Перейти на главную страницу
Стр.
|
2 |
|
3 |
2.1. Понятие «Возрождение» |
5 |
2.2. Основные предпосылки генезиса эпохи Возрождения |
6 |
2.3. Периодизация эпохи Возрождения |
6 |
2.4. Сущность европейского гуманизма |
7 |
2.5. Особенности социальных, экономических и политических отношений в эпоху Возрождения |
10 |
3. Культура эпохи Возрождения |
11 |
3.1. Развитие науки |
12 |
3.2. Материальная культура |
13 |
3.3. Культура быта |
13 |
3.3. Философия, идеология и религия |
16 |
3.4. Образование, юриспруденция, отношения между народами |
20 |
3.5. Искусство |
23 |
3.5.1. Проторенессанс |
27 |
3.5.2. Раннее Возрождение |
30 |
3.5.3. Высокое Возрождение |
35 |
3.5.4. Позднее Возрождение |
39 |
4. Кризис европейской гуманистической культуры |
43 |
5. Заключение |
44 |
Литература |
46 |
|
1. Введение
Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека. В этой связи предметом ее исследования являются: искусственная среда, созданная человеком; язык, как универсальное средство общения между людьми; знания, нормы и ценности об-щества; социальные общности и социальные организации; демографические и этнические процессы, происходящие в обществе.
Культурология является общетеоретической дисциплиной, для нее характерен системный подход к явлениям культурной жизни человечества, в этой связи она представляет собой синтез гуманитарного знания, и ее выводы определяются как общефилософскими методологическими принципами исследования, так и эмпирической и источниковедческой базой, на которую опираются ученые, изучающие социокультурные процессы.
Особой областью культурологического знания является история культуры, которая изучает каждую отдельную культуру, как уникальное и оригинальное явление, а также сра-внивает разные культуры между собой, выявляя их взаимосвязь и взаимозависимость, их различия во времени, пространстве, в их ценностях и нормах, знаниях и умениях.
Центральной проблемой культурологического знания является человек, потому что культура – это та искусственная среда, которая создана человеком. Культурологи считают, что главным в культуре является изучение активных связей человека с миром, и раскрыва-ются эти связи в изучении образа жизни, социальных и культурных ролей личности, куль-турной идентичности, типов культуры – того, что составляет специфику культурологичес-кого знания.
Особое место в системе культурологического знания имеют также и вопросы художественной культуры. Она представляет собой специфическую область исследования культурологов, понимающих художественную культуру как совокупность процессов и яв-лений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью. Эта часть культурологического знания тесно связана с общей теорией искусства и с искусствознанием вообще, однако она не тождественна им, ибо в изучении искусства ее интересуют в первую очередь массовые процессы, художественные предпочтения и вкусы того или иного общества, типичные художественные образцы.
Таким образом, культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы, происходившие в прошлом и происходящие в современном мире.
Средними веками в культурологии называется длительный период, охватывающий более тысячелетия, в истории Западной Европы между античностью и новым временем.
Выделяют 3 периода развития:
1). Раннее средневековье – новые западные европейцы принимали христианство, которое в Риме было государственной религией; на территории бывшей римской империи формировались новые государственные формирования, создававшиеся варварами. Римская империя распалась на множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись никаким императорам или королям. Официальной идеологией католицизма становится аскетизм. В большинстве государств Западной Европы еще сохраняются традиции античной духовной культуры. Школы, существующие при монастырях, культивировали «7 свободных искусств», ориентируясь на те знания, которые требовало феодальное общество. В школах сохранялось латинское богослужение, латинский язык с элементами литературного образования, необходимый для усвоения Писания;
2). Высокое (классическое) средневековье – Европа начала преодолевать затруднения Раннего периода и возрождаться. С 5 века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать сильные армии. В результате западные христиане завоевали господство на Средиземном море и его островах. Наступившая стабильность обеспечила быстрый подъем городов и общей экономики. Общество утратило черты варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе тради-ций Древнего Рима и варварских племен возникло романское, а затем готическое искусст-во, развивались театр, музыка, скульптура, живопись и литература. Ученые получили воз-можность с трудами античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. Впоследствии зародилась философская система средневековья – схоластика – тип религиозной философии, для которой характерно подчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и знания. С именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия;
3). Позднее средневековье – продолжилось формирование европейской культуры, но ход его был далеко не гладким. Западная Европа неоднократно переживала великий голод, многочисленные эпидемии принесли много человеческих жертв. Сильно замедлила развитие культуры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, сельское хозяйство и торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Это вело к так называемому Возрождению или Ренессансу. В Западной Европе происходят глубокие социально-культурные изменения. Средневековая символика нашла свое отражение в архитектуре и христианской литургии. Доминирующим принципом в архитектуре стала символика числа. В религиозных обрядах используются элементы театра. В 10 веке появляются народные путешествующие актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских странах (Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые выступила новая городская культура. С развитием образования в городах и замках складывается светская культура, отделившаяся от церковной. Во Франции и Германии развивается придворно-рыцарская литература, направленная своим смыслом против аскетизма церковной литературы. Основные ее жанры – лирика и роман. В них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками были трубадуры (провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества отразилось в эпосах средневековья.
