Перейти на главную страницу
Одной из устойчивых доминант описания Урала в путевой литературе XIX - начала XX века становится взаимодействие образов Реки и Горы. Вообще, единство горы и реки характерно для мировосприятия жителей горных территорий. В китайской мифологии, например, мир земной состоит, прежде всего, из рек и гор. Средневековое слово «страна» («цзяншань») складывалось из двух значений - «река» и «гора». Подобная «картина мира» формируется в репрезентациях Урала XIX века. Центральным локусом этой репрезентации становится река Чусовая. Многие путешественники признавали, что типичный Урал можно увидеть на реке Чусовой. Характерную подборку уральских пейзажей сделал в «Путеводителе по Уралу» 1904 года известный екатеринбургский журналист и краевед В.Весновский. Один из этих пейзажей принадлежит Г.Успенскому:
В «Дорожных записках» Мельникова-Печерского описания горных камских берегов стали своего рода репетицией удивительно поэтичных описаний горных рек: Чусовой и Косьвы, - которые и составили основную часть его путевых записей. Повторяясь, общие особенности этих рек складываются с единый образ быстрой, холодной горной реки.
Более того, во взаимоотношениях Реки и Горы река доминирует как начало животворящее, материнское. Горы, скалы в большинстве описаний приезжих путешественников таят опасность, выступают в роли преграды.
Эти репрезентации горного Урала связаны с оптикой жителя равнины, для которого горы, - в отличие от рек, - неосвоенное, незнакомое, а значит, угрожающее пространство. Поэтому оно трансформируется в сказочную страну черных гор, где реки – единственная защита и укрытие.
Другое развитие получает сюжет взаимоотношений уральских Реки и Горы в творчестве екатеринбуржца Д.Н.Мамина-Сибиряка. Созданный писателем образ реки Чусовой запечатлел диаметрально противоположенное распределение ролей в противоборстве этих начал:
С каждым шагом вперед перед глазами развертывалась бесконечной лентой величественная горная панорама. Горы сменялись, выступая в реку громадными скалами в несколько десятков сажен высоты. Обыкновенно такие скалы стояли на крутых поворотах реки, на ее вогнутом берегу, так что водяная струя прямо несла барку на такую скалу, на боец. Здесь, на этих обнаженных утесах, можно было видеть результаты разрушительного действия воды. В течение тысячелетий река шаг за шагом размывала каменные горы, обнажая громадные, каменные стены, точно созданные руками каких-то гигантов, а не слепой стихийной силой. Таких боевых мест слишком много на Чусовой, чтобы описывать каждое в отдельности; самые опасные бойцы имеют собственные названия, а менее опасные просто называются боевыми местами... (Очерк «На Чусовой»)
Подобный поворот в отношениях Реки и Горы у Д.Н.Мамина-Сибиряка связан с доминированием горного начала. Река противопоставлена Горе как стихийная и разрушающая сила. Река – стихия («разрушительное действие воды», «размывала», «слепая стихийная сила»), горы - твердь и опора («величественная горная панорама», «обнаженные утесы», «громадные каменные стены, точно созданные руками каких-то гигантов»), бойцы – стоящий на страже передовой отряд. Гора защищается бойцами, вода нападает. Для писателя противостояние Реки и Горы связано с противостоянием стихии, разрушительной силы природы и созидательного труда, который объединяет темы гор, богатства их недр и человека.
Преобладание Горы в сюжете взаимодействия горного и речного пространства формирует восточный, или екатеринбургский, вариант образа Урала, с которым пермские репрезентации чаще не совпадают. Очевидно, что для западного варианта образа Урала речная тема выступает в ином, скорее, конструктивном качестве. Более того, население Западного Урала идентифицирует себя с жителями рек (коми-пермяки называли себя коми-утир, что переводилось как «камские люди»), а не гор.
В истории пермской литературы процесс местной геокультурной самоидентификации также начался с газетной публицистики, и, прежде всего, с путевого очерка. Обилие путевых очерков, заметок, набросков, записок и этюдов на страницах местной прессы конца XIX - начала XX века заставили одного из самых влиятельных критиков Перми, регулярно публиковавшего свои литературно-критические статьи в «Пермских губернских ведомостях», констатировать наличие целого литературного направления, которое он назвал «дорожная литература».
