Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4


Особо следует отметить, что в связи с низкими объемами бюджетного финансирования не созданы необходимые условия в следственных изоляторах N 1 и N 2 (УИН по РК) для размещения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В СИЗО N 2 в нарушение требований Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" лицам, находящимся там, не создаются нормальные бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, не всегда предоставляется индивидуальное спальное место.

В настоящее время в Республике Коми имеется 18 изоляторов временного содержания (ИВС МВД) наполняемостью 2105 человек, из них по типовым проектам построено 6 изоляторов, 10 размещены в приспособленных зданиях, причем половина из них в деревянных, пожароопасных помещениях.

В октябре 2004 года Уполномоченный по правам человека в Республике Коми Л.Вокуев посетил ИВС Корткеросского РОВД в связи с коллективным обращением граждан М., К., Г., Р. (вход. N Кл-527), жалующихся на плохие условия содержания подследственных в ИВС. При проверке установлено, что в нарушение требований Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые не обеспечены индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями и постельным бельем; отсутствуют душевые комнаты, из-за чего невозможна еженедельная помывка лиц, содержащихся в ИВС; прогулочный двор имеется, однако прогулки спецконтингента проводятся нерегулярно из-за отсутствия в штатах ИВС должностей постового и выводного; в остальной части нарушений названного федерального закона не установлено.

Данные нарушения стали возможны из-за крайне слабого финансирования ИВС из средств федерального бюджета. Все поступающие средства целенаправленно используются на питание (трехразовое на 60 руб. в сутки на одного содержащегося в ИВС), приобретение медикаментов, средств дезинфекции и электроприборов. Дополнительные денежные средства из районного бюджета на содержание ИВС не поступают. На момент проверки начальник отдела МВД РК Бужинский П.С. проинформировал Уполномоченного, что из республиканского бюджета выделено на приобретение постельных принадлежностей 123 тысячи рублей, из них для ИВС Корткеросского РОВД 23 тысячи рублей. По результатам проверки прокуратурой Корткеросского района в адрес министра внутренних дел РК внесено представление.

Еще более удручающее впечатление создалось после посещения Уполномоченным в ноябре 2004 года ИВС Усинского УВД. Здание ИВС было построено в начале 80-х годов, расположено в низине, практически в болоте, по этой причине стены здания поражены грибком и имеют весьма неприглядный вид. По словам начальника ИВС здание буквально "трещит по швам" и требуются значительные материальные вложения в его ремонт. Особенно тяжело было прошлой зимой, поскольку старая система отопления не справлялась с северным климатом: было очень холодно. К этой зиме система отопления была полностью заменена, однако еще требуются средства на замену электропроводки и борьбу с грибком. Кроме того, нарушается право лиц, содержащихся в ИВС, на ежедневные прогулки по причине отсутствия прогулочного дворика, лица, содержащиеся под стражей, не обеспечиваются постельными принадлежностями в связи с отсутствием финансирования этих расходов.

В целом по республике из 18 ИВС 4 изолятора не оборудованы прогулочными дворами; 11 - комнатами для проведения свиданий; 12 - комнатами для оказания медицинской помощи; 11 - комнатами для приема передач; 11 - санпропускниками (душевыми). Обеспеченность индивидуальными спальными местами составляет 84%, а постельным бельем всего 18 процентов. Финансирование изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета, по смете МВД России, дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение могут производиться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Финансирование из федерального бюджета осуществляется только на питание лиц, содержащихся в ИВС. Вместе с тем следует отметить, что денежные средства из республиканского бюджета на нужды ИВС (реконструкция и строительство зданий, питание спецконтингента) с 1995 года не выделялись.

На основании вышеизложенного Правительству Республики Коми, органам местного самоуправления в соответствии со статьями 35, 36 Федерального закона "О милиции" следует предусмотреть в своих бюджетах средства для финансирования, выделения служебных помещений, технической эксплуатации и капитального ремонта изоляторов временного содержания, специальных приемников и комнат для административно-задержанных.

