Перейти на главную страницу
Жанристы 50–60-х годов XIX века. Русская художественная критика середины века о возможных путях развития русского искусства. В.Г. Перов и его значение для искусства 50–60-х годов. Л.И. Соломаткин.
Искусство последней трети ХIХ века — 16 часов..
Искусство последней трети XIX века конкретно-исторические пределы периода. «Бунт четырнадцати» (1863 год). История «Санкт-Петербургской артели художников», значение объединения для русского искусства. Две линии его развития в последнюю треть XIX века. Создание Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ, 1870). Творчество И.Н. Крамского. Дилемма «Рафаэль — Рембрандт» и русское искусство 1800–1860-х годов. Н.Н. Ге и проблема «живой формы». Публицистический характер батальной живописи В.В. Верещагина. Историческая живопись последней трети XIX века.
Жанр передвижников. Пейзаж передвижников. Творчество И.Е. Репина — вершина русского демократического искусства последней трети XIX века.
Историческая трагедийная субстанция в живописи В.И. Сурикова. Модуль живописи 1880-х годов.
Скульптура последней трети XIX века. Передвижники. Академисты. М.М. Антокольский. М.О. Микешин.
Искусство конца ХIХ века Эволюция передвижнической эстетики. Неоромантическое движение конца XIX века. Формирование символизма. Поиски «большого стиля». Модерн. Мастера, подготовившие художественную ситуацию конца столетия. Исаак Левитан. Виктор Васнецов. Михаил Нестеров. Формирование символизма. Символизм.
Творчество В.А. Серова. Портретные циклы. Движение от реализма передвижнического типа к внесимволистскому модерну. Искусство М.А. Врубеля — вариант символистского модерна. М.А. Врубель и П.П. Чистяков.
«Мир искусства». Возникновение объединения. Программа. Реформы. Главные мастера (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст). Живопись. Графика. Обновление книжного иллюстрирования. Журнал «Мир искусства». Выставочная деятельность. Объединение с московскими художниками в «Союз русских художников».
В.Э. Борисов-Мусатов — вариант русского символизма в живописи.
Скульптура конца XIX века. Реформы Паоло Трубецкого, их роль в обновлении языка русской скульптуры конца XIX века. А.С. Голубкина. Н.А. Андреев. А.Т. Матвеев. С.Т. Коненков. Стилевые особенности их творчества.
1. Образование Товарищества передвижных художественных выставок.
2. Значение Санкт-Петербургской артели художников.
3. Классицизм в русском искусстве XIX века.
4. Академизм в русском искусстве XIX века.
5. Последняя треть XIX века. Общая характеристика искусства.
6. Что такое модерн?
Основная литература (1,2,3,26)
Дополнительная литература (120-130)
Основные особенности и периоды развития декоративно-прикладного искусства в ХХ веке. Скульптура, ее особенности как вида искусства в ХХ веке. Живопись и графика в ХХ веке. Художник в ХХ веке. Выставочная деятельность и арт-рынок.
К вопросу о периодизации русского искусства ХХ века. Формулы периодов. Об историографии русского искусства рассматриваемого столетия. Начало века.
Характер искусства мастеров круга «Союза русских художников». «Голубая роза» и финал русского символизма. Новый «Мир искусства» и «Союз молодежи».
«Странная ломка миров живописных». «Бубновый валет» (круг художников, формальные задачи, традиции, эволюция). Что такое авангард в искусстве.
Русский авангард. I: Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. В.В. Кандинский. П.Н. Филонов. М.З. Шагал.
Русский авангард. II: Казимир Малевич. В.Е. Татлин. Скульпторы 1900–1910-х годов.
1917 год. Проблемы художественной жизни России между Февралем и Октябрем 1917 г. Начало советского художественного строительства. Послеоктябрьский «футуризм».
