ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Учебно-методический комплекс дисциплины
Бийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Бийский педагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина»
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Учебно-методический комплекс дисциплины
Бийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009
ББК
П
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина
Научный редактор:
канд. психол. наук, доцент Аношкин И.В.
Рецензент:
канд. психол. наук, доцент Жихарева Е.В.
П Психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.А. Студеникина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 41с.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические рекомендации для преподавателя, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, а также тексты к лекционному курсу.
Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология».
БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.
Сост.: Л.А. Студеникина, 2009.
Цели и задачи дисциплины
Курс «Психология лиц с нарушением слуха (сурдопсихология)». Предназначен для студентов, готовящихся стать педагогами-дефектологами для работы с лицами с отклонениями в развитии. Он включается в общую проблему специальностей (коррекционной) психологии и непосредственно связан с другими курсами, посвященными психологии лиц с различными нарушениями развития (нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, различными нарушениями ЦНС, приводящими к речевой патологии, ЗПР, умственности отсталости).
Курс опирается на знания, приобретенными студентами по вопросам анатомии и физиологии человека, общей и педагогической психологии, общей педагогики и государственной системой образовании детей в Российской Федерации. Педагогу-дефектологу важно знать, какие особенности психического развития возникает у лиц с нарушениями слуха, какие неблагоприятные условия приводят к отставанию и выраженному своеобразию психического развития этих людей, а также какие социально-психолога-педагогические и аудиологические средства, напротив, обеспечивают компенсаторное психическое развитие.
Курс имеет теоретическую направленность. В ней рассматриваются закономерности психического развития детей с нарушениями слуха, характеризуются факторы (медицинские, физиологические, социальные, психологические и педагогические), значимое для психического развития этих детей, описываются варианты психического развития обусловленные обозначенными факторами. Особо выделяются случаи сочетания нарушений слуха с другими нарушениями (зрения, ЦНС и др.) и раскрываются особенности психического развития лиц, имеющих сложное комплексное нарушение организма.
Задачи курса:
-
Сформировать у студентов понимание особенностей психического развития глухих и слабослышащих детей. Раскрыть закономерности развития познавательных процессов, показать своеобразие речевого развития детей с нарушениями слуха, особенности формирования основных видов детской деятельности, охарактеризовать пути личностного развития. Раскрыть роль коррекционно-педагогического воздействия на психическое развитие детей.
-
Ознакомить студентов с принципами психолого-педагогического изучения лиц с нарушением слуха; научить приемам исследования познавательной деятельности, проверки состояния слуха и речи, выявления особенностей эмоционально-волевой сферы.
Программа курса рассчитана на один семестр и включает в себя: содержание лекционных занятий, основные понятия; вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, список литературы для подготовки к ним; описан ход практических занятий, с указанием базы проведения, используемого материала и форм отчетности. Представлены список рекомендуемой литературы, вопросы к экзамену, темы контрольных работ, самостоятельного изучения и реферирования.
При разработке программы мы опирались на опыт Российской Академии Образования, Санкт-Петербургских университетов.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»
(ГОУВПО «БПГУ»)
Факультет психологии
Кафедра практической и коррекционной психологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_____________Т.М.Булгакова
(подпись, ф.и.о.)
"____" ____________ 20__ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Практической и коррекционной психологии
Кафедра ___________________________________________________
(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)
ДС.07 Психология лиц с нарушениями слуха
Шифр и наименование
дисциплины________________________________________________
обязательная
Статус ____________________________________________________
(обязательная, элективная, факультативная)
С
030301.65 Психология
пециальности
(направления)______________________________________________
дневная
Ф
140
ормы обучения________________________________________________
(дневная, заочная)
Объем дисциплины______________________________________________
(общий объем дисциплины, час)
Распределение по семестрам
Номер
семестр
|
Учебные занятия
|
Число курсовых проектов (работ) расч. Заданий
|
Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
|
|
Общий объем
|
в том числе
|
|
Аудиторные
|
КСР
|
Самостоят. Работа
|
|
|
Всего
|
Из них
|
|
лекции
|
Лабораторные занятия
|
Практические занятия
|
7
|
140
|
70
|
46
|
-
|
24
|
7
|
63
|
|
экзамен
|
|
Тематический план
№/№
| Название разделов и тем |
лекции
|
сем.
|
1.