Считаю необходимым заявить о необходимости кардинального решения данной проблемы, в первую очередь, со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации. Проблемы содержания граждан в ИВС имеют аналогичный характер и в других регионах Российской Федерации. Поэтому на одной из международных научно-практических конференций "Права человека и гражданское общество", который был организован Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Московским университетом МВД, министру внутренних дел России Р.Нургалиеву был вручен специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области Н.Волкова о проблемах содержания граждан в ИВС. Министр дал обещание проанализировать сложившуюся ситуацию по ИВС и привести условия содержания граждан в соответствие с нормами действующего законодательства.
2.6. Права граждан на благоприятную окружающую среду
В ходе командировок в ряд районов республики по коллективным обращениям граждан, обозначилась еще одна из серьезнейших проблем, связанных с экологией и правом граждан на благоприятную окружающую среду. В первую очередь, это связано с падением на территорию Республики Коми (Ижемского, Княжпогостского, Корткеросского, Удорского районов, городов Печора и Усинск) отделяющихся частей ракет-носителей (далее - ОЧРН), запускаемых с космодрома "Плесецк".

В ходе проверки, проведенной по данному вопросу, Уполномоченным была получена информация, которая, в частности, свидетельствует о захламлении территории республики (в пределах районов падения) отделяющимися частями ракет-носителей, а также о загрязнении водоемов и почвенного покрова токсичными компонентами невыработанного ракетного топлива. По имеющимся сведениям космическая нагрузка с 1970 года на территорию района падения "Печора" (г. Печора, г. Усинск, Ижемский р-н) в массе остатков компонентов ракетного топлива составляет 23,4 тонны, в массе упавших фрагментов ракет - 222,6 тонны, на территорию района падения "Вашка" (Удорский р-н) - в массе остатков компонентов ракетного топлива - 231,8 тонны, в массе упавших фрагментов ракет - 4600 тонн.

Следует отметить, что отдельные компоненты ракетного топлива являются весьма токсичными веществами и представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью человека.

Сложившаяся ситуация усугубляется также тем, что комплексных экологических оценок влияния космической деятельности на территории районов падения не проводилось. В связи с чем отсутствует полная достоверная информация относительно степени негативного воздействия космической деятельности на окружающую среду, а также на состояние здоровья населения, проживающего вблизи районов падения.

9 февраля 2004 года между Правительством Республики Коми и Министерством обороны Российской Федерации был заключен договор о порядке и условиях использования районов падения ОЧРН. Однако данный договор не отвечает интересам республики и граждан, проживающих на территории районов падения. В частности, положения договора, основанные на Постановлении Правительства РФ N 536 от 31.05.95, предусматривают компенсационные выплаты республике за использование районов падения только в случае "коммерческих" пусков ракет. Названное Постановление Правительства РФ в этой части противоречит одному из основных принципов Закона РФ "Об охране окружающей среды" - платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, а также Закону РФ "О космической деятельности", в соответствии с которым космическая деятельность осуществляется с соблюдением принципа ее безопасности и охраны окружающей среды.

По этой причине республика не получает средств, достаточных для реализации необходимых природоохранных мероприятий. Об этом говорит также тот факт, что за время функционирования на территории республики районов падения ОЧРН была произведена всего лишь одна компенсационная выплата.

Таким образом, территория Республики Коми на протяжении длительного времени захламляется и загрязняется в результате функционирования космодрома "Плесецк", в то время как Космические войска не производят достаточных компенсационных выплат за использование районов падения, а также мероприятий, направленных на утилизацию ОЧРН и детоксикацию компонентов невыработанного ракетного топлива, которые предусмотрены договором о порядке и условиях использования районов падения ОЧРН.

Основываясь на изложенных выше обстоятельствах, в целях предотвращения массовых нарушений прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, Уполномоченный по правам человека обратился к Главе Республике Коми с предложением принять соответствующие меры:

- по реализации мероприятий, связанных с экологическим обследованием районов падения ОЧРН и оценке степени негативного воздействия названного фактора на окружающую среду, а также на состояние здоровья населения;

- по выполнению Космическими войсками обязательств, принятых ими по договору о порядке и условиях использования районов падения ОЧРН;

- по пересмотру положений договора о порядке и условиях использования районов падения ОЧРН, касающихся компенсационных выплат за использование районов падения.