Искусство эпохи «военного коммунизма». Художественная политика. Художественное просвещение и борьба с «графической безграмотностью». Монументальная скульптура. Судьба традиционной живописи. Полиграфический политический плакат. «Окна РОСТА».
Русское искусство 1920-х — начала 1930-х годов и развитие художественного мироощущения. Группировки 1920-х годов. Антитеза АХР — ОСТ. Апрельское 1932 г. постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
Судьба искусства авангарда в Советской России.
Первый съезд советских писателей (1934 г.) и рождение формулы метода «социалистического реализма». А.А. Жданов и М. Горький.
Искусство сталинской эпохи (1930-е — 1950-е годы). Противоречия и драматизм эпохи. Искусство как зеркало состояния общества. Источник его энергии и назначение. Механизм сложения и функционирования (сырье–рецепт–технология–продукт). Структура искусства сталинской эпохи. Его отношение к явлениям старого и нового искусства. Приоритеты. «Табель о жанрах». Схема тоталитарного искусства и его реальная картина.
Искусство сталинской эпохи (продолжение).
Типовая живопись тоталитарного искусства и ее подлинные достижения. 1930-е годы: Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Пластов, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, П.П. Кончаловский, М.В. Нестеров, П.Д. Корин.
Скульптура 1930-х годов. Монументальная скульптура. «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной. И.Д. Шадр. М.Г. Манизер. С.Д. Меркуров. Н.В. Томский. Скульптурный портрет. С.Д. Лебедева.
Графика 1930-х годов. В.А. Фаворский. Е.А. Кибрик. Кукрыниксы.
Искусство сталинской эпохи (окончание).
Русское искусство в годы Великой Отечественной войны. Плакат. «Окна ТАСС». Станковая графика (Л.В. Сойфертис, А.Ф. Пахомов). Живописные произведения на военную тему, созданные в годы войны (А.А. Дейнека, А.А. Пластов, С.В. Герасимов, К.Ф. Юон).
Скульптурный портрет.
Искусство послевоенных лет. Историческая, историко-революционная живопись. А.А. Пластов и В.Н. Костецкий — предвестники «сурового стиля».
Графика. Публицистический характер графических серий Б.И. Пророкова. Скульптура. Памятники героям войны. Монумент Юрия Долгорукова (С.М. Орлов). Памятник А.С. Пушкину в Ленинграде (М.К. Аникушин). Памятник П.И. Чайковскому (В.И. Мухина).
Искусство второй половины 1950-х — начала 1960-х годов.
«Оттепель» в стране и в искусстве. Новые стилеобразующие факторы. «Современное» художественное зрение. «Суровый стиль»: архетипы повседневного, как положительные начала. Художники «сурового стиля» (А.В. Васнецов, П.Ф. Никонов, Г.М. Коржев, Н.И. Андронов и др.). Традиции. Форма. Тенденции. Предтечи.
Неофициальное искусство: начало (1950-е годы). 1) «Лианозовцы» (Кропивницкие, Генрих Сапгир, Оскар Рабин, Юрий Васильев, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин). 2) Таруса (Штейнберги, Б. Свешников, Дм. Плавинский и др.). 3) Группа Ю. Соостера и Ю. Соболева. 4) Студия Э.М. Белютина.
Причины, способствовавшие формированию модернистской стилистики американского и европейского типа. Выставка «30 лет МОСХа» (1962 г., декабрь). Разгром неофициального искусства и левого крыла МОСХа. Появление андеграуда. Подпольные выставки (Аптарт).
Группа «Движение» Льва Нусберга (1962 г.). Кинетизм. Опарт.
Искусство 1970-х — 1980-х годов.
