла" (1886) строятся как цепь фрагментов или афоризмов. Философия Н. обретает выражение в поэтическом творчестве, легенде, мифе ("Так говорил Заратустра", 1883-84). Н. стремится преодолеть рациональность философского метода; понятия не выстраиваются у Н. в систему, а предстают как многозначные символы. Таковы понятия "жизнь", "воля к власти", которая есть и само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т.д. В философии Н. переплетаются в труднорасчленимом единстве разнообразные, часто противоборствующие мотивы; анархическая критика современного буржуазной действительности и культуры предстаёт в виде универсального отчаяния в жизни, которое самим Н. осознаётся как явление "нигилизма". В мифе о "сверхчеловеке" культ сильной личности, индивидуалистически преодолевающей буржуазный мир - вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается с романтической идеей "человека будущего", оставившего позади современность с её пороками и ложью. Пытаясь утвердить, в противовес реально существующим общественным отношениям, "естественный", ничем не сдерживаемый поток "жизни", Н. предпринимает ультрарадикальную критику всех "ценностей", в том числе христианства ("Антихристианин", 1888), обрушивается на демократическую идеологию как закрепляющую "стадные инстинкты", выступает с проповедью эстетического "имморализма" и т.д. Мироощущение Н., близкое настроениям "декаданса" (неоромантизма, литературного импрессионизма) "конца века", особенно заметно в его лирических стихотворениях.

Противоречивая и не подчиняющаяся какому-либо единству системы философия Н. оказала влияние на различные направления буржуазной мысли 20 в. - философию жизни, прагматизм, экзистенциализм (каждое из этих направлений по-своему толковало Н.). Н. оказал значительное влияние на писателей конца 19 - начала 20 вв. как в Германии (С. Георге, Г. Манн, Т. Манн, Г. Хессе, Г. Бенн), так и в др. странах - К. Гамсун (Норвегия), А. Стриндберг (Швеция), А. Жид (Франция), Э. Синклер, Дж. Лондон (США), Икбал (Индия), на русских символистов В. Иванова, А. Белого, В. Брюсова. Творчество Н. явилось по существу одновременно саморазоблачением и утверждением тенденций буржуазной культуры в эпоху империализма, "прообразом" реакционных тенденций в философии, политике, морали 20 в.; ницшеанство использовали и идеологи немецкого фашизма. Философы-марксисты, начиная с Ф. Меринга и Г. В. Плеханова, выступали с резкой и последовательной критикой идей Н. и ницшеанства.

Соч.: Werke, Bd 1 - 19, Lpz., 1903-13, Bd 20 (Register), Lpz., 1926; Werke. Kritische Gesamtausgabe in 30 Bd, Bd 1 - B. - N. Y., 1967-; Gesammelte Briefe, 2 Aufl., Bd 1-5, Lpz., 1902-09; в рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-9, М., 1909-12.



Лит.: Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966; Верцман И. Е., Эстетика Ницше, в его кн.: Проблемы художественного познания, М., 1967; Одуев С., Тропами Заратустры. (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию), М., 1971; Манн Т., Философия Ницше в свете нашего опыта, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Файгингер Г., Ницше как философ, М., 1902; Трубецкой Е. Н., Философия Ницше, М., 1904; Bertram Е., Nietzsche, В., 1918; Jaspers К., Nietzsche, 3 Aufl., В., 1950; Wolff Н. M., Fr. Nietzsche. Der Weg zum Nichts, Bern, 1956; Kaufmann W., Nietzsche: Philosopher, psychologist, antichrist, N. Y., 1956; Heidegger M., Nietzsche, Bd 1-2, Stuttg., 1961; Pütz P., F. Nietzsche, Stuttg., 1967; Ries W., Grundzüge des Nietzsche-Verständnisses in der Deutung seiner Philosophie, Maulburg 1967; Reichert H.W., Schlechta K., International Nietzsche. Bibliography, Chapel Hill, 1968; Müller-Lauter W., Nietzsche, B. - N. Y., 1971.

  Ал. В. Михайлов.



