Перейти на главную страницу
Подтвердим наши слова несколькими высказываниями.
Академик Никита Моисеев: «Я полагаю, что развитие человека как биологического вида, как составляющей биосферы, все более активно с ней взаимодействующей, продолжается. Более того, этот процесс (для которого естественно сохранить название антропогенеза, несмотря на резкое замедление чисто биологической эволюции) вступает в новую и очень опасную фазу. Его интерпретация... дополняет многое сказанное по поводу глобальных проблем, встающих перед человечеством. И представляет еще один ракурс перспективы развития политических событий. Планета и общество вступают в новую стадию развития: человечество превращается в основную геологообразующую силу планеты. Становится очевидным, что нагрузка на окружающую среду не просто превращается в фактор, определяющий ее эволюцию, но и растет столь быстро, что говорить о каком-либо равновесии биосферы и одновременно о сохранении гомеостаза вида homo sapiens, то есть человечества, сегодня уже не приходится. Человек сделался абсолютным монополистом в своей нише, то есть в биосфере. А никакой живой вид в этой ситуации не способен избежать экологического кризиса. И он может иметь только два исхода: либо вид-монополист начнет деградировать, либо, надлежащим образом изменившись (изменив стандарты своего поведения и взаимоотношения с природой), сформирует новую экологическую нишу. Значит, человечество неизбежно будет втягиваться в экологический кризис глобального масштаба. Для того чтобы предотвратить деградацию, предстоит мучительный поиск новой экологической ниши и пути перехода в эпоху ноосферы. Вопрос о возможности реализации условий коэволюции, а значит, и предотвращения деградации человечества как элемента биосферы, по существу, сводится к формированию новой цивилизации». (Никита Моисеев. Расставание с простотой. М., Аграф, 1998, стр.316-ЗП.)
Необходимо было дать эту пространную цитату из книги самого выдающегося ученого нашего времени в области экологии, уточнив, однако, что вид. homo sapiens деградирует прямо на глазах, и если экспонентный процесс деградации не будет остановлен немедленно, то задача формирования новой цивилизации окажется неосуществимой.
Доктор философских наук Владимир Кутырев: «Нужно противиться проникновению не только экономизма, но и технологизации в сферы бытия, которые по своей природе являются спонтанными, живыми и естественными... Как в личных отношениях, так и в социуме. Ее экспансия становится главной угрозой антропологической тождественности человека. Лозунг «рыночной должна быть экономика, а не общество» важно дополнить «технологическим должно быть производство, а не жизнь». Эти подходы не совместимы с продолжением оргии потребительства, которой предается богатая часть человечества, и безумной, поистине, сорвавшейся с цепи производственной эксплуатации среды собственного обитания, с безответственным, в конечном счете самоубийственным манипулированием своим телом и психикой. Нужны соблюдение экологических табу, запретов в отношении природы и охрана наследственных констант человека. Они - новые Заповеди Устойчивости общества и нашего выживания в нем. Их описанию, объяснению, обоснованию посвящена огромная литература... Нам не хватает не знания, а воли к их выполнению. Не хватает не информации, не богатства, а способности к мудрости, которую, по-видимому, придется выстрадать. Выстрадать трудно, тяжело, через катастрофы и потери -на грани». Но так продлимся. Если не хотим сами - силою обстоятельств.» (В.А. Кутырев. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия. - «Вопросы философии», 2001, № 8, стр.65.) (Подчеркнуто мной -В.Ж.)
Живая Этика: «Землетрясения, извержения, бури, туманы, обмеления, нарушения климата, болезни, обнищание, войны, восстания, неверие, предательства - каких еще признаков грозного времени ждет человечество?! Не нужны пророки, самый ничтожный писец может сказать, что не собиралось никогда столько страшных предвестников разложения Земли. Но глухо ухо и затемнены глаза. Не было более разлагающего часа...»
На сегодня экология человека и все с этим связанное включено в систему общей экологии. На экологических кафедрах вузов экология человека рассматривается как специализация. Так, например, есть специализация «экология человека» на кафедре «Биоэкология и ихтиология» при Московской государственной технологической Академии, причем в перечне специализаций она стоит на последнем месте. Такое остаточное положение экологии человека, конечно, обусловлено тем, что это научное направление только начинает развиваться. Границы, структура, функции, содержание предмета «Экология человека» еще не устоявшиеся.
Полтора десятилетия назад понятие «экология человека» охватывало только биологические моменты. Это был, наверное, правомерный на том первоначальном этапе, но очень узкий подход. За последние годы понимание предмета значительно расширилось. Так, автор учебного пособия по экологии человека академик В.П. Алексеев констатирует: «...сейчас не вызывает сомнений, что экология человека охватывает как биологические, так и социальные моменты, а следовательно, не может рассматриваться только как биологическая наука». (В.П. Алексеев. Очерки экологии человека. Москва. Издательство МНЭПУ. 1998, стр. 192.)
В истории экология человека окрашена эсхатологическими, апокалиптическими настроениями.
В биологии сложилась исключительно сложная популяционная и демографическая ситуация, сводящаяся к проблеме: «Быть или не быть человеческому виду?», а на генетическом уровне в результате катастрофически нарастающих мутаций сводящаяся к основной проблеме «Быть или не быть самому человеку?» Свою последнюю книгу-завещание академик Никита Николаевич Моисеев так и назвал - предупреждающе остро: «Быть или не быть ... человечеству?» (М, 1999).