Первая половина 1970-х годов. Эпоха «романтической матафоры» в официальном искусстве (братья Смолины, М.А. Савицкий, Татьяна Назаренко). В.Е. Попков, Д.Д. Жилинский. Андеграуд в начале 1970-х годов. «Бульдозерная выставка» («I осенний осмотр картин на открытом воздухе», 1974) — пик конфронтации искусства и власти в России. «Измайловская выставка» («II осенний осмотр картин на открытом воздухе») и поиски компромисса. Постепенная ассимиляция диссидентского модернизма официальной художественной системой. Бóльшая толерантность Союза художников, интерес к «умеренному» модернизму, вовлечение альтернативной культуры в официальные художественные организации.
Искусство 1970-х — 1980-х годов (продолжение).
Концептуальное искусство в России (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо») и его влияние на возникновение соц-арта. Соц-арт (Э. Булатов, В. Комар, А. Меламид, Г. Брускин и др.) — карнавальная и ироническая модификация соцреализма. Фотореализм и другие явления современного русского искусства.
Постмодернистская составляющая искусства России. Терминология. Концепции. Имена. Проблемы современного искусства России.
1. Судьба русского авангарда начала ХХ века в после Октябрьское время.
2. Что такое монументальная пропаганда?
3. Что такое социалистический реализм?
4. Тема войны в живописи 1941–1945 годов.
5. Художественное мироощущение 1920-х годов.
6. Периодизация русского искусства ХХ века.
7.Художественные группировки 1920-х годов.
8.Концептуализм в русском искусстве.
Основная литература (1,2,3,26)
Дополнительная литература (140-193)
Примерная тематика семинаров
Тема: Охрана и использование культурного наследия. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства. (темы 1,2)
Вопросы:
1. Крупнейшие художественные музеи России.
2. Крупнейшие художественные музеи Европы.
3. Знаменитые Российские коллекционеры
4. Что такое искусство? Виды искусства и их специфика.
5. Дать краткий тематический обзор 5–6 научно-популярных книг по истории искусства.
6.Продемонстрировать умение использовать виды сносок (ссылок).
Методические рекомендации
В процессе подготовки к семинару необходимо усвоить суть музейной работы (желательно посетить проходящие выставки), проанализировать причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, уметь обосновать особенности становления и развития музея как социокультурного института. Важно уяснить социальные функции музеев, проводимую ими научно-исследовательскую работу, механизмы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга. Следует знать специфику разных видов искусств.
При подготовке рекомендуется использовать основную (1-5) и дополнительную (1-11) литературу.
Тема . Европейская культура: От античности до наших дней 19-20 вв. (тема 2,1-2,4)
Вопросы:
Методические рекомендации
В процессе подготовки к семинару необходимо уяснить сущность тех процессов, которые происходили в культуре на разных этапах ее эволюции с учетом специфики развития стран Западной Европы и Американского континента; следует выработать правильную методическую позицию в оценке художественных явлений; необходимо научиться ориентироваться в стилистическом многообразии видов и жанров искусства; понимать составляющие творческого метода художника.
При подготовке рекомендуется использовать основную (1-3,6-46) и дополнительную литературу (12-80,194-229)
Тема 10. Отечественная культура: от древнерусской культуры до наших дней (темы 3,1-3,4)
Вопросы:.
1.Каковы особенности культуры Древней Руси?
2. Каковы особенности русской культуры 18 века?
3. Каковы особенности русской культуры 19 в.?
4. Дайте периодизацию русской культуры 20в.?
5. Дайте периодизацию русской культуры 18 в.?
6.Назовите ведущих деятелей русской культуры современности.
7. Что такое «национальный стиль»?
В процессе подготовки к семинару необходимо рассмотреть важнейшие памятники отечественной культуры, научиться ориентироваться в богатом наследии русского искусства; иметь представление о традициях, фактах, явлениях в культуре России (от средневековой Руси до современности); необходимо уяснить основные понятия художественных методов и систем в искусстве; определения и понятия художественных систем искусства ХХ века; выявить умение ориентироваться в сложных художественных системах современности. Иметь представление о коллекциях русского искусства в крупных музеях страны (ГТГ, ГРМ, ГЭ и др.)