Материалы предоставлены проектом Рубрикон

© 2001 Russ Portal Company Ltd.
© 2001 "Большая Российская энциклопедия"
Все права защищены




8. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь, 1998.


Ницше (Фридрих-Вильгельм Nietzsche) - знаменитый немецкий писатель,

родился в 1844 г. в прусской пров. Саксонии. отец его был протестантским

пастором. В 1869 г. получил кафедру филологии в базельском унив. Во

время франко-прусской войны был санитаром; с тех пор у него появились

первые признаки мозгового страдания. Он долго жил в Италии, в Сорренто и

в Риме, но здоровье его ухудшалось; в 1879 г. он окончательно оставил

профессуру и стал жить уединенно в Италии и Швейцарии. Следующие годы,

не смотря на тяжкие страдания, были самыми плодотворными в авторской

деятельности Н. В 1880 г. душевный недуг окончательно разразился, и с

тех пор Н. живет больным, сначала в лечебнице в Иене, потом у своей

матери близ Наумбурга. Философская деятельность Н. не представляет

стройной системы, исходящей из вполне установленных начал. Н.

афористичен по своей манере, а идеи его претерпевали несколько коренных

метаморфоз. Он вышел из метафизики Шопенгауера, потом отверг ее во имя

рационализма, и под конец пришел к оригинальному, полумистическому

мировоззрению. Во всех этих фазисах философского развития Н. имеет

значение не теоретическою стороной своего учения. а своим художественным

темпераментом. В первом фазисе развития Н. был горячим вагнерианцем; во

втором он сошелся с Полем Рэ и увлекался его естественнонаучными

учениями; в третьем фазисе его философия принимает мистический оттенок.

Главнейшие труды первого периода: "Quellen des Diogenes Laertius", "Die

Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik" (1872) и "Unzeitgemasse

Betrachtungen". В первой из этих работ, филологической по существу, Н.

выводить начало искусства из взаимодействия двух противоположных

эстетических элементов в природе - дионисовского и аполлоновского.

Дионисовским он называет начало оргазма, сказывающееся в восторженных

телодвижениях, в сочетании радости и скорби, наслаждения и ужаса, когда

уничтожаются обычные пределы бытия и человеческая личность сливается с

природой; principium individuationis уничтожено и путь к первоисточникам

бытия открыт. Сущность дионисовского начала становится ясной в

физиологическом явлении опьянения. Соответствующее ему искусство -

музыка. Противоположность дионисовскому началу составляет стремление к

создаванию форм; Н. усматривает его в Аполлоне, боге созидательных сил.

В нем соединяются свобода от всяких необузданных порывов и мудрое

спокойствие. Он самое возвышенное воплощение priucipii individuationis,

т. е. сохранения пределов личности, меры в эллинском значение слова.

Сила этого созидательного стремления проявляется в прекрасном

искусственном мире сновидений. Ему соответствует пластическое

художество. Из сочетания этих двух элементов вышла аттическая трагедия,

а из ее - все позднейшее искусство; первоначальный хор - дионисовский элемент

ее, создавший из себя, в силу аполлоновского стремления, самую драму, т.

е. как бы искусственный мир видений. Диалог - аполлоновский элемент

трагедии. Говорящие на сцене герои - аполлоновские образы, в кoторых

объективируется Дионис, первоначальный трагический герой; они только

маски, скрывающие вечно присущее божество. Это понимание двух элементов

искусства Н. вывел из глубины своего собственного существа; оно же

объясняет постоянный перемены его философских идей. Эти идеи по его

собственным словам - маски, аполлоновcкие образы, за которыми скрывается

его дионисовское "я". Стихийное, дионисовское начало Н. ставить выше

всего, также как и вышедшее из него искусство, т. е. главным образом.

музыку. Культуру аполлоновского, рассудочного характера Н. производит

от. Сократа, "основателя диалектики и теоретичности", мнящей себя

способной дойти путем разума до первооснов бытия. Кант нарушил, этот

оптимизм и проповедывал "философию воздержания". Критикой разума он

открыл путь для возрождения философии в Шопенгауере, который показал

доступ к непознаваемому в интуитивном, т. е. дионисовском элементе души.

