Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра экологии
УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической комиссии

Института естественных наук

«___» ________2012г.

Протокол № ____
Председатель УМК

Л.А. Тулаева________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Экология человека»


Блок дисциплин М2.ДВ1

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Квалификация – магистр

Институт естественных наук

Форма обучения – очная

Семестр С

Всего учебных занятий – 33,5

В том числе:

Аудиторных 20 часов, из них:

Лабораторных работ – 20 часов;

Контрольных работ – 3 часа;

КСР – 8 часов;

Итоговый контроль – зачет.
Сыктывкар 2012

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра экологии

Учебно-методический комплекс

Дисциплина ««Экология человека»


Блок дисциплин М2.ДВ1

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Квалификация – магистр

Институт естественных наук

Форма обучения – очная

Сыктывкар 2012



Лист согласования и утверждения рабочей программы и УМК дисциплины

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО (СПО) и учебного плана направления Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»




Составитель УМК

К.б.н. _____________ О.А.Шосталь
Сведения о рецензентах:

доцент кафедры экологии,

к.б.н. ________________________ С.Н.Плюснин
Научный сотрудник

Института биологии, к.б.н._________________________ О.Г.Шевченко


Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экологии

Протокол заседания №___ от «____»_________2012 г.

Заведующий кафедрой экологии

Доктор биологических наук _________________ Москалев А.А.
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Дисциплины «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Блок дисциплин (М2.ДВ1)

Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

Институт естественных наук

Форма обучения – очная




Число

студентов



Список литературы

Кол-во

экз.


Количество

экземпляров

на 1 студента


С грифом

Основная литература

10

Прохоров Б.Б. Экология человека: учеб. для студ. высш. учебн. зав., 2-е изд. М.: Академия, 2005. — 320 с.







+

10

Экология человека: учебное пособие М.: изд-во МНЭПУ, 2001. — 440 с.







+

10

Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека: Избранные лекции. М.: Экоцентр, КРУК, 1994. — 256 с.







+

Дополнительная литература

10

Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология = Ecology: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1999. — 456 с.







+

10

Федорова А.И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учеб. пособие. М.: Владос, 2001. — 287 с.







+

10

Алексеев В.П. Очерки экологии человека: Учеб. пособие. М.: МНЭЛУ, 1998. — 232 с.







+

Составитель:

Старший преподаватель ____________ О.А.Шосталь

Зав. кафедрой экологии ____________________ А.А. Москалëв

Дата составления карты «___»____________2012 г.

СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ ___________ Н.С. Королева

«___»________2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экология человека – это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодействия человека и человеческих общностей с окружающей социальной и природной средой. Оно изучает социальные и природные закономерности взаимодействия человека и человечества в целом с окружающей средой, проблемы развития народонаселения, сохранения его здоровья и работоспособности, устанавливает причинно-следственные связи между качеством среды и состоянием здоровья, разрабатывает методы диагностики и профилактики неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на человека.

Цель данной дисциплины дать студентам представление о закономерностях влияния комплекса природных и социально-экономических факторов окружающей среды на здоровье населения, на возникновение и распространение болезней человека, а также ознакомить их с методами изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения и основами планирования медико-экологических мероприятий.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:



  • изучение влияния экологических факторов на здоровье людей;

  • анализ состояния здоровья человека и состояния окружающей его среды;

  • изучение факторов экологического риска и возможностей экологической адаптации;

  • изучение причинно-следственных связей возникновения и распространения экологически обусловленных болезней с природными, социально-экономическими, политическими, этническими, культурными и духовными их предпосылками.

Студент должен знать закономерности взаимодействия человека и окружающей среды, основные факторы риска среды обитания человека, их роль в формировании заболеваемости, особенности клинических проявлений экологически обусловленных заболеваний и патологических состояний, механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды; особенности влияния загрязнений различной природы на организм человека; современные приемы и методы диагностики экологически обусловленных заболеваний, принципы диагностики и методы проведения медико-экологической реабилитации в группах риска, особенности изучения состояния питания населения, проживающего в условиях повышенного экологического риска, современные направления коррекции питания человека в условиях пролонгированной чужеродной нагрузки, основные подходы к снижению алиментарной чужеродной нагрузки и её роли в формировании заболеваемости населения, причинно-следственные связей возникновения и распространения экологически обусловленных болезней с природными, социально-экономическими, политическими, этническими, культурными и духовными их предпосылками, роль и взаимодействие различных дисциплин, служб, ведомств, общественных организаций в решении медико-экологических проблем; роль международного сотрудничества в решении проблем охраны окружающей среды, экологии и здоровья человека.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь: определять факторы экологического риска, связать выявленные заболевания и патологические состояния с действием тех или иных факторов окружающей среды, распознать их экологическую обусловленность, выделять группы риска на популяционном и групповом уровнях, давать оценку и корректировать состояние питания на групповом и индивидуальных уровнях в условиях экологического неблагополучия.

