Перейти на главную страницу
Регистрационный номер
рабочей программы:
Год утверждения / 2012 |
Cанкт-Петербург
во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модуля С2) дисциплины: 10 часов;
во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде консультации с элементами диалогового и интерактивного обучения; объем учебной работы за курс (освоение модулей С2) дисциплины: 18 часов;
в-третьих, – активная форма самостоятельной учебной работы студентов, включая использование материалов учебно-методического комплекса Клиническое обучение (разделы Делопроизводство, Организация делового общения, Интервьюирование клиента, Консультирование клиента, Профессиональная этика, Медиация), и разработку документа, направленного на развитие профессиональной карьеры (по результатам консультаций): 2 часа.
1.7. Организация учебных занятий
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
|
Понятие этики, дифференциация по видам, взаимодействие видов как компонентов однородной системы регулирования общественных отношений.
Место этики в правогенезе. Этика как ценностный аспект регулирования социального поведения. Этические нормы и юридические нормы: Сопоставительный анализ в свете знаний о действии права.
Представления о свободе и ответственности, о равенстве и справедливости, о чести, достоинстве, деловой репутации о сочетании и преломлении индивидуальных, групповых, коллективных (корпоративных) и профессиональных интересов. Синхронное регулирование и диффузия этических ценностей, принципов и норм в различные части и стадии функционирования механизма правового регулирования (на примере источников права различной отраслевой принадлежности). Этические кодексы профессиональной деятельности. Нормы, регламентирующие профессиональную деятельность юриста.
Конфликт интересов в регулировании трудовых отношений в условиях рыночной экономики и демократического общества. Этические конфликты, конфликты экономических интересов участников регулируемых отношений, правовые споры и механизмы их разрешения. Аморальные поступки, утрата доверия, нарушение конфиденциальности в регулировании трудовых отношений.
Тема 2. Понятие, принципы современного делового этикета. Деловой этикет, деловое общение и деловой протокол.
(Лекция - 2 часа, консультации для всего потока- 2 часа).
Деловой этикет – понятие, место и значение для обеспечения успеха профессиональной деятельности. Связь делового этикета и этики общения в профессиональной сфере. Разнообразие, культурные различия, история возникновения и развития делового этикета как вида этикетного регулирования. Основные подходы к внутренней дифференциации направлений этикетного регулирования. Деловой этикет юриста как особый вид этикета (постановка проблемы). Структура, инструментарий и механизм этикетного регулирования. Основные принципы делового этикета.
Деловое общение – формы, функции и структура. Понятие и содержание делового протокола. Деловой протокол юриста. Основные компоненты делового протокола (внешний вид; организация представления и поведения (знакомство и отдельные ритуалы делового поведения, манеры); устная речь делового человека; культура делового письменного общения).
Тема 3: Требования этикета к поведению юриста в стандартных формах профессионального общения.
(Лекция – 2 часа, консультации для всего потока – 4 часа)
Особенности делового общения в профессиональной деятельности юриста: виды общения, группы участников общения; формы общения. Монологи, диалоги, общения в группах и коллективах. Деловые беседы – совещания, обсуждения, переговоры, публичные выступления; интервьюирование, консультирование, разъяснение юридических положений. Характеристика целей, задач, этапов организации и проведения каждой формы делового общения, общих и специфических правил и ограничений со стороны делового этикета. Публичные выступления и участие в дискуссиях как формы общения студента в образовательной деятельности (рекомендации, требования и ограничения со стороны делового этикета).
Стили общения, различия требований этикета к различным стилям общения. Общение вербальное и невербальное – оценка информации с позиций психологии делового общения, требования и ограничения к языку общения, предъявляемые деловым этикетом.
Общие сведения об эволюции этикетных требований к беседам и переписке. Характеристика понятия и видов речевых конструктов, желательных и нежелательных с позиций делового этикета. Понятие техники юридического письма, способы её оценки с позиций делового этикета.
Документ как основная форма делового общения. Виды документов в деятельности юриста. Понятие эффективного документа и гарантии эффективности, разработанные психологией делового общения, юридической техникой и деловым этикетом. Заявления, сообщения и объяснения в деловой сфере и во взаимодействии субъектов образовательной деятельности. Виды письменных обращений обучающихся к должностным лицам образовательного учреждения.
Вежливость и учтивость в оформлении отдельных реквизитов делового письма.
Самостоятельная работа обучающихся с материалами УМК (раздел Делопроизводство) и литературой из рекомендованного списка с целью подготовки документа – по заданию преподавателя (см. образец задания) – 2 часа.
Тема 5. Защита деловой информации как экономического ресурса – аспекты делового этикета. (Лекция - 1 час; консультации-2 часа).