Из 4-х отдельных брошюр, составляющих "Unzeitgemasse Betrachtungen"

самая значительная - "Vom Nutzen und Nachtheil der Historie fur das

Leben". "Историей" Н. называет всю совокупность знаний, всю духовную

жизнь в противоположность инстинктивной - знание прошедшего, как

противоположность живой силе настоящего и совершающегося. Н. ставит

вопрос, "как подчинить историю жизни" и решает, что только "посколько

история служит жизни, должны и мы служить истории". История полезна лишь

до тех пор; пока, увеличивая знания, она не делает души пассивною

воспринимательницей прошлого, лишенною созидательного, пластического

элемента. "Неисторическое", т. е. непосредственное творческое начало

должно оставаться сильным; только сочетая историческое с неисторическим

человек становится великим: обладая великим наследием прошлого он в тоже

время не подчинен ему. Н. возводить в идеал людей, унаследовавших гений

прошедшего, способных из настоящего объяснить минувшее и тем самым

определить самое отдаленное будущее. Он называет их "людьми

несвоевременными" (Unzeitgemasse), т. е. не подходящими к данному

времени. Двум представителям этого идеала посвящены две другие статьи:

"Unzeitg. Betrachltungen" - "Schopenhauer als Erzieher" и "Richard

Wagner in Bayreuth". В них Н. развивает свое учение о гении; культ

гениальности является у него проявлением метафизического в физическом

существовании. Преклонение пред гениальностью Вагнера закончилось у Н.

разрушением культа; в стремлении вечно развенчивать достигнутые идеалы,

он порвал с Вагнером и путем долгих колебаний и внутренних жертв перешел

к позитивизму. К этому второму периоду относится: "Menschliches,

Allzumenschliches" (1876 - 77) - сборник афоризмов, написанных к

годовщине смерти Вольтера. Здесь, под влиянием английских позитивистов,

а также своего приятеля, немецкого позитивиста Рэ, Н. занялся вопросом

об основах альтруистических чувств и решил его в духи утилитаризма. Свое

прежнее этическое понимание он теперь опровергал, анализируя

происхождение этических побуждений и превращаясь из метафизика в

психолога и историка. Все афоризмы сборника сводятся к обнажению "полной

человечности" (Allzumenschlichkeit) того, что считалось святым, вечным и

сверхчеловеческим. Презираемый прежде Сократ, представитель разумности.

кажется ему теперь истинным созидателем культуры. Он отрицает чудо

гениальности, вооружается против Вагнера и, в общем подчиняет инстинкт

разуму. Три других сочинения этого периода: "Der Wanderer u. sein

Schatten", "Morgenrothe" и "Frohliche Wissenschaft" чужды

преувеличенного интеллектуализма предыдущего труда. Продолжая подчинять

аффекты разуму, Н. больше настаивает на силе чувства, заставляющего

подчиняться будничной и некрасивой истине только потому, что она истина.