|
Основные проблемы сурдопсихологии
|
10
|
4
|
-
|
Развитие психики детей с нарушениями слуха от рождения до школьного возраста
|
10
|
4
|
-
|
Развитие психики детей с нарушениями слуха в школьном возрасте
|
8
|
8
|
-
|
Психологические особенности взрослых людей с нарушениями слуха
|
6
|
-
|
-
|
Психологическое развитие лиц, имеющих комплексные нарушения слуха и других органов или систем органов или систем организма
|
6
|
-
|
-
|
Психолого-педагогичекое изучение детей с нарушенным слухом
|
6
|
8
|
Итого:
|
46
|
24
|
2. Содержание дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (по ГОС ВПО 2000 года)
Теоретические основы. Роль слуха в познании окружающего мира. Классификация нарушений слуха. Глухие, слабослышащие, позднооглохшие. Причины нарушений слуха. Специфика психического развития в зависимости от времени и потери слуха. Вторичное отклонение при повреждении органов слуха. Своеобразие в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы в личности неслышащих людей. Диспропорции в развитии наглядных и понятийных форм мышления. Речевое развитие при нарушениях слуха. Разные виды речи (устная, письменная, дактельная, жестовая) и особенности их становления. Формирование учебной деятельности как условия успешной коллекции недостатков в развитии. Трудовая деятельность неслышащих, ее особенности и роль в социальной адаптации. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным слухом.
2.1.ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС (46часов)
Тема № 1. Основные проблемы сурдопсихологии (10 часов)
Роль слуха в жизни человека. Предмет и задачи сурдопчихологии. Методы изучения психического развития у детей и диагностика. Сурдопсихология как раздел специальной (коррекционной) психологии, становлении как науки. Дети с нарушениями слуха. Причины нарушений слуха (врожденные и приобретенные). Понятие о глухих (неслышащих), слабослышащих и позднооглохших. Возможность и причины сочетания нарушений организма – поражений слуха, вестибулярного аппарата, зрения, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и систем. Необходимость изучения проблем психического развития детей с нарушениями слуха без других тяжелых первичных нарушений и проблем психического развития детей со сложными комплексными первичными нарушениями. Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики. Значение сурдопсихологии для специальной, общей и детской психологии.
Тема № 2. Развитие психики детей с нарушениями слуха от рождения до школьного возраста (10 часов)
Слух и его роль в познании окружающей действительности, в развитии речи. Особенности поведения маленьких детей с нарушением слуха, их взаимодействие с окружающими людьми и предметами. Роль мимики и жестов в общении. Общение детей с глухими и слабослышащими родителями. Особенности развития речи ребенка в зависимости от времени и степени нарушения слуха. Необходимость полностью формировать словесную речь у детей, родившихся глухими или потерявшими слух на первом году жизни. Своеобразие и отсутствие в развитии познавательных процессов, эмоций и чувств, произвольности поведения и качеств личности у детей в преддошкольном и дошкольном возрасте, обусловленные нарушением слуха, трудностями общения, недоразвитием речи, как средства сообщения, обозначения и обобщения. Существенные различия в развитии речи и всех психических процессов у детей в зависимости от времени начала систематической коррекционной работы, направленной на развитие речи детей и других сторон их психики. Целенаправленное формирование слухового восприятия слуха, речи и языка. Практической, познавательной и игровой деятельности детей в условиях специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, что обеспечивает коррекцию и компенсацию отклонений в психическом развитии глухих и слабослышащих детей.
Тема № 3. Развитие психики детей с нарушениями слуха в школьном возрасте (8 часов)
Формирование учебной деятельности и слабослышащих детей как условие реализации всей системы их коррекционного воспитания и обучения.
Развитие слуха и слухового восприятия речи у детей в школьном возрасте путем коррекционного обученияКомпенсаторная роль тактильно-вибриционной чувствительности для детей с глубокими нарушениями слуха.
Некоторое своеобразие в развитии зрительного восприятия школьников с нарушениями слуха, обусловленное недоразвитием их речи в ее означающей и обобщающей функции.
Особенности развития, статистической и кинетической чувствительности из-за недостатков слуха, речи и случаях нарушения вестибулярного аппарата.
Пути и содержание коррекционной работы по развитию ощущений и восприятий у школьников с нарушениями слуха.
Некоторое своеобразие в развитии образной памяти и воссоздающего воображения, обусловленное неполнотой взаимообратимых связей между образом и словом. Трудности оперирования образами. Существенное отставание и своеобразие в развитии словесно-логической памяти, вызванное недоразвитием речи и словесно-логического мышления. Пути совершенствования и воображения у детей с нарушениями слуха в условиях слуха в условиях школьного обучения и воспитания.