Формы текущего контроля: текущий контроль знаний студентов осуществляется в виде отчетов по результатам лабораторных работ. Итоговый контроль проводится в виде зачета.

Основные формы изучения дисциплины – лабораторные работы.



Структура и содержание дисциплины

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов, тем


Количество часов по учебному плану

Максимальная

нагрузка


студентов

(часов)


Аудиторная нагрузка

Контрольн. работа


Самостоятел.

работа


Всего

В том числе

Лекции

Практич.

работа


Лаборатор.

работа








1

Раздел 1. Влияние факторов окружающей среды на здоровье населения.























2

Тема. 1. Физические факторы окружающей среды и здоровье человека.


6

5







5




1

2

Тема. 2. Химические факторы окружающей среды и здоровье человека.


8

5







5

1

2

3

Тема 3. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем.

4

2







2

1

1




Раздел 2. Экологические проблемы питания.






















4

Тема 4. Экология и питание человека.

13

8







8

1

4




Итого

31

20







20

3

8



Содержание дисциплины

Раздел 1. Влияние факторов окружающей среды на здоровье населения

Тема 1. Физические факторы окружающей среды и здоровье человека

Экологические заболевания. Экологическая эпидемиология как наука, изучающая количественные зависимости между неблагоприятными факторами окружающей природной среды и состоянием здоровья населения. Методология оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Биомониторинг.



Студент должен знать: основные экологические заболевания, задачи эпидемиологии, методологию оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения, основы биомониторинга, факторы риска искусственной среды жилых и общественных зданий, характер их влияния на человека, наиболее значимые загрязнители воздушной среды помещений и их влияние на здоровье, парапрофессиональные заболевания, методы изучения влияния шума на здоровье человека, особенности влияния инфразвука, вибрации, электромагнитных, магнитных и электрических полей на здоровье населения.

Аудиторная работа. Лабораторная работа № 1-2 (5 ч).

Самостоятельная работа (2 ч): изучить учебный материал по теме «Состояние окружающей среды и здоровье человека», подготовить сообщение к семинару на заранее указанные вопросы, подготовиться к контрольной работе.
Тема. 2. Химические факторы окружающей среды и здоровье человека

Основные химические вещества, влияющие на здоровье человека. Тяжелые металлы и стойкие органические растворители. Суперэкотоксиканты: диоксины, ртуть и её соединения.



Студент должен знать: состояния, вызванные воздействием химических факторов окружающей среды, источники химического загрязнения воздушной среды жилых и общественных зданий их влияние на здоровье человека.

Студент должен уметь: определять состояния, вызванные воздействием химических факторов окружающей среды, оказывать первую медицинскую помощь при воздействии химических факторов окружающей среды, определять количество антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

Аудиторная работа. Лабораторная работа № 3-4 (5 ч).

Самостоятельная работа (2 ч): изучить и кратко законспектировать в тетради учебный материал по теме «Химические вещества и здоровье человека», подготовить сообщение к семинару на заранее указанные вопросы, подготовиться к контрольной работе.
Тема 3. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем

Паразитарные системы: общее понятие об их саморегуляции как основы эпидемиологического процесса. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем в протозоологии. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем в гельминтологии. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем в арахноэнтомологии. Профилактика паразитарных болезней.



Студент должен знать: эколого-эпидемиологические характеристики различных паразитарных систем, особенности, профилактику паразитарных систем, состояния, вызванные воздействием биологических факторов окружающей среды, источники биологического загрязнения и их влияние на здоровье человека.

Студент должен уметь: определять состояния, вызванные биологическими факторами окружающей среды, оказывать первую медицинскую помощь при воздействии биологических факторов окружающей среды, определять виды ядовитых растений, животных.

Аудиторная работа. Лабораторная работа № 5 (2 ч).