Позитивная философия имела для Н. значение тем, что она давала ему метод

познавания, нужный ему для постоянных переходов настроений и не

сковывала его подобно метафизике. Поэтому так бодро звучат его слова в

"Frohe Wissenchaft". В то время он уже подготовлял свою "философию

будущего" и отдалялся от содержания позитивных учений. Последний период

в творчестве Н. обнимает пять сочинений: "Also sprach Zarathustra",

"Jenseits von Gut und Bose", "Zur Genealogie der Moral". "Der Fall

Wagner" и "Gotzen-Dammerung". Здесь Н. признает всякое знание и мышление

условным и возвращается к первоначальному возвеличению аффектов и

стихийной силы личности. В "Jenseits von gui u. Bose" он доказывает

ложность понятий о добре и зле, правде и неправде и считаете важным все

то, что поднимает жизненность, чем производятся аффекты, без отношения к

их нравственной оценке: fiat vita, pereat veritas. Он высоко ставить

"силу лжи", т. е. стремление к выдуманному, и выводит отсюда значение

искусства и метафизики. Область познания переносится им в мир аффектов и

внушений воли. Он превозносит мир намеренного обмана и говорит, что

близкий нашей душе мир должен быть нами же создан. Идеалом его является

сверхжизненный образ отдельного человека, могучая воля которого -

единственный критерий добра и зла. В этике и эстетике Н. Бог, человек и

мир сливаются в одно общее сверхчеловеческое существо. Этика Н. основана

на его понимании упадка, который создается вмешательством разума,

ограничивающего стихийные инстинкты. Этот упадок начался для

человечества вместе с культурой, сделав из человека больное существо,

стремящееся к отрицанию самого себя. Оправдание упадка, тождественного с

жизнью человечества во все времена, заключается в том, что человек -

только переходная ступень к чему-то более совершенному. Цель

человечества - преодолеть себя во имя более высокого идеала; чтобы

достигнуть этого, нужно развивать свои человеческие страсти до апогея и

в них пережить самого себя. "Сверхчеловек" (Uebermensch), для которого

человек уготовляет путь самоотречением, является созданием самого

человека. Стремление к красоте "сверхчеловека" заменяет прежнее

стремление к добру в жизни; невозможность достижения этого мистического

идеала лежит в основе контрастов, составляющих трагическую красоту души.

Религиозное учение Н. тесно связано с учением его об "упадке". Когда

естественно-человеческое доведено до апогея, тогда пробуждается жажда

божественного; чем гуще тени на человеческом, тем ярче сияет

божественное - и человек сам создает божество, как противоположность

человеческому. Учение Н. носит лирический характер. Он объективирует

различные состояния своей души, враждебной всем установленным категориям

разума и всем нравственным традициям, и в блестящих образах и афоризмах

заостряет свои отрицания и утверждения. Не будучи теоретиком в

философии, а скорее сильным художником мысли, Н. создал миросозерцание,

соответствующее некоторым сторонам современного искусства; в его учении

получили яркое выражение индивидуализм, эстетизм, жажда личной свободы.

Полное собрание соч. Н. издано его приверженцами в Лейпциге. Крупных

монографий о Н. не имеется. См. в "Вопросах философии и психологии"

(1892 - 1893) статьи В. П. Преображенского, Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина,

П. Е. Астафьева (статья Грота вышла отд. брошюрой). В "Северном

Вестнике" (1896 г.) напечатан интересный этюд близко знавшей Н. немецкой

писательницы Лу-Андреас-Саломэ.



9. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


Ницше, (Nietzsche), Фридрих, знаменитый немецкий философ. 1844-1900. Философские воззрения Н. отличаются крайней смелостью мысли. Его идеал - мощная, сильная своей волей, духовная личность, для которой все позволено, независимо от нынешних понятий добра и зла. Это -"сверхчеловек" (Uebermensch), подчиняющийся другой, высшей морали, а не обычной морали рабов. Христианство, проповедующее равенство всех людей, самоуничижение, сострадание к низшим,- величайшее зло; дурно все, что вытекает из слабости, хорошо же все, что возвышает чувство мощи в человеке; необходимо самое полное беспредельное развитие своего "я". Всякое знание и мышление условно. В учении Н. мы видим яркое выражение умствен. течений конца XIX в.: индивидуализма, эстетизма, жажды личной свободы. Влияние Н. на изящную литературу и умствен. движение последн. 20 лет огромно. Умер после десятилетнего (с 1880) психич. расстройства. Главнейш. соч.: "Unzeitgemasse Betrachtungen" (3-е издание 1895); "Menschliches, Allzumenschliches" (5-е издание 1897); "Also sprach Zarathustra" (11-е издание 1899); "Morgenrothe" (3-е издание 1897), "Jeuseits v. Gut. und Bose" (6-е издание 1896); "Die Geburt d. Tragodie" (4-е издание 1895) и мн. др. Собрание сочинений 1895-97, в 12 т. Пер. на рус. яз. "Так говорил Заратустра" (СПБ. 1899 и 1900); "По ту сторону добра и зла" (СПБ. 1899). Собрание сочинений в 8 т. изд. Ефимова (1900-1). О. Н. см. E. Forster-Nietzsche (1895); Riehl (2-е издание 1898; рус. пер. 1898); Lichtenberger (2-е издание 1900; рус. пер. 1901), Ziegler (1900), Vaihinger (1905), Richter (1903); В. Преображенский, "Фр. Ницше" ("Вопросы философии в психологии" 1892, кн. 15).
Материалы предоставлены компанией Новый Диск

10.Энциклопедия Кругосвет


НИЦШЕ, ФРИДРИХ (Nietzsche, Friedrich) (1844–1900), немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу Мир как воля и представление немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.