Общие требования и направления защиты деловой информации. Государственная тайна (три категории секретности: сведения особой важности; совершенно секретные и секретные). Сохранность коммерческой тайны. Постановка грифов секретности. Регулирование допуска. Утечка информации в оценке законодательства, коммерческих рисков и делового этикета. Организация перемещения охраняемой информации с целью защиты от утечки. Персональные данные, текущие планы, сведения о конфликтных ситуациях в коллективе как охраняемые объекты (обсуждение этической стороны проблематики). Охрана договоров, заключаемых фирмой. Источники утечки информации: персонал, документы, технические средства и системы обработки информации, линии связи, по которым передается информация. Система превентивной программы дезинформации промышленных шпионов.
Общая характеристика механизма взаимодействия и взаимообусловливания различных форм делового общения.
Владение деловым этикетом как гарантии успешного продвижения по карьерной лестнице. Планирование и развитие карьеры сквозь призму требований, рекомендаций и ограничений со стороны делового этикета. Поиск работы и трудоустройство (подбор делового партнера по этикетным основаниям, подготовка резюме, собеседование, оформление), первый день на работе (обстановка в офисе, организация рабочего места, перерывы и общение по неслужебным вопросам, соблюдение стандартных требований к внешнему виду, поведению, общению, работе с документами). Работа в команде, лояльность, приверженность общим интересам в пересечении экономических и этических факторов профессиональной деятельности.
Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение
2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины «Деловой этикет».
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы
Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется путем создания открытого доступа студентов к учебно-методическому комплексу Клиническое обучение (разделы Организация делового общения, делопроизводство, интервьюирование, консультирование, профессиональная этика, медиация), имеющемуся в локальной компьютерной сети юридического факультета, созданием электронного узла для общения обучающихся с преподавателем, специалистом по УМР, проведением общепоточных консультаций тематического характера, а также предоставления обучающимся списков обязательной и дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя проводится для выполнения письменного задания по темам 1, 3, 4 с целью подготовки юридического документа, сдаваемого преподавателю на проверку.
Примеры заданий:
I. Изучить положения Устава СПбГУ, Правил внутреннего распорядка, Правил обучения в основных образовательных программах, иных локальных актов университета, регулирующих образовательную деятельность, и составить юридическое заключение о наличии в названных актах норм, затрагивающих этическую сторону регулируемых отношений. Привести выбранные нормы с соблюдением требований к оформлению реквизитов юридических документов. Объем документа – 3 страницы.
II. Составить личное резюме с целью замещения выбранной вакансии с соблюдением стандартных национальных требований общего делопроизводства, а также требований и принципов этикета к структуре резюме, стилю официального документа, его оформлению, (Предложение о вакансии приложить к резюме). Объем документа (вместе с приложением) – 3 страницы.
Ш. Изучить материалы любого из сайтов, где организовано информирование и обсуждение проблем деятельности какой-либо организации. Составить Аналитический обзор состояния организации делового общения на выбранном сайте с точки зрения соблюдения (нарушений) принципов и требований делового этикета и защиты служебной информации, высказать в этичной форме рекомендации. Объем документа – 3 страницы.
Зачет по «Деловому этикету» проводится в письменной форме и представляет собой выполнение задания, состоящего из двух разделов. Кроме того, студенты в день проведения зачета сдают подготовленный в рамках самостоятельной работы документ (см. образцы заданий к самостоятельной работе – раздел 2.1.2 настоящей РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. Студенты имеют право сдать документ на проверку на промежуточной аттестации. В таком случае на зачет студенты приносят оцененный в ходе промежуточной аттестации документ (в подлиннике либо в копии). Документ должен быть сдан вместе с листом письменного задания, к окончанию проведения зачета. Продолжительность проведения зачета – сорок пять минут.
Описание содержания письменного задания и шкала начисляемых баллов за ответы.
Первый раздел предназначен к выявлению и оцениванию системных знаний обучающихся и включает пять открытых вопросов, каждый из которых состоит из определенного числа конструктивных элементов (признаков, частей, наименований), их перечисление составляет содержание ответа, которое обучающийся вписывает в специально отведенные для этого строки. Оценка проставляется на полях листа задания против строк ответа.
За полный и правильный ответ на каждый из пяти вопросов начисляется 4 балла, за неполный (в объеме более половины корректно названных элементов) - 2 балла, при включении в перечень чуждых элементов, равно как при половине и менее половины корректно названных элементах - 0 баллов.
Таким образом, максимальное количество баллов за первый раздел – 20, минимальное – 0, число начисленных баллов будет четным.