Некоторые особенности в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей с нарушениями слуха в дошкольном возрасте. Заметное отставание и своеобразие в развитии понятийного мышления, вызванное недостатками функционирования внешней и внутренней речи у глухих и слабослышащих школьников. Пути и средства совершенствования мыслительной деятельности учащихся с нарушениями слуха в школьном обучении и воспитании. Общая характеристика развития речи у школьников с нарушениями слуха. Жестовая речь и ее связь со словесной речью. Овладение глухими и слабослышащими школьниками лексикой, грамматикой языка и связной речью. Проблема понимания письменной речи школьниками с нарушениями слуха. Целенаправленное развитие их устной и письменной речи на протяжении школьного возраста в процессе обучения и воспитания.
Особенности в развитии эмоций и чувств у школьников с нарушениями слуха. Сложности в понимании эмоций и особенно сложных чувств у школьников с нарушениями слуха и в их саморегуляции. Формирование и развитие у них интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств школьного воспитания и обучения. Особенности развития волевых действий и поведения у подростков с нарушениями слуха. Воспитание воли и формирование волевых качеств личности в условиях школьной коррекции. Психологические особенности личности детей и подростков с нарушениями слуха, обусловленные трудностями общения, недостатками гуманитарных знаний, а также своеобразием в развитии познавательных, эмоционально-волевых процессов и речи. Их черты характера, возможная неадекватность оценки и самооценки, возрастные и социально обусловленные различия в отношении к своему дефекту и окружающей действительности; их межличностные отношения. Интересы, склонности и способности глухих и слабослышащих детей и подростков. Условия и способы совершенствования черт характера, развития интересов и способностей у учащихся с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания. Пути формирования творческой, социально полезной личности у школьников с нарушениями слуха.
Тема № 4. Психологические особенности взрослых людей с нарушениями слуха (6 часа)
Различные варианты степени компенсации нарушенного слуха у взрослых глухих и слабослышащих. Различия в уровне их психического развития (во владении словесной речью, абстрактно-логическим мышлением, другими сторонами психической деятельности). Личностные особенности взрослых с нарушениями слуха.
Зависимость уровня и характера психического развития взрослых от полученного воспитания и обучения в детском, подростковом и юношеском возрасте (оказание неполной средней школы, полной средней школы. Получение среднего специального или высшего образования).
Трудовая деятельность людей с нарушениями людей с нарушениями слуха. Межличностные отношения людей с нарушениями слуха и нормально слышащих в трудовых коллективах, в семье, в обществе. Пути и средства совершенствования трудовой, профессиональной деятельности детей с нарушениями слуха.
Тема № 5. Психологическое развитие детей, имеющих комплексные нарушения слуха и других органов или систем организма (6 часов)
Комплексность медицинской, физиологической, психологической и педагогической диагностики при определении сложного сочетания первичного нарушения у детей. Причины сочетанных первичных нарушений. Возможные сочетания нарушений центральной нервной системы, слуха, зрения, других систем организма.
Различные варианты сочетаний нарушения слуха и зрения. Различия в степени нарушений и во времени, когда они возникли. Существенные различия в психическом развитии у детей с нарушениями слуха и зрения в зависимости от степени нарушений и возраста, в каком у ребенка возникло то или иное нарушение. Пути и средства компенсации нарушений в условиях коррекционного воспитания и обучения.
Дети с нарушениями слуха, страдающие умственной отсталостью. Разные степени умственной отсталости (дебильность, имбецильность, идиотия) у глухих и слаюослышащих детей. Различные пути и способы воспитания и обучения таких детей.
Дети с нарушениями слуха, имеющие первичную задержку психического развития (ЗПР), обусловленную мозговой дисфункцией. Дифференциальная диагностика детей, имеющих умственную отсталость, задержку психического развития и педагогическую запущенность. Психическое развитие детей. Имеющих нарушения слуха и первичную ЗПР, в различных условиях коррекционного воспитания и обучения.
Дети с нарушениями слуха и вестибулярного аппарата. Особенности развития регуляции движений у таких детей. Трудности в сохранении равновесия и ориентировки в пространстве. Дети с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе. Их психическое развитие при реализации комплекса лечебно-педагогических мероприятий.
Дети с нарушениями слуха и мозговых систем, обеспечивающих функционирование речи. Необходимость ранней диагностики сложных нарушений развития и обеспечение особых условий и программ коррекционного обучения.
Тема № 6. Психолого-педагогическое изучение детей нарушениями слуха (6 часов)
Психодиагностическое обследование ребенка дошкольного возраста. Психодиагностическое обследование ребенка школьного возраста. Схема психического заключения.
Реализация к составлению психологической характеристики ребенка. Рекомендации к составлению психолого-педагогической характеристики класса (группы).
Методики обследования познавательной сферы детей с нарушениями слуха.
Исследование свойств внимания детей с нарушениями слуха. Исследование образной памяти детей с нарушениями слуха. Исследование нарушений сенсомоторной координации и способности к синтезу.
