«Движение может заменить лекарство – но
ни одно лекарство не заменит движения»
Ж.Тассо.
Для коррекции различных типов онтогенеза разработана технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка» (Семенович, Умрихин, Цыганок – 1990-1997 г.г.), фундамент которой – метод замещающего онтогенеза.
Суть подхода заключается в аксиоме: «Воздействие на сенсомоторный уровень
с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций».
Таким образом, основа коррекции – не преодоление конкретных недостатков, не формирование конкретных учебных навыков, а создание базовых предпосылок для полноценного участия психических процессов в овладении учебными навыками.
Т.е. нейропсихологическая коррекция базовых механизмов является залогом адекватного формирования у ребёнка надфункциональных систем (счёта, чтения, др.).
Среди детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, большинство (85 – 90 %) имеют органическое поражение головного мозга.
В раннем возрасте при нарушениях органического генеза диагностируются искажение и запаздывание формирования базисных механизмов движения, интеллекта и речи. Система реабилитационной работы предполагает комплекс мероприятий по восстановлению и формированию двигательных и познавательно-речевых функций в соответствии с онтогенезом.
Технология нейропсихологического сопровождения предусматривает формирование базисных механизмов движения, интеллекта и речи:
- модально-специфического (зрительный, слуховой и тактильный гнозис);
- кинестетического (сенсомоторные взаимодействия);
- кинетического (динамические процессы);
- пространственного (телесное и внешнее пространство, квазипространство);
- энергетического обеспечения
(дыхательные упражнения, массаж, релаксация, растяжки);
- межполушарного взаимодействия
(визуализация, интеллектуальные, мнестические, речевые,
номинативные процессы, перекрестные или реципрокные движения);
- произвольной регуляции психической деятельности
(программирование, целеполагание, самоконтроль, внимание,
причинно-следственные отношения, коммуникативные навыки).
Именно эти механизмы оказываются несформированными у детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Упражнения на развитие базисных психологических факторов
Артикуляция и мелкая моторика рук
Домик
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки
с усилием нажимать на пальцы левой, а затем - наоборот. Необходимо отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
Карандаши
Логопед раскладывает на столе для каждого ребенка по 10-15 карандашей и предлагает без помощи левой руки собрать их правой в кулак по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение повторяется левой рукой.
Рожицы
Детям предлагается выполнять различные мимические движения: надувать щеки, выдвигать язык, вытягивать губы трубочкой, широко открывать рот. Затем упереться языком во рту в зубы, стараясь «вытолкнуть их наружу». Расслабить язык (10 раз). Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке (10 раз). Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой, затем расслабить (10 раз). Отработать такие движения языка, как щёлкание, цокание, посвистывание. Затем выполнить ритмическую последовательность: 2 щёлкания, 2 цокания, 2 посвистывания и т.д..
Звукоразличение (восприятие и дифференциация шумов)
Для развития функции звукоразличения можно предлагать детям прослушивать
аудиокассеты со звуками морского прибоя, ручейка, дождя, криками дельфинов, чаек, лягушек, лесных птиц и т.д., а затем рисовать звуки (перевод аудиальной информации в визуальную).
Визуализация звуков
Включается аудиокассета с определенными звуками. Например, музыка П.И. Чайковского «Времена года» с наложенными звуками морского прибоя, ветра и голосов дельфинов. Детям предлагается, прослушивая музыку, узнать, назвать и нарисовать звуки. Для этого потребуются чистые листы бумаги, гуашевые краски, смешанные
с крупой (манка, пшенка) и клеем ПВА, сосуд с водой и полотенце (для мытья рук). Детям предоставляется свобода творчества и возможность рисовать пальцами обеих рук без использования кисточек. Для каждого пальца выбирается свой цвет краски. Рисунок можно начать одной рукой, продолжить другой и обеими одновременно. Затем дети проводят презентацию рисунков с речевым объяснением своего видения
музыки.
Послушать тишину
Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание и биение сердца.
