Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Международная конференция «Румянцевские чтения 2005

Т е м а: Электронные библиотеки России




Автор доклада: Татьяна Долгодрова

Данные об авторе: НИО редких книг (Музей книги) РГБ, доктор исторических наук

Название доклада: О создании каталога собрания переплетов якоба краузе и его круга, хранящегося в Российской государственной библиотеке (бывшей Ленинке), Москва

__________________________________________________________________________________


Искусство художественного переплета существует столько, сколько существует сама книга. В средние века многообразие материалов, из которых делались переплеты, было почти безгранично: благородные металлы – золото, серебро, платина; слоновая кость, эмали, драгоценные камни; жемчуг для окладов богослужебных книг, ставших подлинными шедеврами ювелирного искусства. Переплеты делались из дерева, шелка, бархата, бисера и вышивок, а также из кожи овец, телят, свиней и коз, специальным образом выделанной кожи – пергамена, оставляемых естественного цвета или же окрашенных в разные цвета: красный, синий, черный, но предпочтение отдавалось коричневому цвету. Особой роскошью отличались библиофильские переплеты, сделанные по заказу королей и герцогов, высшего духовенства.

И однако, как никакое другое, искусство художественного переплета оставалось анонимным вплоть до XVI века. Именно тогда в Западной Европе стали известны два знаменитых переплетчика, в работах которых проявился уникальный, ни на что не похожий индивидуальный стиль. Во Франции – это был анонимный переплетчик, совместивший в своей работе итальянские и французские влияния, работавший для Жана Гролье (1479-1565), библиофила, министра финансов Франции. Его манера получила название “стиль Гролье” и явилась вершиной переплетного искусства во Франции. А в Германии самым прославленным мастером стал Якоб Краузе. В сущности, это был первый случай, когда имя переплетчика стало знаменитым. Последнее время научный интерес к работах Якоба Краузе особенно возрос, свидетельством чему является фундаментальная монография Д-ра Конрада фон Рабенау (1).

Дата рождения Якоба Краузе, как это часто было в то время, точно неизвестна, выяснено только, что он родился между 1526 и 1527 годами в городе Цвиккау, а умер в 1585 году в Дрездене. Вначале Краузе работал для некого Антона Фюггера в Аугсбурге, а затем, с 1566 года стал придворным переплетчиком курфюрста Августа Саксонского, правившего с 1553 по 1586 год, и пробыл при его дворе до своей смерти. С 1574 по 1578 год Краузе обучал ученика Каспара Мойзера, ставшего с 1578 года также придворным мастером, наследовавшим тайны ремесла своего учителя.

В работах Якоба Краузе иногда можно встретить монограмму “J.K.F.” – “Jakob Krause fecit” (“Делал Якоб Краузе”), а герб его изображал картуш с кружкой, имеющей монограмму “J.K.”, и букетом цветов в ней. Когда Якоб Краузе стал придворным мастером, внизу его герба появился автограф – собственная роспись (2). Кружка по-немецки “Krug” – напоминала здесь о первой букве его фамилии, а букет цветов явно в духе того времени олицетворял душу, наполняющую тело.

Главной новизной в переплетах Краузе явилось обильное золотое тиснение, хотя само по себе оно и раньше было широко употребимо. Золотой декор – способом “горячего тиснения” (глубокий рельеф) – завезли в Европу арабы в конце XIV века: сначала оно появилось в Италии и Испании, и только в начале XVI столетия во Франции и Германии. Переплетчик, используя тончайший листок сусального золота, наносил это тиснение на кожу с помощью железных штампов, разогретых до очень высокой температуры. В конце XV века в орнаментике кожаных переплетов появляется к тому же и эффект цвета. Именно на нем строится весь “стиль Гролье”, в котором применялась аппликация из разноцветной кожи – настоящая мозаика – с дополнительной орнаментикой золотым тиснением. Позже, уже в XVI веке, для переплетов использовали марокен различной окраски, покрытый игрой завитков золотого орнамента или же плетеных узоров, иногда эти переплеты покрывались тонким слоем воска или лака, что придавало коже дополнительный блеск. Переплеты делались полихромными, с дополнительной раскраской кистью, а иногда на них писались целые миниатюры масляной живописью. Мы сталкиваемся с этим и в творчестве Якоба Краузе.

Уникальность его знаменитого стиля состоит в том, что он совместил в своих работах характерные черты немецкого искусства с итало-французской, восточной, арабской орнаментикой, создав некий оригинальный мотив, ставший постоянным в его переплетах. Арабески, применяемые Краузе, по-видимому, объясняются влиянием венецианского искусства с его всегда заметным восточным оттенком. Другими словами, в переплетах Краузе мы встречаем как бы итальянский Ренессанс, но венецианского толка, вместе с национальными немецкими вкусами, и обе эти тенденции на удивление удачно сочетаются у замечательного мастера. В материалах для его работ преобладает телячья кожа (опоек) коричневого цвета в сочетании с золотом и очень редко встречаются красные или синие переплеты. Крышки их Краузе иногда украшал блинтовым тиснением, но предпочтение все же отдавал золоту. Кроме золотого – еще реже, чем блинтовое, - использовал и серебряное тиснение, но всегда орнаменты делались с безупречным художественным совершенством. Также редко он применял и наборную мозаику из кожи. Это золотое, серебряное или блинтовое тиснение Краузе употреблял для миндалевидных средников и наугольников, часто с богатейшим декором в стиле арабских храмов, просматриваются в его декоре также картуши и рамки. Вместе с тем, очень часто можно встретить штамп одного и того же портрета курфюрста на верхней крышке переплета на фоне контура большого саксонского герба. Подобные гербы употреблялись и на верхней, и на нижней крышках, а на верхней крышке переплета часто тиснением делалось и название книги.