Второй раздел предназначен выявить глубину знаний обучающегося, а также навыки составления профессионального текста, логичного и выдержанного в свете требований делового этикета, равно как и требований к оформлению письменной адресации к преподавателю. Задание предполагает развернутый ответ на один из вопросов, касающихся материалов первого раздела задания. Ответ должен включать: - описание содержания конструктивных элементов и комментарии, либо аргументацию, рекомендации и выводы обучающегося.
Максимальное количество баллов – 25
Ответы должны быть представлены в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов.
Основания для снижения оценки:
Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный.
Наличие в ответах любой юридической или фактической ошибки является основанием для снижения оценки. Оценка может быть снижена также за неточности в правильном ответе;
От 11 до 20 баллов – документ оформлен безупречно, информация изложена ясно и последовательно, в соответствии с целевым назначением документа, но нарушены общие принципы и (или) конкретные требования делового этикета к деловому письменному общению.
От 20 до 40 баллов – содержание и оформление корректны и отвечают как принципам, так и требованиям делового этикета.
Таким образом, максимальное количество баллов за письменное задание 85 баллов
Раздел 1 - 20 баллов. Раздел 2 - 25 баллов Документ – 40 баллов.
Незачет – 42 балла и менее. Зачет – -43 и более баллов.
____________________________________________________________
I. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
1.Назовите 5 основных требований делового этикета к речевому стилю юридического документа:___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите 4 основные фазы (стадии, этапы) проведения деловых бесед
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите 6 обязательных правил успешного проведения делового телефонного разговора, соответствующих этапам его проведения : ___________________________________ _________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Назовите 4 общепринятые техники малого разговора.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назовите 4 конструктивные основы Гарвардского метода ведения принципиальных переговоров.__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Вопрос для проверки навыков профессионального письма.
Раскройте содержание конструктивных элементов, которые Вы перечислили в вопросе __ I раздела, охарактеризуйте применение к ним принципов и требований делового этикета, выскажите этикетные рекомендации и сформулируйте запреты (ошибки), чтобы работник, участвуя в характеризуемой Вами форме делового общения не претерпел упрека в нарушении делового этикета. (Ответ запишите на оборотной стороне листа задания).
Уважаемый студент, приложите выполненный Вами в рамках самостоятельной работы документ к листу ответа.
________________________________________________________________
2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины
2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации преподавателей, допущенных к преподаванию дисциплины/проведению практики/руководству курсовой работой.
При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «Деловой этикет», были учтены требования к квалификации и опыту преподавателей.
2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом
Для преподавания настоящей учебной дисциплины (анкетирования) требуется вспомогательный персонал.
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса не предусмотрены.
2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования – стандартные.
2.3.3. Требования к специализированному оборудованию отсутствуют.
2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению отсутствуют.
2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов – стандартные.
2.4. Информационное обеспечение
2.4.1. Список обязательной литературы
1. Фишер Р., Юри У., Паттон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. М., 2007
2.
3. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2008.
5. Психология и этика делового общения :учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2010.
Разработчик (и) рабочей программы
Фамилия, имя, отчество |
Ученая степень |
Ученое звание |
Должность |
Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон) |
Доброхотова Елена Николаевна |
К.ю.н. |
- |
доцент |
329-28-32 |
В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:
Первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий) | ||
Наименование кафедры |
Дата заседания |
№ протокола |
|
|
|
|
|
|
Второй уровень (соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы) | ||
Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом | ||
Уполномоченный орган (должностное лицо) |
Дата принятия решения |
№ документа |
|
|
|
Иные документы об оценке качества рабочей программы
Документ об оценке качества |
Дата документа |
№ документа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утверждение рабочей программы
Уполномоченный орган (должностное лицо) |
Дата принятия решения |
№ документа |
|
|
|
Внесение изменений в рабочую программу
Уполномоченный орган (должностное лицо) |
Дата принятия решения |
№ документа |
|
|
|
|
|
|
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) отсутствуют
25 12 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентами очной формы обучения по направлению подготовки 080100. 62 «Экономик
13 09 2014
5 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки
18 12 2014
7 стр.
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
14 10 2014
1 стр.
Целью изучения данной учебной дисциплины является усвоение студентами знаний об общем и особенном в историческом развитии региона Латинской Америки с древнейших времен до наших дне
12 10 2014
2 стр.
В результате изучения дисциплины «Историческая эвристика» студенты должны знать содержание курса, уметь применять полученные знания в практической учебной и научной деятельности
17 12 2014
1 стр.
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100. 62 Зоотехния (профиль «Технология производства продуктов животноводства») и примерной учебной программы по ди
18 12 2014
5 стр.
Разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Мировая художественная культура», одобренной и рекомендованной для использования
01 09 2014
1 стр.