На заседании учебно-методической комиссии
Института естественных наук
«___» ________2012г.
Протокол № ____
Председатель УМК
Л.А. Тулаева________
Дисциплины «Экология человека»
Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Квалификация – магистр
Институт естественных наук
Форма обучения – очная
Семестр С
Всего учебных занятий – 33,5
В том числе:
Аудиторных 20 часов, из них:
Лабораторных работ – 20 часов;
Контрольных работ – 3 часа;
КСР – 8 часов;
Итоговый контроль – зачет.
Сыктывкар 2012
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт естественных наук
Кафедра экологии
Учебно-методический комплекс
Дисциплина ««Экология человека»
Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Квалификация – магистр
Институт естественных наук
Форма обучения – очная
Сыктывкар 2012
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО (СПО) и учебного плана направления Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
доцент кафедры экологии,
к.б.н. ________________________ С.Н.Плюснин
Научный сотрудник
Института биологии, к.б.н._________________________ О.Г.Шевченко
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экологии
Протокол заседания №___ от «____»_________2012 г.
Заведующий кафедрой экологии
Доктор биологических наук _________________ Москалев А.А.
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Дисциплины «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Блок дисциплин (М2.ДВ1)
Направление – 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Институт естественных наук
Форма обучения – очная
Число студентов |
Список литературы |
Кол-во экз.
|
Количество экземпляров на 1 студента
|
С грифом |
Основная литература | ||||
10 |
Прохоров Б.Б. Экология человека: учеб. для студ. высш. учебн. зав., 2-е изд. М.: Академия, 2005. — 320 с. |
|
|
+ |
10 |
Экология человека: учебное пособие М.: изд-во МНЭПУ, 2001. — 440 с. |
|
|
+ |
10 |
Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека: Избранные лекции. М.: Экоцентр, КРУК, 1994. — 256 с. |
|
|
+ |
Дополнительная литература | ||||
10 |
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология = Ecology: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1999. — 456 с. |
|
|
+ |
10 |
Федорова А.И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учеб. пособие. М.: Владос, 2001. — 287 с. |
|
|
+ |
10 |
Алексеев В.П. Очерки экологии человека: Учеб. пособие. М.: МНЭЛУ, 1998. — 232 с. |
|
|
+ |
Составитель:
Старший преподаватель ____________ О.А.Шосталь
Зав. кафедрой экологии ____________________ А.А. Москалëв
Дата составления карты «___»____________2012 г.
СОГЛАСОВАНО:
Представитель библиотеки СыктГУ ___________ Н.С. Королева
«___»________2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экология человека – это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодействия человека и человеческих общностей с окружающей социальной и природной средой. Оно изучает социальные и природные закономерности взаимодействия человека и человечества в целом с окружающей средой, проблемы развития народонаселения, сохранения его здоровья и работоспособности, устанавливает причинно-следственные связи между качеством среды и состоянием здоровья, разрабатывает методы диагностики и профилактики неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на человека.
Цель данной дисциплины — дать студентам представление о закономерностях влияния комплекса природных и социально-экономических факторов окружающей среды на здоровье населения, на возникновение и распространение болезней человека, а также ознакомить их с методами изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения и основами планирования медико-экологических мероприятий.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:
В результате изучения дисциплины студент должен уметь: определять факторы экологического риска, связать выявленные заболевания и патологические состояния с действием тех или иных факторов окружающей среды, распознать их экологическую обусловленность, выделять группы риска на популяционном и групповом уровнях, давать оценку и корректировать состояние питания на групповом и индивидуальных уровнях в условиях экологического неблагополучия.
Формы текущего контроля: текущий контроль знаний студентов осуществляется в виде отчетов по результатам лабораторных работ. Итоговый контроль проводится в виде зачета.