Кроме гербов и портретов герцога, золототисненных орнаментов, рамок, пунктиров, - на переплетах были и предметные изображения (реже фигурки): цветы, букеты, ангелы. Иногда композиции Краузе имели в среднике изображение “Распятия”, в переплете из РГБ с этим сюжетом дополнительно сделана еще и раскраска тиснения масляными красками. В орнаментике Краузе есть элементы с изображениями фигур святых: Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, апостолов Павла и Петра. Причем в изображение св. Павла вмонтирована монограмма “К”. Краузе владел всем арсеналом средств для тисненой орнаментики своих переплетов – это 171 штампик для наборного орнамента, так называемые “качалки” для проведения прямых линий – рамок, 38 штампов для большого цельного орнамента, 19 цилиндров-ролей для накатки орнамента.

Помимо золототисненных опойковых переплетов, у Краузе было много переплетов из свиной кожи натурального цвета с блинтовым тиснением, сделанных в ренессансном стиле. Но они почти не отмечены персональным стилем Краузе и напоминают добротно сделанные придворные переплеты немецких книг XVI века из собрания ангальских герцогов, в частности, но имеют в средниках золотое тиснение штампов Краузе и золотые обрезы с характерным “краузевским” тиснением.

Есть у этого мастера и образцы применения блинтового тиснения столь глубокого (видимо, по сильно разогретой коже), что оно напоминает конгревное, которое появится только в XVIII веке. Среди переплетов Краузе отдельной группой выделяются гибкие пергаменные переплеты с изящным золотым тиснением, как бы “экономным”, не столь обильным, как в переплетах кожаных. Эта группа переплетов была сделана Краузе только для личной библиотеки Августа Саксонского и размещалась в специальных футлярах, напоминающих драгоценные шкатулки из слоновой кости.

Краузе переплетал не только для курфюрста и его семьи, но и для ближайшей знати и всего двора Августа, поэтому его переплеты есть в других библиотеках, кроме Саксонской. До Второй мировой войны в Саксонской государственной библиотеке в Дрездене находилось 1200 переплетов, в Главном государственном архиве Дрездена было 58 переплетов Краузе и 43 футляра для книг его работы, все футляры и 4 книги имели монограмму и герб мастера – а это документально точно подтверждает его работу. Также большая группа переплетов была в библиотеке Дрезденской гимназии. Отдельные разрозненные группы “краузевских” переплетов хранились в собраниях Дармштадта, Копенгагена, Лейпцига (Музей книги и Городская библиотека) и в частных коллекциях.

В собрании Российской государственной библиотеки, кроме единого собрания Краузе, насчитывающего 385 переплета, находится несколько десятков его переплетов или переплетов в его стиле, распыленных в фонде XVI века, 1 переплет, предположительно, Якоба Краузе в собрании Бехера и 4 переплета работы его ученика Каспара Мойзера в том же собрании К.Ф. Бехера, таким образом общее их количество – более 400. Среди них – 271 переплет из кожи с золотым тиснением, 6 – из кожи с серебряным тснением, 5 – из кожи с золотым тиснением и раскраской масляными красками, 69 из пергамена с золотым тиснением. Из работ Каспара Мойзера – 13 переплетов с золотым тиснением, 8 переплетов из пергамена с золотым тиснением. Кругу Краузе принадлежит 6 кожаных переплетов с золотым тиснением.

Одной из самых важных новаций в искусстве переплета XVI столетия явилась ренессансная мода на обрезы. Обрезы переплетов стали объектом декоративных изысков. Обрезы начали золотить – наносить кистью твореное золото – с XIII века, иногда на них делались еще и рисунки. Поскольку книги были в библиотеках во множестве, в моду в это время входит расположение книг, обращенных на полках не корешком книги, как мы делаем сейчас, но обрезом наружу, к зрителю. Поэтому обрез становится в эпоху Ренессанса чуть ли не главным элементом переплета. Иногда на обрез стало наноситься даже название книги или же на нем делались настоящие живописные темперные миниатюры. Вот и во многих переплетах Краузе акцент с крышек смещен на обрез. Именно обрезы его работы поражают своей немыслимой роскошью – золото, раскраска, гравировка. На этих обрезах мы встречаем гравировки с раскраской коричневой охрой: “чешуя рыбы” (понятно, что обрезы, содержащие такой намек на Христа, украшали религиозные книги), плетенки, имитирующие крученую веревку, гербы – либо государственный – герб Саксонских курфюрстов, либо личный герб Августа Саксонского, либо такой герб, в котором они совмещены воедино.