В географии это образование исключительно разветвленной системы заборов, барьеров геополитического, культурного, национального, этнического, языкового, социального и т.д. характера, что порождает все более усиливающиеся кризисы и конфликты.
Масштабы технической и технологической деятельности человека таковы, что привели к принципиально новому взаимоотношению с окружающей средой и ее коренному, необратимо разрушительному изменению.
Самая сложная ситуация возникла в духовной сфере, где отсутствие истинной духовности, наличие различных духовных направлений и различных религиозных конфессий породило духовную неразбериху, непримиримость, экстремизм на духовной основе, фундаментализм, вплоть до глобального терроризма. Невольно напрашивается термин: экология духовности. И рядом: экология культуры. Об этом ниже.
Экология человека тесно связана с экологией города (урбоэкологией). В рамках экологии человека должны изучаться палеоэкология, неоэкология, физическая антропология (процессы приспособления биологических особенностей человека к условиям окружающей среды и процессы антропогенеза), а это области истории, археологии, этнографии.
Существует тесная связь экологии человека с медициной и с медицинской географией (распространение и характер эпидемических и эндемических заболеваний). О популяционной генетике мы уже упомянули: рождение неполноценных людей, уродов, физически мутированных до уровня животного и даже ниже, становится обычным явлением.
А разве экология человека не связана прочно с философией, этикой, эстетикой, с религиоведением, политологией, экономикой?
Но особенно хочется выделить одну область знаний человека, более чем другие, на наш взгляд, определяющую будущность экологии человека. Это - космическая экология, связанная с освоением Космоса; а также - экология Космоса, связанная с воздействием Космоса на земную жизнь человека и с воздействием самого человека на Космос; а также - экология Микрокосмоса, где под Микрокосмосом понимается сам Человек с его многоуровневой энергетической структурой, являющейся образом и подобием Макрокосмоса, Большого Космоса. (Это знание о человеке как о Микрокосмосе, возвещенное философией Древней Греции и восточной философией, возвращается к нам, обогащенное опытом человечества.) Понятие космическая экология уже введено в научный оборот, но в связи с экологией человека оно пока не получило заслуженного признания. Космическая экология на сегодня изучает реакции человеческого организма на космические перегрузки и космические энергии в космических кораблях и на акклиматизацию к ним. Почему это не перенести на планету, имея в виду, что Земля - это тоже космический корабль особого рода?
Если сюда добавить законы, выведенные В.И. Вернадским (о ноосфере и о человеке как о геологической силе, преобразующей планету) и космические законы, даваемые в Учении Живая Этика, несоблюдение которых человеком грозит планете катастрофой, то роль экологии человека ввиду особого места человека в мироздании несравненно шире и глубже, чем других специальных экологий.
Человек как геологическая сила привел к гибели Атлантиду, цивилизацию, предшествующую нашей. Разве не экология человека должна изучать причины гибели Атлантиды и предшествующих Атлантиде цивилизаций: Лемурии, Гипербореи и т.д.? Разве сейчас планета с ее аурой зла, насилия, с ее отрицательной ноосферной оболочкой не находится в состоянии Атлантиды накануне гибели?
Человек является и космической силой. Не угрожает ли Земле судьба Фаэтона, планеты, находившейся некогда между Марсом и Юпитером, превратившейся в космические глыбы астероидов, несущих опасность Земле и другим планетам Солнечной системы, нарушающих космическое равновесие?
В рамках общей экологии учеными обсуждается такой вопрос: является ли экология человека наукой биологической или социальной? Думается, тенденция такова, что экология человека может стать совершенно самостоятельным направлением, самостоятельной дисциплиной. В качестве исторического примера можно привести постепенное выделение политологии из социологии и из ряда социальных и гуманитарных наук в самостоятельную науку, очень бурно развивающуюся в наше политически напряженное время.
Новый уровень развития экологии человека связан с духовными и культурными аспектами человеческого существования и ждет своих исследователей. Контуры проблемы намечены в указанной уже статье доктора философских наук В.А. Кутырева. Приведем еще одну цитату: «В отношении духовности ключевой проблемой становится ее утрата, бездуховный способ существования людей. Не просто на уровне индивида, личности, а как социальное явление, как критическое для судьбы человечества развитие современной цивилизации... В XX веке распад Духа усилился...
Обездушивание мира коррелятивно его обескультуриванию. По содержанию это один и тот же процесс. До XX века в культуру как нечто очевидное включалась наука. Однако развитие науки привело к ее обособлению. Теперь говорят о культуре и науке, культуре и цивилизации как самостоятельных формах жизнедеятельности. Культура - то, что «остается» после выделения из нее науки и техники (цивилизации) . Так же с Духом, духовным отношением к миру. Это то, что осталось от прежнего Целого, что не захвачено рациональностью и технологией. Поскольку понятия культуры и духовности обусловливают друг друга, утрата духовности есть утрата культуры, ее превращение в цивилизацию. И наоборот, утрата культуры есть утрата духовности, ее превращение в расчет и информацию. Разница между ними в том, что культура представляет собой некое институциональное состояние духа, а дух - это непосредственное содержание, сердце и кровь культуры. При философском рассмотрении проблем целесообразнее иметь дело с живым началом» (В.А. Кутырев. Указ. соч., стр. 56-57).