Самостоятельная работа (2 ч): изучить и кратко законспектировать в тетради учебный материал по теме «Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем», подготовить сообщение к семинару на заранее указанные вопросы, подготовиться к контрольной работе.
Раздел 2. Экологические проблемы питания

Тема 4. Экология и питание человека

Общие представления. Изучение состояния питания населения, проживающего и работающего на экологически неблагополучных территориях. Методы изучения физического питания. Индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии. Оптимизация питания в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов. Основы алиментарной адаптации. Нутриенты в адаптационных процессах. Регуляция метаболизма ксенобиотиков. Потребность в отдельных пищевых веществах в условиях чужеродной нагрузки. Система лечебно-профилактического питания. Особенности организации питания в условиях экологической нагрузки.



Студент должен знать: методы изучения физического питания, индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии, оптимизацию питания в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов, основы алиментарной адаптации, роль нутриентов в адаптационных процессах, регуляцию метаболизма ксенобиотиков, принципы нормирования ксенобиотиков в пищевых продуктах, влияние обработки пищевых продуктов, основы лечебно-профилактического питания, особенности организации питания в условиях экологической нагрузки, признаки пищевых отравлений, профилактику пищевых отравлений, источники поступления нитратов в организм человека, действие нитратов на организм человека, роль нитратов в патологии детского возраста, признаки отравления нитратами и нитритами, правила оказания медицинской помощи при отравлении нитратами и нитритами.

Студент должен уметь: определять индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии, определять признаки пищевых отравлений, проводить первую медицинскую помощь при пищевых отравлениях.

Аудиторная работа. Лабораторные работы № 6-9 (8 ч).

Самостоятельная работа (4 ч): изучить учебный материал по теме «Экология и питание человека».
Темы лабораторных работ
Работа 1. Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения зданий (2 ч).

Цель занятия − ознакомить студентов с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению помещений лечебно-профилактических учреждений, показателями для оценки и нормирования в других помещениях.

Работа 2. Состояния, вызванные воздействием физических факторов окружающей среды (3 ч).

Цель занятия − ознакомить студентов с основными факторами риска искусственной среды жилых и общественных зданий, характером их влияния на человека, с наиболее значимыми загрязнителями воздушной среды помещений, влиянием на здоровье. Занятие проводится с использованием технологии «Обучение в сотрудничестве».

Работа 3. Состояния, вызванные воздействием химических факторов окружающей среды (3 ч).

Цель занятия − ознакомить студентов с основными источниками химического загрязнения воздушной среды жилых и общественных зданий, характером их влияния на человека и на его здоровье. Занятие проводится с использованием технологии «Обучение в сотрудничестве».

Работа 4. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта (2 ч).

Цель занятия − ознакомить с методами оценки количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

Работа 5. Патогенетические механизмы действия биологических факторов на организм человека (2 ч).

Цель занятия − ознакомить студентов с основными механизмами действия биологических факторов на организм человека, с болезнями цивилизации, причинами их возникновения, особенностями протекания. Занятие проводится с использованием метода «Учимся вместе».

Работа 6. Гигиеническая оценка полноценности питания (2 ч).

Цель занятия − ознакомить студентов с методикой оценки питания по данным меню раскладки.

Работа 7. Пищевые отравления, их расследование и профилактика (2 ч).

Цель занятия − ознакомить с современной классификацией пищевых отравлений, их этиологией, клиникой и профилактикой, методами расследования.

Работа 8. Качество продуктов питания (2 ч).

Цель занятия − ознакомить студентов с критериями оценки антропогенных веществ, влиянием обработки пищевых продуктов, с нормированием содержаний загрязняющих веществ в пищевых продуктах, аллергиями, вызываемыми продуктами питания, видами токсических соединения, образующихся в продуктах питания и организме человека, принципами нормирования ксенобиотиков в пищевых продуктах. Занятие проводится с использованием метода «Учимся вместе».

Работа 9. Пестициды. Тяжелые металлы. Роль нитратов, нитритов и нитрозосоединений в патологии человека (2 ч).

Цель занятия − ознакомить студентов с источниками поступления нитратов в организм человека, действием нитратов на организм человека, ролью нитратов в патологии детского возраста, с правилами оказаниями медицинской помощи при отравлении нитратами и нитритами. Занятие проводится с использованием метода «Учимся вместе».
Темы рефератов

  1. Конституция человека и её роль в адаптации и формировании здоровья.

  2. Классификация болезней. Основные экологически значимые болезни.

  3. Циркадные ритмы и здоровье. Хронотерапия и хронофармакология.

  4. Электромагнитные поля и здоровье.

  5. Ионизирующая радиация (природная и антропогенная) и здоровье.