В немецких ренессансных переплетах, наряду с застежками, часто употреблялись завязки из шелковых шнурков и лент, преимущественно зеленого цвета. Не обошел их своим вниманием и Краузе. Излюбленные им форматы книг, так называемые quarta или octava, небольших размеров и удобные для руки. Форматов in-folio – мало.

Благодаря переплетам Краузе, мы можем узнать, каковы были вкусы Августа Саксонского: в его библиотеке книги на немецком, французском, итальянском языках и на латыни. Его интересовали алхимия, механика, токарное искусство и другие ремесла, есть книги по искусству, а еще различные государственные акты, указы и, разумеется, религиозная литература. Среди приблизительно 400 переплетов Краузе в РГБ находятся переплеты, датированные годами, когда Краузе уже умер, 1586, 1587 годами, например. Они практически ничем не отличаются от переплетов самого Краузе, - во всем следуют за его стилем – тот же праздничный декор, высочайшее искусство резьбы, те же принципы оформления и штемпели самого Краузе. Но эти переплеты в “стиле Краузе” сделаны уже его учеником Каспаром Меузером. Известно, что после смерти Краузе в 1585 году, Меузер работал один, используя штемпели Краузе (3).


Судя по каталогу библиотеки Августа, а он стал основателем Саксонской Королевской библиотеки, она насчитывала в 1580 году 2595 книг, и 1200 переплетов из них приписываются работе Краузе, но очевидно, что до половины этих переплетов сделаны его учеником (4), руке выдающегося мастера бесспорно принадлежат только те, что созданы с 1566 по 1578 год. Начавшаяся работа с фондом переплетов Краузе в РГБ – создание каталога - поможет выявить переплеты, сделанные самим мастером и его учеником, а также переплеты в “стиле Краузе”.

Ренессансные переплеты Краузе с их чрезмерной “восточной” роскошью, с насыщенностью форм и цвета, обилием золота, иногда граничащим с маньеризмом, свидетельствуют о вкусах эпохи и знаменуют собой высочайшие достижения переплетного искусства Германии. Такой монолитной, насчитывающей более 400 единиц хранения коллекции нет аналогов в России. И без преувеличения можно сказать, что коллекция эта является, во всяком случае, на сегодняшний день, в буквальном смысле слова, золотым фондом Российской государственной библиотеки.





  1. Konrad von Rabenau. Deutsche Bucheinbände der Renaissance um Jakob Krause – Hofbuchbinder des Kurfürsten August I. Von Sachsen. Unter Mitwirkung von Susanne Rothe und Andreas Wittenberg. Bd. 1.2. Brüssel-Bruxelles; Bibliotheca Wittockiana, Schöneiche 1994.

  2. Berling K. Der Kursächsische Hofbuchbinder Jakob Krause. Dresden, 1897. S. 12.

  3. Deutsche Einbandkunst Ausstellung des Jakob Krausse. Bundes. Berlin, 1921. S. 96.

  4. Berling K. Op cit. S. 12.







Электронные библиотеки России

Особой роскошью отличались библиофильские переплеты, сделанные по заказу королей и герцогов, высшего духовенства

78.62kb.

02 10 2014
1 стр.


Электронные образовательные ресурсы, содержащиеся в фонде библиотеки мбоу «Сафаровская сош» Актанышского муниципального района рт
61.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Электронные библиотеки

Научно-техническая библиотека агентство научно-технической информации sciTecLibrary™

38.52kb.

12 10 2014
1 стр.


План работы библиотеки

Невозможно организовать успешное обучение школьников без постоянного функционирования библиотеки. В настоящее время услугами библиотеки пользуется 169 читателей, 147 из них дети

400.36kb.

10 09 2014
1 стр.


Расширяя возможности поиска Электронные каталоги крупнейших зарубежных библиотек

В число крупнейших библиотек мира входят такие библиотеки, как Библиотека Конгресса США

64.23kb.

15 12 2014
1 стр.


16 декабря в 11. 00 в с. Сеготь Пучежского района состоится открытие модельной сельской библиотеки на базе Сеготской сельской библиотеки. Проект «Модельные сельские библиотеки» реализуется в рамках федеральной целевой программы

Сеготь Пучежского района состоится открытие модельной сельской библиотеки на базе Сеготской сельской библиотеки. Проект «Модельные сельские библиотеки» реализуется в рамках федерал

27.88kb.

09 10 2014
1 стр.


Электронные сми о деятельности фнс россии и её территориальных органов

Д. В. Егоров: «Курс фнс россии по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства остается неизменным»

84.19kb.

13 10 2014
1 стр.


А. М. Сафронова книги по истории россии в библиотеке в. Н. Татищева в екатеринбурге в 1730-е гг

России располагал Татищев. Между тем интерес к этому вопросу большой — ведь с Татищева начинается история как наука в России. Каталог книг екатеринбургской библиотеки В. Н. Татищев

437.82kb.

11 10 2014
2 стр.