2.2. Семинарские занятия (24 ч.)
Семинарское занятие №1.
Тема: Основные проблемы сурдопсихологии (4 часа).
Вопросы для обсуждения:
-
Что составляет предмет сурдопсихологии?
-
С какими смежными науками связана сурдопсихология? Чем сурдопсихология обогащает детскую и общую психологию?
-
Какие существуют варианты нарушений слуха? Каковы причины нарушений слуха?
-
Какие факторы определяют психическое развитие детей, имеющих нарушение слуха?
-
Какие комплексные нарушения встречаются у детей с поражением слуха?
-
Какие условия обеспечивают всестороннее компенсаторное психическое развитие у детей с поражением слуха?
-
В чем состоят различия в структуре нарушений психического развития у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей?
-
В каких учреждениях восстанавливаются и обучаются дети, имеющие те или иные нарушения слуха? В каких учреждениях воспитываются и обучаются дети, имеющие сложные комплексные нарушения?
Рекомендуемая литература:
-
Бертынь Г.П. Клинико-генеалогическое изучение близнецов, страдающих нарушением слуха. // Дефектология. 1977. №4.
-
Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом. // Дефектология. 1993. №4.
-
Блюмина М.Г., Мастюкова А.Г. Генетически обусловленные врожденные нейросенсорные дефекты слуха у детей. // Дефектология. 1981. №6.
-
Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
-
Ван Дайк Я. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями. // Дефектология. 1990. №1.
-
Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1983, Т. 5.
-
Клинико-психологические исследования глухих детей со сложным дефектом. / Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой. М., 1980.
-
Психология глухих детей. / Под ред. И. М. Соловьева и др. М., 1971. С. 7-35.
-
Розанова Т. В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом. // Дефектология. 1992. №2,3.
-
Соловьев И. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка. // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т.2.
-
Соловьев И.М. Некоторые вопросы психологического изучения детства. // О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей. М., 1962.
-
Сурдопедагогика. / Под ред. М. И. Никитиной. М., 1989.
-
Тарасов Д. И. и др. Тугоухость у детей. М., 1984.
Семинарское занятие №2.
Тема: Развитие психики детей с нарушениями слуха от рождения и до школьного возраста (4 часа).
Вопросы для обсуждения:
-
Какова роль слуха в психическом развитии ребенка?
-
Какими средствами общения пользуются взрослые с маленькими глухими и слабослышащими детьми?
-
Какими причинами обуславливаются особенности психического развития у детей с нарушениями слуха преддошкольного и дошкольного возраста?
-
Как изменяется развитие речи ребенка в зависимости от времени и степени нарушения слуха?
-
Как влияет уровень развития речи детей с нарушениями слуха на другие стороны их психического развития?
-
Как зависит психическое развитие глухих и слабослышащих детей от времени начала и содержания систематической коррекционной работы с ними?
-
В каких направлениях осуществляется коррекционно-педагогическая работа с глухими и слабослышащими детьми в специальных дошкольных учреждениях?
-
Каковы результаты коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха?
Рекомендуемая литература:
-
Венгер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М., 1972.
-
Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М., 1954.
-
Воспитание и обучение глухих детей в дошкольном возрасте: Программы для специальных дошкольных учреждений. М., 1991.
-
Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений. М., 1991.
-
Выгодская Г. Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. М., 1964.
-
Головчиц Л. А. Некоторые аспекты формирования словаря глухих дошкольников. // Дефектология. 1986. №4.
-
Дошкольное воспитание аномальных детей./ Под ред. Л.П.Носковой. М., 1996.
-
Исенина Е. И. Дословная коммуникация у глухих и слышащих детей. // Дефектология. 1984. №6.
-
Исенина Е. И. Развитие дословесной коммуникации и деятельности с предметами у глухих и слышащих детей второго года жизни. // Дефектологии. 1988. №3.
-
Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении первых лет жизни. Иваново, 1996.
-
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред Л. П. Носковой. М.. 1989.
-
Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников. М., 1969.
-
Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., 1971.
-
Кузьмичева Е. П. Развитие речевого слуха у глухих. М., 1983.
-
Морозова Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста. // Дефектология. 1985. №3.
-
Морозова Н. Г. Изменение поведения глухих дошкольников под влиянием обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. // Дефектология. 1986. №3.
-
Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. М., 1987.
-
Носкова Л.П. Характеристика речевого развития глухих дошкольников. // Дефектология. 1991. №3.
-
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Организация ранней коррекционной работы с неслышащими детьми. // Дефектология. 1988. №3.
-
Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников. // Дефектология. 1989. №6.
-
Психология глухих детей. / Под ред. И. М. Соловьева и др. М., 1971.
