Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Е.Ю.Ильинова (Волгоград)
РОЛЬ ГЛАГОЛЬНОЙ НОМИНАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА

(на материале русского и английского языков)
Изучение содержательной структуры такого сложного и многопланового явления как текст невозможно без учета его семантического и информативного аспектов. Чрезвычайно важным понятием для осмысления структуры текста является информативность, понимаемая как количество "непредсказуемого", содержащегося в сообщении, или мера того нового, что данное сообщение содержит для получателя1. Именно благодаря информации, заложенной в тексте, становится возможной реализация определенной коммуникативной задачи.

Семантическая структура текста трактуется в современной лингвистической литературе неоднозначно. Структуру содержания текста можно определить как совокупность денотатов, связанных предметными отношениями в целостный семантический комплекс, представляющий собой модель ситуации, задаваемую языковыми средствами данного текста2. Таким обрезом, очевидно, что в тексте семантическая структура коррелирует с информативной; не случайно в последние года характер и виды соотношения информативной и семантической структуры текста является предметом рассмотрения в работах ряда лингвистов3.

Существующие методы отображения семантической структуры текста отличаются разнообразием подходов и основываются на рассмотрении особенностей функционирования в тексте языкового знака и понимании текста как упорядоченного семантического пространства, из которого и извлекается информационный инвариант смысла4. В качестве единицы семантической структуры исследователи принимают семантический признак или номинацию5. Ряд исследователей отмечают, что в семантической структуре текста обнаруживается не одна, а некоторая система номинаций, определяемая изначально заданной темой. Номинации образуют номинационные цепочки, совокупность которых представляет текстовую изотопию или семантическую сетку6. Таким образом, семантическая структура может быть рассмотрена как план выражения содержательного аспекта текста на лексическом уровне. Из сказанного следует, что в основе изучения семантического аспекта текста должен лежать анализ лексических единиц, входящих в состав текста, анализ характера их взаимодействия при создании общего смысла текста. По мнению И.В.Арнодьд повторяющиеся в тексте значения являются наиболее существенными для раскрытия смысла целого текста, так как лейтмотивные слова в тексте распределяются по тематическим полям. Тематические поля взаимодействуют, образуя семантическую структуру текста.

Необходимо отметить, что при рассмотрения особенностей системы номинаций, составляющих семантическую основу текстов, наибольшее внимание уделяется роли именной номинации; вопросы функционирования глагольных номинаций в общей семантической структурe текста исследованы ещё недостаточно.

Необходимость обращения к рассмотрению функций глагольных номинаций в тексте продиктована тем, что, во-первых, глаголы, в силу своей номинативной специфики признаковых имен, а также ввиду особого соотносительного характера своей семантики, выступают в роли элементов, соединяющих отдельные компоненты текста в единый комплекс, и обнаруживают поэтому большую системность отношений по сравнению с предметной лексикой. Во-вторых, глаголы, самим актом номинации, предназначены для выполнения предикативной функции и содержат в своем значении макет будущего предложения. Они оказываются особенно тесно связанными с другими единицами в речевой цепи, и, в определенной мере обусловливая их присутствие, сами подвергаются их воздействию.

В данной статье рассматривается вопрос о роли глагольной семантики в формировании семантической структуры текста и передачи разных видов текстовой информации - содержательно-фактуальной (СФИ), содержательно-концептуальной (СКИ), содержательно-подтекстовой (СПИ)7. В качестве объекта исследования выступают тексты литературного эссе. В основе проведенного анализа лежит распределение лексических единиц, составляющих текст, по тематическим группам (на основе общего контекстуального денотата), определение тематических полей, рассмотрение характера взаимодействия лексических единиц внутри тематических полей, а также характера взаимодействия тематических полей в общем содержании текста. Подобный анализ позволяет выделить основные номинационные цепочки, функционирующие в тексте, и провести сопоставительный анализ текстов8.

Проиллюстрируем методику исследования рассмотрев текст литературного эссе А.И.Куприна «О нищих». Основу смыслового содержания текста составляет сетка существительных, которые могут быть распределены по следующим тематическим полям – Человек, Религия, Социально-правовые институты. Во взаимодействии данных тематических полей определяется база СФИ текста - рассуждения автора о судьбе человечества, которая необходима для раскрытия имплицитно представленного в тексте авторского концепта о решающей роли морально-этических норм для судьбы цивилизации. Следующие ключевые слова составляют основу для раскрытия СКИ текста: цивилизация, человек, погубитель, имущество, богатство, деньги, государство, нищий, калека, трус, раб, убийца, бог, святой, пророк, мудрец.

Важную роль в формировании семантики текста играют глаголы, основная масса которых условно может быть распределена по следующим группам: глаголы мышления - подумать, выдумать, догадываться; глаголы говорения - объявить, свидетельствовать; глаголы бытийности – быть, хватать (иметь в достатке), принадлежать, умереть; глаголы отчуждения лица/предмета – отнять, отказать, изгнать. Тесно связаны с ними глаголы с семантикой «противоправные действия» - солгать, украсть, убить, зарыть (спрятать), припрятать, накопить.

Таким образом, в данном тексте глаголы выполняют поддерживающую роль, связывая базовые тематические поля существительных в единое целое, анализ семантики приводит нас к выводу об авторском конпепте: «Никакие социально-правовые институты, какими бы сильными они не были, не смогут поставить заслон разложению морали, которая есть внутренняя суть человека».