Основные формы изучения дисциплины – лабораторные работы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Наименование разделов, тем
|
Количество часов по учебному плану | ||||||
Максимальная нагрузка
студентов (часов)
|
Аудиторная нагрузка |
Контрольн. работа |
Самостоятел. работа
| |||||
Всего |
В том числе | |||||||
Лекции |
Практич. работа
|
Лаборатор. работа
|
|
| ||||
1 |
Раздел 1. Влияние факторов окружающей среды на здоровье населения. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Тема. 1. Физические факторы окружающей среды и здоровье человека. |
6 |
5 |
|
|
5 |
|
1 |
2 |
Тема. 2. Химические факторы окружающей среды и здоровье человека. |
8 |
5 |
|
|
5 |
1 |
2 |
3 |
Тема 3. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем. |
4 |
2 |
|
|
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 2. Экологические проблемы питания. |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Тема 4. Экология и питание человека. |
13 |
8 |
|
|
8 |
1 |
4 |
|
Итого |
31 |
20 |
|
|
20 |
3 |
8 |
Экологические заболевания. Экологическая эпидемиология как наука, изучающая количественные зависимости между неблагоприятными факторами окружающей природной среды и состоянием здоровья населения. Методология оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Биомониторинг.
Основные химические вещества, влияющие на здоровье человека. Тяжелые металлы и стойкие органические растворители. Суперэкотоксиканты: диоксины, ртуть и её соединения.
Паразитарные системы: общее понятие об их саморегуляции как основы эпидемиологического процесса. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем в протозоологии. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем в гельминтологии. Эколого-эпидемиологическая характеристика паразитарных систем в арахноэнтомологии. Профилактика паразитарных болезней.
Общие представления. Изучение состояния питания населения, проживающего и работающего на экологически неблагополучных территориях. Методы изучения физического питания. Индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии. Оптимизация питания в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов. Основы алиментарной адаптации. Нутриенты в адаптационных процессах. Регуляция метаболизма ксенобиотиков. Потребность в отдельных пищевых веществах в условиях чужеродной нагрузки. Система лечебно-профилактического питания. Особенности организации питания в условиях экологической нагрузки.
Прохоров Б.Б. Экология человека: учеб. для студ. высш. учебн. зав., 2-е изд. М.: Академия, 2005. — 320 с.
Экология человека: учебное пособие М.: изд-во МНЭПУ, 2001. — 440 с.
Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека: Избранные лекции. М.: Экоцентр, КРУК, 1994. — 256 с.
Хаскин В.В. Экология человека: Учебное пособие/ В.В.Хаскин, Т.А.Акимова, Т.А.Трифонова. М.: ЗАО «Экономика», 2008. — 367 с.
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология = Ecology: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1999. — 456 с.
Келина Н.Ю. Экология человека / Н.Ю. Келина, Н.В. Безручко. Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 394 с.
Б.Б.Прохоров. Экология человека. М.: изд. центр «Академия», 2011. — 368 с.
Федорова А.И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учеб. пособие. М.: Владос, 2001. — 287 с.
Алексеев В.П. Очерки экологии человека: Учеб. пособие. М.: МНЭЛУ, 1998. — 232 с.
Губарева Л.И. Экология человека: практикум для вузов. М.: гуманитар. изд. цент ВЛАДОС, 2005. — 112 с.
Федорова А.И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учеб. пособие. М.: Владос, 2001. — 287 с.
Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. М.: изд. цент «Академия», 2010. — 512 с.
Ю.И.Пивоваров, В.В.Королик, Л.С.Зиневич. Гигиена и основы экологии человека. М.: Изд.цент «Академия», 2010. —258 с.
Е.П.Гора. Экология человека. Практикум. М: Дрофа, 2008. —128 с.
Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины:
Самостоятельная работа студентов включает в: изучение отдельных вопросов тем с использованием видеоматериалов, подготовка к выполнению лабораторных и контрольных работ, написание рефератов, выполнение индивидуальных заданий, дистанционное изучение фактического материала, размещенного в сети Интернет.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в виде отчетов по результатам лабораторных работ и практических работ.
Для аттестации по лабораторным работам (в конце семестра), студентам необходимо предоставить отчет по всем лабораторным работам.
Для аттестации по семинарам, студентам необходимо активно работать на семинарских занятиях и успешно защитить реферат.
Для аттестации по контрольным работам необходимо успешно написать контрольные работы.