-
Рау Н. А. Дошкольное воспитание глухонемых. М., 1949.
-
Темкина И. Я., Кузьмичева Е. П., Леонгрард Э. И. Развитие восприятия речи на слух у глухих. // Дефектология. 1973. №3.
-
Шматко Н. Д. Педагогическое исследование слуха детей 1,5 – 3 – летнего возраста. // Дефектология. 1990. №2.
-
Шматко Н. Д. Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста. М., 1990.
Семинарское занятие №3.
Тема: Развитие психики детей с нарушениями слуха в школьном возрасте (8 часов).
Вопросы для обсуждения:
-
Какие трудности в формировании учебной деятельности могут наблюдаться у детей с нарушениями слуха и почему?
-
Как организуется развитие слуха и слухового восприятия речи у школьников с нарушениями слуха в процессе их обучения?
-
В чем тактильно-вибрационная чувствительность может выполнять компенсирующую роль у ребенка с нарушенным слухом?
-
В чем проявляется своеобразие в развитии зрительного восприятия у школьников с нарушениями слуха и каковы причины этого явления?
-
В чем состоят особенности развития осязания, статической и кинестетической чувствительности у школьников с нарушениями слуха?
-
Чем обусловлено своеобразие в развитии образной памяти , воображения и наглядного мышления у глухих и слабослышащих школьников?
-
В чем заключаются конкретные проявления отставания в развитии словесной памяти у глухих и слабослышащих школьников?
-
Каковы причины своеобразия и отставания в развитии словесной памяти у школьников с нарушениями слуха?
-
С помощью каких средств можно усовершенствовать словесную память школьников с нарушениями слуха?
-
Какие трудности испытывают школьники с нарушениями слуха в осуществлении мыслительных операций сравнения и обобщения? Чем обусловлены эти трудности?
-
В чем заключаются трудности в выделении и установлении причинно-следственных отношений у школьников с нарушениями слуха?
-
Какими путями и способами следует развивать понятийное мышление у глухих и слабослышащих детей?
-
Каковы основные признаки жестовой речи? Что общее и что различное в жестовой и словесной речи?
-
Каковы условия овладения жестовой речью глухими детьми?
-
Каковы взаимные влияния жестовой и словесной речи в процессе их усвоения глухими школьниками?
-
Как осуществляется процесс усвоения словарного состава и грамматического строя речи у глухих и слабослышащих школьников?
-
Как строится обучение устной речи в школе для глухих детей?
-
В чем заключаются трудности понимания письменной речи глухими и слабослышащими школьниками?
-
Какое влияние имеют трудности понимания письменной речи школьниками с нарушениями слуха на усвоение ими школьных знаний?
-
Как строить формирование связной речи в единстве с развитием понятийного мышления у глухих и слабослышащих школьников?
-
В чем заключаются особенности в развитии эмоций и чувств у глухих и слабослышащих школьников?
-
Каковы пути и способы целенаправленного формирования сложных чувств у школьников с нарушениями слуха?
-
Как осуществлять формирование волевого поведения у глухих и слабослышащих школьников?
-
Каковы особенности в самооценке и уровне притязаний у школьников с нарушениями слуха?
-
Как строятся межличностные отношения у глухих и слабослышащих школьников?
-
Как изменяются интересы у глухих и слабослышащих детей и подростков на протяжении школьного возраста?
-
В чем (к каким видам деятельности) проявляются склонности и способности у глухих и слабослышащих детей и подростков?
-
Какими путями и способами следует формировать социально-полезную личность у школьников с нарушениями слуха?
Рекомендуемая литература:
-
Алишаускас А. Исследование словесной памяти глухих школьников. // Дефектология. 1980. №6.
-
Ауил Бассам. Особенности наглядно-образного мышления слабослышащих детей: Автореф. дис. канд.психол.наук. М., 1992.
-
Березовская Л.П. Жестовая речь как одно из средств общения слабослышащих школьников. // Дефектология, 1994. №3.
-
Боскис Р. М., Фингерман Л. Е. Развитие письменной речи в младших классах школы слабослышащих. М., 1978.
-
Быкова Л. М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. М., 1989.
-
Вийтар Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников.// Дефектология, 1981. №4.
-
Гилевич И.М. Об особенностях понимания задач с косвенной формулировкой условий слабослышащими учащимися. Дефектология, 1973. №4.
-
Гозова А.П., Струве Т.К. Особенности решения логических задач глухими учащимися (на материале физике) // Дефектология, 1981. №3.
-
Гольдберг А. М. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников. М., 1966.
-
Григорьева Т.А. О способах формирования у глухих учащихся причинно-следственного мышления. // Дефектология, 1973. №5.
