Перейти на главную страницу
1.1. Обзор развития казахстанской экономики при переходе к рынку. Сегодняшнее положение
1.2. Внешне-торговая политика Казахстана в переходный период.
1.3. Место Китая в экономике Казахстана.
1.1.Экономика Китая: современное положение.
1.2. Экономическая политика и внешне – экономическая деятельность
Глава 3.Экономическое сотрудничество Казахстана с Китаем.
3.1. Перспективы развития двусторонних отношений.
3.2. Сотрудничество в нефтяной отрасли
3.3. Казахстанско-китайские торговые отношения
С момента превращения Казахстана в независимое государство казахстанско-китайские отношения развивались весьма динамично. Они всегда были отмечены стремлением обеих сторон к налаживанию равноправного, взаимовыгодного партнерства.
Китай был одной из первых стран, с которой у Казахстана состоялся обмен посольствами. В октябре 1993 года в ходе визита Президента Н.А. Назарбаева в КНР была подписана Совместная Декларация об дружественных основных взаимоотношениях между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой. Важную роль в развитии двусторонних отношений сыграл визит Премьера Государственного Совета КНР Ли Пэна в Алматы в апреле 1994 года. В результате переговоров был подписан целый ряд межправительственных документов. Среди них - Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе. Мы считаем его документом огромной исторической важности:
Оно создает солидную основу для дальнейшего развития дружественных отношений между нашими странами.
Визит Президента Казахстана в Пекин в сентябре прошлого года стал новым важным шагом в развитии казахстанско-китайских отношений. Стороны подписали совместную Декларацию о дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимоотношений между Казахстаном и КНР. Она подтверждает обоюдное стремление вывести на новый уровень сотрудничество двух стран во многих областях.
В ней также указывается, что Казахстан признает правительство КНР единственных законным правительством Китая, а Тайвань - неотъемлемой частью его территории. Поэтому Казахстан не будет устанавливать с Тайванем официальных отношений.
Мы ожидаем приезда в Казахстан Председателя КНР Цзян Цзэминя. Его знают и уважают в нашей стране. Визит китайского руководителя станет новой вехой в казахстанско-китайском сотрудничестве.
Китай является одним из крупнейших внешнеэкономических партнеров Казахстана. Наши страны сотрудничают в таких областях, как энергетика, горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая промышленность, производство удобрений.
В настоящее время большая часть внешнеторгового оборота с КНР приходится на Синьцзянь-Уйгурский автономный район. Это естественно, так как этот регион непосредственно граничит с Казахстаном. Однако мы заинтересованы и в том, чтобы развивать торговлю с центральными и южными китайскими провинциями, со свободными экономическими зонами
Мы надеемся, что этому поможет открытие железной дороги, связывающей Казахстан с портом Ляньюнган. А подписанное в сентябре прошлого года соглашение об использовании этого порта для обработки и транспортировки казахстанских грузов открывает для нас путь к Тихому океану.
Развиваются культурные связи между нашими странами. Проходят гастроли артистов. В китайских вузах учатся студенты из Казахстана, а китайские студенты - в казахстанских вузах.
Удовлетворены ли мы нынешним состоянием казахстанско-китайских отношений? И да, и нет. Да - поскольку уровень политического диалога между нашими странами остается стабильно высоким, поскольку создана солидная договорно-правовая база нашего сотрудничества, наши позиции по важнейшим международным проблемам во многом совпадают. Нет - поскольку заключенные двусторонние соглашения и достигнутые договоренности пока не начали работать в полную силу. Я имею в виду прежде всего сферу экономики.
Однако я уверена, что наши отношения во всех областях жизни будут развиваться так же динамично, в духе равноправия взаимной выгоды, на благо народов наших стран.
Плодотворно развивались последние 5 лет дипломатические отношения между Казахстаном и Китайской народной республикой.
