Перейти на главную страницу
Согласовано |
|
Утверждаю |
Руководитель ООП по направлению 280700 проф. А.И. Потапов |
|
Зав. кафедрой приборостроения проф. А.И. Потапов |
(наименование по рабочему учебному плану)
Целью преподавания дисциплины является подготовка студентов в области экологии на основе общебиологических и естественно-научных знаний с учетом конкретных практических задач, стоящих перед будущими руководителями и специалистами различного уровня.
Предлагаемый курс «Экологии» предусматривает формирование нового стереотипа экологического мышления, обучение молодого специалиста современными экологическими знаниями, умению грамотно анализировать экологические ситуации и эффективно воздействовать на них с учетом научно-практических и нравственно-этических норм.
Задачи дисциплины:
Курс «Экология» входит в состав базовой части математического и естественно-научного цикла Б.2 подготовки бакалавров по профилю подготовки «Электроснабжение» и изучается студентами в течение 3 семестра. Освоение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении биологии, физики, химии, высшей математики, географии. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, могут использоваться в последующем курсе: «Безопасность жизнедеятельности, а также в практической деятельности при принятии решений.
Для освоения курса обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями по математике, физике, химии.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен:
- основные понятия и законы экологии, значимость отдельных экологических факторов, в том числе техногенных, понятия экосистем и законов их функционирования;
- классификации видов и интенсивности антропогенного влияния на природную среду, взаимосвязь процессов и параметров между собой;
- глобальные проблемы экологии, причины их возникновения и пути решения;
- принципы и методы управления и рационального природопользования;
- принципы природоохранной политики РФ; основы природоохранного законодательства.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
3 | ||
Аудиторные занятия (всего) |
36 |
36 |
В том числе: |
|
|
Лекции |
18 |
18 |
Практические занятия (ПЗ) |
18 |
18 |
Семинары (С) |
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
0 |
0 |
Самостоятельная работа (всего) |
36 |
36 |
В том числе: |
|
|
Контрольная работа |
26 |
26 |
Реферат |
|
|
Другие виды самостоятельной работы: |
|
|
Работа с литературой |
10 |
10 |
Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен) |
|
Зачет |
Общая трудоёмкость час зач. ед.
|
72 |
72 |
2 |
2 |
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
3 | ||
Аудиторные занятия (всего) |
16 |
16 |
В том числе: |
|
|
Лекции |
8 |
8 |
Практические занятия (ПЗ) |
8 |
8 |
Семинары (С) |
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
0 |
0 |
Самостоятельная работа (всего) |
56 |
56 |
В том числе: |
|
|
Контрольная работа |
26 |
26 |
Реферат |
|
|
Другие виды самостоятельной работы: |
|
|
Работа с литературой |
30 |
30 |
Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен) |
|
Зачет |
Общая трудоёмкость час зач. ед.
|
72 |
72 |
2 |
2 |
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
3 | ||
Аудиторные занятия (всего) |
8 |
8 |
В том числе: |
|
|
Лекции |
4 |
4 |
Практические занятия (ПЗ) |
4 |
4 |
Семинары (С) |
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
0 |
0 |
Самостоятельная работа (всего) |
64 |
64 |
В том числе: |
|
|
Контрольная работа |
36 |
36 |
Реферат |
|
|
Другие виды самостоятельной работы: |
|
|
Работа с литературой |
28 |
28 |
Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен) |
|
Зачет |
Общая трудоёмкость час зач. ед.
|
72 |
72 |
2 |
2 |
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1 |
Биосфера |
1. Основные понятия и определения экологии. 2. Биосфера, её структура. 3. Живое вещество биосферы, его функции. 4. Круговороты веществ в биосфере. |
2 |
Экосистемы |
|
3 |
Организм и среда |
1. Основные среды жизни. Загрязнение окружающей среды. 2.. Адаптация организма к факторам. 3. Оценка качества окружающей среды.
|
4 |
Глобальные экологические проблемы |
1. Роль человека в биосфере и выбор концепции развития. Кризис цивилизации. 2. Истощение запасов пресной воды. 3. Проблема народонаселения. 4. Продовольственная проблема. 5. Экологические кризисы, бедствия и катастрофы. Сокращение биоразнообразия. 6. Проблема кислотных осадков. 7. Парниковый эффект. 8. Озоновые дыры. 10. Энергетическая проблема.