Целесообразнее иметь дело с живым началом и при экологическом рассмотрении
проблем, добавим мы. Именно такой подход характерен для Учения Живой Этики.
Процесс развития экологии духа и экологии культуры ускорен переходом планеты в другую область Зодиака, в созвездие Водолея, что повлечет за собой поступление на Землю более высоких, более тонких, более духовных энергий, способных или погубить человека и человечество (при непринятии этих энергий) или перевести на более высокий уровень (при осознанном отношении к этим энергиям): духовный, социальный, культурный, биологический, сущностный.
Николаем Константиновичем Рерихом в 30-е годы XX века был предложен международный Пакт «В защиту Культуры», который был принят сначала Лигой Наций, а после окончания второй мировой войны - ООН. На основе этого Пакта развивается международное движение в защиту Культуры, осуществляемое через Международную Лигу. Актуальность Учения Живой Этики заключается в том, что оно ориентировано на расширение сознания, на овладение культурой, в том числе и культурой Духа, на формирование гармоничной личности и гармоничного общества, естественно вписанных в Космос, в космические законы. А это и является целью экологии человека - достижение внутренней гармонии человека и гармонии человеческой личности с внешней средой, с окружающим Миром, включая Мироздание, Космос.
По мере роста угрозы выживанию на первое место будут выступать экология мысли, экология мышления, императив ответственности. Именно императив ответственности может сдвинуть направленность всей человеческой деятельности в сторону экологии человека при примате Духа. Фундамент осознания ответственности за судьбы человека и человечества заложен во всем опыте - историческом и экологическом - нашей прекрасной планеты. В наше время императив ответственности наиболее сильно выражен в книгах и выступлениях лауреата Нобелевской премии мира Далай-Ламы XIV. Концентрированно это звучит в его последней книге «Этика нового тысячелетия». Приведем одно из его высказываний: «... несмотря на то, что многие индивиды и даже целые народы все еще подвергаются преследованиям и страданиям из-за идеологических, религиозных, экономических и иных соображений, я считаю, что для у гнетенных появилась надежда. И хотя непросто будет установить в мире подлинный мир и гармонию, очевидно, что это возможно. Для этого есть потенциал. И основой для этого послужит чувство всеобщей ответственности.» (Далай-ЛамаХ1У. Всеобщая ответственность. - Журнал «Наука и религия», 2001, N'9, стр.37.)
Предмет «Экология человека» только начинает вхождение в жизнь, существует в некоторых вузах как приложение к специализации. В кохтла-ярвеском политехникуме, дающем прикладное высшее образование, для студентов специальности «Охрана окружающей среды» на втором курсе читается спецкурс «Экология человека». Читается этот спецкурс в специально оборудованном кабинете, название которого прочно утвердилось в политехникуме, городе, регионе как «Храм Культуры». («Радуга» № 2, 2001, стр.121-134.) Студенты сами проявили инициативу включения в учебную программу этого спецкурса, приняли этот курс заинтересованно. Очень живо, творчески прошел семинар на тему: «Экология человека: культура и духовность (человек в прошлом, настоящем и будущем)». Тема семинара выбиралась совместно студентами и преподавателем. На семинаре прозвучало много новых, оригинальных мыслей и идей. Курс «Экология человека» есть в программе Силламяэского института экономики и управления. Этот курс увлеченно читает кандидат биологических наук Виктор Дуканич.
С чего следует начинать, на наш взгляд, учебный курс «Экология человека»? С основы основ, с определения сущности человека. Человек - это: тело, душа и дух. Рассмотрение человека только с точки зрения телесной, биологической, физиологической, что характерно для современных исследований в области экологии человека, не только узко, но и принципиально неверно. Из таких узко специальных позиций исходит В.П. Алексеев, автор учебного пособия «Очерки экологии человека». В.П. Алексеев - антрополог, поэтому оправдано и рассмотрение проблем экологии человека «узко, с упором преимущественно на биологическую сторону дела» (В.П. Алексеев. Указан. соч., стр.192). Автор понимает узость такого подхода и оговаривается: «За последние годы понимание предмета экологии человека расширилось неизмеримо, в нее включаются многие темы, отношение к ней которых, с моей точки зрения, в высшей степени спорно...» Хоть и осторожная, но существенная оговорка. Дальше автор не идет. А как же культурные и духовные потребности человека, их осуществление или, наоборот, невозможность осуществления, их приоритетное влияние на экологию вообще и на экологию человека?
