Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4


Одним из важнейших направлений в деятельности нашего государства является формирование с самого раннего возраста личности ребенка, сознание которого было бы основано на демократических принципах. Это залог построения в будущем полноценного гражданского общества. Подрастающее поколение, оставаясь наиболее активной и динамично развивающейся частью общества, в то же время психологически наиболее уязвимо и подвержено влиянию деструктивных сил.

Не является секретом крайняя недостаточность правовой культуры как педагогов, родителей, так и самих детей. Другая причина в том, что в современной школе воспитательный компонент практически исключен из образовательного процесса, в работе общеобразовательных учреждений нет единой системы, целостной программы, школа сегодня перестала быть транслятором правовых знаний. Необходимо отметить, что изучению вопросов права в школьных программах уделено крайне мало времени.

Начинать работу по формированию правовой культуры необходимо уже в младшем и среднем дошкольном возрасте с ознакомлением детей с элементами правовых знаний, а в старшем дошкольном возрасте ребят уже можно знакомить с некоторыми положениями Всеобщей Декларации прав человека. В дальнейшем эта работа должна системно проводиться в школах, учреждениях начального, среднего и профессионального высшего образования.

Большинство детей интуитивно знают свои права, но не могут их реализовать. В какой-то степени эта проблема может быть решена при участии самих детей и подростков в разработке своих прав, например, в написании Устава школы, тематических конкурсных сочинениях, рисунках и т.д. Пристальное внимание необходимо уделять правовой подготовке будущих воспитателей и учителей, а также правовому просвещению родителей. Поэтому Уполномоченный по правам человека совместно с Министерством образования и высшей школы Республики Коми реализует проект по введению в образовательных учреждениях уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса. Сегодня избраны и активно работают такие уполномоченные в 60 образовательных учреждениях республики. Основной задачей уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса должно стать содействие учащимся, педагогам и родителям в восстановлении встречающихся в учебных заведениях случаев нарушения их прав путем проведения мероприятий, направленных на неадминистративное урегулирование споров. Введение этой общественной должности позволит снять напряженность в детских коллективах, уменьшить число конфликтов между участниками образовательного процесса. Приоритетными направлениями деятельности уполномоченного являются защита прав детей, правовое образование и профилактика правонарушений.

Понимая исключительную важность привития правовой культуры подрастающему поколению, Уполномоченный по правам человека в Республике Коми принимал активное участие в проведении различных конкурсов, нацеленных на привлечение общественного внимания к проблеме прав ребенка, формированию у молодежи элементов правосознания. Так, совместно с Комитетом по делам молодежи, региональным отделением партии "Единая Россия" в апреле - июне 2004 года был проведен республиканский конкурс детского рисунка "Дети - цветы жизни", отвечающий теме "Права ребенка". Отличительной чертой данного конкурса была его демократичность и массовость. Ограничений для участников (трех категорий с 7 до 25 лет) никаких, за исключением одного условия: живопись не должна быть для них основным занятием. На финальном этапе жюри довольно сложно было определить лучшие работы из большого количества по-своему уникальных произведений, так как все они заслуживали самой высокой оценки своей глубиной, порой не по-детски пронзительно высвечивающие проблемы защиты прав детей.

Одним из действенных форм правового просвещения является проведение единых открытых правовых уроков в учебных заведениях. Совместно с Министерством образования и высшей школы Республики Коми с привлечением депутатов различного уровня, представителей правоохранительных органов, общественности были проведены открытые уроки "Права человека в новом веке" в учебных заведениях в канун дня принятия Конвенции о правах ребенка и Всеобщей Декларации прав человека.

Неоценимую помощь в работе по правовому просвещению, восстановлению нарушенных прав граждан оказывают общественные представители Уполномоченного в муниципальных образованиях. В городах и районах республики активно работают 40 общественных помощников Уполномоченного. Уже год существует институт общественных представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях республики. Можно со всей ответственностью заявить, что это состоявшийся институт общественных помощников, очень хорошее подспорье Уполномоченному в восстановлении нарушенных прав граждан. О наших представителях знают в городах и районах, к ним обращаются граждане за помощью.

Хотелось бы отметить очень активную и плодотворную работу Левшова Валерия Васильевича из г. Воркуты. Помимо личного приема, работы с обращениями, защиты прав граждан, Валерий Васильевич инициировал создание детской межрегиональной организации "Юный друг закона", разработал Положение о родительском патруле, разработал Положение о городском конкурсе на звание "Лучший участковый уполномоченный милиции".

В Ухте работают четыре общественных представителя Уполномоченного - это Борозинец Григорий Ленфридович, Партная Валентина Даниловна, Евстифеева Галина Александровна, Преображенская Галина Николаевна. Они выполняют очень большой объем работы в области правовой защиты и правового просвещения. К ним идут люди, обращаются не только из Ухты, но и из соседних Сосногорского и Троицко-Печорского районов.