Пятилетнее развитие двусторонних отношений между Казахстаном и КНР показало доверительные отношения, которые были закреплены двусторонней декларацией «О взаимодействии и партнерстве» Это соглашение налагает большую ответственность на обе страны. В дальнейшем, отношения между нашими странами будут носить поступательное экономическое и политическое движение. В последнее время произошли и другие важные события. Это безусловно, подписание пятистороннего соглашения в г. Шанхае, касающееся установления мер доверия в район границы. Его подписали Казахстан, Кыргыстан, Таджикистан, Россия и КНР. В апреле ожидается подписание следующего соглашения между этими пятью государствами по сокращению вооруженных сил в районе границы.
Динамично развиваются торгово –экономические отношения между нашими странами. Важным событием явилось подписание соглашения об использовании Казахстаном китайского порта Ляньюнган, который даст нашей республике выход к открытому морю для осуществления торговых связей с Японией, Южной Кореей, странами Юго-Восточной Азии.
Очень важна в этих отношениях инициатива Казахстана по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, подчеркнул А. Шакиров, которая нацелена на укрепление безопасности на континенте. КНР – великая страна, к тому же наш сосед – активно участвует в этом процессе.
Принципиальные вопросы в основном мы решили. Один из главных заключается в том, что Китай после присоединения Казахстана к Договору о нераспространения ядерного оружия.
Исходя из вышесказанного я считаю, что выбранная мной тема особенно актуальна на сегодняшний момент.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА КАЗАХСТАНА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Переход к рынку в Казахстане считают в связи с либерализацией цен в 1992 г. По-видимому, рост цен должен был привести в определенное соотношение спрос и предложение. Предполагалось, что цены будут формировать производство продукции. Однако такую роль цены выполняют в развитой рыночной экономике, когда имеется рыночная среда. В то время у нас не было развитого рынка. Произошло то, что выбор Правительства классической либеральной и неоклассической модели рыночного саморегулирования - свободного рынка - оказался ошибочным. Экономика Казахстана вошла в глубокий экономический кризис. Экономика потеряла свое управление:
- почти полный паралич производства;
- гиперинфляция;
- падение курса национальной валюты;
- продолжение разрыва хозяйственных связей;
- рост неплатежей;
- рост бартерных сделок.
Руководство республики было вынуждено провести ряд организационных мер и по существу менять программу реформ. В июне-августе 1994 г. была принята программа 15-ти месяцев "стабилизации экономики и выхода из экономического кризиса". Ставилась тактическая цель: обеспечить в 1995 г. макроэкономическую стабилизацию, создать основные предпосылки и условия для создания системы рынков: товарного и финансового.
Проводимые экономические реформы в Казахстане условно разделяют на три этапа.
1 этап - 1991-1993 гг. - "романтический" этап - веры в могущество рынка.
2 этап - 1993-1995 гг. - стабилизация экономики, сокращение инфляции, полный расчет с иностранными долгами.
3 этап - 1996 - настоящее время - продолжение жесткой финансово-кредитной политики, структурная перестройка экономики.
В Казахстане на государство возложены особенные функции в переходной экономике:
1) руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики.
2. Руководство процессом приватизации, ее масштабов, сроков и форм проведения, оценки приватизируемого государственного имущества и т.д.
3. Обеспечение правовой основы всех преобразований.
4. Умелое проведение макроэкономической политики - кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и др.
Надо сказать, что первоочередную задачу - преодоление кризисных явлений, таких как инфляция, наше государство решает, проводя жесткую денежно-кредитную, финансовую политику. Так, осуществление контроля за денежной массой, приведение банковских учреждений к системе мировых стандартов и ограниченному количеству, изменения в политике кредитования, - это все меры, принимаемые государством в целях экономической стабилизации положения в стране. Необходимо отметить, что формируется правовая основа рыночного государства — изданы законы и нормативные правовые акты, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства, упор делается на защиту и поддержку частной собственности. Реструктуризация коснулась всех звеньев государственной власти: налоговых органов, таможенных органов, министерств и ведомств.
А теперь перейдем к сегодняшнему состоянию казахстанской экономики и рассмотрим основные макроэкономические показатели.