Троичность человеческой сущности нет необходимости доказывать, по этой теме существует огромная литература, в том числе и научная, открывающая понимание человека как Микрокосмоса, то есть сотворенность человека по образу и подобию Макрокосмоса, по единому с Космосом принципу, по единым законам. Современная наука не сомневается, что Космос вмещает разнокачественные планы Бытия, в том числе и иноматериальные, высшие и низшие; и это в равной степени имеет отношение к внутренним планам Бытия человека (эфирному, астральному, ментальному, духовному и т.д.), имея в виду, что душевные планы Бытия - тонкоматериальные, а духовные - сверхтонкоматериальные (материя - это кристализовавшийся дух, а дух - сверхтонкая сублимированная материя). Космос и человек как Микрокосмос есть цельность, единство всех планов бытия в их энергетическом взаимодействии. Человек есть аккумулятор и трансмутатор космических энергий, а эволюция (человека, планеты, Космоса, а значит и смысл Бытия) сводится к переработке грубой, плотной материи в тонкую и тончайшую, то есть к одухотворению, к совершенствованию человека и космоса. Этот процесс одухотворения идет под воздействием Высших сознательных сил и энергий Космоса и самого человека. Дух в данном случае - первичен, определяющ, и смысл человеческой жизни таким образом состоит в совершенствовании своих физических и духовных проводников, в постоянном одухотворении себя и окружающего мира, в формировании духовных органов, чтобы стать реальным образом и подобием Божиим, по заповеди Иисуса Христа: «Будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный». Этого невозможно достичь за одну короткую жизнь, а достигается через закономерность циклов рождений и смертей, через накапливание опыта, расширение сознания, формирование все более совершенных гармоничных тонких тел, то есть через непрекращающуюся со смертью вечную работу души и духа. И, конечно, тела (все время нового) как проводника энергий, формирующих душу и дух. Царство Божие внутри нас есть. Расширяя сознание, закрепляя завоевания тела, души и духа, человек постепенно подходит к состоянию непрерывающегося со смертью и новым рождением сознания, подходит к бессмертию, к состоянию жизни вечной, слитой с вечной жизнью Космоса, которая есть Истина, Любовь, Красота.
Рассмотрение экологии человека только с точки зрения физиологии по сути дела бессмысленно, ибо тем самым определяются и ценности жизни, сводящиеся к чисто материальным потребностям, временным, а не вечным (богатству, власти, престижности и т.д.), лишающие человека высших целей и высших смыслов. Это порождает борьбу за иллюзорные ценности и вместе с этим экологические проблемы, кризисы, катастрофы, деградацию человеческой личности. Если жизнь не определяется духовными ценностями, которые и являются истинными двигателями эволюции, совершенствования, то дух, душа и тело обречены на деградацию. Болезни духа и души порождают болезни телесные, а не наоборот. Планета сейчас тяжело больна, потому что тяжело болен сам человек, живущий противоестественной, бездуховной жизнью, оторванной от природы и Космоса, от их неотменяемых законов. Новые массовые болезни являются следствием углубления духовного, культурного нездоровья, углубления общего кризиса всех сфер жизни человека, что ведет к глобальному экологическому кризису, и прежде всего к кризису самой сущности человека, что ставит под сомнение возможность выживания и самого человека, и человечества.
Человек сам породил угрозы своему существованию, разрушающие тело, разъедающие душу и закрывающие проявления духа.
Обозначим наиболее опасные тенденции:
Свобода, понимаемая подавляющим большинством людей как вседозволенность. Невольно вспоминаются гениальные строки Сергея Есенина: «Хлестнула дерзко за предел нас отравившая свобода», написанные по поводу свершившейся в России в феврале 1917 года Февральской буржуазной революции.
Деградация культуры. Сведения высокой культуры к культуре массовой, к ее низшему уровню, возвращение к лозунгу Древней Римской империи периода упадка: «Хлеба и зрелищ!» Почему не прислушаться к голосу Высшего Разума, воплощенному в Живой Этике: «Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира (Знамя Культуры - В.Ж.) вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира дает понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре...» Забвение высокой роли искусства. О высокой непреходящей роли искусства кратко, ёмко, глубоко сказано в той же Живой Этике: «В красоте - залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным. Мы разграничиваем знание и науку, ибо знание есть искусство, наука есть методика». Современное же искусство постмодерна сведено к развлекательности, к шоу, к бизнесу.
Особую опасность представляют дискотеки и современная разрушительная музыка. Платон в своем главном произведении «Государство» писал о том, что благополучие государства зависит от состояния музыки. Так же понимали роль музыки в Древней Индии, в Древнем Китае, в других государствах Древнего Мира. А что сейчас? Вот какие данные приводит Л.В.Янковская, автор курса «Экология и музыка» (Госпедуниверситет, город Иркутск): «Многочисленные исследования доказывают, что духовное отравление мира не менее опасно, чем радиационное или химическое. Так, трехчасовая дискотека по своему отрицательному наркотическому воздействию эквивалентна принятию одной бутылки водки и требует двух(!) недель для восстановления физического и умственного потенциала» (Межрегиональная общественная газета в защиту культуры «Левша». Город Нижний Новгород, 2000, N 1). Притом что на дискотеках, как правило, обильно употребляются алкоголь и наркотики. И еще одно свидетельство:
«Музыка по своему воздействию на человека также относится к так называемому психотропному оружию». («Наука и религия», 2001, №9, стр.48)
Сексуальный беспредел, разрушение института брака, института семьи. Губительная система образования, построенная на авторитарной педагогике, педагогике насилия, сориентированная на рыночные отношения, закрывающие доступ ко всеобщему полноценному образованию. Об этом очень аргументирование рассказано в статье доктора биологических наук Марьяны Безруких и доктора медицинских наук Владислава Кучмы: «Минздрав предупреждает; школа опасна для здоровья» (Журнал «Экология и жизнь», 2000, N3, стр.69). Суть этого предупреждения в умах и сердцах всех, имеющих отношение к образованию и воспитанию, должна сводиться к тому, что если мировая система образования не будет перестроена, сориентирована на экологию человека, то говорить об экологии человека и о способности человека и человечества к выживанию, к дальнейшей эволюции и совершенствованию просто бессмысленно. Губительная, недоступная для большинства людей система здравоохранения, построенная на лечении следствий, а не на устранении причин, порождающих болезни.