  6. Урбоэкология и здоровье человека.

  7. Антропогенное загрязнение среды обитания.

  8. Применение ядохимикатов в сельском хозяйстве и их влияние на здоровье человека.

  9. Влияние выбросов на состояние здоровья населения.

  10. Научно-технический прогресс и экология человека.

  11. Генная инженерия и биотехнология. Генетическая адаптация.

  12. Экологические проблемы демографии, здоровье и продолжительность жизни.

  13. Экологические проблемы брака и семьи.

  14. Влияние экологических факторов на эндокринную систему.

  15. Экологозависимые болезни. Болезни цивилизации.

  16. Антропогенное воздействие на биосферу.

  17. Экологические войны.

  18. Профессиональные заболевания.

  19. Эколого-гигиенические проблемы питания.

  20. Влияние табакокурения на репродуктивную функцию женщин.

  21. Генномодифицированные продукты: вред или польза?

  22. Влияние пестицидов на здоровье населения.

  23. Антиоксиданты и здоровье человека.

  24. Лекарственные препараты и здоровье населения.

  25. Препараты бытовой химии, дезинфекции, гигиены и косметики, их влияние на здоровье населения.

  26. Стресс в крупных городах

  27. Экологические проблемы современного мира.

  28. Ожирение.

  29. Голодание.

  30. Депрессии.

  31. Влияние факторов природной среды на здоровье населения тропиков.

  32. Влияние факторов природной среды на здоровье населения севера.

  33. Влияние музыки на здоровье человека.

  34. Роль витаминов в жизни человека.

  35. Влияние метеорологических факторов на организм человека.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная

Прохоров Б.Б. Экология человека: учеб. для студ. высш. учебн. зав., 2-е изд. М.: Академия, 2005. — 320 с.

Экология человека: учебное пособие М.: изд-во МНЭПУ, 2001. — 440 с.

Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека: Избранные лекции. М.: Экоцентр, КРУК, 1994. — 256 с.


Дополнительная

Хаскин В.В. Экология человека: Учебное пособие/ В.В.Хаскин, Т.А.Акимова, Т.А.Трифонова. М.: ЗАО «Экономика», 2008. — 367 с.

Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология = Ecology: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1999. — 456 с.

Келина Н.Ю. Экология человека / Н.Ю. Келина, Н.В. Безручко. Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 394 с.

Б.Б.Прохоров. Экология человека. М.: изд. центр «Академия», 2011. — 368 с.

Федорова А.И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учеб. пособие. М.: Владос, 2001. — 287 с.

Алексеев В.П. Очерки экологии человека: Учеб. пособие. М.: МНЭЛУ, 1998. — 232 с.

Губарева Л.И. Экология человека: практикум для вузов. М.: гуманитар. изд. цент ВЛАДОС, 2005. — 112 с.

Федорова А.И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учеб. пособие. М.: Владос, 2001. — 287 с.

Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. М.: изд. цент «Академия», 2010. — 512 с.

Ю.И.Пивоваров, В.В.Королик, Л.С.Зиневич. Гигиена и основы экологии человека. М.: Изд.цент «Академия», 2010. —258 с.

Е.П.Гора. Экология человека. Практикум. М: Дрофа, 2008. —128 с.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН

Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины:



  • компьютерное и мультимедийное оборудование на лекционных и практических занятиях;

  • приборы (люксметр цифровой) и оборудование учебного назначения на практических занятиях;

  • пакет прикладных обучающих программ;

  • видео- аудиовизуальные средства обучения на лекционных и практических занятиях.


Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов включает в: изучение отдельных вопросов тем с использованием видеоматериалов, подготовка к выполнению лабораторных и контрольных работ, написание рефератов, выполнение индивидуальных заданий, дистанционное изучение фактического материала, размещенного в сети Интернет.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Текущий контроль.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в виде отчетов по результатам лабораторных работ и практических работ.

Для аттестации по лабораторным работам (в конце семестра), студентам необходимо предоставить отчет по всем лабораторным работам.

Для аттестации по семинарам, студентам необходимо активно работать на семинарских занятиях и успешно защитить реферат.