Один из номеров "Информационного бюллетеня Уполномоченного по правам человека в Республике Коми" будет посвящен деятельности общественных представителей, их опыту работы и проблемам.

В конце 2003 года аппарат Уполномоченного приступил к выпуску "Информационного бюллетеня Уполномоченного по правам человека в Республике Коми". В его номерах дана подробная информация о деятельности Уполномоченного, анализ состояния и соблюдения прав человека и гражданина в республике, справочно-юридическая и другая информация. Значительную роль в правовом просвещении граждан играют публикации и выступления Уполномоченного по правам человека в Республике Коми в различных изданиях и средствах массовой информации. Достаточно много информации о деятельности Уполномоченного, о формах и методах защиты прав и свобод человека и гражданина опубликовано в республиканских газетах "Красное знамя", "Коми му", "Республика". Работа Уполномоченного активно освещалась и региональным телевидением, и радио.

Таким образом, в Республике Коми в 2004 году проведена большая работа по правовому просвещению граждан. Вместе с тем единая, четко функционирующая система правового просвещения по вопросам прав и свобод граждан еще не сложилась. Эта работа требует своего дальнейшего развития в 2005 году при активном участии органов государственной власти, научных и педагогических работников, широкой сети общественных правозащитных организаций.
5. РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Сложившаяся практика сотрудничества Уполномоченного по правам человека в Республике Коми с межрегиональными и международными структурами, бесспорно, подтверждает необходимость такой деятельности, поскольку в процессе этой работы нарабатывается определенный опыт, способствующий более полной реализации функций Уполномоченного во имя защиты прав и свобод человека и гражданина в своем регионе.

Одной из действенных форм межрегионального сотрудничества является Координационный Совет Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах России, председателем которого назначен Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукин. Деятельность Координационного Совета направлена, прежде всего, на совершенствование механизмов защиты прав и свобод человека, становление и развитие института Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, укрепление его авторитета. На заседаниях Координационного Совета рассматриваются актуальные проблемы, возникающие в регионах, отрабатывается тактика и механизмы совместных действий по восстановлению прав граждан.

Так, например, еще в июле 2004 года в Москве Уполномоченными на Координационном Совете был рассмотрен вопрос о предстоящей замене льгот денежными компенсациями. Основой для обсуждения явилось Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.Лукина в адрес Правительства Российской Федерации, в котором Омбудсман России рекомендовал Правительству РФ не торопиться с так называемой "монетизацией" и предлагал принятие проекта федерального закона отложить как минимум на год с тем, чтобы не допустить ошибок и роста социальной напряженности. Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации поддержали опасения В.П.Лукина о возможных ущемлениях прав человека. В общем заявлении Координационного Совета отмечалось, что такого рода фундаментальные социальные преобразования должны проводиться с учетом мнения большинства населения регионов без ущемления законных прав и интересов граждан.

Однако, как показала практика, предостережения омбудсманов России не были услышаны, в результате после введения норм монетизации с 1 января 2005 года в стране возникла социальная напряженность, не оправдались ожидания ветеранов, пенсионеров и инвалидов: многие из них по причине "пробуксовки" организационных мероприятий остались не обеспеченными в полной мере компенсационными выплатами.

В связи с данной ситуацией каждый из должностных лиц на своем уровне, региональном или муниципальном, во имя соблюдения конституционных прав граждан обязан максимально использовать свои ресурсы для достижения желаемых результатов. В первую очередь необходимо добиться увеличения размера ежемесячных денежных выплат, ускорить решение вопросов по социальным проездным билетам, рассмотреть возможность права выбора гражданином натуральных льгот или компенсационных выплат.

В апреле 2004 года на базе Южного Федерального округа в г. Астрахани Уполномоченные по правам человека в Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Коми, Волгоградской, Астраханской, Калужской областей, Ставропольского и Краснодарского края провели заседание круглого стола с обсуждением очень важной темы: "Право на свободу и его ограничение в уголовном судопроизводстве". Участники круглого стола, работники правоохранительных органов отмечали, что в правоприменительной практике субъектов Российской Федерации имеют место случаи незаконного содержания граждан под стражей в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

В своем итоговом заявлении Омбудсманы субъектов Российской Федерации, в частности, отметили, что "... любое лишение свободы неизменно ставит личность в чрезвычайно уязвимое положение. Чтобы гарантия свободы имела смысл, любое ее лишение должно быть всегда исключительным, объективно обоснованным и длиться не более чем это абсолютно необходимо".

Обсуждение актуальных проблем помогают Уполномоченным субъектов выработать основные направления деятельности в том или ином вопросе. "Региональные омбудсманы, - как правильно отметил Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.Лукин, - должны работать в едином правовом пространстве". В связи с этим работа Координационного совета по предложениям Уполномоченных сегодня принимает плановый характер.