Примерные вопросы для контрольной работы
1. Комплексная эколого-социально-экономическая отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие различные стороны его потребности – это:
а) экология человека
б) химическая экология
в) социальная экология
г) прикладная экология;
2. Комплексная дисциплина, исследующая всю совокупность химических связей в живой природе и их химическое взаимодействие, связанное с жизнью, это:
а) экология человека
б) химическая экология
в) социальная экология
г) прикладная экология;
3. Научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами − это:
а) экология человека
б) химическая экология
в) социальная экология
г) прикладная экология;
4. Занимается изучением механизмов разрушения биосферы человеком, способов предотвращения этого процесса и разработку принципов рационального использования природных ресурсов без деградации среды жизни:
а) экология человека
б) химическая экология
в) социальная экология
г) прикладная экология;
5. Комплексная научная дисциплина, изучающая взаимодействие промышленного производства с природной средой и обеспечивающая создание и рациональное функционирование природно-промышленных систем разного ранга – это:
а) инженерная экология
б) сельскохозяйственная экология
в) медицинская экология
г) экология города;
6. Биологическое действие УФ-области солнечного спектра является:
а) загарным;
б) витаминообразующим;
в) эритемным;
г) бактерицидным;
д) тепловым.
а) прозрачность атмосферы;
б) солнечная активность;
в) высота стояния солнца над горизонтом;
г) высота местности над поверхностью моря;
д) количество зеленых насаждений.
а) строительные рабочие;
б) рабочие шахт;
в) рабочие предприятий, построенных по «бесфонарному» типу;
г) рабочие метрополитена.
9. Показаниями к профилактическому облучению искусственным УФ-излучением являются:
а) наличие признаков гиповитаминоза D;
б) работа в условиях изоляции от солнечного света;
в) проживание в северных широтах;
г) повышенное атмосферное давление.
10. Факторами, определяющими микроклимат, являются:
а) освещенность;
б) температура воздуха;
в) влажность воздуха;
г) скорость движения воздуха;
д) барометрическое давление.
а) терморегуляция;
б) дыхание;
в) пищеварение;
г) деятельность сердечно-сосудистой системы.
12. Показателями для оценки естественной освещенности помещений являются:
а) коэффициент заглубления;
б) световой коэффициент;
в) размер окон;
г) коэффициент естественной освещенности;
д) количество окон.
а) световой коэффициент;
б) угол отверстия;
в) коэффициент естественной освещенности;
г) угол падения;
д) коэффициент заглубления;
е) количество окон.
14. Существуют следующие гигиенические требования к качеству питьевой воды:
а) отсутствие патогенных микроорганизмов, гельминтов и
б) безвредность по химическому составу;
в) хорошие органолептические свойства;
г) полное отсутствие токсических веществ.
а) эндемический зоб;
б) флюороз;
в) водно-нитратная метгемоглобинемия;
г) эндемический уролитиаз;
д) стронциевый рахит.
а) снижение секреции желудка;
б) снижение секреции кишечника;
в) повышение моторной функции желудка и кишечника;
г) угнетение выделительной функции почек;
д) нарушение чувства утоления жажды.
а) холера;
б) брюшной тиф;
в) паратифы А и В;
г) бациллярная дизентерия;
д) амебная дизентерия.
а) колифаги;
б) цисты лямблий;
в) общие колиформные бактерии;
г) термотолерантные колиформные бактерии;
д) сульфитредуцирующие клостридии.
а) аммиак;
б) нитриты;
в) нитраты;
г) окисляемость;
д) ВПК.
а) атмосферные воды;
б) открытые водоемы;
в) опресненную воду морей;
г) межпластовая воды;
д) грунтовые воды.
а) обеззараживание;
б) опреснение;
в) фторирование;
г) осветление;
д) обезжелезивание.
а) кипячение;
б) облучение УФ-лучами;
в) хлорирование;
г) воздействие у-лучей;
д) воздействие ультразвука.
а) кипячение;
б) хлорирование;
в) УФ-облучение;
г) озонирование;
д) использование олигодинамического действия металлов.