Небывало резкое деление всех стран земного шара и жителей земли на богатых (ничтожное меньшинство) и бедных (подавляющее большинство), и как следствие - голод, воровство, жульничество, бомжевание. Сюда же надо отнести и угрожающую проблему мирового голода. Личный, общественный, групповой, партийный, государственный эгоизм, проявляющийся ежедневно, на каждом шагу. Забвение этических норм. Угрозы со стороны научно-технического прогресса, отравление всех сфер обитания человека, безнравственность, аморальность современной науки, использование научных достижений прежде всего для совершенствования оружия массового уничтожения.
Политика ради политики, не ради человека, но ориентирующаяся до сих пор на давно устаревший макиавеллистский принцип: в политике все средства хороши. Живая Этика утверждает: «Менее всего имеет значение современная политика, ибо это понятие лишено научности и красоты». Войны с применением чудовищного оружия массового поражения.
Все остальные угрозы являются следствием вышеперечисленных. Наркомания. Алкоголизм. Табакокурение. «Эмоциональная чума», как определяют медики современное состояние эмоциональной сферы людей. Синдром усталости. Аборты и эвтаназия. Клонирование. Зомбирование. Отдельно надо выделить угрозы, на которые указывают ведущие ученые нашего времени. Именно: Н.Н. Моисеев: «У каждой популяции существует некоторый порог допустимого размывания генофонда (процент неполноценных особей), за которым уже никакой отбор не сможет восстановить его качество и предотвратить деградацию популяции. Человек, надо думать, не является исключением. Можно спорить о конкретных числовых оценках, - но через несколько поколений (может быть, уже к началу XXI века) человечество, если экстраполировать современные тенденции изменений условий его существования, вероятно, подойдет к этому опасному порогу. И обратного хода эволюционному процессу тогда уже не будет! Во всяком случае, без кардинального изменения условий жизни человека генетическая дегенерация вида homo sapiens неизбежна». (Никита Моисеев, указ. соч., стр.283-284). С.Б. Крымский (доктор философских наук): «Не менее угрожающими для будущего являются: перспектива экологической катастрофы, нарушение генофонда человечества (в частности, генный дрейф дефективных наследственных признаков), распространение «роковых» заболеваний (типа СПИДа, рака, психических заболеваний), рост преступности и наркомании. Все более тревожным становится распространение этнических конфликтов... Терроризм, фундаментализм, национализм, расизм, иррационализм, эротизм и пр. приобретают демоническую окраску» (С.Б. Крымский. Метаисторические ракурсы философии истории. «Вопросы философии», 2001, № 6, стр.39-40). Н.С. Юлина (доктор философских наук, автор книги «Философия для детей»): «... поднятая экологами тематика, содержание которой расширяется, подкидывает нам такие «странности», как клонирование человека, деперсонализация личности персональными компьютерами». (Н.С. Юлина. Главная дисциплина в системе экологического образования - философия. «Экология и жизнь», 2001, N' 3, стр.29.) (Подчеркнуто мной - В Ж.)
Александр Блок:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий
Бескровных душ и слабых тел!
С тобой пришли чуме на смену
Нейрастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов,
И дарований половинных
(Так справедливей - пополам!),
Век не салонов, а гостиных,
Не Рекамье, - а просто дам...
Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела...
А человек? - Он жил безвольно:
Не он - машины, города,
«Жизнь» так бескровно и безбольно
Пытала дух, как никогда...
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Мировой педагогикой накоплен богатейший опыт, на основе которого возможно
построение целостной образовательной системы, ведущей ребенка от
садикового возраста
до студенческой скамьи по ступенькам единой лестницы восхождения к вершинам знаний и к вершинам духа. Это требование времени, в экологии человека - это программа N 1. И есть ответы на эти требования. Бесспорно лучшая педагогическая школа сложилась в России. Современная Россия не утрачивает эти позиции. Именно в России задумана и успешно осуществляется Издательским Домом Шалвы Александровича Амонашвили «Антология гуманной педагогики», первое в истории академическое издание великих книг об искусстве воспитания и образования всех времен и народов. На богатстве мирового педагогического опыта построены школы академиков Шалвы Амонашвили и Михаила Щетинина, Это новый уровень, соответствующий требованиям времени. Педагогика в этих передовых школах построена на отношении к ребенку как явлению не только нашей земной жизни, но как к высшему творению Природы и Космоса, которые наделяют его качествами духовной, интеллектуальной, нравственной и физической силы и безграничности для выполнения земной и космической Миссии. Такой подход является лучшей защитой ребенка от всех разрушительных воздействий, среди нелегких испытаний, соблазнов и искушений сегодняшней апокалиптической жизни.
Ценный педагогический опыт, основанный на книгах Живой Этики, накоплен в молодом рериховском движении, «ибо Живая Этика, представляя богатейшую палитру нового космического мышления, его этических открытий, его научной концепции взаимодействия человека и мироздания, по своей сути является глубоко педагогической» (Л.В. Шапошникова, вице-президент Международного центра Рерихов).