Шумящие коробочки
Логопеду необходимо подготовить несколько одинаковых наборов коробочек, заполненных материалами (песок, крупа, скрепки, горох, бумажные шарики и т.д.), которые при сотрясении издают различные шумы. Детям до 7 лет необходимо подготовить 5 пар коробочек с одинаковым шумом в каждой паре (10 штук), после 7 лет - 7 троек с одинаковым шумом в каждой тройке (21 штука). Дети, сотрясая коробочки, отбирают одинаковые пары (тройки).
Ритмы
Нарушение функции ритмов речи и дыхания может стать причиной заикания, «застревания» на звуках и т.д., поэтому развитие ритмов крайне важно для формирования функции речи.
Ритм по кругу
Дети садятся в круг. Логопед отстукивает какой-либо ритм. Например, стук - пауза - стук - стук - стук - пауза - стук. Дети внимательно слушают и по команде логопеда
повторяют ритм (каждый отдельно или все вместе). Когда ритм освоен, дети по очереди простукивают его об пол слева направо (пространственные представления) сначала правой, затем левой рукой, далее обеими, потом хлопая в ладоши, топая ногами, хлопая по спине соседа справа (или слева). Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и выполняет программу сначала. Задачу можно усложнить, удлиняя и усложняя ритм, используя звуки разной громкости внутри ритмического
рисунка.
Межполушарное взаимодействие
Визуализация водопада
Детям предлагается с закрытыми глазами представить водопад. Необходимо рассмотреть высокое голубое небо, яркое солнце, детали горных порогов и огромную лавину воды. При этом тело должно почувствовать ее прохладу, тысячи мельчайших брызг на лице и запах свежести. Уши могут услышать шум падающих струй и стук камней.
Упражнения для глаз
Голова фиксирована. Выполнять движения глаз с подключением дыхания, одно- и разнонаправленных движений языка.
Глаза и язык вправо - вдох (пауза), и.п. - выдох (пауза).
Глаза и язык влево - вдох (пауза), и.п. - выдох (пауза).
Глаза вправо, язык влево - вдох (пауза), и.п. - выдох (пауза).
Глаза влево, язык вправо - вдох (пауза), и.п. - выдох (пауза).
Велосипед
И.п. - лежа на спине. Левым коленом прикоснуться к правому локтю, затем правым коленом - к левому локтю.
Думающий колпачок
Помассировать руками мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками, свернуть их в трубочку.
Кобра
Это упражнение на растяжку.
И.п. - лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч и представить себя коброй. Медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот. Приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены. Вернуться в и.п. и расслабиться, не задерживая дыхание.
Струночка
Это упражнение на растяжку.
И.п. - лежа на спине, затем на животе. Представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело сначала руками, затем ногами, далее - правой (рука, бок, нога) и левой сторонами тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Упражнение усложняется за счет перекрестных растяжек. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, потом - левая рука и правая нога.
Пространственные представления
Осьминожки
Дети располагаются определенным образом по периметру комнаты (в углу, у окна, около мяча и т.д.) и запоминают свое место. Логопед включает музыкальный фрагмент, во время которого дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее вернуться на свое место.
Произвольная регуляция психической деятельности
Скала
Это упражнение на развитие коммуникативных навыков, самоконтроля.
Дети, сидя (лежа) на полу, выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде логопеда Скала готова? Замри! альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не сорваться. Он может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения могут выступить в роли альпиниста.
Время и антивремя
Черепаха
Это упражнение на развитие двигательного контроля.
Логопед встает у одной стены помещения, дети (на четвереньках) - у другой. По сигналу логопеда дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 мин логопед подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем логопед обсуждает с группой трудности в его выполнении.
Руки-ноги
Это упражнение на развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминации импульсивности, навыков удержания программы.
И.п. - стоя. Прыгать на месте с одновременными движениями руками и ногами: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги вместе - руки вместе, ноги врозь - руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз.
Применение технологии в условиях ДОУ компенсирующего типа
Программа нейропсихологического сопровождения предполагает дифференциальную диагностику (в т.ч. динамическое обследование в январе и мае), создание комплекса упражнений по результатам обследования, подгрупповые и индивидуальные занятия, консультирование родителей.