|
5 |
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. |
1. Виды управления природоохранной деятельностью. 2. Инженерная защита окружающей среды. Экозащитная техника и технологии. 3. Экономические механизмы охраны окружающей среды. 5. Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира. |
6 |
Социально-экономические аспекты экологии |
|
№ п/п |
Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин |
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
1. |
Безопасность жизнедеятельности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Прак. зан.
|
Лаб. зан.
|
|
СРС |
Всего час.
|
1 |
Биосфера |
4 |
|
|
|
10 |
14 |
2 |
Экосистемы |
4 |
|
|
|
10 |
14 |
3 |
Организм и среда |
2 |
6 |
|
|
2 |
10 |
4 |
Глобальные экологические проблемы |
2 |
2 |
|
|
6 |
10 |
5 |
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. |
3 |
8 |
|
|
3 |
14 |
6 |
Социально-экономические аспекты экологии |
3 |
2 |
|
|
5 |
10 |
|
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Прак. зан.
|
Лаб. зан.
|
|
СРС |
Всего час.
|
1 |
Биосфера |
2 |
|
|
|
12 |
14 |
2 |
Экосистемы |
2 |
|
|
|
12 |
14 |
3 |
Организм и среда |
1 |
2 |
|
|
7 |
10 |
4 |
Глобальные экологические проблемы |
1 |
|
|
|
9 |
10 |
5 |
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. |
1 |
6 |
|
|
7 |
14 |
6 |
Социально-экономические аспекты экологии |
1 |
|
|
|
9 |
10 |
|
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Прак. зан.
|
Лаб. зан.
|
|
СРС |
Всего час.
|
1 |
Биосфера |
1 |
|
|
|
13 |
14 |
2 |
Экосистемы |
1 |
|
|
|
13 |
14 |
3 |
Организм и среда |
0,5 |
|
|
|
9,5 |
10 |
4 |
Глобальные экологические проблемы |
0,5 |
|
|
|
9,5 |
10 |
5 |
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. |
0,5 |
4 |
|
|
9,5 |
14 |
6 |
Социально-экономические аспекты экологии |
0,5 |
|
|
|
9,5 |
10 |
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Наименование тем практических занятий |
Трудо-ёмкость (час.)
|
|
3 |
Расчет загрязнения воздуха от автотрассы |
2 |
|
Расчет загрязнения почвы от автотрассы |
2 | |
|
Определение выбросов углеводородов при хранении топлива |
2 | |
|
4 |
Расчет численности человечества |
2 |
|
5 |
Система поддержки принятия решений. Задача «воздух» |
2 |
|
Система поддержки принятия решений. Задача «вода» |
2 | |
|
Система управления отходами |
4 | |
|
6 |
Составление программы экологического мониторинга предприятия |
2 |
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Наименование тем практических занятий |
Трудо-ёмкость (час.)
|
|
3 |
Расчет загрязнения почвы от автотрассы |
2 |
|
5 |
Система поддержки принятия решений. Задача «воздух» |
2 |
|
Система поддержки принятия решений. Задача «вода» |
2 | |
|
Система управления отходами |
2 |
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Наименование тем практических занятий |
Трудо-ёмкость (час.)
|
|
5 |
Система поддержки принятия решений. Задача «воздух» |
2 |
|
Система управления отходами |
2 |
а) Основная литература
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ресурсы Интернет.
а) Специализированные аудитории, оснащённые стендовым материалом
б) Кафедральный компьютерный центр
_________________________________________________________________________
Разработчики:
кафедра Приборостроения доцент В.М.Игамбердиев
Целью преподавания дисциплины является подготовка студентов в области экологии на основе общебиологических и естественно-научных знаний с учетом конкретных практических задач
17 12 2014
1 стр.
Представляемая программа учебной дисциплины «Экология» в блоке естественнонаучных дисциплин федеральной компоненты составлен с учетом возможности выбора одного из трех вариантов: б
17 12 2014
5 стр.
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) отсутствуют
25 12 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки
18 12 2014
7 стр.
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
14 10 2014
1 стр.
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
14 12 2014
1 стр.
Целью изучения данной учебной дисциплины является усвоение студентами знаний об общем и особенном в историческом развитии региона Латинской Америки с древнейших времен до наших дне
12 10 2014
2 стр.
В результате изучения дисциплины «Историческая эвристика» студенты должны знать содержание курса, уметь применять полученные знания в практической учебной и научной деятельности
17 12 2014
1 стр.