Замена традиционной авторитарной системы образования и воспитания, построенной на принуждении и слепом подчинении, на систему гуманно-личностной педагогики, основанной на творческом сотрудничестве, партнерстве учителя и ученика, вызвала к жизни программу «Философия для детей», рассчитанную на учащихся с 1 по 12 класс. Эта программа была подготовлена в Институте по развитию философии для детей (США), опробирована в разных странах и ныне стала международной, получила высокие оценки авторитетных международных организаций (ЮНЕСКО, Комиссии по образованию Европарламента, Министерства образования США и других). В России эта программа внедряется в жизнь Институтом философии РАН, ведущим специалистом в этой области является доктор философских наук Н.С. Юлина. Предмет «Философия» наряду с предметом «Экология человека» должен стать одним из основных в образовательном процессе непрерывной направленности, начиная с детского возраста и кончая старческой мудростью. Симптоматично в этом плане проведение «круглого стола» журналами «Вопросы философии» и «Экология и жизнь» по теме «Экология и образование».
Материалы «круглого стола» опубликованы в журнале «Вопросы философии» (2001, № 10). В двух выступлениях на «круглом столе» были затронуты и вопросы, связанные с экологией человека. Н.Л. Галеева, кандидат биологических наук, учитель биологии школы-лаборатории № 196 г. Москвы, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ внесла такое предложение:
«... можно определить главный путь экологизации образовательного процесса в школе как единую систему просвещения всех специалистов, работающих в сфере школьного образования:
курсы «Системная экология человека» в педвузах на всех кафедрах;
курсы и модули того же содержания для всех групп слушателей ФПК, как для учителей, так и для управленцев;
курсы для чиновников-управленцев (может быть, в первую очередь!)».
Теме «Экология человека в системе образования» было посвящено большое, глубоко аргументированное выступление Л.П. Буевой, доктора философских наук, академика РАО, сотрудника Института философии РАН. Л.П. Буева отметила: «Из всех проблем экологии менее всего в современном образовании представлен ее «человеческий контекст», назовем его «экологией человека». И еще: «Проблема экологии человека в целом, равно как и экологический контекст и подход к культуре, и духовно-информационному пространству, чрезвычайно сложны и мало подвержены обсуждению научной, образовательной и культурной общественностью». В связи с экологией человека Л.П. Буева очень обоснованно вводит такие понятия, как «экология духа», «экология культуры», «экология детства». В конце ее выступления прозвучало такое предупреждение: «Старая парадигма безграничности человеческих возможностей воздействия на природу, а тем более подчинения-господства, несомненно изжила себя. Новая - коэволюционная, в которой чрезвычайно важно знать МЕРУ и ГРАНИЦЫ человеческого воздействия, которая предполагает более глубокую прогностику, просчет противоречивых результатов человеческой деятельности и создание «защитных» систем против негативных результатов, -причем не только «вне», но и «внутри» самого человека, в его культурноличностном основании, еще не сложилась. От того, успеет ли человек создать эти «защитные» системы, учесть тот фактор, что он сам. стал опасен для себя. ... зависит выживание человека и сохранение жизни на Земле» (Подчеркнуто мной-В.Ж.)
Современные школы-казармы по своей архитектуре должны превратиться в школы-Храмы с кабинетами-Храмами, отвечающими требованиям гармонии, красоты, духовности.
Наша эпоха - это время приближения к Земле новых, более тонких энергий и насыщение всего живого на планете этими энергиями. Это прежде всего энергия Агни - космического огня, провозвестие о котором дано еще в древних священных книгах Индии и в Новом Завете: «Я (Иоанн Креститель - В.Ж.) крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и Огнем...» (Еванг. От Матфея, гл.3-11).
Приближение этих энергий началось в XX веке. Новые современные проблемы науки связаны именно с этими новыми тонкими энергиями и их изучением. Новое счастливое будущее человека и человечества будет строиться на основе сознательного усвоения этих энергий через расширение сознания и совершенствование организма среди совершенно новых условий эпохи Водолея, эпохи Огня. Живая Этика говорит:
«Поймите великое значение психической (духовной) энергии, которая выражает себя через человеческую мысль и сознание, являющиеся величайшими творящими факторами» Отсюда должно исходить осознание ответственности человека (личной, планетарной и космической) за все свои мысли, чувства, действия, конкретные поступки, за каждый свой шаг. Отсюда должно исходить и понимание происходящих в современном мире кризисных, катастрофических явлений и осознание того величайшего факта, что на следующую, более высокую ступень эволюции способно будет перейти только то человечество, которое себя к этому подготовит. «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Еванг. От Матфея, гл. 3-12).
Адаптация к новым условиям и новым энергиям есть главное в экологии человека. Экология человека подразумевает формирование новой научной парадигмы, нового мировоззрения, которое современной философией и наукой формулируется как информационно-энергетическое и ноосферное. (См. Л. Шапошникова, Н. Моисеев, В. Казначеев, Г. Шипов, Е. Акимов, Л. Лесков и другие).
Экология человека должна сформулировать свой жесткий категорический императив как гарантию выживания. Попытка формулирования категорического императива в общей экологии дана академиком Н.Н. Моисеевым, причем он подчеркивает, что это «одна из самых сложных проблем фундаментальной науки и одна из самых важных задач науки прикладной» {Никита Моисеев, указ. соч. стр.289). Моисеев указывает на диалектический характер экологического императива, изменяющегося в связи с изменяющимися условиями. В общем виде он описывается Моисеевым следующим образом: «Может быть, главная особенность современного исторического этапа состоит в том, что для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать не только локальную, но и собственную глобальную (общепланетарную) деятельность с потребностями Природы в установлении жестких рамок собственного развития, своей деятельности, их согласования с развитием остальной биосферы. Эти требования столь суровы, что их правомерно называть экологическим императивом. Таким термином впредь условимся определять совокупность тех ограничений, накладываемых на активность деятельности людей, нарушение которых уже в ближайшие десятилетия может обернуться для человечества самыми катастрофическими последствиями» (стр.289).