-
Григорьева Т А. О развитии причинно-следственного мышления глухих школьников. // Дефектология, 1973. №4.
-
Зайцева Г.Л. О термине «мимико-жестикуляторная речь» глухих.// Дефектология. 1973, №3.
-
Зайцева Г. Л. Дактилология: жестовая речь. М.,1991.
-
Зайцева Г. Л. Словесно-жестовое двуязычие глухих. // Дефектология, 1992. №4.
-
Занков Л. В.. Соловьев И. М. Очерки психологии глухонемого ребенка. М., 1940.
-
Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М., 1976.
-
Зыков с. А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. М., 1961.
-
Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977.
-
Зыкова Т.С. Интенсификация речевого развития глухих детей в классах с сокращенной наполняемостью. // Дефектология, 1994. №3.
-
Исследования личности детей с нарушениями слуха: Сборник научных трудов. М., 1981.
-
Кислицына И. А. Особенности выражения временных отношений в словесной речи глухих учащихся. // Дефектология.1988. №3.
-
Колтуненко И. В. Пути совершенствования связной речи глухих старшеклассников. // Дефектология. 1994. №2.
-
Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. М., 1976.
-
Коровин К.Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих. М., 1982.
-
Кукушкина О.И. Развитие пространственных представлений у глухих школьников: Методическое письмо. Л., 1989.
-
Лебедев Д. И. Особенности запоминания фраз глухими школьниками. // Дефектология. 1985. №6.
-
Лебедев Д. И. Успешность запоминания фраз слабослышащими школьниками (в сравнении с нормальнослышащими и глухими). // Дефектология. 1986. №2.
-
Мамаенко Т. А. Непроизвольное запоминание учебного материала глухими детьми на уроках предметно-практического обучения. // Дефектология . 1979. №5.
-
Марциновская Е. Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. М., 1985.
-
Марчук Т.Ф. К вопросу об обобщении и дифференциации однокоренных слов глухими школьниками. // Дефектология. 1976, №4.
-
Марчук Т.Ф. Формирование умений дифференцировать и обобщать значения слов по аффиксальным признакам у глухих учащихся. // Дефектология. 1979. №3.
-
Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.. 1969.
-
Нестерович Т.В. Некоторые вопросы грамматического строя речи у глухих школьников младших классов. // Дефектология . 1989. №6.
-
Нудельмен Н.М. Представления глухих школьников об оценке их личности сверстниками. // Дефектология. 1983. №6.
-
Нудельмен М.М. О некоторых особенностях формирования мечты у глухих школьников. // Дефектология. 1987. №4.
-
Олерон П. Психологическая оценка глухого ребенка. Дефектология . 1977. №1.
-
Особенности мышления и речи глухих школьников: Сборник научных трудов. М., 1985.
-
Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семей. // Дефектология. 1990. №6.
-
Повышение эффективности обучения глухих школьников. / Под ред. А.К. Зикеева и др. М., 1986.
-
Познавательная деятельность глухих школьников: Сборник научных трудов. М., 1977.
-
Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников. // Дефектология. 1989. №5.
-
Психология глухих детей. / Под ред. И. М. Соловьева и др. М.. 1971.
-
Развитие логического мышления и усвоение основ наук слабослышащими школьниками. / Под ред. А. М. Гилевич и К. Г. Коровина, М., 1986.
-
Развитие слабослышащих учащихся в процессе усвоения знаний. / Под ред. К.Г. Коровина и др. М., 1985.
-
Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения. / Под ред. Т. В. Розановой. М., 1991.
-
Рау. М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха (1 - 3 классы). М., 1989.
-
Рау М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся 4-6 классов с нарушениями слуха. М., 1991.
-
Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. М., 1973.
-
Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М., 1981.
-
Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей// Дефектология. 1991. №1.
-
Розанова Т.В. Психология решения задач глухими школьниками. М., 1966.
-
Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.
-
Розанова Т.В. Условия развития понятийного мышления у глухих детей. // Дефектология. 1981. №5.
-
Розанова Т.В. Развитие мышления аномальных младших школьников на уроках математики.// Дефектология. 1985. №3.
-
Розанова Т.В., Тигранова Л.И., Яшкова Н.В. Развитие мышления у детей с нарушениями слуха. М., 1983.
-
Сараев С.Я. Исследование интеллектуальных функций у глухих школьников при помощи шкалы Векслера. // Дефектология. 1988.№6.
-
Слезина Н.Ф. Обучение арифметике в младших классах школ глухих. М.. 1967.
-
Соловьв И. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка. // Психологическая наука в СССР. М., 1982.№6
-
Соловьев И. М. Особенности восприятия у глухих школьников. // Дефектология. 1971. №1.