По информации, поступившей от Главы РК, Правительство республики принимает меры по разрешению данной проблемы. В частности, разрабатывается План действий территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Коми при проведении пусков ракет-носителей "Ангара". Заместителем Главы РК был разработан и утвержден план мероприятий по экологическому обследованию и реабилитации ранее использовавшихся районов падения. Кроме того, Глава РК заверил, что Правительство республики принимает все меры по выполнению Космическими войсками обязательств, предусмотренных договором о порядке и условиях использования районов падения ОЧРН.

Вместе с тем необходимо отметить, что данная проблема имеет давнюю историю: действовавший ранее договор о порядке использования районов падения также не способствовал соблюдению интересов республики и ее жителей, а условия предоставления компенсационных выплат были те же, что и сейчас. Таким образом, при заключении нового договора Правительством не были учтены существовавшие проблемы, в результате чего ситуация в лучшую сторону абсолютно не изменилась. Кроме того, в связи с данной проблемой чрезвычайно возросла социальная напряженность среди населения республики.

Учитывая изложенное, следует признать, что затягивать разрешение названной проблемы недопустимо. Правительству республики следует принять безотлагательные меры, направленные на соблюдение интересов жителей республики.

Прекрасно понимая, что эта проблема не решится в один день, мы продолжаем накапливать информацию и держать на контроле ситуацию.
3. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ
Защита прав детей как составная часть защиты прав человека входит в основу деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Коми. Важность и актуальность проблемы защиты прав детей обуславливается тем, что здоровье нации, безопасность государства и будущее общества находится в прямой зависимости от духовного и физического здоровья подрастающего поколения, а это зависит от условий, в которых растут и развиваются дети.

К сожалению, в республике нарушения Конвенции о правах ребенка далеко не единичны. По данным МВД Республики Коми, сотрудниками органов внутренних дел за 12 месяцев 2004 года окончены производством уголовные дела по 1213 преступлениям в отношении несовершеннолетних детей и подростков. Среди них такие тяжкие преступления, как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование и насильственные действия сексуального характера. Кроме того, в соответствии со ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних привлечено к ответственности 2833 родителя или законных представителя.

В населенных пунктах республики бродят свыше 300 беспризорных детей - это как во время войны! Процветают детская преступность, суицид, наркомания. Уровень преступности на 10 тыс. человек - почти 2 тысячи. Возьмем, к примеру, Сыктывдинский район. Здесь обнаружено и конфисковано 20 тысяч доз наркотических веществ. Растет заболеваемость СПИДом, и это все не может миновать детскую среду. Обнадеживает лишь то, что глава администрации района Артур Рудольф настойчиво ведет работу по разрешению этой проблемы.

Значительное количество противоправных действий в отношении детей, как отмечено выше, должно заставить серьезно задуматься органы государственной власти и местного самоуправления о прямых нарушениях Конвенции о правах ребенка. Конвенция ОНН о правах ребенка устанавливает, что ребенок должен воспитываться в семье, он должен иметь право знать своих родителей, право на их заботу, право на воспитание, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства, право на получение содержания от родителей. Однако в последние годы все более актуальными становятся проблемы семейного неблагополучия, связанного с жестоким обращением с детьми. Обострение социально-экономической обстановки повлекло рост числа неблагополучных семей. Большое количество семей с детьми находятся за чертой бедности. Не секрет, что сегодня во многих семьях нет взаимопонимания между детьми и родителями, все большее количество родителей не занимаются воспитанием своих детей, растет число детей и подростков, подвергшихся насилию со стороны своих родителей. В этой связи необходима ранняя профилактика нарушений прав детей в семье, а также осуществление социального патронажа семей, в которых нарушаются права несовершеннолетних. Реализация этих мероприятий возможна при тесном взаимодействии всех заинтересованных министерств, ведомств и учреждений.

Нельзя не затронуть и такой проблемы, как неуклонный рост социального сиротства. По данным Министерства образования РК, сегодня в республике почти 5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них - социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по их воспитанию и содержанию. Важным фактором соблюдения прав детей должно явиться и усиление внимания органами прокуратуры, а также общественными организациями, дополняющими ведомственный контроль, к условиям их жизни и воспитания в интернатах, это позволит принимать необходимые меры по устранению нарушений прав детей этой категории.