В 1869 Ницше, опубликовавшего уже несколько научных статей, но еще не имеющего докторской степени, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии. Став профессором, Ницше получил и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870–1871 записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Стал близким другом композитора Р.Вагнера, жившего тогда в Трибшене.

В 1872 Ницше опубликовал свою первую книгу Рождение трагедии из духа музыки (Die Geburt der Tragdie aus dem Geiste der Musik). Первые пятнадцать глав книги представляют собой попытку выяснить, что такое греческая трагедия, в последних же десяти главах речь идет больше о Р.Вагнере. Первоначально влияние книги было незначительным, вместе с тем ее центральный тезис получил широкое признание: такие характеристики, как «благородная простота», «холодное величие», или «безмятежность» (выражения, характерные для 18 и 19 вв.), указывают лишь на одну грань греческой культуры, «аполлоновскую», не учитывая «дионисийский» элемент темной страсти, который нашел свое крайнее выражение в празднествах бога вина Диониса.

Вслед за первой работой вышли четыре Несвоевременных размышления (Unzeitgemsse Betrachtungen, 1873–1876). В первом из них Ницше атакует самодовольную поверхностность немецкой культуры в период после победы над Францией. Второе размышление О пользе и вреде истории для жизни оказало глубокое влияние на немецкую историографию 20 в. развиваемой в нем концепцией «монументальной истории», попыткой через изучение героев прошлого показать, что человек способен на великое, несмотря на нынешнее господство посредственности.

В третьем размышлении, Шопенгауэр как учитель, Ницше утверждает, что обнаружить «подлинного себя», вовсе не «спрятанного глубоко внутри, но существующего безмерно выше», можно, если задаться вопросом: «Что ты действительно любил до сих пор?» В «монументалистской» манере Ницше приступает к созданию портрета Шопенгауэра, выделяя черты, которые его восхищают и по которым он намеревается «строить самого себя».

Четвертое размышление посвящено Вагнеру. Оно принесло Ницше массу неприятностей, его отношения с композитором становились все более напряженными. Для Вагнера Ницше был блистательным проповедником, но и мальчиком на посылках, его не интересовал собственный философский поиск Ницше. По многим важным вопросам они имели противоположные мнения, и Вагнер, будучи старше, не терпел, когда ему перечили. Пока композитор жил в Швейцарии непризнанным гением, его религиозные и расовые пристрастия можно было игнорировать; однако, когда он вернулся в Германию, чтобы основать центр вагнеризма в Байройте, разрыв стал неизбежен.

В 1878 Ницше послал Вагнеру свою новую книгу Человеческое, слишком человеческое (Menschliches, Allzumenschliches) – собрание психологических наблюдений по образцу великих французских афористов, предваренное посвящением Вольтеру. Книга была отправлена почтой, и одновременно Ницше получил экземпляр новой оперы Вагнера Парсифаль.

В 1879 Ницше оставил университет, сославшись на нездоровье, и с тех пор жил очень скромно, проводил лето в Швейцарии, а зиму в Италии. В 1879 и 1880 опубликовал два дополнения к Человеческому, слишком человеческому, в последующие два года Утреннюю зарю (Morgenzte), где обсуждал вопросы морали, и Веселую науку (Die frhliche Wissenschaft). Работы состоят из небольших разделов, около страницы каждый, и примечательны как совершенством стиля, так и язвительностью и своеобразием идей.