Для аттестации по контрольным работам необходимо успешно написать контрольные работы.
Примерные вопросы для контрольной работы
1. Комплексная эколого-социально-экономическая отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие различные стороны его потребности – это:

а) экология человека

б) химическая экология

в) социальная экология

г) прикладная экология;

2. Комплексная дисциплина, исследующая всю совокупность химических связей в живой природе и их химическое взаимодействие, связанное с жизнью, это:

а) экология человека

б) химическая экология

в) социальная экология

г) прикладная экология;

3. Научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами − это:

а) экология человека

б) химическая экология

в) социальная экология

г) прикладная экология;

4. Занимается изучением механизмов разрушения биосферы человеком, способов предотвращения этого процесса и разработку принципов рационального использования природных ресурсов без деградации среды жизни:

а) экология человека

б) химическая экология

в) социальная экология

г) прикладная экология;

5. Комплексная научная дисциплина, изучающая взаимодействие промышленного производства с природной средой и обеспечивающая создание и рациональное функционирование природно-промышленных систем разного ранга – это:

а) инженерная экология

б) сельскохозяйственная экология

в) медицинская экология

г) экология города;

6. Биологическое действие УФ-области солнечного спектра является:

а) загарным;

б) витаминообразующим;

в) эритемным;

г) бактерицидным;

д) тепловым.



7. Факторами, влияющими на интенсивность естественного УФ-излучения, являются:

а) прозрачность атмосферы;

б) солнечная активность;

в) высота стояния солнца над горизонтом;

г) высота местности над поверхностью моря;

д) количество зеленых насаждений.



8. Наиболее остро испытывают явление УФ-недостаточности работники следующих профессий:

а) строительные рабочие;

б) рабочие шахт;

в) рабочие предприятий, построенных по «бесфонарному» типу;

г) рабочие метрополитена.

9. Показаниями к профилактическому облучению искусственным УФ-излучением являются:

а) наличие признаков гиповитаминоза D;

б) работа в условиях изоляции от солнечного света;

в) проживание в северных широтах;

г) повышенное атмосферное давление.

10. Факторами, определяющими микроклимат, являются:

а) освещенность;

б) температура воздуха;

в) влажность воздуха;

г) скорость движения воздуха;

д) барометрическое давление.



11. Функцией организма, наиболее чувствительной к изменению микроклиматических условий, является:

а) терморегуляция;

б) дыхание;

в) пищеварение;

г) деятельность сердечно-сосудистой системы.

12. Показателями для оценки естественной освещенности помещений являются:

а) коэффициент заглубления;

б) световой коэффициент;

в) размер окон;

г) коэффициент естественной освещенности;

д) количество окон.



13. Показателями для оценки естественной освещенности рабочего места являются:

а) световой коэффициент;

б) угол отверстия;

в) коэффициент естественной освещенности;

г) угол падения;

д) коэффициент заглубления;

е) количество окон.

14. Существуют следующие гигиенические требования к качеству питьевой воды:

а) отсутствие патогенных микроорганизмов, гельминтов и


простейших;

б) безвредность по химическому составу;

в) хорошие органолептические свойства;

г) полное отсутствие токсических веществ.



15. Биогеохимическими эндемическими заболеваниями являются:

а) эндемический зоб;

б) флюороз;

в) водно-нитратная метгемоглобинемия;

г) эндемический уролитиаз;

д) стронциевый рахит.



16. При употреблении воды с высоким содержанием хлоридов возникают следующие нарушения:

а) снижение секреции желудка;

б) снижение секреции кишечника;

в) повышение моторной функции желудка и кишечника;

г) угнетение выделительной функции почек;

д) нарушение чувства утоления жажды.



17. Заболевания, передающиеся водным путем, это:

а) холера;

б) брюшной тиф;

в) паратифы А и В;

г) бациллярная дизентерия;

д) амебная дизентерия.



18. Микробиологическими показателями, определяемыми для эпидемиологической оценки питьевой воды при централизованном водоснабжении, являются:

а) колифаги;

б) цисты лямблий;

в) общие колиформные бактерии;

г) термотолерантные колиформные бактерии;

д) сульфитредуцирующие клостридии.



19. Существуют следующие вещества и показатели, свидетельствующие о загрязнении воды органическими веществами:

а) аммиак;

б) нитриты;

в) нитраты;

г) окисляемость;

д) ВПК.


20. Для питания хозяйственно-питьевых водопроводов используют природные источники воды:

а) атмосферные воды;

б) открытые водоемы;

в) опресненную воду морей;

г) межпластовая воды;

д) грунтовые воды.



21. Основные способы улучшения качества воды это:

а) обеззараживание;

б) опреснение;

в) фторирование;

г) осветление;

д) обезжелезивание.