Основной дефект воспитанников нашего учреждения – нарушение опорно-двигательного аппарата – требует как можно большей активизации двигательной системы детей в течение дня. Поэтому дополнительные комплексы упражнений, разработанные к тому же дифференцированно, отвечают требованиям коррекционной работы. Наиболее целесообразным оказалось проведение таких комплексов в первой половине дня после основных образовательных мероприятий. Особенно актуально проведение дополнительной двигательной стимуляции в отсутствии активной прогулки на свежем воздухе при неблагоприятном температурном режиме.
Такая форма использования технологии нейропсихологического сопровождения в условиях нашего ДОУ определяется как динамический час,
включает: разминку, самомассаж, растяжки, телесное упражнение,
психоэтюд, пальчиковую гимнастику, «глазодвигательный репертуар»,
дыхательное упражнение, логопедическую зарядку, упражнение на межсистемные взаимодействия, релаксацию.
В тяжёлых случаях предполагается индивидуальная работа с ребёнком, когда для выполнения и эффективного освоения упражнений требуется непосредственная помощь взрослого (пассивное, пассивно-активное и активное выполнение).
Элементы комплекса могут быть использованы педагогами в любых
видах организованной совместной деятельности с детьми в течение всего дня
(в т.ч. в режимных моментах, напр., подъём после сна) в целях охранительного режима, коррекционной направленности обучения, осуществления индивидуально-дифференцированного подхода.
Авторская технология подразумевает выполнение комплекса упражнений два раза в неделю, при этом комплекс не един, он должен поэтапно сменяться с учётом разработанной программы. Возраст наших воспитанников – ранний и младший дошкольный, к тому же их неврологический статус – задержки психомоторного развития – диктует иную стратегию сменяемости содержания комплексов. Для качественного освоения двигательных упражнений оказывается целесообразным разрабатывать комплекс на месяц – за это время становится возможным преодолеть пассивный уровень выполнения и по возможности перейти на осознанное воспроизведение двигательных стереотипов или хотя бы, что не менее важно, добиться активных поведенческих реакций каждого ребёнка в условиях создаваемой ситуации, а в идеале добиться саморегуляции поведения и продуктивной речевой деятельности.
Комплекс упражнений динамического часа
1. Аэробная разминка групп мышц под музыкальное сопровождение
(финская полька).
2. Самомассаж
Самомассаж лица
"Я по носику стучу,
Рассмешить тебя хочу.
Постучу вокруг, вокруг:
Стук-стук-стук, стук-стук-стук.
Пальцами касаюсь,
Глажу, улыбаюсь.
Глажу щёчку, глажу щёчку,
А потом поставлю точку.
Нарисую я кружок,
Милый маленький роток"
Самомассаж ушек
«У слона большие уши… Подушечками пальцев нажимаем на козелки,
на основания ушей у нижнего края,
трогаем мочки и вверх по ушной раковине,
нажимаем на основания ушей у верхнего края,
нажимаем на козелки.
Слон внимательный, слушает… Растягиваем уши в разные стороны.
Слон стесняется… Заворачиваем ушки трубочкой.
Но так ничего не слышно! Удерживаем завёрнутые ушки.
Разворачивает слон ушки…
Опять уши большие… Растягиваем уши в разные стороны.
Вот какие… Подушечками пальцев нажимаем
на козелки, на основания ушей у нижнего края,
трогаем мочки и вверх по ушной раковине,
нажимаем на основания ушей у верхнего края,
нажимаем на козелки.
Слон внимательно слушает… Растягиваем уши в разные стороны.
…» (Повторяем не меньше 5 – 6 раз)
Самомассаж «Мороз»
«Ой, мороз, мороз, мороз! Указательным и средним пальцами
обеих рук слегка щипаем себя
по боковой линии тела от икр
до подмышек.
Щиплет щёки, Щипаем щёки.
Щиплет нос, Щипаем нос.
Щиплет ушки, Щипаем уши.
Щиплет губки, Щипаем губы.
Забирается под шубки. Прячем руки подмышки
(скрещивая руки на груди).
Чтоб согреться, посмотри: Трём ладони друг о друга.
Всё, как следует, потри –
щёки, Трём ладонями щёки.
носик, Трём крылья носа.
ушки, Трём уши.
губы, … Трём губы.
Пар пошёл даже от шубы!» Разводим руки в стороны.
Вдыхаем носом, выдыхаем через губы,
вытянутые трубочкой.