Свести воедино свои наиболее значимые выводы Ницше попытался в книге Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, 1883–1892). Стиль ее – то поэтический, то пародийный (в том числе пародийно-библейский), эпиграммы чередуются с довольно выспренними пассажами и проповедями (против общепринятой религии и морали), а в четвертой части помещена история, в которой Заратустра выступает против своих почитателей, которые ему ненавистны. Первые две части книги были опубликованы отдельно в 1883, третья в 1884. Их практически никто не заметил. Четвертую часть Ницше выпустил тиражом всего в сорок экземпляров и раздал семь из них друзьям, отказавшись от прежнего плана продолжить эту работу. Первое широкое издание четвертой части было предпринято в 1891. Вскоре вся книга была признана классикой мировой литературы, стала необыкновенно популярной в Германии и была переведена на многие языки.

В этой книге Ницше впервые выдвинул теорию сверхчеловека (bermensch) и воли к власти, однако он понимал, что его идеи требуют пояснений и защиты от непонимания. С этой целью он опубликовал работы По ту сторону добра и зла (Jenseits von Gut und Bse, 1886) и К генеалогии морали (Zur Genealogie der Moral, 1887).



В 1888 Ницше завершил пять книг: небольшую полемическую работу Случай Вагнера (Der Fall Wagner, 1888); стостраничное резюме своей философии Сумерки кумиров (Die Gtzen-Dmmerung, 1889); страстную полемическую работу Антихристианин (Der Antichrist, 1895); а также Ecce Homo (1908) – остроумную попытку самооценки с такими главами, как Почему я так мудр и Почему я пишу такие прекрасные книги. Наконец, в 1895 вышла работа Ницше против Вагнера (Nietzsche contra Wagner), представляющая собой собрание слегка отредактированных отрывков из его более ранних работ.

В январе 1889 на улице Турина с Ницше случился припадок. Невменяемым он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи. Умер Ницше в Веймаре 25 августа 1900.

Энциклопедии о Ницше. Содержание

Америки. Энциклопедии Encarta, Britannica и "Мир вокруг нас" имеют западное происхождение. Успехи в англ языке позволили перевести статьи о Н. энциклопедий Encarta и частично Brita

310.58kb.

08 10 2014
1 стр.


Сверхчеловек Фридриха Ницше (В. Кудряшова, а-351)

Его тексты ранят, но эта кровь – его собственная, ибо Ницше писал кровью. Для того, чтобы писать о Ницше нужно ответное напряжение. Он «зовет» к сотрудничеству, заставляет видеть м

241.59kb.

11 09 2014
1 стр.


Большой Российской энциклопедии

Это первый том "Большой Российской энциклопедии", которая выйдет в 30 томах. Энциклопедия создается по поручению Президента России, который 14 октября 2002 года подписал Указ «Об и

48.44kb.

12 10 2014
1 стр.


Литература Ренненкампф Н. К. Очерки юридической энциклопедии. Киев, 1880

Палиенко Н. И. Предмет и задачи энциклопедии права и идея права. Вступительная лекция. Ярославль, 1900

448.91kb.

04 09 2014
5 стр.


Лозинские, происхождение фамилии и нашего рода. В свободной энциклопедии

В свободной энциклопедии «Википедии» историками приведены исторические материалы украинских, польских, русских и немецких архивов

122.66kb.

03 09 2014
1 стр.


Фридрих Вильгельм Ницше Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм

Непосредственным толчком к написанию книги послужили два доклада, прочитанные Ницше в Базельском музеуме соответственно 18 января и 1 февраля 1870 г

1651.46kb.

11 09 2014
24 стр.


Опыт самокритики

По изд.: Ницше Ф. Рождение трагедии / Ф. Ницше; пер с нем. А. Михайлова; сост., общ ред., коммент и вступ ст. А. А. Россиуса. – М.: Изд-во Ad Marginem, 2001. – 736 с

2526.8kb.

26 09 2014
8 стр.


Фридрих Вильгельм Ницше Ecce Homo, как становятся самим собой

О приведении в порядок всего материала, разумеется, не могло быть и речи; этим занялся Архив в лице Э. Фёрстер-Ницше, сестры писателя, и П. Гаста

1043.79kb.

11 09 2014
7 стр.