22. Физическими методами обеззараживания являются:

а) кипячение;

б) облучение УФ-лучами;

в) хлорирование;

г) воздействие у-лучей;

д) воздействие ультразвука.



23. Химическими методами обеззараживания являются:

а) кипячение;

б) хлорирование;

в) УФ-облучение;

г) озонирование;

д) использование олигодинамического действия металлов.



24. Существуют следующие способы хлорирования воды:

а) хлорирование послепереломными дозами;

б) хлорирование с аммонизацией;

в) хлорирование нормальными дозами;

г) гипохлорирование;

д) гиперхлорирование.



25. Доза активного хлора при гиперхлорировании устанавливается:

а) путем пробного хлорирования;

б) расчетным методом по БПК воды;

в) берется в зависимости от предполагаемой степени загрязнения воды без лабораторного определения хлорпоглощаемости.



26. Преимуществами озонирования по сравнению с хлорированием воды являются:

а) более широкий спектр бактерицидного действия озона;

б) улучшение органолептических свойств воды;

в) отсутствие в воде после озонирования каких-либо остаточных химических веществ, не свойственных природной воде;

г) дешевизна и доступность.

27. По механизму действия деконтаминирующие средства делят:

а) на механические;

б) моющие;

в) сорбенты;

г) комплексообразователи;

д) растворители.



28. Обусловливают вредное действие пыли на организм человека:

а) дисперсность;

б) химический состав;

в) электрический заряд.



29. Опасность заболевания силикозом наиболее велика у рабочих:
а) бурильщиков;

б) взрывников;

в) шлифовальщиков;

г) слесарей;

д) пескоструйщиков.

30. Общие меры профилактики пневмокониозов включают:

а) изменение технологии производства;

б) механизацию и автоматизацию;

в) контроль за ПДК пыли в воздухе рабочих помещений;

г) рациональное освещение рабочего места.

31. Средствами индивидуальной профилактики пневмокониозов являются:

а) респираторы;

б) ингаляторы;

в) противогазы;

г) защитные пасты и мази;

д) защитные очки.



32. Вибрацией называют механические колебания:

а) в области инфразвуковых и частично звуковых частот;

б) области ультразвуковых частот.

33. С действием вибрации сталкиваются:

а) шлифовальщики;

б) бетоноукладчики;

в) бурильщики;

г) обрубщики;

д) трактористы.



34. Производственными источниками вибрации являются:

а) бурильные молотки;

б) клепальные пневматические молотки;

в) платформы для виброуплотнения бетона;

г) конвейер;

д) автотранспорт.



35. Общие меры профилактики вибрационной болезни включают:

а) технический контроль за виброустановками;

б) своевременный ремонт виброинструментов;

в) применение амортизаторов;

г) изменение конструкции инструментов;

д) применение пультов дистанционного управления.



36. Индивидуальные меры профилактики вибрационной болезни включают:

а) самомассаж, массаж, теплые ванны;

б) применение рукавиц с прокладками;

в) применение наушников;

г) использование респираторов;

д) перерывы в течение 10 мин после 1 ч работы.



37. Шум это:

а) беспорядочное сочетание звуков различной интенсивности и частоты;

б) механические колебания с частотой от 16 до 20 000 Гц;

в) периодические чередования тонов определенной частоты и силы.



38. Сила вредного действия шума определяется физическими
свойствами:

а) интенсивностью;

б) частотой;

в) спектром;

г) постоянством воздействия;

г) индивидуальной восприимчивостью организма.



39. При длительном воздействии производственного шума в
органе слуха возникают следующие изменения:

а) кохлеарный неврит;

б) атрофия кортиевого органа;

в) перфорация барабанной перепонки.



40. Уровень шума на производстве нормируется:

а) по общему уровню шума;

б) уровням звукового давления в восьмиоктавных полосах;

в) громкости звука.



41. Общие меры профилактики на производствах с интенсивным шумом включают:

а) звукоизоляцию шумящих агрегатов;

б) облицовку стен звукопоглощающими материалами;

в) применение пультов дистанционного управления;

г) хорошую вентиляцию помещения;

д) изменения технологии производства.



42. Индивидуальными средствами защиты от шума являются:

а) антифоны;

б) респираторы;

в) заглушки-вкладыши;

г) наушники;

д) авиационные шлемы.



43. Профессиональными отравлениями называются:

а) заболевания, возникающие на производстве при контакте с промышленными ядами;

б) любые интоксикации, развивающиеся у промышленных рабочих.