2. Какова классификация музеев и музейных экспозиций?
3. Что входит в понятие «фонды музея» ?
4. Какие условия должны быть созданы для хранения музейных фондов?
5. Какие музеи вы знаете?
6. Каковы задачи консервации и реставрации?
7. Назовите основные формы культурно-образовательной деятельности?
8.Какие виды искусства вы знаете?
9.Перечислите специфику каждого вида искусства?
10.Что такое стиль в искусстве?
11.Какие стили вы знаете?
12.каковы особенности стилеобразования?
13.Массовые виды искусства и их специфика?
14.Дайте периодизацию первобытности.
15.Назовите особенности первобытного искусства.
16.Каковы ранние формы верований?
17.Какие памятники первобытной эпохи вы знаете?
18.Каковы основные черты искусства Древности?
19.Какова периодизация искусства Древности?
20.Как повлияло на развитие искусства разложение первобытного синкретизма?
21.Назовите величайшие памятники культуры древности в Египте, в Китае, в Шумерах и т.п.
22.Дайте периодизацию древнегреческого искусства.
23.Назовите особенности каждого периода развития культуры Древней Греции и Рима?
24.Какие памятники культуры были созданы в античную эпоху?
25.В чем отличие культуры Греции и Рима?
26.Каковы основные черты искусства Средневековья?
27.Какова периодизация Средневековья?
28.Каков характер творческого процесса, произведение искусства и его воздействие на зрителя в средние века?
29.В чем заключается роль идеала и идеализации в культуре Средних веков?
30.Каковы особенности знаменитых памятников искусства эпохи Средневековья?
31. В чем особенности крестовокупольных церквей в Константинополе и на территории Греции, а также мозаик храма святой Софии в Константинополе.
32.Каковы правила иконографии в искусстве Византии?
33.Какова судьба архитектуры в эпоху Возрождения.
34.Расскажите о Ренессансе, гуманизме и гуманистах. Какие ведущие идеи эпохи Возрождения и как они проявились в культуре.
35.Творчество Леонардо да Винчи.
36.Творчество Рафаэля.
37.Творчество Микельанджело.
38.Каковы особенности культуры Франции в 17-18 вв.?
39.Каковы особенности развития культуры Германии в 17-18 вв.?
40.Каковы особенности развития культуры Англии 17-18 вв.?
41.Каковы особенности развития культуры Италии в 17-18 вв.?
42.Какие памятники архитектуры, живописи, скульптуры 17-18 вв. вы знаете? В чем их стилистические особенности?
43.Какие черты классицизма XVII века?
44.В чем состоит проблема барокко и классицизма?
45.Характеристика романтизма как художественная система?
46.В чем состоит проблема реализма, натурализма и романтизма в истории искусства Нового времени?
47. Дайте характеристику основных этапов развития искусства в Западной Европе в Новое время.
48.Искусство XIX века и его основные особенности?.
49.Дайте характеристику и назовите представителей: Романтизма — реализма — импрессионизма.
50.Каковы основные проблемы искусства ХХ века?
51.Дайте периодизацию искусства ХХ века.
52. Искусство ХХ века и проблема традиций.
53.Что такое модернизм?
54.Перечислите основные особенности и периоды развития декоративно-прикладного искусства в ХХ веке.
55. Скульптура, ее особенности как вида искусства в ХХ веке. Живопись и графика в ХХ веке.
56.В чем особенности положения художника в ХХ веке. (Выставочная деятельность и арт-рынок).
57.Как вы понимаете «народность и общечеловеческое значение искусства».
58.Какие черты присуще архитектуре древнерусского государства в IX–XII вв. ?
59.Какие черты присуще архитектуре древнерусского государства в XIII–XVI вв.?
60.Какие черты присуще архитектуре древнерусского государства в XVII в.?
61.особенности архитектуры храма Святой Софии и храма Апостолов.?
62.Каковы особенности искусства Владимиро-Суздальской Руси (вторая половина XII–XIII вв.)?