Проблемы, стоящие перед экологией человека, огромны. Некоторый, далеко не полный перечень этих проблем дает В.П. Алексеев:
«а) экологические аспекты антропосоциогенеза; б) экологические проблемы расогенеза; в) хронология формирования и динамика развития адаптивных типов; г) экология демографических процессов и болезней в истории человечества; д) экологическая дифференциация человечества в эпоху потребляющего хозяйства; е) экология перехода к производящему хозяйству; ж) экологическая дифференциация при производящем хозяйстве; з) экологические кризисы в эпохи первобытности и средневековья; и) урбоэкология и экология технологически развитых и индустриальных обществ; к) экологические аспекты и последствия деятельности человека в эпоху научно-технической революции и современные экологические кризисы; л) экология экстремальных перегрузок в космосе; м) экологическая оптимизация; н) экология общества и культуры и ее общественно-психологические аспекты; о) экологическая оптимизация общества; п) экология личности; р) экология человека как одна из наук, способствующих созданию гармоничного общества и формированию гармоничной личности». (В. П. Длексеев, указ. соч., стр.216-217.)
К некоторым из перечисленных проблем следует дать краткие пояснения. Экологические аспекты антропосоциогенеза должны включать малые и большие, планетарные, солнечные и космические ритмы - циклы, рассматриваемые как в восточной, так и в западной философии (особенно в восточной), и в современной науке. Эти ритмы, циклы накладывают глубокий отпечаток на ход антропосоциогенеза.
Экологические аспекты расогенеза должны быть дополнены экологическими аспектами этногенеза. Теория этносов и этногенеза наиболее перспективно изучена и представлена трудами выдающегося ученого Льва Николаевича Гумилева. Наиболее глубокая и полная картина расогенеза дана в трудах Елены Петровны Блаватской и в книгах Живой Этики.
Хронология формирования и динамика развития адаптивных типов должна учитывать ритмичное закономерное изменение космических условий на земле, связанных с изменением космических энергий и их характеристиками, как в прошлом, так в настоящем и в будущем.
Все перечисленные проблемы взаимосвязаны, взаимообусловлены, и каждая проблема требует отдельного изучения.
Хочется выделить еще несколько актуальных проблем, связанных с экологией человека, и таким образом дополнить перечень, данный В.П. Алексеевым:
Экология духовности.
Экология культуры.
Социальная экология.
Экология детства.
Экология жилища.
Экология одежды.
Экология питания.
Экология мысли.
Экология сердца.
Экология сознания.
В заключение хочется остановиться на самых главных, на наш взгляд, проблемах, касающихся экологии человека: экологии мысли и экологии сердца. Человеческая мысль является разновидностью психической (духовной) энергии. Излучение человеческой мысли оказывает сильнейшее воздействие на окружающую среду и на космическое пространство. Эта мощная энергия может быть разрушительной или созидательной. Она может засорять пространство. Она может наполнять пространство красотой. В бодрствующем состоянии мы постоянно порождаем мысли. Этот процесс может быть глубоко осознаваемым, наполненным ответственностью за последствия порожденных нами мыслей. Люди духовно развитые посылают четкие, яркие, светлые, прекрасные мысли в окружающее пространство. Эти мысли очищают пространство и идут на светлые космические и планетарные построения, а также на построения локальные. Но страшны все туманные, слабые, неясные и особенно грязные и злые мысли. Эти мысли по закону притяжения подобного подобным объединяются с мыслями других людей. Образуются в Тонком Мире огромные сгустки отрицательных по содержанию мыслей с избытком отрицательной хаотической энергии, лишенной созидательного начала. Эта энергия ищет выход и проявляется во всевозможных стихийных бедствиях, катаклизмах, катастрофах: землетрясениях, ураганах, ливнях и т.д. По ужасающему количеству и силе катастроф, катаклизмов, бедствий в современном мире мы можем наглядно судить о качестве мышления современного человека. Поистине мы являемся фабрикой добра и зла (сейчас -больше зла!).
«Правильно не забыть, что даже каждая проходящая тень человеческая оставляет неизгладимый след. Что же тогда сказать о мыслях и словах! Поражающа легкомысленность человечества, когда люди на каждом шагу оставляют самые страшные наслоения. Они полагают, что слова могут уничтожить след прошедших мыслей. Но кто же создает непроходимые лабиринты, являющие гибель сужденных явлений! Усматривая среди сферы огненной остатки неосторожно брошенных в пространство мыслей, можно припомнить старую загадку: «Что не может сгореть?» - «Мысль», ту мысль, прочную среди слоев пространства, рождает человечество. Нужно знать, как сложно звучит пространство, пронизанное мыслями, так часто ничтожными и скверными! Но когда скажете о химической реакции мысли, ведь вас сочтут за нездоровых умом! Устрашение, угроза, совет не помогут, пока путник Тонкого Мира не ударится о собственную мысленную преграду. Как было написано на старинной стеле: «Путник, не преграждай путь себе!»
