ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА
немецкого языка
Учебно-методический комплекс дисциплины
Б
ийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Бийский педагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА
НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Учебно-методический комплекс дисциплины
Б
ийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009
ББК
Д
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина
Научный редактор:
канд. филол. наук, доцент Т.А. Розинкина
Рецензент:
канд. филол. наук, доцент М.Э. Сергеева
Д Практическая грамматика немецкого языка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.Н. Гранкова, Т.И. Щелок; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 136 с.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лабораторным занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.
Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 033200.00 «Иностранный (немецкий) язык с дополнительной специальностью иностранный (английский) язык»
Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.
Ó Сост.: Гранкова Н.Н., 2009.
Ó Сост.: Щелок Т.И., 2009.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА
НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Учебно-методический комплекс дисциплины
Составители:
Гранкова Наталья Николаевна
Щелок Татьяна Ивановна
Сдано в набор 05.01.2008. Подписано в печать 30.01.2008.
Формат 60х90/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная.
Печать оперативная. Усл. печ. л. 16,5. Тираж 100 экз.
Заказ 2101, с. (сп.). 1921
Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического
государственного университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.
Типография Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 55/1.
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета иностранных языков
____________ Л.Н. Уланская
«____»______________200 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кафедра немецкого языка
Шифр и наименование дисциплины: ДПП.Ф.08 Практическая грамматика немецкого языка
Статус дисциплины: обязательная
Специальности (направления):
033200.00 «Иностранный (немецкий) язык с дополнительной специальностью иностранный (английский) язык»
Формы обучения:
дневная
Объем дисциплины:
144 часа
Распределение по семестрам
Номер
Семестр
|
Учебные занятия
|
Число курсовых проектов (работ), расч. заданий
|
Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
|
Общий объем
|
В том числе
|
Аудиторные
|
Самостоят.
работа
|
Всего
|
Из них
|
|
Лекции
|
Лаборат.
|
5
|
72
|
36
|
-
|
36
|
36
|
-
|
Зачет
|
6
|
72
|
36
|
-
|
36
|
36
|
-
|
Зачет
|
Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.
ДПП.Ф.08 Практический курс иностранного (немецкого) языка
Иноязычная культура как содержание иноязычного образования. Фонетический материал, необходимый для коррекции и постановки правильного произношения и интонации. Грамматический материал, необходимый для формирования лингвистической компетенции обучаемых. Лексический материал, необходимый для проявления коммуникативной компетенции в наиболее распространенных ситуациях в официальной и неофициальной сферах. Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный). Практика устной и письменной речи. Практическая грамматика. Практическая фонетика.
Разработчик
канд. филол. наук, доцент Т.И. Щелок
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры немецкого языка
Заведующий кафедрой _____________________ Е.А. Коржнева
Одобрена Ученым советом факультета иностранных языков
«_______»_____________________ Председатель ______________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение дисциплины «Практическая грамматика немецкого языка» должно обеспечить подготовку высококвалифицированного учителя немецкого и английского языков средней школы и формирование у него базы для дальнейшего совершенствования в области языка.
Обучение практическому владению языком тесно связано с усвоением знаний о системе изучаемого языка и правилах его функционирования в процессе обучения, а также с формированием умений анализировать, обобщать и систематизировать факты языка и речи. Практические, а также образовательные задачи курса немецкого языка предполагают усвоение студентами широкого круга фоновых знаний о немецкоговорящих странах. Процесс обучения немецкому языку имеет ярко выраженный воспитывающий характер и профессионально-педагогическую направленность.
Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов 2 курса, обучающихся по направлению 033200.00 «Иностранный (немецкий) язык с дополнительной специальностью иностранный (английский) язык». Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.
Работа над разделом начинается с объяснения нового грамматического материала, дающего полное и структурированное представление об изучаемом явлении, и выполнения тренировочных упражнений на его применение. Задания и упражнения направлены на осмысление грамматических явлений, на отработку их форм и значений, на использование этих явлений в продуктивно-творческой речи при реализации определенных интенций.
Другая составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных вопросов, призванных помочь студентам акцентировать своё внимание на узловых аспектах изучаемой проблемы, и контрольных заданий.
В процессе изучения дисциплины «Практическая грамматика немецкого языка» студенты должны развить навыки правильно употреблять грамматические средства в речи; систематизировать грамматическую базу; делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим материалом; осуществлять грамматический (морфологический и синтаксический) анализ языкового материала; объяснять явления в грамматическом строе современного немецкого языка.
Итогом курса является зачет. Зачет предусмотрен в конце каждого семестра. Зачет предполагает проведение итогового теста, включающего в себя вопросы из всех изученных тем, либо контроль теоретических знаний и выполнение практического задания.
Данный учебно-методический комплекс стоит из четырех структурных компонентов: 1) организационно-нормативной документации (учебной программы, карт ресурсов); 2) дидактических материалов (средств обучения: печатных и электронных); 3) средств контроля; 4) методических рекомендаций для студентов и преподавателей.
В учебной программе даны примерная программа дисциплины, выписка из ГОСа по дисциплине, рабочая модульная программа. Карту ресурсов представляют карта учебно-методической литературы, карта дидактических материалов, карта оборудования. Дидактические материалы состоят из печатных и электронных источников.
Средства контроля в УМКД представлены двумя группами: рейтинг-контролем и контрольно-измерительными материалами: материалами текущего и итогового контроля. В течение семестра преподаватель осуществляет все виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый: текущий – на лабораторных занятиях (в форме опроса, проверки домашнего задания); промежуточный – по завершению изучения темы (контрольные работы по теме); итоговый – по завершению курса (итоговые тесты, зачет).
Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает знание теоретического материала, выполнение практических заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий. Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой книжке студента и в итоге суммируются. На основании общей суммы выводится оценка и ставится зачет.
В учебно-методических рекомендациях для студентов даны материалы для аудиторной самостоятельной работы, а также задания для самоконтроля.
В курс практической грамматики входят следующие темы:
1. Инфинитив. 2. Субстантивированные прилагательные и причастия. 3. Придаточные предложения времени. 4. Пассив. 5. Определительные придаточные предложения. 6. Номинализация. 7. Частицы. 8. Придаточные предложения цели. 9. Сложносочиненное предложение. 10. Предположение. 11. Конъюнктив.
Разделы структурированы следующим образом: контрольные вопросы, отражающие основные положения соответствующего грамматического материала, практические задания, выполняемые на лабораторных занятиях, и задания для самоконтроля. Все виды заданий направлены на приобретение навыков речевого механизма и самостоятельного использования грамматической информации.
В методических рекомендациях для преподавателей указываются основные направления в преподавании практической грамматики немецкого языка на 2 курсе.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
1.1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
(рабочая модульная программа)
1.1.1. Цели и задачи дисциплины
Практическая грамматика является частью курса «Практический курс иностранного (немецкого) языка». Рабочая программа по практической грамматике немецкого языка составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.
Цель курса – развитие навыков правильного употребления грамматических средств в речи.
Структура курса практической грамматики немецкого языка предусматривает лабораторные занятия.
Задачи лабораторных занятий - формирование у студентов грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.
1.1.2. Содержание дисциплины "Практическая грамматика"
Предметом изучения учебного курса практической грамматики являются определенные грамматические средства выражения языка: морфология и синтаксис.
следующая страница>