63.Каковы особенности искусства Москвы (XIV — первая половина XV в.)?
64.Каковы особенности искусства Новгорода (XIV–XV вв.)?
65.Каковы особенности искусства Новгорода (XI–XIII вв.)?
66.Каковы особенности искусства Пскова (XII–XIII вв.)?
67. Каковы особенности искусства Пскова (XIV–XV вв.)?
68. Каковы особенности искусства русского государства XVI в.?
69. Каковы особенности искусства Феофана Грека.
70.Дайте периодизация древнерусского искусства.
71.Какова разработка строгой иерархической системы размещения религиозных изображений на стенах, столбах и сводах церквей?
72. Каковы особенности русской живописи (второй половины XV — первой половины XVI в.)?
73. Каковы особенности русской живописи XVII века?
74. Каковы особенности творчества Симона Ушакова и его школа.
75. Каковы отличительные особенности Соборов святой Софии (Киев, Полоцк, Новгород).
76. Каковы особенности творчества Андрея Рублева?
77.Каковы особенности творчество Дионисия?
78.Значение петровских преобразований для развития русской культуры в 18 в.?
79.Основные идеи культуры эпохи просвещения?
80.Представители русского классицизма?
81.Что такое «нарышкинское барокко»?
82.Основные черты русской культуры начала 19 века?
83.Основные черты русской культуры середины 19 в.?
84.Крупнейшие мастера разных видов искусств первой половины 19 века?
85.Значение А.Иванова для развития русской живописи?
86.. Образование Товарищества передвижных художественных выставок.
87.Значение Санкт-Петербургской артели художников.
88.Классицизм в русском искусстве XIX века.
89.Академизм в русском искусстве XIX века.
90.Последняя треть XIX века. Общая характеристика искусства.
91.Что такое модерн?
92.Судьба русского авангарда начала ХХ века в после Октябрьское время.
93.Что такое монументальная пропаганда?
94.Что такое социалистический реализм?
95.Тема войны в живописи 1941–1945 годов.
96.Художественное мироощущение 1920-х годов.
97.Периодизация русского искусства ХХ века.
98.Художественные группировки 1920-х годов.
99.Концептуализм в русском искусстве.
Методические указания к выполнению контрольной работы (реферату).
При выполнении письменной работы необходимо придерживаться плана: во введении обосновать выбор темы, сделать указание на используемую литературу (взять не менее пяти-восьми изданий), поставить цели и задачи. Далее – в основной части (главах) необходимо раскрыть выбранную тему (например, рассказать о творчестве художника и провести искусствоведческий анализ нескольких его работ). В заключении необходимо сделать выводы. Все приводимые в работе цитаты должны быть со ссылками (постраничными или в конце текста).
В конце контрольной работы-реферата необходимо указать список учебников, учебных пособий и другой литературы, которая использовалась при выполнении работы, а также поставить дату и подпись.
После получения проверенной контрольной работы необходимо внимательно ознакомится с имеющимися в ней замечаниями, выполнить указанные в рецензии рекомендации, внести в контрольную работу нужные исправления.
При сдаче зачета студент предъявляет преподавателю проверенную контрольную работу.
Задания на контрольную работу (реферат).
1.Две основные тенденции в концепции современного художественного музея.
2.Проблемный и дидактический тип музейной экспозиции
3.Роль архитектуры в современном художественном музее
4.Педагогические функции художественного музея
5.Музейная коммуникация как процесс общения посетителя с музейным экспонатом
6.Основания философской критики музея
7.Постмодернизм как музеефикаторский тип культуры
8.Художественный музей в условиях виртуализации культуры
9.Творчество Леонардо да Винчи.
10.Творчество Рафаэля.
11.Творчество Микельанджело.
12.Основные виды искусства, главенствующие в XVIII–XX вв. Характеристика их видов.
13.Культура эпохи Просвещения.