44. Характер и сила токсического действия промышленных ядов зависят:

а) от химической структуры соединения;

б) степени дисперсности;

в) растворимости в жидких средах организма;

г) растворимости в липоидах;

д) летучести.



45. Токсическое действие ядов усиливают:

а) высокая температура воздуха;

б) высокая влажность воздуха;

в) конвекционные токи воздуха;

г) интенсивная физическая работа.

46. Общие меры профилактики профессиональных отравлений
включают:

а) замену токсических веществ менее токсичными;

б) изменение технологии производственных процессов;

в) автоматизацию и герметизацию производственных процессов;

г) устройство механической приточно-вытяжной вентиляции;

д) устройство бортовых отсосов.


Итоговый контроль.

Итоговый контроль проводится в виде зачета.



При оценке уровня знаний студентов применяется шкала балльно-рейтинговой системы оценки. Максимальное количество баллов, которое студент может набрать в процессе изучения дисциплины − 60 баллов. За посещение лабораторных занятий начисляется − 0-5 баллов, контрольные работы − 0-5 баллов, написание и сдача рефератов − 0-5 баллов. В случае активного участия студента на практических занятиях, при успешной сдачи всех лабораторных работ, реферата зачет ставится автоматом.
Вопросы к зачету

  1. Основные механизмы и пути распространения инфекционных и паразитарных болезней.

  2. Классификация поллютантов.

  3. Поллены и вызываемые ими болезни. Примеры.

  4. Канцерогены и здоровье.

  5. Состояния, вызванные воздействием физических факторов окружающей среды.

  6. Состояния, вызванные воздействием химических факторов окружающей среды.

  7. Состояния, вызванные воздействием биологических факторов окружающей среды.

  8. Экологическая безопасность, основные методы и пути её обеспечения.

  9. Урбоэкология и здоровье человека.

  10. Парапрофессиональные заболевания. «Синдром больных зданий».

  11. Пестициды. Тяжеллые металлы. Роль нитратов, нитритов и нитрозосоединений в патологии человека.

  12. Здоровье населения и химическое загрязнение продуктов питания.

  13. Санитарно-гигиенические проблемы медицины катастроф.

  14. Циркадные ритмы и здоровье. Хронотерапия и хронофармакология.

  15. Электромагнитные поля и здоровье.

  16. Ионизирующая радиация (природная и антропогенная) и здоровье.

  17. Экологозависимые болезни. Болезни цивилизации.

  18. Экологические войны.

  19. Эколого-гигиенические проблемы питания.

  20. Факторы экологического риска.

  21. Эндемические заболевания.

  22. Приспособленность человека для жизни в разных средах.

  23. Экологическая эпидемиология.

  24. Меры борьбы с эпидемиями.


образовательные технологии, используемые при изучении дисциплины

Основными формами работы студентов при изучении курса медицинской экологии являются лекции, лабораторные и практические занятия, написание рефератов, выполнение домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ, решение ситуационных задач.

На занятиях при необходимости используются современные информационные технологии (мультимедийные технические средства для показа учебных презентаций на основе компьютерных программ MS Office Word и MS Office PowerPoint и видеофильмов). На практических занятиях применяются современные информационные и педагогические технологии.

Лекции представляют собой распространенную форму организации учебного процесса, особенно при проведении учебных занятий в ВУЗе. В УМК дисциплины такая форма организации учебного процесса применяется, главным образом, для изложения нового довольного объемного и сложного материала, а также для общего введения в учебную дисциплину и повторения изучавшегося на предыдущих дисциплинах важного для настоящего курса материала. Основное преимущество лекций заключается в том, что за относительно короткое время преподаватель успевает дать ученикам достаточно большой массив информации. Однако усвоение студентами информации на лекциях часто относительно низкая, особенно в конце занятия. Повысить эффективность усвоения материала на лекциях позволяет использование визуального материала, а также применение современных педагогических технологий (в частности проблемного обучения, информационных технологий и т.д.), сочетание их элементов друг с другом и с традиционными формами организации занятия.

Несмотря на то, что преподавание самих лекционных занятий предусмотрено с использованием только традиционных педагогических технологий, организация учебного процесса в целом строится с использованием элементов технологии модульного обучения. Модули соответствуют разделам и темам содержания учебной дисциплины. Элементы технологии модульного обучения при проведении лабораторных занятий реализуются в сочетании с лекционным курсом. Модули соответствуют разделам и темам курса – в каждом модуле есть лабораторные занятия, направленные на изучение нового материала, совершенствование знаний, умений и навыков, обобщения и систематизацию знаний (некоторые входят не в практический, а в лекционный курс).