3. Растяжки
Растяжка « Струночка»
И.п. – лёжа на спине,
ребёнок должен почувствовать пол своим телом
(спиной, плечами, руками, т.д.),
пол может быть любым (мягким, твёрдым, жёстким и т.д.).
1- взять руку ребёнка и немного потянуть (другая рука расслаблена),
2- И.п.,
3- другую руку (10 сек.).
И. п. – то же
1- растягиваем одну ногу (другая нога расслаблена),
2- И.п.,
3- другую ногу (10 сек.).
Растяжка «Какая я струнка»
И.п. – лежа на спине, руки вверх.
Предложить ребенку представить себя сильно натянутой струной,
растягивать тело (10 сек.).
4. Телесное упражнение
«Эмбрион» И.п. – лежа на спине.
Свернуться «калачиком».
Прокатываться туда – обратно, свернувшись «калачиком»
10 – 15 сек..
5. Психоэтюд
«Снеговик»
Ребёнку предлагается представить, что он – только что слепленный снеговик. Тело должно быть твёрдым, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д.. В конце упражнения ребёнок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в лёгкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу……. (1 – 2 раза).
6. Пальчиковая гимнастика
«Весёлые ладошки»: «Ладошки вверх, ладошки вниз,
Ладошки на бочок, и сжали в кулачок,
Кулачками постучали, пальцы – прыг… И побежали»
7. «Глазодвигательный репертуар»
«Заяц»
«Вверх морковку подними, Смотрим вверх.
На неё ты посмотри.
Вниз морковку опусти. Смотрим вниз.
Только глазками смотри:
Вверх, вниз, вправо, влево. Смотрим вверх – вниз,
Ай да заинька умелый! вправо – влево.
Глазками моргает, Глазками моргаем.
Глазки закрывает. Глазки закрываем.
Зайчики морковку взяли,
С ними весело плясали»
8. Дыхательное упражнение
«Носики – курносики» И.п. – лежа на спине.
1- закрыть пальчиком правую ноздрю, дышит левая,
2- закрыть пальчиком левую ноздрю, дышит правая (по 10 сек.).
Дыхание медленное, глубокое.
Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария
головного мозга, способствует успокоению и релаксации.
Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария
головного мозга.
9. Логопедическая зарядка
«Ротик улыбается, всем ребяткам нравится.
Ротик к ушкам я тяну и лягушку покажу.
Губки я вперёд тяну, слоника я покажу.
Хоботочек потяну, слоника я покажу.
За заборчик спрячусь я – не найдут меня друзья.
Язычок я потяну… Спрячу. И опять начну. (2 раза)
Язык широкий положу… И ребятам покажу. (2 раза)
Бывает язычок как кошка. Может он лакать немножко.
Может быть язык лошадкой. Скачет быстро он по травке»
10. Упражнение на межсистемные взаимодействия
«Ухо – нос» И.п.- сидя на стуле.
1- левой рукой взяться за кончик носа, а правой за левое ухо,
2- одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши,
3- И.п.,
4- поменять положение рук. (3 – 4 раза).
11. Релаксация «Шалтай- болтай» (3 – 4 раза).
Литература
1) Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста
/ Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
2) Гаваа Лувсан Традиционные и современные аспекты восточной
рефлексотерапии. М., 1990.
3) Денисон П., Денисон Г. Гимнастика ума. М., 1993.
4) Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993.
5) Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрушинского. М., 1994.
6) Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М., 1993.
7) Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 2003.
8) Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
9) Сатья С.Х. Кундалини-йога: для здоровья, тела, ума и души. Гамбург, 1990.
10) Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция
в детском возрасте. М., 2000.
11) Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М., Генезис, 2007.
12) Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопро-
вождение обучения. М., ТЦ Сфера, 2003.
13) Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А.В. Семенович.
М., МПГУ, 1999.
14) Уманская А.А. Волшебные точки. М., 1987.
15) Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 2003.
16) Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике
/ Под ред. В.Ю. Баскакова. М., 1993.
17) Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., МГУ, 1985.
18) Цветкова Л.С. Нейропсихологические методы обследования детей.
М.: Педагогическое общество России, 2000.
19) Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и
восстановление. М., 1997.
20) Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически-ориентированная
Психотерапия. М., 1998.