За первое полугодие 1999 г. производство валового внутреннего продукта (ВВП), по оперативным данным Нацстатагентства РК, составило 835,6 млрд. тенге, что превысило уровень соответствующего периода прошлого года на 2,2%. Дефлятор, характеризующий изменение общего уровня цен, за этот период составил 112% к уровню 1-го полугодия 1998 г.
За первое полугодие 1999 г. обеспечен прирост производства товаров (3,0%) и услуг(1,7%), удельный вес которых в ВВП составил соответственно 30,8 и 64,3%. Доля производства товаров в ВВП в первом полугодии уменьшилась на 2,7% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, что связано с более низкими темпами роста цен в отраслях, производящих товары. Дефлятор в производстве товаров за первое полугодие 1999 г. по отношению к первому полугодию 1998 г. составил 102,2%.
Увеличение реальных объемов производства товаров произошло за счет роста валовых добавленных стоимостей (ВДС) в промышленности (прирост составил 1,1%) и строительстве (30%). Основную долю в производстве ВВП составляет ВДС промышленности (23%), что в сравнении с соответствующим периодом прошлого года ниже на 2,2%.
Таблица 1 Структура производства валового внутреннего продукта | |||||
за 1-е полугодие 1999 г, | |||||
Отрасли |
ВДС |
Реальное |
Дефлятор |
Структура | |
|
и чистые |
изменение |
ВДС |
ВВП, | |
|
налоги |
ВДС |
и чистых |
% | |
|
в текущих |
и чистых |
налогов, |
| |
|
ценах 1999 |
налогов, |
% |
январь - июнь | |
|
года, |
% |
|
|
|
|
млрд. тенге |
|
|
1998 г. |
1999 г. |
Валовой внутренний продукт |
835,6 |
102,2 |
112,0 |
100,0 |
100,0 |
Производство товаров |
257,4 |
103,0 |
102,2 |
33,5 |
30,8 |
Сельское хозяйство, лесное хо |
|
|
|
|
|
зяйство и рыбное хозяйство |
32,0 |
95,2 |
96,9 |
4,8 |
3,8 |
Промышленность |
195,2 |
101,1 |
103,1 |
25,6 |
23,4 |
Строительство |
30,2 |
130,0 |
102,0 |
3,1 |
3,6 |
Производство услуг |
537,2 |
101,7 |
117,2 |
61,7 |
64,3 |
Торговля |
152,4 |
101,3 |
114,0 |
18,1 |
18,2 |
Транспорт и связь |
93,4 |
104,1 |
108,8 |
11,3 |
11,2 |
Прочие отрасли, |
|
|
|
|
|
производящие услуги |
291,4 |
101,1 |
121,9 |
32,3 |
34,9 |
Валовая добавленная |
|
|
|
|
|
стоимость |
794,6 |
102,2 |
111,9 |
95,2 |
95,1 |
Чистые налоги |
|
|
|
|
|
на продукты и импорт |
41,0 |
102,2 |
115,0 |
4,8 |
4,9 |
| |||||
|
торговлей, коммунальных и персональных услуг, операций с недвижимым имуществом, арендных услуг и услуг предприятий (доля прочих отраслей, производящих услуги, составила 34,9%). Дефлятор в производстве услуг за первое полугодие 1998 г. по отношению к первому полугодию 1997 г. составил 117,2%.
Удельный вес производства в ВВП во втором квартале составил 52,1% от ВВП первого полугодия (табл.2).
