Экспедиция в монастырь святого Креста в Иерусалиме.
Слайд 23
Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок, расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима.
Слайд 24
Но монастырские окна всегда оставались закрытыми,
Слайд 25, 26
а его единственные ворота никогда не впускали посетителей.
Слайд 27
История основания и процветания этого монастыря в трудах греческого и грузинского монашества связана с Грецией и Грузией.
.Это очень древний монастырь, построен в IV веке нашей эры грузинами и служили там грузинские монахи.
Слайд 28, 29, 30
Стены монастыря украшают росписи грузинских художников и надписи на грузинском языке. Но монастырь известен не столько своими древними стенами и уникальными фресками и иконами, сколько именем своего насельника, находившегося здесь в XII веке, поэта Шота Руставели. По преданиям он провел там последние годы жизни.
Купцы, путешественники и другие посетители Монастыря Креста, описывали в своих заметках, что на с.тене видели нарисованный портрет старца с подписью "Я , Шота из Рустави, собственноручно подписал этот портрет". Вот почему в 1960 году к юбилею 800- летия великого поэта, грузинская Академия Наук снарядила в Иерусалим группу исследователей, во главе с Ираклием Абашидзе, чтобы выяснить, что же произошло с портретом великого Ш.Руставели в Крестовом Монастыре.
Слайд 31
Стена и приблизительное место на стене экспедиции были известны, но портрета не было.
Слайд 32
После тщательного изучения удалось обнаружить портрет Руставели, который, к счастью, оказался не стертым, не был поврежден и находился под толстым слоем темно-коричневой краски. Её очистили и копию привезли с собой на родину.
Слайд 33
Это фреска, с изображением коленопреклонного человека в красном плаще и надпись на старогрузинском "Руставели".
Слайд 34
О научной деятельности экспедиции поэт И.Абашидзе написал в книге "Палестинский дневник", которая вышла в 1967 году и цикле стихотворений "По следам Руставели".
Слайд 35
А Грузинский композитор Отар Тактакишвили написал по этим стихам музыкальное произведение для хора в жанре Оратории
Слайд 36, 37
ОРАТОРИЯ, крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы.
Оратория.- воспевание, хвала легендарному поэту Грузии и рассказ о трагической его судьбе.Добавьте описание
VII. Мы сейчас с вами прослушаем фрагмент музыки, где автор попытался передать самый трагический момент жизни великого поэта, - последние дни, минуты жизни. Обратите внимание на вступление, характер, состав исполнителей.
(Слушание музыки фрагмнент из оратории О.тактакишвили "Сегодня умер Руставели..")
Слайд 38
"В это утро ушел большой поэт,
Вечной мудрости он оставил след.." Драматизм прослеживается уже в стихах.
Слайд 39"Он не пил, не ел, лишь в окно смотрел: Там с последней надеждою, Видел он горы снежные,
Слайд 40
Слайд 41 "Что же видел он, что искал в дали? Видел Грузию, видел край родной, видел Родину:" а какие слова ещё подчёркивают тоску по Родине? видел край родной:"
Вопрос учителя Как это выражено в музыке?
Трагическое звучание, низкий регистр, минор, скорбный характер, музыка, как эпическая повесть. Особенно трагична горестная реплика: Шота! Как будто весть облетела весь народ.
Вопрос учителя Кто исполняет ораторию?Во вступлении мы слышим орган, который как бы имитирует колокольный погребальный звон. Именно это звучание вводит нас в обстановку происходящих событий.
Я услышал(а) смешанный хор, был солист- бас, симфонический оркестр.
Почти всё произведение звучит в низком регистре у басов, в миноре, (темно), скорбный характер музыки, Мелодия распевная, похожая на народные, старинные песнопений.
В музыке несколько характеров: мы слышим, как великая мужественность поэта сплетается с бесконечной тоской его по Родине. Мне кажется не смерти он боится, а мучает его то, что умирает вдали от Родины: Вопрос учителя Сколько образов создал композитор?
Образ тоски по Родине и образ великой мужественности.
Слайд 42
Вопрос учителя В чём заключается музыкальная драматургия этого произведения ?
Образ великой мужественности поэта переплетается с бесконечной тоской по Родине - Мы слышим музыку уверенную, гордую, крепкую, мужественную и в то же время, -лирическую, печальную, тоскливую тихую, страдальческую.