Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ОТЗЫВ НА ПРЕМЬЕРНЫЙ СПЕКТАКЛЬ НИЖНЕ-ТАГИЛЬСКОГО

ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ Д.Н.МАМИНА-СИБИРЯКА



С.МРОЖЕК « САЛЬТО МОРАЛЕ»

Так сложилось, что за один день, проведенный в Нижнем Тагиле, мы с коллегами посмотрели два премьерных спектакля – в кукольном и драматическом театрах.

Спектакль в куклах вызывал интерес именем молодого, способного режиссера-постановщика Натальи Хахалкиной и экспериментальной для театра работой над пьесой местного начинающего драматурга на волнующую общество проблему «компьютерных детей». Спектакль был придуман в жанре страшилок.

Программка спектакля «Сальто Морале» в театре драмы тоже сулила зрителям много нового и неожиданного. Например, имя польского драматурга Славомила Мрожека никогда прежде не встречалось в репертуаре этого почтенного возраста уральского театра, как и объединение  в спектакле трех его пьес -  « Лис- аспирант», « Стриптиз» и « В открытом море». Жанр трагифарса тоже был внове.

Зрители, как правило хорошо знающие свой театр и его служителей, встречали не знакомые прежде  имена режиссера- постановщика Татьяны Захаровой и приглашенного из Киргизии художника-постановщика Юлдаша Нурматова, заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики. Упоминание балетмейстера Светланы Скосырской, а среди исполнителей, наряду с опытными и знакомыми  актерами имена студентов Нижнетагильского колледжа искусств, не только интриговало пришедших на премьеру зрителей, но позволяло представить, какие серьезные силы были положены театром на осуществление новой постановки.

Спектакли в обоих театрах  я считаю состоявшимися, несмотря на разницу в уровне драматургии и масштабах  постановок ( об этом ниже). Но успех их имеет и общее, что лежит в основании обеих постановок: тот и другой спектакли ставили режиссеры-профессионалы и, по совпадению, выпускники одной хорошей( питерской, в данном случае) театральной школы; разного опыта( у Татьяны Захаровой он значительно больше), но схожие по привнесенным в спектакли культуре и режиссерской изобретательности.

В обоих спектаклях тагильчан бьется живой пульс театра.

Спектакль « Сальто Морале» по С.Мрожеку сразу обнаружил класс художника и режиссера- постановщика. И в этом театр определенно выиграл. Художник  предложил среду, которая, имея конкретные детали, создает вневременное, условное пространство.

Обжита вся сцена - ее плоскость и горизонталь. Выразительны костюмы, их конструкции и фактуры. В спектакле, как и в кукольном театре , действуют необычные герои. В данном случае - Лис и Обезьяна, Руки или совсем уже, кажется  , предельно условные №1,  №2  или Винтик в Системе

С. Мрожек – мастер видеть абсурд жизни и выявлять его в формах трагических и смешных одновременно, т.е. трагифарсовых, что попробовали, вслед за режиссером, освоить актеры.

Подобный жанр труден и даже опасен. В нем легко скатиться в ложную  многозначительность или некую заумь, за которыми может ничего не стоять.

К чести постановщиков, они не ушли от главного, ради чего ставился именно такой спектакль и именно этого автора.

Драматургия С. Мрожека давала театру возможность показать вещи, которые человек обычно глубоко прячет, в которых ему стыдно признаться даже самому себе: в трусости, в патологической, порой, боязни сделать шаг, совершить поступок, вырваться из Системы. Вообще, наиболее точно драматически проявленной в соединении трех пьес оказывается тема обратного  превращения человека из существа-зверя или знака, его  части (Руки, например, или Винтика в Системе) в человека разумного(Homo sapiens).

Блестяще (и это большая удача спектакля в целом) сыграл-прожил это артист Юрий Сысоев в роли Малого. Фраза его героя: «Я хочу быть человеком», повторенная им несколько раз, звучала не формально или пафосно, но трагически - исповедально.

Ходом всего существования на сцене он подошел к ней и потому был столь убедительным.

Однако это не единственная работа, достойная упоминания.

Спектакль в  целом получился актерским. Каждый из исполнителей даже в эпизодах имел свою звездную минуту, не разрушая при этом целого, а, скорее, складывая его части в единое. Некоторые актеры играют по несколько ролей, но пока не с равным успехом.