Реальный объем ВВП во втором квартале текущего года составил 102,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Таблица 3 Основные социально-экономические показатели, характеризующие | |||||
развитие Республики Казахстан в 1999 г. | |||||
|
|
В % к |
|
| |
Экономические индикаторы |
Январь- |
Соответствующему |
Июль |
| |
|
июль |
Периоду 1998 г. |
1999 г. |
| |
|
1999 г. |
|
в % |
| |
|
|
Январь- |
июль |
к июню |
|
|
|
Июль |
1999 г. |
1999 г. |
|
|
|
1999 г. |
|
|
|
ВВП, млрд. тенге* |
835,6 |
102,2 |
X |
X |
|
Объем промышленной |
|
|
|
|
|
продукции (работ, услуг), млрд. тенге |
464,7 |
100,3 |
94,4 |
102,0 |
|
Объем валовой продукции |
|
|
|
|
|
сельского хозяйства, млрд. тенге |
79,2 |
95,1 |
94,9 |
120,1 |
|
Инвестиции в основной капитал, млрд. тенге |
83,2 |
152,4 |
125,4 |
97,9 |
|
Перевозки грузов всеми видами |
|
|
|
|
|
транспорта, млн. тонн |
692,2 |
99,8 |
95,5 |
91,0 |
|
Объем услуг связи, млрд. тенге* |
15,8 |
119,1 |
114,9 |
104,6 |
|
Розничный товарооборот |
|
|
|
|
|
по всем каналам реализации, млрд. тенге |
227,8 |
120,8 |
117,1 |
103,5 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
по зарегистрированным предприятиям |
|
|
|
|
|
торговли, млрд. тенге |
65,6 |
89,2 |
89,9 |
99,8 |
|
Внешнеторговый оборот, млн. долл. США* |
7196,6 |
104,9 |
111,5 |
101,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
экспорт товаров |
3161,8 |
94,7 |
106,0 |
97,6 |
|
импорт товаров |
4034,8 |
114,7 |
115,4 |
106,9 |
|
Численность официально зарегистри |
|
|
|
|
|
рованных безработных на конец отчетного периода, тыс. человек |
268,8 |
X |
99,0 |
99,8 |
|
* За январь - июнь 1999 г. |
Об экономическом положении Республики Казахстан в первом квартале 1999 года и мерах по его улучшению
В1 квартале т.г. работа Правительства была направлена на последовательное выполнение среднесрочной Программы по углублению реформ в рамках индикативного плана социально-экономического развития на 1999 год (табл.1).
В результате предпринимаемых мер макроэкономическая ситуация в республике в течение всего 1 квартала продолжала оставаться относительно стабильной, а по отдельным показателям проявлялись тенденции некоторого улучшения.
В 1999 г. происходит рост валового внутреннего продукта (ВВП), объемов промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года,
Уровень инфляции снизился с 2,1% в январе до 1,7% - в феврале и 0,8% - в марте 1999 г.
В марте т.г. снижение среднемесячного курса тенге к доллару США относительно декабря предыдущего года составило 3,8% против 1,9% за 1 квартал 1996 г.
Ставка рефинансирования Национального банка в течение шести последних месяцев держится на уровне 35% годовых. Улучшение работы экспортоориентированных предприятий позволило увеличить объем экспорта в 1 квартале 1999 г. по сравнению с 1 кварталом 1998 г. на 8,1%.
Бюджетная и налоговая политика
Объем доходов государственного бюджета по сравнению с соответствующим периодом 1998 г. увеличился на 6%.
Доля налоговых поступлений в бюджет в январе-марте по сравнению с соответствующим периодом 1998 г. снизилась на 3,3 пункта вследствие продолжающегося кризиса взаимных неплатежей, а также низкой собираемости налогов и платежей в бюджет от предприятий. По оценке Министерства экономики и торговли, на снижение налоговых поступлений повлияла отмена отчислений в отдельные фонды специального назначения, например в Фонд охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Обзор развития казахстанской экономики при переходе к рынку. Сегодняшнее положение
16 12 2014
5 стр.
Современное состояние и перспективы развития элеваторной промышленности Казахстана
25 12 2014
1 стр.
Современное состояние и перспективы социально экономического развития город
01 10 2014
36 стр.
15 10 2014
1 стр.
По динамике, характеру и особенностям развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и Южной Кореей в послевоенный период условно можно выделить несколько этапов
08 10 2014
5 стр.
Земли. Уже одного этого достаточно, чтобы причинный анализ путей долговременных преобразований социо-демографических систем и их эволюционной преемственности оказался одной из наи
11 10 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
Состояние экономики края и дальнейшие перспективы его развития напрямую связаны с эффективным освоением природных ресурсов. Экономика края имеет четко выраженную сырьевую направлен
08 10 2014
1 стр.