Согласно информации, полученной из Прокуратуры Республики Коми, анализа положения дел в муниципальных образованиях, следует отметить, что в части организации питания и обеспечения одеждой, обувью воспитанников школ-интернатов, детских домов, учреждений социальной защиты, в сравнении с прошлыми годами, значительно улучшилось. Так, размер денежных средств, выплачиваемых на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для полноценного питания одного ребенка в день в среднем по республике составил 71 рублей 40 копеек, а в г. Ухте - до 86,74 руб., в г. Сыктывкаре - до 83,4 руб., в г. Воркуте - до 78,9 рубля.

Вместе с тем на светлом фоне общего благополучия черными пятнами выделяются ряд учебно-воспитательных учреждений республики. Например, администрацией Аджеромской коррекционной школы-интерната в смету расходов на питание воспитанников на этот год было заложено свыше 2 миллионов рублей, а бюджетом МО "Корткеросский район" на 2004 год выделено 850 тысяч рублей, то есть 40% от необходимого, и стоимость питания одного воспитанника в день составляла 36 рублей 25 копеек. В Центре помощи детям с. Куратово Сысольского района стоимость питания составляет 21 рубль в день - почти в 4 раза ниже нормы! В отделении реабилитации несовершеннолетних с. Выльгорт - от 32,19 руб. до 41 рубля. А это прямое нарушение Конвенции о правах ребенка. Заключенных лучше кормят! Для примера, в Корткеросском изоляторе временного содержания на одного задержанного на питание выделяется в день 60 рублей.

Невыполнение требований закона в основном связано с дефицитом бюджетных средств в муниципальных образованиях городов и районов, но это не освобождает от выполнения требований закона и явно не повышает авторитет руководителей. В этой ситуации должен сработать человеческий фактор, как главы администрации, так и членов Правительства РК.

Вызывает тревогу наметившаяся в последние годы в республике тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Общая заболеваемость детей и подростков нашей республики в 1,3 раза выше, чем по России, и эти показатели растут. По данным Министерства здравоохранения РК, практически здоровы только 19% дошкольников и 10,8% школьников. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей сохраняется по мере продвижения по учебной лестнице. В школах наметились тенденции перегрузок учебных программ, переполненности классов, недостаточности питания.

В республике проживает около 5,5 тысяч детей-инвалидов, многие из которых обучаются в общеобразовательных учреждениях. У таких детей возникает ряд проблем в получении качественного образования, развитии их интересов и способностей, реализации потребностей, в общении с учителями и сверстниками. В этой связи у многих детей развивается чувство неполноценности, понижается уровень самооценки.

В республике с 1990 года функционирует государственное учреждение Республики Коми "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени И.П.Морозова", которое обслуживает 50 детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы. В начале 2004 года Уполномоченный посетил этот Центр. Учреждение осуществляет комплексную реабилитацию детей-инвалидов с обучением с 1-го по 4-й класс. Реабилитация каждого ребенка осуществляется по индивидуальной программе. Центр укомплектован высококвалифицированными медицинскими и педагогическими кадрами, созданы все условия, необходимые для медицинской реабилитации и учебы. Дети, часть которых из социально неблагополучных семей, получают полноценное питание, необходимую одежду и обувь. Результаты деятельности учреждения ощутимы, дети получают социальную адаптацию к жизни в обществе.

К большому сожалению, реабилитационный процесс по завершении учебы в Центре прерывается, так как в районах республики нет возможности создать условия для медицинской и образовательной помощи детям с такой патологией из-за кадрового дефицита и отсутствия необходимой материально-технической базы. Дети вынуждены возвращаться обратно в семьи, часть из которых социально неблагополучны, посещать общеобразовательные школы, в результате чего утрачивается результат реабилитации, полученный детьми во время пребывания в реабилитационном центре.

В связи с этим остро стоит вопрос о необходимости расширения учреждения с целью обеспечения завершения реабилитационного процесса, получения детьми неполного среднего образования, а также решения вопроса их первичной профессиональной подготовки. Для решения этих задач необходимо строительство учебно-жилого комплекса на 100 мест с производственными мастерскими.