а) хлорирование послепереломными дозами;
б) хлорирование с аммонизацией;
в) хлорирование нормальными дозами;
г) гипохлорирование;
д) гиперхлорирование.
а) путем пробного хлорирования;
б) расчетным методом по БПК воды;
в) берется в зависимости от предполагаемой степени загрязнения воды без лабораторного определения хлорпоглощаемости.
а) более широкий спектр бактерицидного действия озона;
б) улучшение органолептических свойств воды;
в) отсутствие в воде после озонирования каких-либо остаточных химических веществ, не свойственных природной воде;
г) дешевизна и доступность.
27. По механизму действия деконтаминирующие средства делят:
а) на механические;
б) моющие;
в) сорбенты;
г) комплексообразователи;
д) растворители.
а) дисперсность;
б) химический состав;
в) электрический заряд.
б) взрывников;
в) шлифовальщиков;
г) слесарей;
д) пескоструйщиков.
30. Общие меры профилактики пневмокониозов включают:
а) изменение технологии производства;
б) механизацию и автоматизацию;
в) контроль за ПДК пыли в воздухе рабочих помещений;
г) рациональное освещение рабочего места.
31. Средствами индивидуальной профилактики пневмокониозов являются:
а) респираторы;
б) ингаляторы;
в) противогазы;
г) защитные пасты и мази;
д) защитные очки.
а) в области инфразвуковых и частично звуковых частот;
б) области ультразвуковых частот.
33. С действием вибрации сталкиваются:
а) шлифовальщики;
б) бетоноукладчики;
в) бурильщики;
г) обрубщики;
д) трактористы.
а) бурильные молотки;
б) клепальные пневматические молотки;
в) платформы для виброуплотнения бетона;
г) конвейер;
д) автотранспорт.
а) технический контроль за виброустановками;
б) своевременный ремонт виброинструментов;
в) применение амортизаторов;
г) изменение конструкции инструментов;
д) применение пультов дистанционного управления.
а) самомассаж, массаж, теплые ванны;
б) применение рукавиц с прокладками;
в) применение наушников;
г) использование респираторов;
д) перерывы в течение 10 мин после 1 ч работы.
а) беспорядочное сочетание звуков различной интенсивности и частоты;
б) механические колебания с частотой от 16 до 20 000 Гц;
в) периодические чередования тонов определенной частоты и силы.
а) интенсивностью;
б) частотой;
в) спектром;
г) постоянством воздействия;
г) индивидуальной восприимчивостью организма.
а) кохлеарный неврит;
б) атрофия кортиевого органа;
в) перфорация барабанной перепонки.
а) по общему уровню шума;
б) уровням звукового давления в восьмиоктавных полосах;
в) громкости звука.
а) звукоизоляцию шумящих агрегатов;
б) облицовку стен звукопоглощающими материалами;
в) применение пультов дистанционного управления;
г) хорошую вентиляцию помещения;
д) изменения технологии производства.
а) антифоны;
б) респираторы;
в) заглушки-вкладыши;
г) наушники;
д) авиационные шлемы.
а) заболевания, возникающие на производстве при контакте с промышленными ядами;
б) любые интоксикации, развивающиеся у промышленных рабочих.
44. Характер и сила токсического действия промышленных ядов зависят:
а) от химической структуры соединения;
б) степени дисперсности;
в) растворимости в жидких средах организма;
г) растворимости в липоидах;
д) летучести.
а) высокая температура воздуха;
б) высокая влажность воздуха;
в) конвекционные токи воздуха;
г) интенсивная физическая работа.
46. Общие меры профилактики профессиональных отравлений
включают:
а) замену токсических веществ менее токсичными;
б) изменение технологии производственных процессов;
в) автоматизацию и герметизацию производственных процессов;
г) устройство механической приточно-вытяжной вентиляции;
д) устройство бортовых отсосов.
Итоговый контроль проводится в виде зачета.
Основными формами работы студентов при изучении курса медицинской экологии являются лекции, лабораторные и практические занятия, написание рефератов, выполнение домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ, решение ситуационных задач.