-
Сухова В. Б. Совершенствование учебной деятельности младших глухих школьников на уроках математики. // Дефектология. 1994. №1.
-
Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978.
-
Тигранова Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. М., 1991.
-
Шиф Ж. Н. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968.
-
Яхнина Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны речи у глухих школьников: Сообщение 1 // Дефектология. 1995. №1.
-
Яшкова Н. В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988.
Занятие 6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушенным слухом. (8 часов).
Цель занятия: Познакомить студентов с принципами психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха; научить приемам исследования познавательной деятельности, проверки состояния слуха и речи, выявления особенностей эмоционально-волевой сферы.
Материал и оборудование: медицинские карты детей, имеющих нарушения слуха; методики для исследования познавательной деятельности.
Литература:
-
Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.
-
Клинико-психологическое изучение детей со сложным дефектом. / Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой. – М., 1980.
-
Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей. М., 1981.
-
Психология глухих детей./ Под ред. И. М. Соловьева и др. – М., 1971.
-
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 1998.
-
Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. – М., 1978.
Ход занятия:
-
Обсуждение теоретических вопросов:
Значение комплексного психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха для правильной организации коррекционной работы; условия и организация психолого-педагогического изучения детей со сниженным слухом на ПМПК; методы изучения познавательной деятельности (восприятия, мышления, памяти, внимания). Способы проверки состояния слуха дошкольников, анализ аудиометрических данных. Характеристика уровня речевого развития. Характеристика игровой и продуктивной деятельности. Выявление особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка. Обобщение данных психолого-педагогического изучения ребенка.
Особенности изучения глухих и слабослышащих детей с комбинированным нарушением.
-
Проведение эксперимента.
-
Составление сведений, которые необходимо иметь психологу перед началом проведения обследования (сведения о семье ребенка, о протекании беременности матери, о рождении и последующей жизни ребенка, о болезнях, перенесенных матерью и ребенком, об условиях воспитания в семье, в детском учреждении, о сурдопедагогической помощи ребенку).
Демонстрация методик для изучения познавательной деятельности детей с сообщением диагностических принципов, которые реализованы в методиках.
-
Проведение экспериментов со студентами по исследованию памяти и мышления с последующей обработкой полученных результатов
-
Разбор результатов заранее проведенного всестороннего психологического обследования двух детей с нарушениями слуха с целью определения их психического развития и составления психолого-педагогического заключения.
2.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (70 ч.)
№ учебной недели
|
Тема
|
Содержание и форма самостоятельной работы
|
Кол-во часов
|
1
|
Основные проблемы сурдопсихологии
|
Работа с рекомендуемой литературой
|
2
|
2
|
Основные проблемы сурдопсихологии
|
Работа с конспектом лекции
|
4
|
3
| Основные проблемы сурдопсихологии |
Работа с рекомендуемой литературой
|
4
|
4
| Развитие психики детей с нарушениями слуха от рождения до школьного возраста |
Работа с конспектами лекций
|
4
|
5
| Развитие психики детей с нарушениями слуха от рождения до школьного возраста |
Работа с рекомендуемой литературой
|
4
|
6
| Развитие психики детей с нарушениями слуха от рождения до школьного возраста |
Поиск иллюстрированного материала
|
4
|
7
|
Развитие психики детей с нарушениями слуха в школьном возрасте
|
Работа с конспектами лекции
|
4
|
8
|
Развитие психики детей с нарушениями слуха в школьном возрасте
|
Работа с рекомендуемой литературой
|
4
|
9
|
Развитие психики детей с нарушениями слуха в школьном возрасте
|
Поиск иллюстрированного материала
|
4
|
10
|
Развитие психики детей с нарушениями слуха в школьном возрасте
|
Работа с периодическими изданиями
|
4
|
11
|
Психологические особенности взрослых людей с нарушениями слуха
|
Работа с рекомендуемой литературой
|
4
|
12
|
Психологическое развитие детей, имеющих комплексные нарушения слуха других органов или систем организма
|
Работа с конспектами лекции
|
4
|
13
|
Психологическое развитие детей, имеющих комплексные нарушения слуха других органов или систем организма
|
Подготовка к коллоквиуму
|
4
|
14
|
Психологическое развитие детей, имеющих комплексные нарушения слуха других органов или систем организма
|
Работа с периодическими изданиями
|
4
|
15
|
Психологическое нарушение лиц с нарушениями слуха
|
Поиск иллюстрированного материала
|
4
|
16
|
Психологическое обследование лиц с нарушениями слуха
|
Работа с рекомендуемой литературой
|
4
|
17
|
Психологическое обследование лиц с нарушениями слуха
|
Работа с конспектам лекций
|
4
|
18
|
Психологическое обследование лиц с нарушениями слуха
|
Подготовка к контрольной работе
|
4
|
Итого:
|
70
|
2.5. Темы рефератов:
-
Глухой ребенок в семье. Семья как фактор развития.