В Живой Этике экологии сердца посвящена отдельная книга, которая называется «Сердце». Талантливым интерпретатором Учения Живой Этики является А. Клизовский. В его 3-х томном труде «Основы миропонимания Новой Эпохи» есть глава, которая называется; «Значение сердца в наступающую эпоху». Приведем несколько положений из этой главы.
«Отличительным признаком, который положит резкую грань между изжитой эпохой и наступающей, будет приобретение человеческим сердцем первенствующего значения во всех проявлениях жизни и в эволюции человечества наступающей эпохи. Историк, который будет писать историю переживаемого нами переходного времени, должен будет отметить, что к новой эпохе приобщились лишь люди, достигшие большего или меньшего развития своего сердца».
«... культурное состояние человечества находится в прямой зависимости от
культуры сердца. Действительно, можно ли представить себе культурного
человека, который не обладал бы лучшими свойствами сердечности -
терпимостью, доброжелательством, мягкосердечием, чуткостью,
уравновешенностью, утонченностью, состраданием, общечеловечностью, а все
отрицательные человеческие качество-утверждение своего «я», злобность,
нетерпимость, жестокосердие, грубость и другие есть показатель
некультурного состояния человеческого сердца. Культура вне сердца
немыслима. Как бы человек ни превозносился своей ученостью, но если в нем
нет сердечности, он далек от культурности»
«Спасение от всех бед и всех зол в человеческом сердце. Нужно вспомнить о своем забытом и пренебрегаемом сердце, не полагаться на свой обманчивый ум, но обратиться к мудрости верного сердца. Нужно обратить всё усилие на оздоровление сердца, все внимание на образование и воспитание сердца, ибо без этого нет дальнейшего пути. Как ранее прилагались заботы о развитии ума, так теперь должны быть приложены усилия на образование и воспитание сердца. Нужно создать культ сердца, как ранее был создан культ ума. Нужно изменить свой взгляд на сердце как на физиологический орган, ибо воистину оно центр всего сущего». (А. Клизовский. Основы миропонимания Новой Эпохи». Рига, «Виеда», 1990-1991.)
Сегодня крайне актуальным стало создание службы экологии человека. Такие службы есть у общей экологии, они связаны в основном с защитой, охраной окружающей среды. Подобная служба должна быть и в пространстве экологии человека, его защиты, охраны, сохранения как телесно-душевно-духовной сущности в условиях глобальной катастрофичности, порожденной самим человеком. Такие службы должны иметь общепланетарный, государственный и местный уровни, носить конкретный характер и обладать соответствующими средствами и инструментарием для решения своих задач.
Амонашвили Шалва. Амон-Ра. М., «Беловодье», 2001. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Безруких м.М., Кучма В.Р. Минздрав предупреждает: «Школа опасна для здоровья». - «Экология и жизнь», 2000, № 3. Воронов А.Г. О проблемах экологии человека. Географические аспекты экологии человека. М. 1975.
Гумилев Лев. Конец и вновь начало. М., Рольф, 2001. Далай-Лама XIV. Всеобщая ответственность. - «Наука и религия». 2001, № 9.
Жилкин Владимир. Храм Культуры. - «Радуга», 2001, №2. Защитим культуру. (Материалы международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха.) - М., МЦР, 1996. Косариков А.Н. Экология: что делать? - «Экология и жизнь», 2000, № 4. Крымский С.Б. Метаисторические ракурсы философии истории. «Вопросы философии», 2001, №6.
Кулик А.В. Экология - это понятно, но что такое жизнь? - «Экология и жизнь», 2000, № 4.
КлизовскийА. Основы миропонимания Новой эпохи. Рига, «Виеда», 1990-1991.
Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после». - «Вопросы философии», 2001, № 8.
Марфенин Н.Н. Гуманизм и экология. - «Экология и жизнь», 2000, № 5.
Моисеев Н. Человек и ноосфера. М., «Молодая Гвардия», 1990.
Моисеев Никита. Расставание с простотой. М»Аграф,1998.
Моисеев Н.Н. Быть или не быть ... человечеству. М.,1999. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: к решению парадокса времени. М., Прогресс, 1999.
Пригожин И., Стенгерс И. Новый диалог человека с природой. «Экология и жизнь», 2000, №5.
Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М., МЦР, 2000 г.
Учение Живой Этики. 15 томов. М., МЦР, 1994-1996.
Человек в беспредельности. Самара. 1998. Самсонов А.Л. Экспозиция ответственности человечества. - «Экология и жизнь», 2001, № 2.
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
14 12 2014
1 стр.
Но поскольку экология это наука о взаимоотношении видов со средой, а в данном случае нас больше других интересует один конкретный вид сам человек то оставим эту проблему без решени
10 10 2014
1 стр.
Экология- адамның тіршілік ортасы мен оның қарым- қатынастары, табиғат және қоғам туралы ғылым
17 12 2014
3 стр.
Беспощаден человек сам к себе. Ропщет на свою судьбу, но забывает, что сам суровым наказанием себя карает. Мысль о карме Нам трудно привить, но еще труднее сознание человека
18 12 2014
1 стр.
В наше время ионизация воздуха играет важную роль в жизни человека. Плохая экология, загазованность, неприятные запахи – отрицательно влияют на здоровье человека. Ионизированный во
15 10 2014
1 стр.
Что повлекло за собой изменение сроков мероприятия
15 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
15 12 2014
6 стр.