Нами было проанализировано 28 английских и 7 русских текстов литературного эссе9. Проведенный анализ показал, что в тексте литературного эссе основу содержательной структуры составляют отдельные тематические группировки (цепочки именных номинаций), которые и составляют понятийную сетку текста, формируя СФИ и участвуя в формировании СКИ текста. В большинстве случаев глагольное номинации выполняют структурную и интегрирующую функции, выявляя взаимодействие и определяя относительную важность тематической области, описываемых тематическими полями имен существительных в отдельных текстах. Глагольная лексика в данном жанре публицистического текста peaлизует информативную и интегративную функции, участвуя в формировании содержательной стороны высказывания и в построении логической последовательности рассуждения. В связи с этим необходимо отметить частотность появления в данном жанре публицистики тематической группы глаголов умственной деятельности; это связано с самим характером текста эссе как литературного жанра, в котором особое место отводится авторским рассуждениям, «интеллектуальной» разработке некоторой морально-этической, социальной, экономической проблемы.

Глагольные номинации также задают временное пространство текста, указывая на определенные временные рамки и их изменения по ходу развития авторского рассуждения. Так, основная часть текста эссе, представляющая авторские размышления, дается в виде цепочки глаголов в форме настоящего времени (86% от общего числа глаголов в тексте). Однако в ход авторским размышлений часто вклиниваются небольшие воспоминания в виде эпизодов, впечатлений об отдельных событиях в прошлом или предположений о возможных событиях в будущем. В результате общий временной план текста изменяется - глагольная номинация представлена в тексте в форме прошедшего или будущего времени (соответственно 12% и 2% от общего числа глаголов в тексте). Концепт времени как таковой на семантическом уровне для текстов эссе, по-видимому, не характерна (она не была выделена ни в одном из текстов в нашем материале).

С основными функциями глагольной номинации в текстах литературного эссе связан ряд факультативных функций. Так, глагольные номинации, имеющие в своем составе динамический компонент (тема "движения", "изменения", "развития' и т.п.), участвуют в создании динамичных контекстов в структуре текста эссе. Например, в тексте TMatch особый динамизм описанию футбольного матча придает группа глаголов, обладающих темой движения (to match, to arrive, to push, to pass through, to run, to outrun, to race), и темой звучания (to shout, to cheer, to applaud).

Глагольные номинации, связывая тематические поля между собой, иногда выполняют функцию «доказательства от противного», как мы видели на примере приведенного выше текста The Way to Fame, в котором нами обнаружено логическое несоответствие темы Fame, задаваемой группой существительных, и темы Notoriety, реализуемой глаголами.

Таким образом, можно сделать общий вывод о значительной роли глагольной номинации в формировании общей смысловой структуры текста, т.к. они не только служат для передачи СФИ текста, но и составляют важный план структуры текста для передачи СКИ.



1 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.С. 13.

2 Новиков А.И. Семантика текста и её формализация. – М., 1983. С. 117.

3 См: работы И.В.Арнольд, Е.Г.Беляевской, В.И.Карасика, Е.С. Кубряковой, Т.М.Николаевой, М.В. Никитина, А.И.Новикова, Е.Н.Сладковской, В.И.Шаховского, Л.А.Черняховской и других.

4 Николаева Т.М. Единицы языка и теория текста. // Сб.: Исследования по структуре текста. – М., 1987.

5 Черняховская Л.А. Информационный инвариант смысла текста и вариативность его языкового выражения: Дис. ... док. филол. наук. Москва, 1983;

6 Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. – Л., 1985.

7 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. С. 23.

8 Подобный подход применяется в ряде работ, посвященных анализу различных аспектов семантики текста, напр., Ильинова Е.Ю. Информативный и тематический аспекты смысловой организации публицистического текста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 1991.

9 Анализировались тексты из следующих сборников эссе – Куприн А.И. Собрание сочинений в 9-ти томах. Т.9. М., 1973; Milne A. Winnie-the-Pooh and Other Stories. M., 1981; Priestly J.B. Delight. Melbourne, 1949; Priestly J.B. Essay of Five Decades. London, 1969; Waugh E. Prose. Memories. Essays. M., 19




Е. Ю. Ильинова (Волгоград) роль глагольной номинации в формировании смысловой структуры текста

Именно благодаря информации, заложенной в тексте, становится возможной реализация определенной коммуникативной задачи

83.88kb.

11 09 2014
1 стр.


Художественная специфика и структура поэтического текста ксении некрасовой и роль фольклора в формировании образной системы 10. 01. 01 русская литература 10. 01. 09 фольклористика

И структура поэтического текста ксении некрасовой и роль фольклора в формировании образной системы

300.97kb.

10 09 2014
1 стр.


Многогранность понятия «текст» в свете различных научных подходов

Текст – это объединенное смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц. Подходы к оценке текста

1128.25kb.

10 10 2014
7 стр.


Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей на тему Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

40.32kb.

27 09 2014
1 стр.


Роль пуританизма в формировании общественно- религиозного сознания в Англии XVII в. Проникновение кальвинизма в Англию, основные черты кальвинизма

Роль пуританизма в формировании общественно- религиозного сознания в Англии XVII в

169.35kb.

01 10 2014
1 стр.


Портфельный подход при формировании структуры капитала компании: теория и методология
515.51kb.

29 09 2014
3 стр.


Описательные конструкции как системообразующие единицы номинации в структуре текста романа м. А. Булгакова «мастер и маргарита» 10. 02. 01 русский язык
339.34kb.

11 09 2014
1 стр.


Литература по данной тематике и опыт работы классных руководителей Полоцкой национальной гимназии. В качестве практического задания разработан План учебно-воспитательной работы классного руководителя

Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений

299.69kb.

29 09 2014
1 стр.