-
Особенности развития глухих детей в семьях глухих и слышащих родителей.
-
Модели интеграции детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
-
Модели интеграции школьников с нарушениями слуха.
-
Б.Д. Корсунская: творческая биография, вклад в развитие сурдопсихологии.
-
Э.И. Леонгард: творческая биография, вклад в развитие сурдопсихологии.
-
Р.М. Боскис: творческая биография, вклад в развитие сурдопсихологии.
2.6. Темы для самостоятельных и контрольных работ:
-
Критерии психолого-педагогической классификации детей с нарушениями слуха.
-
Сенсорное развитие глухих детей раннего и дошкольного возраста.
-
Развитие мышления у детей с нарушениями слуха.
-
Структура игровой деятельности. Становление и особенности игр у детей с нарушениями слуха.
-
Речевое развитие глухих и слабослышащих дошкольников.
-
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей с нарушениями слуха.
-
Проблемы развития речи глухих, слабослышащих и позднооглохших детей.
-
Пути формирования понятийного мышления у глухих школьников.
-
Особенности развития образной и словесной памяти у глухих школьников.
-
Личностные особенности школьников с нарушениями слух.
-
Проблемы сложных комплексных органических нарушений при поражениях слуха и психическое развитие детей с комплексными нарушениями.
-
Организация психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха
-
Содержание психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха на ПМПК.
-
Методы исследования познавательной деятельности.
-
Изучение различных видов деятельности дошкольников с нарушенным слухом.
-
Педагогическое исследование слуха дошкольников.
-
Методы изучения уровня речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников.
-
Психология педагогической деятельности специалиста коррекционного учреждения для детей с нарушениями слуха.
2.7. Вопросы к экзамену:
-
Сурдопсихология в системе дефектологических дисциплин. Тенденции к интеграции.
-
Связь сурдопсихологии с другими науками
-
Предмет и методология сурдопсихологии, как самостоятельной научной дисциплины.
-
Характеристика объекта сурдопсихолгии по степени тяжести дефекта.
-
Характеристика объекта сурдопсихологии по времени наступления дефекта.
-
Первичные и вторичные нарушения при глухоте.
-
Строение, функции и возможная патология слухового анализатора.
-
Причины нарушения слуха. Профилактика нарушений слуха у детей.
-
Клиническая характеристика глухонемоты.
-
Особенности поведения младенца с тяжелым нарушением слуха.
-
Реакция родителей на диагноз глухоты их ребенку и способы помощи семьям.
-
Типы отношений к глухому (слабослышащему) ребенку в семье и принципы коррекционно-профилактической работы с родителями.
-
Развитие ребенка с тяжелым нарушением слуха в младенчестве.
-
Развитие ребенка с тяжелым нарушением слуха в раннем детстве.
-
Необходимость и способы ранней диагностики нарушений слуха.
-
Компенсаторные возможности глухих и слабовидящих.
-
Декомпенсация, субкомпенсация в компенсации глухоты и слабослышания.
-
Развитие системы специализированной помощи глухим и слабослышащим в России.
-
Международный опыт обучения и воспитания глухих и слабослышащих дошкольников.
-
Сурдология в отечественной традиции изучения особенностей развития в условиях нарушенного слуха.
-
Психология профессиональной деятельности сурдопсихолога.
-
Психология глухого и слабослышащего младенца.
-
Психология глухого и слабослышащего школьника.
-
Возможности коммуникации глухих и слабослышащих.
-
Дактильная речь – возможности, ограничения.
-
Мимика – жестовая речь - возможности, ограничения.
-
Особенности и приемы овладения устной речью детьми, имеющими нарушения слуха.
-
Особенности и приемы овладения письменной речью детьми, имеющими нарушения слуха.
-
Особенности мышления глухих и слабовидящих дошкольников.
-
Память глухих и слабовидящих дошкольников.
-
Ощущения глухих и слабовидящих дошкольников.
-
Восприятие глухих и слабовидящих дошкольников.
-
Воображение глухих и слабовидящих дошкольников.
-
Психологическое обоснование и применение технических средств обучения глухих и слабовидящих детей дошкольного возраста.
-
Деятельность в условиях сенсорной депривации (глухоты).
-
Методика «первоначального очеловечивания» Соколянского И. А. – Мещерякова А. И.
-
Развитие психики ребенка в условиях слепоглухоты.
-
Компенсаторные возможности слепоглухих детей.
следующая страница>