Эпоха Возрождения рассматривается как переход от средних веков, от феодального общества к буржуазному.
Закат средневековья начался в 15 веке. Не случайно этот период называют временем великого прорыва. Хотя для многих историков границей, отделяющей одну эпоху от другой, является английская буржуазная революция, во время которой была разрушена старая политическая система, и открылся свободный путь для развития капитализма. Тем не менее, именно с 15 века кардинальные изменения охватили все сферы государственной и общественной жизни. Поэтому исторический период, о котором пойдет речь, правильно назвать этапом перехода к Новому времени, или ранним Новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации, буржуазного производства. Благодаря техническим нововведениям ускорились темпы экономического развития. Великие географические открытия раздвинули границы западного мира, ускорился процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового. Появился новый социальный тип, представленный дельцом, предпринимателем. В религии, литерату-ре и искусстве происходили изменения, разрушавшие систему средневековых ценностей.
Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традиционные представления сохранялись. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое средство – инквизицию. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезала до конца фео-дальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (Германии, в Центральной Ев-ропе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно бо-льшую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хро-нологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне. Тем не менее, патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое.
«...На Западе произошел тот единственный, значимый, существенный для всего мира прорыв, чьи следствия привели к ситуации наших дней и чье окончательное значение все еще не проявилось полностью». (К. Ясперс. Истоки истории и ее цель, 1948 г.)
XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы, постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившиеся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира – империя и папство – переживали глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций – Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут, и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры – расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особен-ности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.
Считается, что начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсю-да набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии, затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художникам и мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых возможностях человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический ха-рактер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рож-дением ее деятельного носителя – нового субъекта культуры – гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры. Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культурную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Реформации, охватив-шей большую часть Европы, что привело к жестоким религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг Германии пережили эпоху Контрреформации – восста-новления авторитета католической Церкви, чему способствовали костры инквизиции. 1600 год – год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской компании, время замыс-ла шекспировского «Гамлета» – определил конец эпохи – эпохи перехода от старых времен к Новому времени.
В экономике – это эпоха Великих географических открытий и первоначального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом колоний и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониальным войнам; в политике – борьба за самостоятельность городов-коммун и союзов торговых городов, завершившаяся формированием монархических абсолютистских государств, в которых за сословными интересами настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская культура становится культурой национальной. Европа к началу XVII века со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это никак не могли предвидеть итальянские гуманисты.
Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, переходна от старого к Новому времени, и растянулась она во многих регионах Европы более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя идеал свободной личности, ее безграничных познавате-льных и деятельных возможностей, сознательно ограждали себя от старых традиционных форм натуральной жизни с ее феодальным правом, ортодоксальным католичеством и религиозным послушанием. Они провозглашали идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека от этих идеалов. Противоречие эпохи состояло не только в том, что на смену средневековому образу жизни приходили другие – с городскими мануфактурами, дальними торговыми путями, необходимостью самостоятельных решений, а значит, требованием положиться на себя, а не на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие эпохи заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные гу-манистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они думали, реализоваться.
Конечно, история всегда событийна, и факты говорят сами за себя. Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые столкновения – восстания городских низов и борьба за привилегии высшей городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались сотнями, а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и «светские привычки» пап, открыто устраивающих свадьбы своих многочисленных отпрысков, турецкое владычество, ставшее для Европы реальностью и, наконец, религиозные войны – все это повседневность эпохи.