На практических и лабораторных занятиях широко применяются современные педагогические технологии. Наиболее активно используется технология «Обучение в сотрудничестве» с использованием различных методов, основанных на групповой форме работы обучающихся. Метод «Круглого стола» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у студентов профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важной задачей при организации «круглого стола» является:


  • обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;

  • иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);

  • тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

Метод «Учимся вместе» удобен для изучения достаточно объемных вопросов, которые сложно проводить по двум описанным выше методам в силу ограничения рабочего времени на занятии в ВУЗе. Данный метод отличается тем, что каждая группа прорабатывает не одну и ту же информацию, а только ее часть, после чего происходит обмен изученным между командами.

Работа в парах сменного состава также направлена на повышение эффективности усвоения изучаемого материала путем глубокой его проработки. В данном методе каждый новый раздел студент прорабатывает с новым товарищем, что с одной стороны учит навыкам ведения диалога, а с другой, быстро перестраиваться студентов на общение с новым человеком, обладающим специфическими характеристиками.

Все занятия, проводимые по технологии «Обучение в сотрудничестве» способствуют повышению эффективности усвоения новых знаний, их закреплению и непрерывному контролю со стороны преподавателя. Они способствуют формированию и развитию важных личностных качеств, умений и навыков у обучающихся – выделять главное из большого объема информации, обобщать и делать выводы, работать в коллективе, саморазвиваться и самообучаться и т.д.

Технология мастерских также использует групповую форму работы студентов. Ее использование активизирует их познавательную и творческую деятельность, способствует формированию знаний, умений, навыков и важных личностных качеств. Темнее менее, технология мастерских направлена, главным образом, на овладение обучающимися способами работы. Данная форма занятий направлена на то, чтобы, с одной стороны, студенты вспомнили изученный материал и осознали его связь с новым изучаемым материалом, а с другой стороны – познакомились и освоились с формой работы в малых группах, проявляли активность и творческий подход к выполнению заданий преподавателя.

Технология «Мозгового штурма» используется для поиска новых решений по изучаемой теме, базируясь при этом на ранее пройденном материале (помогают закрепить и отчасти применить на практике эти знания). Занятия по данной технологии проводится в течение четырех аудиторных часов – поскольку студентам требуется время для перестройки студентов с творческого настроя на критическое мышление, чтобы дать им время разобраться в дополнительном материале по углублению знаний. Занятия также направлены на развитие коммуникативных навыков у студентов, умения вести дискуссию, выражать свою точку зрения, критически подходить к решению задач, развитию творческих способностей и раскрепощения студентов.



Технология проектного обучения в учебном курсе используется не только как форма закрепления, углубления и обобщения знания обучающихся, но и как форма контроля. Для выполнения проекта студент должен хорошо знать весь пройденный материал, самостоятельно находить необходимую информацию и работать с ней, планировать свою деятельность, уметь применять знания для решения практических задач и представлять результаты своей деятельности.

Таким образом, предполагается использование разнообразных педагогических технологий в обучающий процесс при проведении лабораторных и практических занятий. Основная цель их использования – пробудить в студентах интерес к изучаемым вопросам, развить у них важные компетенции и способствовать лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.

Рабочая программа дисциплины «Экология человека»

Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

401.36kb.

14 12 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «Экология»

Целью преподавания дисциплины является подготовка студентов в области экологии на основе общебиологических и естественно-научных знаний с учетом конкретных практических задач

177.48kb.

17 12 2014
1 стр.


Программа дисциплины для специальности 013100 "Экология", направления 511100 "Экология и природопользование"

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального

94.59kb.

09 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины деловой иностранный язык

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентами очной формы обучения по направлению подготовки 080100. 62 «Экономик

435.42kb.

13 09 2014
5 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «неорганическая химия» Направление 020100. 62 Химия

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки

1311.6kb.

18 12 2014
7 стр.


Рабочая программа дисциплины (модуля) наименование: Металлургия меди и никеля

Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями фгос впо, образовательного стандарта ниту «мисиС» на основании ооп и учебного(ых) плана

291.01kb.

10 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины Автоматизированные системы управления предприятием Направление подготовки

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения по направлению по

511.74kb.

10 10 2014
6 стр.


Рабочая программа наименование дисциплины Подготовка к научной деятельности

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Печатного и послепечатного оборудования»

170.71kb.

02 10 2014
1 стр.