Путевые заметки и родственные им по природе этнографические очерки были самым первым художественно-публицистическим жанром местной газетной периодики. Еще до выделения неофициальной части «Пермские губернские ведомости» с удовольствием размещали путевые материалы на своих страницах. Авторами этих очерков были добровольные корреспонденты газеты из числа губернской интеллигенции. Так, например, в 1891 году ПГВ опубликовали цикл очерков «Экскурсии по верхнекамским дебрям: из записной книжки горного техника».
После выхода неофициального выпуска ведомостей отдельным изданием (1894 год) поток путевых публикаций начал заметно увеличиваться. И если на первых порах встречались публикации столичных авторов и перепечатки, то к концу 90-х годов «Ведомости» сформировали собственный путевой отдел. Для него писали и штатные сотрудники, в том числе и редактор В.Кричевский, и внештатные корреспонденты. Путешествие давало самобытный и практически неиссякаемый предмет для газетных публикаций, что, безусловно, привлекало к нему все новые литературные силы и в конечном итоге способствовало повышению литературного качества. Постепенно формируется целый пласт путевой публицистики, представленный ведущими пермскими авторами: это Н.Белдыцкий, В.Кричевский, Ф.Мейер, Н.Прус, А.Скугарев, С.Геммельман и др.
Безусловно, нужно учитывать, что путевые очерки XIX века, опубликованные в столичной периодике, как и произведения Мамина-Сибиряка, послужили для пермяков своего рода прецедентными текстами, которые в силу вполне объяснимых причин, были восприняты как литературный ориентир. Однако, не смотря на вольные или невольные повторы, пермская дорожная очеркистика привнесла в образ Урала свои краски.
География местной дорожной литературы, стремясь к границам обширнейшей Пермской губернии, включала достаточно разнородные по ландшафту локусы. Основные направления местных путешествий были связаны с культурно-исторической и географической спецификой Прикамья. Первое направление – это обследование Прикамского севера к Чердыни и Печоре, второе – пароходные путешествия по Каме и Волге, т.е. путешествия на юг, третье – железнодорожное путешествие на восток, через Уральский хребет и горные заводы до Екатеринбурга. При всей географической неоднородности этого пространства в большинстве описаний северного Урала доминирует тема тесного соседства Реки и Горы.
Выезжая из Перми в путешествие по Уралу, пермяки не ощущают резкой смены ландшафта. Холмы и горы для них – это локусы привычные, освоенные. Тем не менее, в большей части описаний преобладает не маминское восприятие образа гор.
В пермских описаниях Урала противостояние Реки и Горы не акцентируется. Оно поглощается другим сюжетом, связанным с древностью Пермской земли, героической и таинственной историей ее древних жителей. Предметом интереса пермяков становятся не столько Чусовая и Косьва, сколько чердынский север - реки Ижма, Вишера, Колва.
Пермский акцент в репрезентациях уральских рек и гор особенно наглядно проявляется в описании реки Чусовой, ставшей общим для всех путешественников объектом внимания:
П. И. Мельникова-Печерского, Е. А. Вердеревского, В. И. Немировича-Данченко, а потом уже местных – пермских и екатеринбургских: Д. Мамина-Сибиряка, И. Колотовкина, А. Туркина, В. В
10 10 2014
1 стр.
Полярный Урал — горная область на севере Евразии, на территории России, самая северная часть Уральских гор. Северной границей региона считается гора Константинов камень, а от Припо
14 12 2014
1 стр.
Скульптура позднего XIX – начала XX веков: Огюст Роден, Аристид Майоль, Антуан Бурдель
10 09 2014
1 стр.
Река Чусовая – одна из красивейших рек Урала. Причудливые береговые скалы, быстрые перекаты, тихие плесы, дремучие леса, солнечные покосы, маленькие деревеньки сопровождают путешес
06 10 2014
1 стр.
В стародавние времена река имела название Мологоща, что разительно отличается от нынешнего наименования. Именно это ее название упоминалась в летописях ХV и начала ХVI веков
02 10 2014
1 стр.
Идея “совмещения этапов” применительно к искусству xix-начала XX века. Убыстрение темпа художественной эволюции и его следствия. Ситуации рубежа веков: искусство “около” 1800 и 190
09 10 2014
1 стр.
Вардар од изворот до излезот од Дервенска Клисура (дрвен мост на Вардар во близина на с. Радуша) и за притоките: Равенска Река, Лакавичка Река, Маздрача Боговинска Река со Боговинс
13 10 2014
8 стр.
Познакомить учащихся с наиболее интересными объектами Урала, с экологическими проблемами, причинами их возникновения и путями их решения. Учить самостоятельно работать с источникам
11 10 2014
1 стр.