С изложением этой проблемы в апреле 2004 года Уполномоченный обратился к Главе Республики Коми с просьбой сообщить о предполагаемых планах или мерах Правительства РК по решению данного вопроса. Но, к большому сожалению, даже после напоминания Главе Республики Коми в июне месяце Уполномоченный ответа так и не получил (обращения в приложении). Такое отношение к обращениям и рекомендациям Уполномоченного является нарушением действующего Закона РК "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми" и впредь должно быть недопустимым фактом.

Чтобы помочь детям с ограниченными возможностями в реализации своих прав, необходимо, прежде всего, поменять отношение власть предержащих, общества в целом к таким детям в сторону понимания, сочувствия и признания их равенства со здоровыми детьми.

Основными направлениями государственной политики по улучшению положения детей должны стать: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения; обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья детей; улучшение питания подрастающего поколения; создания условий для всестороннего развития и образования; поддержка детей, находящихся в особо трудных жизненных ситуациях; профилактика правонарушений несовершеннолетних.
4. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО В ОБЛАСТИ

ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Построение правового государства и гражданского общества во многом зависит от уровня организации системы правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты. Правовое просвещение представляет собой важное условие создания эффективной системы предупреждения правонарушений, формирования правовой культуры человека. Основой для правовой культуры должны стать уважение человеческого достоинства и ценности человеческой личности, умение защищать свои права и законные интересы, повышение профессионализма государственных и муниципальных служащих, всех тех, кто по роду работы связан с разрешением разнообразных правовых проблем человека и гражданина.

Ситуация в сфере правового просвещения в области прав и свобод человека в Республике Коми остается достаточно сложной. Правовой нигилизм, неумение граждан отстаивать свои права в рамках, определенных законом, имеют широкое распространение среди населения в республике. Незнание своих прав гражданами и неисполнение должным образом своих обязанностей чиновниками, несомненно, является препятствием на пути проведения демократических преобразований.

Одним из приоритетных направлений процесса создания целостной системы правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов защиты является принятие и реализация "Концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Коми". Проект документа был подготовлен Уполномоченным с привлечением широкого круга ученых, представителей законодательного и представительных органов республики, общественности. Концепция - документ политического характера, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и стратегию органов государственной власти в сфере защиты конституционных прав и свобод граждан. Но к сожалению, данный проект Концепции не нашел поддержки со стороны Главы Республики Коми и Председателя Государственного Совета Республики Коми.

<предыдущая страница | следующая страница>


Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2002 году
1752.79kb.

10 10 2014
9 стр.


Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека

Уполномоченный, подготовленный в соответствии со статьей 25 Закона Республики Коми "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми", и направляется Главе Республики Коми, в

688.92kb.

14 12 2014
4 стр.


Доклад об итогах работы Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва в 2012 году

Выездные мероприятия Уполномоченного по правам ребенка и его аппарата

748.99kb.

12 10 2014
5 стр.


Advance Edited Version Distr.  A/hrc/7/54 17 January 2008 russian original:  совет по правам человека седьмая сессия Пункт 2 повестки дня ежегодный доклад

Ежегодный доклад верховного комиссара организации объединенных наций по правам человека и доклады управления верховного комиссара по правам человека

48.98kb.

26 09 2014
1 стр.


Уполномоченного по правам ребёнка на 2012-2013 учебный год Утимишевой Галины Петровны

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей. В основе работы Уполномоченного лежит философия сотрудничества

66.75kb.

15 09 2014
1 стр.


Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году

Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году

1652.55kb.

17 12 2014
8 стр.


Г. Бийск, 04 апреля 2012 г. «О состоянии окружающей среды в Алтайском крае»

Доклад на зональном совещании с представителями (доверенными лицами) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае

277.74kb.

10 10 2014
1 стр.


С. Зайнабитдинов: узурпация полномочий уполномоченного

Мы не знаем как в других областях Узбекистана, но в Андижане, полномочия Уполномоченного Олий Мажлиса, по правам человека, а именно, Омбудсмена, на протяжении многих лет узурпируют

29.76kb.

15 10 2014
1 стр.