Спектакль  «Сальто Морале» еще только начинает жить, ему, как вину, надо настояться, а режиссеру с актерами точнее притереть все три его драматические части.

В  том спектакле, который видели мы, не самая выстроенная, хотя, несомненно, интересно задуманная работа была у опытных актеров Андрея Рывкина-  №1 и Сергея Зырянова №2 (между тем, коротенькую роль Почтальона С.Зырянов играет и умно и смешно). Это роли на вырост, главное, что в них есть куда расти.

Хорошие работы у Игоря Булыгина - Средний и  Александра Швендыха -Толстый.

И все же  на фоне даже очень достойно и увлеченно работающих актеров, по-особому выделяется работа Екатерины Сысоевой – Обезьяна.  Это очень сильно пластически придуманная и глубоко  прожитая молодой   актрисой роль.

Почти репризно, абсолютно современно  прозвучал  накануне выборов и смены власти в России  текст С.Мрожека, как будто написанный на злобу дня. И здесь комическая и даже сатирическая линия соединилась с доходящей до трагизма драматической. Музыкальное и световое решение, пластическая разработка ролей, все компоненты театральной   выразительности « работают» в спектакле « Сальто Морале». Он сыгран, кажется, в темпе « сальто-мортале» - быстро и забавно. Но почти скрытое, в виде граффити написанное (как на афишах и программках) название спектакля словно намеренно прикрывает слово « мораль», но она там есть.

Просто все не так в лоб: только через пережитое на сцене и в зале может (в данном случае сможет, как мне кажется) проникнуть в зрительный зал боль и тревога автора пьесы и театра.

Столь позитивно оценивая  работу тагильчан,  хочется уже не замечать некоторой избыточности в приемах и расшифровывающих деталях. Они, совершенно очевидно, от  собственного избытка энергии и таланта постановщиков.



И еще то, что невозможно было не почувствовать - обаяние новизны и увлеченности работой. И то, что в спектакле самое дорогое – присутствие серьезного смысла и, одновременно, атмосферы и ауры театральной игры.

Н. Решетникова


ноябрь 2011

Драматического театра имени д. Н. Мамина-сибиряка с. Мрожек «сальто морале»

Так сложилось, что за один день, проведенный в Нижнем Тагиле, мы с коллегами посмотрели два премьерных спектакля – в кукольном и драматическом театрах

40.85kb.

11 10 2014
1 стр.


На основании решения выездной Приёмной комиссии от 20. 07. 10, по результатам прохождения творческого конкурса и по ходатайству Иркутского академического драматического театра имени Н. П

«Артист драматического театра и кино» (художественный руководитель Шапошников Г. В.) для Иркутского Драматического театра имени Н. П. Охлопкова (заочное обучение) как вольнослушате

9.59kb.

05 09 2014
1 стр.


Программа дисциплины «История драматического театра»

Овладение студентами – хореографами теоретическими знаниями по истории зарубежного и русского театра от истоков до современности

779.61kb.

18 12 2014
5 стр.


Знаменательные и памятные даты Восточно-Казахстанской области на 2013 год

Абайского района, Заслуженного артиста рк, певца-композитора, актера казахского драматического театра имени Абая (г. Семей) Болата Кунтуовича Сыбанова

259.01kb.

10 09 2014
1 стр.


Река и Гора в репрезентациях Урала XIX начала XX вв.

П. И. Мельникова-Печерского, Е. А. Вердеревского, В. И. Немировича-Данченко, а потом уже местных – пермских и екатеринбургских: Д. Мамина-Сибиряка, И. Колотовкина, А. Туркина, В. В

108.28kb.

10 10 2014
1 стр.


Заслуженные и народные артисты Архангельского областного драматического театра 1932–2012

Свой первый спектакль – по пьесе А. М. Горького «На дне», труппа театра отыграла 8 ноября 1931 года, в недостроенном здании

625.15kb.

17 12 2014
3 стр.


Контрольная работа По теме: «Русская классическая проза на сцене Большого драматического театра в ХХ веке»

По теме: «Русская классическая проза на сцене Большого драматического театра в ХХ веке»

98.49kb.

13 10 2014
1 стр.


Тип реализма д. Н. Мамина-сибиряка и проблема жанра романа

Решетникова и находит точки соприкосновения в творчестве писателей: "Общие принципы своеобразного "прагматического реализма", обратившегося к "обыденному сознанию" можно найти в тв

62.57kb.

08 10 2014
1 стр.