14.Особенности развития искусства в странах Европы и Америки.
15.Французское искусство XVIII столетия. Развитие стиля барокко и появление стиля рококо.
16.Развитие портретного и пейзажного жанров во французском искусстве XVIII в.
17.Творчество Ж.А. Ватто.
18.Творчество Франсуа Буше.
19.Дени Дидро и его «Салоны», как первые критические публикации искусствоведческого характера. Характеристики выставок и произведения художников, даваемые Д. Дидро.
20 Творчество Б.-С. Шардена.
21.. Творчество Ж.О. Фрагонара и Ж.Б. Греза.
22. Творчество Г. Робера.
23. Скульптура Франции XVIII века.
24. Творчество Э.М. Фальконе.
25. Творчество Ж.А. Гудона
26. Итальянское искусство XVIII столетия. Характеристика художественной жизни Италии на рубеже XVII–XVIII вв.
27. Творчество Д.Б. Тьеполо
28. История появления жанра ведуты, его развитие в итальянском искусстве.
29. Творчество А. Канале (Каналетто) и Ф. Гварди.
30 Творчество Д.Б. Пиранези.
31.. Жанровые полотна П. Лонги.
32. Творчество А. Кановы.
33. Особенности развития национальной английской художественной школы XVIII в.
34. Творчество У. Хогарта.
35. Творчество Д. Рейнолдса и Т Гейнсборо.
36. Особенности развития немецкого и австрийского искусства в период раздробленности немецкой земли.
37.Влияние французской буржуазной революции 1789–1794 гг. на развитие искусства.
38. Творчество Ж.Л. Давида.
39. Особенности развития испанского искусства в период XVII–XIX вв.
40. Творческая судьба Ф. Гойи.
41. Рококо во Франции.
42. Английские портретисты XVIII в.
43. Итальянская живопись XVIII в.
44. Западноевропейская скульптура XVIII в.
45. Французский натюрморт XVIII в.
46. Развитие пейзажа в западноевропейском искусстве XVIII в.
47.Орнамент в модерне.
48.Возникновение «Мира Искусства».
49.И.И. Левитан.
50.В.А. Серов. «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем».
51.В. Васнецов и его роль в искусстве конца XIX века.
52.А.Н. Бенуа.
53.Художники школы А.Г. Венецианова.
54.Иконография вождя в тоталитарном обществе.
55.Плакат эпохи военного коммунизма.
56.Агитфарфор.
57.«Голубая Роза».
58.Культура Древней Руси.
59.Влияние идей Октябрьской революции на русское искусство.
60.П.Н. Филонов. Канон и закон.
61.«Ослиный хвост».
62. Искусство Октябрьской эпохи. Искусство 1920-х годов.
63.Русская живопись начала ХХ века: история, теория, техника.
64. Искусство сталинской эпохи и его интерпретации.
65.. Русское народное искусство.
66. Отечественное декоративно-прикладное искусство.
67. Древнерусская иконопись.
(Возможны и другие темы по курсу, предложенные студентом и согласованные с преподавателем).
Целью данного курса является изучение дисциплины: обучение студентов основным понятиям искусства; определениям и понятиям искусства ХХ века; развитие умения ориентироваться в сложн
08 10 2014
4 стр.
Сатина Т. В. Методические рекомендации и контрольные работы по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов-заочников технических специальностей
25 12 2014
8 стр.
П психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. А. Студеникина; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: бпгу им. В. М. Шу
11 10 2014
3 стр.
Охватывает темы лекционных и семинарских занятий
14 12 2014
9 стр.
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые работы
14 10 2014
6 стр.
И 89 История зарубежной литературы. Зарубежная литература 20 века
07 10 2014
7 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов-нефилологов заочной формы обучения
10 09 2014
8 стр.
Даны программа и задания для семинарских занятий, а также контрольные задания к курсу
06 10 2014
4 стр.