На занятиях при необходимости используются современные информационные технологии (мультимедийные технические средства для показа учебных презентаций на основе компьютерных программ MS Office Word и MS Office PowerPoint и видеофильмов). На практических занятиях применяются современные информационные и педагогические технологии.
Лекции представляют собой распространенную форму организации учебного процесса, особенно при проведении учебных занятий в ВУЗе. В УМК дисциплины такая форма организации учебного процесса применяется, главным образом, для изложения нового довольного объемного и сложного материала, а также для общего введения в учебную дисциплину и повторения изучавшегося на предыдущих дисциплинах важного для настоящего курса материала. Основное преимущество лекций заключается в том, что за относительно короткое время преподаватель успевает дать ученикам достаточно большой массив информации. Однако усвоение студентами информации на лекциях часто относительно низкая, особенно в конце занятия. Повысить эффективность усвоения материала на лекциях позволяет использование визуального материала, а также применение современных педагогических технологий (в частности проблемного обучения, информационных технологий и т.д.), сочетание их элементов друг с другом и с традиционными формами организации занятия.
Несмотря на то, что преподавание самих лекционных занятий предусмотрено с использованием только традиционных педагогических технологий, организация учебного процесса в целом строится с использованием элементов технологии модульного обучения. Модули соответствуют разделам и темам содержания учебной дисциплины. Элементы технологии модульного обучения при проведении лабораторных занятий реализуются в сочетании с лекционным курсом. Модули соответствуют разделам и темам курса – в каждом модуле есть лабораторные занятия, направленные на изучение нового материала, совершенствование знаний, умений и навыков, обобщения и систематизацию знаний (некоторые входят не в практический, а в лекционный курс).
На практических и лабораторных занятиях широко применяются современные педагогические технологии. Наиболее активно используется технология «Обучение в сотрудничестве» с использованием различных методов, основанных на групповой форме работы обучающихся. Метод «Круглого стола» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у студентов профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Важной задачей при организации «круглого стола» является:
Работа в парах сменного состава также направлена на повышение эффективности усвоения изучаемого материала путем глубокой его проработки. В данном методе каждый новый раздел студент прорабатывает с новым товарищем, что с одной стороны учит навыкам ведения диалога, а с другой, быстро перестраиваться студентов на общение с новым человеком, обладающим специфическими характеристиками.
Все занятия, проводимые по технологии «Обучение в сотрудничестве» способствуют повышению эффективности усвоения новых знаний, их закреплению и непрерывному контролю со стороны преподавателя. Они способствуют формированию и развитию важных личностных качеств, умений и навыков у обучающихся – выделять главное из большого объема информации, обобщать и делать выводы, работать в коллективе, саморазвиваться и самообучаться и т.д.
Технология мастерских также использует групповую форму работы студентов. Ее использование активизирует их познавательную и творческую деятельность, способствует формированию знаний, умений, навыков и важных личностных качеств. Темнее менее, технология мастерских направлена, главным образом, на овладение обучающимися способами работы. Данная форма занятий направлена на то, чтобы, с одной стороны, студенты вспомнили изученный материал и осознали его связь с новым изучаемым материалом, а с другой стороны – познакомились и освоились с формой работы в малых группах, проявляли активность и творческий подход к выполнению заданий преподавателя.
Технология «Мозгового штурма» используется для поиска новых решений по изучаемой теме, базируясь при этом на ранее пройденном материале (помогают закрепить и отчасти применить на практике эти знания). Занятия по данной технологии проводится в течение четырех аудиторных часов – поскольку студентам требуется время для перестройки студентов с творческого настроя на критическое мышление, чтобы дать им время разобраться в дополнительном материале по углублению знаний. Занятия также направлены на развитие коммуникативных навыков у студентов, умения вести дискуссию, выражать свою точку зрения, критически подходить к решению задач, развитию творческих способностей и раскрепощения студентов.
14 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
09 09 2014
1 стр.
13 09 2014
5 стр.
18 12 2014
7 стр.
10 09 2014
1 стр.
10 10 2014
6 стр.
02 10 2014
1 стр.