В термине «Возрождение» (Ренессанс) закрепился самый грандиозный культурный миф, возникший на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры. Создатели этого культурного мифа стремились доказать, что корни европейской цивилизации уходят в античность, они действительно внимательно изучали и восхищались наследием античной культуры. Их стараниями утверждался тезис о непревзойденном совершенстве античных «образцов». Они даже пытались вновь сделать латынь общим языком европейских народов. Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.
Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».
2.2. Основные предпосылки генезиса эпохи Возрождения
Рост городов, усиление их влияния на складывающиеся внешние и внутренние рын-ки, развитие цехового ремесленного производства приводят к возникновению новых тен-денций в европейской культуре.
Во-первых, за сравнительно короткий промежуток времени совершается множество важнейших научных открытий, оказывающих решительное влияние на развитие технологий и меняющих материальную культуру средневекового общества.
Во-вторых, эпоху Возрождения не случайно называют эпохой Великих географических открытий. Борьба двух могучих морских держав, Португалии и Испании, приводит не только к «официальному» «открытию Америки», но и к расширению экономических границ и к возникновению мировой торговли. А появление на морских путях молодого, но чрезвычайно агрессивного флота Англии делает его открытым для экспансии любой эконо-мически сильной европейской державы.
В-третьих, обращение к античности и изучение ее наследия дают мощный импульс для рождения новых философских концепций, существенно меняющих модель взаимоотношений человека и природы.
В-четвертых, целый ряд европейских городов, например, Флоренция, становятся средоточием золотого или серебряного запаса, достаточного для финансирования крупных проектов, от войн до кругосветных экспедиций. Таким образом, оформляется финансовый капитал, и закладываются основы общеевропейской банковской системы.
Все это приводит к бурному экономическому росту молодых европейских госу-дарств, их становлению и политическому оформлению. В то же время на первый план начинает выступать буржуазия, почувствовавшая свою экономическую силу, но лишенная политических перспектив в замкнутой иерархии феодальных отношений. Свой поход за по-литическими правами и за передел власти буржуазия начинает с финансирования длительной борьбы папского Рима и священной Римской империи, инициирования раскола церкви, поддержки реформаторских ересей и первых революций (так, первой европейской буржу-азной республикой становится Флоренция).
И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важ-нейшей общей чертой – стремлением к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как «открытие мира человечества». Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII – I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века – первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто – XIII век, треченто – XIV век, кватроченто – XVI век.
Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев, с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой богатству. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, сме-лости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая “честное обогащение”, радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.
Этот процесс имел наряду с собственно историческими и историко-культурные предпосылки. Исторической задачей деятелей новой культуры стало восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой античности. У культуры Возрождения были и средневековые корни – светские традиции городской, народной, рыцарской культуры.
Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светски-рационалистическое по своей главной направленности мировоззрение. Оно лишь частично отражало интересы и настроения социальной верхушки, будучи по содержанию мировоззрением демократическим, антифеодальным, ибо освобождало сознание человека от сословных, корпоративных, церковно-схоластических пут, способствовало активной, деятельной жизни.
Термин «гуманизм» неоднозначен и имеет разный смысл в разных культурах. Поня-тие «гуманизм» в философской литературе имеет два значения:
Особенности социальных, экономических и политических отношений в эпоху Возрождения
25 09 2014
3 стр.
Демидионова Л. Н. Эпоха Возрождения – эпоха духовного прорыва средневековой Европы
16 12 2014
1 стр.
Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: Новгу им. Ярослава Мудрого, 2000. – 160 с., ил
08 10 2014
10 стр.
Европейская цивилизация уходит корнями в античную культуру, средневековье. Основой современной цивилизации стала система ценностей, выработанных в Новое время, толчком к которому и
09 09 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
Эпоха Возрождения время высочайшего художественного подъема, когда в Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов, архитекторов
06 10 2014
1 стр.
Это время, когда античная литература осела в монастырях. К 14 в начинается эпоха Возрождения к древности. С 17 в литература нового Времени. 18 XVIII. – Просвещение. 19 в. – Романти
04 09 2014
1 стр.
России название «Александровская эпоха» – действительно целая эпоха, наполненная отголосками европейских революций и гулом сражений наполеоновских войн
26 09 2014
1 стр.