За отчетный период одним из других направлений в межрегиональной деятельности Уполномоченного явилось сотрудничество с сенаторами России. Так, например, по приглашению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергея Миронова Уполномоченный по правам человека в Республике Коми принял участие и выступил в Москве на второй всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики в Российской Федерации".

На примере нашей республики Уполномоченный проанализировал востребованность федеральных законов и практику их применения, назревшую необходимость детальной ревизии, в первую очередь, федеральной законодательной базы, механизма реализации отдельных норм законов в вопросах защиты прав человека. Особое внимание участников конференции было обращено на исполнение федерального законодательства о Северах в части бесплатного проезда пенсионеров-северян к месту отдыха и обратно, льготного проезда граждан на общественном транспорте, а также другие социально значимые проблемы, волнующие не только жителей нашей республики, но и других регионов.

Большое значение в деятельности Уполномоченного отводится и международным связям. Являясь членом Европейского Института Омбудсмана, Уполномоченный по правам человека в Республике Коми поддерживает постоянную связь с исполнительной дирекцией правления Европейского Института Омбудсмана в Инсбруке: проводится обмен информациями и юридической литературой, которая, безусловно, помогает в становлении института Уполномоченного в нашем регионе.

Продолжают осуществляться контакты Уполномоченного в Республике Коми с Европейским Центром национальных меньшинств, который расположен в германском городе Фленсбург.

Одним из главных событий в марте 2004 года стала поездка Уполномоченного по правам человека в Республике Коми в составе российской делегации Уполномоченных субъектов России в г. Страсбург (Франция) в целях знакомства и обмена опытом с действующими структурами Совета Европы. В статье 3 Устава Совета Европы сказано: "Каждый член Совета Европы должен признавать принципы верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами". Данного принципа придерживается и Российская Федерация, вступившая в членство Совета Европы в 1996 году.

На встрече в штаб-квартире Совета Европы Омбудсманов России с Генеральным секретарем Совета Европы Вальтером Швиммером и Комиссаром Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Роблесом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин высказался так: "Очень бы хотелось, чтобы наша миссия не была каким-то "экзотическим бантиком" в истории России: мы должны добиться реальных результатов в защите прав граждан, чтобы мы освоили это пространство. Мы приехали представиться Вам и взять какой-то опыт".

В свою очередь, Генеральный секретарь Совета Европы В.Швиммер заявил: "Мы 8 лет назад сражались, чтобы Россия вступила в Совет Европы. Сейчас, являясь полноправным членом, Россия должна быть здесь как дома...". Подробно ознакомившись с работой Парламентской Ассамблеи и Европейского суда по правам человека, Уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации увезли на родину какую-то частичку международной практики и опыта, который, безусловно, будет востребован в важнейшей миссии Омбудсмана - защите прав и законных интересов человека и гражданина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За трехлетний период работы Уполномоченному удалось наладить целенаправленную, системную работу с населением республики и добиваться восстановления прав, законности и справедливости теми способами и средствами, которые определены в Законе Республики Коми "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми". Необходимо подчеркнуть, что Уполномоченный по правам человека в Республике Коми - это беспристрастный государственный правозащитный институт, который лишен политической ангажированности и популизма. Растущее число обращений граждан в адрес Уполномоченного является результатом доверия населения к этому институту, возрастающего авторитета, основанного на взаимопонимании между органами власти, местного самоуправления, правоохранительными структурами и средствами массовой информации в решении правозащитных задач. Уникальность института Уполномоченного состоит в том, что через него осуществляется обратная связь между органами власти и населением. Через обращения граждан Уполномоченный выполняет важную функцию построения более четкой, организованной и ответственной деятельности государственных институтов.

Данный доклад, пусть не в полной мере, но отражает нашу действительность. Обобщение и анализ итогов деятельности Уполномоченного, поступивших обращений дают основание сделать вывод о том, что нарушение конституционных прав граждан по-прежнему остается достаточно обыденным и распространенным явлением. И если кто-то из руководящих работников и должностных лиц найдет для себя здесь нелицеприятную оценку своей деятельности, то пусть ищет причины этого не в предвзятом отношении, а в недолжной организации работы своего ведомства с конкретным человеком. В то же время хочется адресовать слова благодарности всем тем руководителям, с кем удалось сделать большое дело - помочь конкретным людям в их конкретных нуждах. Конструктивное сотрудничество со всеми уровнями власти во имя человека - это позиция Уполномоченного в своей работе.

Защита прав человека - тяжелый труд, требующий больших усилий и самоотдачи. Сложность задачи Уполномоченного - не просто решение конкретных проблем каждого отдельного человека, а выявление общих болевых точек, устранение причин, порождающих нарушения прав большого количества людей. Необходимо отметить, что среди основных причин нарушения прав и свобод человека и гражданина в Республике Коми в 2004 году были:

- отсутствие в полном объеме финансирования как норм федерального, так и республиканского законодательства;

- ненадлежащее исполнение должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления в повседневной деятельности обязанностей по соблюдению прав и свобод человека и гражданина по причине либо слабого знания ими законодательства, либо прямого игнорирования закона под предлогом "невозможности" или "нецелесообразности" его исполнения;

- существующие "пробелы" в действующем законодательстве, несвоевременная разработка и принятие необходимых подзаконных актов, инструкций;

- низкая правовая грамотность значительной части населения, порождающая его бессилие перед произволом отдельных должностных лиц.

Предлагая в данном годовом докладе оценку сложившейся ситуации с соблюдением прав человека в Республике Коми, а также выработанные на этой основе рекомендации и предложения органам государственной власти и органам местного самоуправления, Уполномоченный надеется, что принятые решения и меры будут способствовать защите и восстановлению прав человека.
Уполномоченный

по правам человека

в Республике Коми

Л.ВОКУЕВ
Приложения
ТЕМАТИКА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН


N

Характер обращений граждан

Письменные
обращения


Личный
прием


Итого

1

Жилищные и коммунально-бытовые
вопросы


64

75

139

2

Вопросы уголовно-исполнительного
характера


25

2

27

3

Нарушение прав в области трудовых
отношений и заработной платы


66

59

125

4

Нарушение прав несовершеннолетних

18

15

33

5

Нарушение прав инвалидов

9

11

20

6

Пенсионное обеспечение

22

21

43

7

Вопросы землевладения

6

4

10

8

Социальное обеспечение

16

-

16

9

Переселение северян

11

5

16

10

Реабилитация репрессированных
(льготы)


3

1

4

11

Несогласие с решением суда

27

8

35

12

Медицинское обслуживание,
лекарственное обеспечение


10

12

22

13

Нарушение конституционных прав

2

1

3

14

О получении гражданства, паспорта

20

15

35

15

На действие сотрудников
правоохранительных органов


7

3

10

16

Семейные отношения

3

10

13

17

Служба в армии

4

2

6

18

По другим вопросам

69

54

123

19

Жалобы на действия администрации
исправительного учреждения


29

-

29

20

Благодарность

1

-

1

21

Социальные вопросы

16

-

16

22

Вопросы экологии

2

-

2

Итого

414

298

712


РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ





Письменные обращения

Личный прием

Всего

414

298

Из них:

коллективные

35

-

анонимные

7




разъяснено

193

149

отказано в принятии

79

5

в работе

82

43

удовлетворено

60

101


СТАТУС ОБРАТИВШИХСЯ К УПОЛНОМОЧЕННОМУ

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РК





Письменные обращения

Личный прием

Пенсионеры

97

71

Инвалиды

30

29

Осужденные

66

-

Безработные

18

19

Учащиеся

1

1

Работники бюджетной сферы

48

78

Работники внебюджетной сферы

18

56

Сироты

2

-

Депутаты, главы МО

2

1

Военнослужащие

5

-

Предприниматели

5

4

Другие

122

39

<предыдущая страница


Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2002 году
1752.79kb.

10 10 2014
9 стр.


Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека

Уполномоченный, подготовленный в соответствии со статьей 25 Закона Республики Коми "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми", и направляется Главе Республики Коми, в

688.92kb.

14 12 2014
4 стр.


Доклад об итогах работы Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва в 2012 году

Выездные мероприятия Уполномоченного по правам ребенка и его аппарата

748.99kb.

12 10 2014
5 стр.


Advance Edited Version Distr.  A/hrc/7/54 17 January 2008 russian original:  совет по правам человека седьмая сессия Пункт 2 повестки дня ежегодный доклад

Ежегодный доклад верховного комиссара организации объединенных наций по правам человека и доклады управления верховного комиссара по правам человека

48.98kb.

26 09 2014
1 стр.


Уполномоченного по правам ребёнка на 2012-2013 учебный год Утимишевой Галины Петровны

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей. В основе работы Уполномоченного лежит философия сотрудничества

66.75kb.

15 09 2014
1 стр.


Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году

Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году

1652.55kb.

17 12 2014
8 стр.


Г. Бийск, 04 апреля 2012 г. «О состоянии окружающей среды в Алтайском крае»

Доклад на зональном совещании с представителями (доверенными лицами) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае

277.74kb.

10 10 2014
1 стр.


С. Зайнабитдинов: узурпация полномочий уполномоченного

Мы не знаем как в других областях Узбекистана, но в Андижане, полномочия Уполномоченного Олий Мажлиса, по правам человека, а именно, Омбудсмена, на протяжении многих лет узурпируют

29.76kb.

15 10 2014
1 стр.