Перейти на главную страницу
Современная цивилизация прошла длительный путь развития. Европейская цивилизация уходит корнями в античную культуру, средневековье. Основой современной цивилизации стала система ценностей, выработанных в Новое время, толчком к которому и стала эпоха Возрождения. Поэтому изучение процессов и идей этой эпохи так важно для понимания нашего времени.
Термин «Возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой почве античное культурное наследие, особенно философию. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. Презрительное раннесредневековое отношение к античной философии изживает себя. В термине «Возрождение» (по-французски ренессанс) отчетливо слышатся мотивы преемственности.
Новые философские идеи не возникают на пустом месте они сохраняют преемственность со своими историческими предшественниками. Старые идеи не канут в вечность, их жизнь продолжается. В истории развития философских идей всегда имеется то, что часто называют связью времен.
Основные идеи возрожденческой философии
1) Антропоцентризм.
В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор и др. (XV-XVI вв.)
Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек, а затем религия с ее проблемами.
2) Секуляризация.
Человек — природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии — «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Сказанное вовсе не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии.
Эпоха Возрождения восстановила творческий дух античности и дала новый импульс для развития европейской цивилизации, для утверждения идеалов гармонии и красоты. Культура Возрождения породила новую мировоззренческую ценность - гуманизм (т.е. человеческий), суть которого - признание человека целью, а не средством бытия. Гуманизм как принцип мировоззрения получил свое дальнейшее развитие в эпоху Нового времени в многочисленных философских трудах выдающихся мыслителей.
Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 (!) частей. Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм - философское учение, отождествляющее мир и Бога. В нем христианский Бог утрачивает свой внеприродный характер, сливается с природой, которая тем самым обожествляется. Бог растворен в природе. Это попытка примирить еще влиятельную религию и набирающую вес науку.
Натурфилософы эпохи Возрождения заимствовали из античной философии идею мировой души, которую пытались поставить на место христианского Бога. Тем самым они стремились устранить идею творения, сотворенности мира Богом. Мировая душа представала как изначально присущая самой природе. Жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.
6) Научно-материалистическое понимание мира.
Новое, научно-материалистическое понимание мира. Натурфилософское направление. Это время становления опытных естественных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).
Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
Несмотря на преследования ученых со стороны церкви, именно свободомыслие способствовало развитию наук: учения Николая Кузанского (1473—1543) о гелиоцентризме, Джордано Бруно (1548-1600) о бесконечности миров, Галилео Галилея (1564—1642), развившего гелиоцентрическую систему Коперника и создавшего первый телескоп.
Наряду с авторитетом Священного писания признается авторитет античной мудрости. Занимаясь наукой, все они оставались глубоко верующими людьми и верили в то, что делают дело, угодное Богу.
Значимость идей этих ученых была усилена их личностным подвигом: свои достоинства исследователя и ценность своих научных открытий они поставили выше собственной жизни.
Как известно, духовная культура средневековой Европы находилась под строгим надзором католической церкви. И свободомыслие с самого начала начало борьбу с ней. Вскоре оно стало довольно широким общественным движением, охватившим Западную и Центральную Европу, Это движение называлось Реформацией (от лат, «реформации» — преобразование). В XVI в. оно получило поддержку в самых различных слоях населения. Конечно, это было обусловлено и некоторой потерей церковью своего могущества и влияния на политическую и духовную жизнь общества. Рост науки, образованности, книгопечатания, появление университетов делало церковь, с ее обрядностью, традициями, лицемерием, тягой к роскоши и помпезности, — анахронизмом. Церковь рассматривали как институт, сдерживающий свободу духа и свободу мысли. Духовность папской церкви казалось сомнительной. В среде европейских гуманистов крепло убеждение, что истинная духовность — в индивидуальности, в личности, а не в церковной организации.
Все эти настроения привели к массовому выступлению за реформирование церкви, идеологом которого в Германии стал Мартин Лютер (1483—1546 гг.), Его протест против индульгенций (т.е. отпущений грехов за пожертвования в пользу церкви) явился отражением народного недовольства церковью. Спасение человека, как утверждал Лютер, не покупается, а даруется Богом: оно зависит от личной веры, а не определяется церковью. Истина содержится в Священном писании, именно оно — источник веры, а не церковь с ее иерархией и культом, святыми, иконами и предписаниями пап. Лютер призвал к созданию новой церкви, в которой должен быть один наставник - пастырь, проповедник, разъясняющий Евангелие.
Другой идеолог немецкой Реформации — Томас Мюнцер (Германия).
В Швейцарии примерно в то же время действовал еще один идеолог Реформации — Жан Кальвин (1509—1564 гг.). Вера была приближена к практической жизни, к миру. Произошло так называемое «обмирщение веры». Из нравственных заповедей Евангелия особое признание получили те, которые призывали к бережливости, преуспеванию, благодеянию. Кальвинизм рекомендовал использовать свое «мирское предназначение» и направить усилия на преуспевание. Превозносилась святость труда и деловитость в противовес бедности и лености.
Кальвинизм сыграл особую роль в формировании мировоззрения новой эпохи. Это была вера не в абстрактные потусторонние ценности и воздаяние в загробном мире, а вера в честный и упорный труд, который окупится здесь, на земле.
Евангельские заповеди, правильно понятые и истолкованные идеологами Реформации (кальвинистами), а не католической церковью, служили формированию облика бережливого хозяина. До сих пор церковная мораль превозносила бедняка, который нуждался, но не стремился работать, теперь же, с приходом протестантской этики, стали превозноситься индивидуальные деловые качества и трудолюбие. «Видел ли ты человека, проворного в, своем деле? — Он будет стоять перед царями». То есть мастер славится своим трудом более, чем царь — богатством.
Таким образом, этические принципы кальвинизма как идеологии Нового времени сыграли большую роль в дальнейшем развитии экономических отношений Европы.
Формирование первых буржуазных государств дало импульс политическим учениям. Макиавелли: человек изначально зол, поступками людей правит эгоизм. Для обуздания эгоизма и было создано государство. Правитель: обман и лицемерие. Цель оправдывает средства.
Зарождение раннего капитализма вызвало к жизни утопический социализм. Утопия. Проекты идеального государства. Нет частной собственности, все люди трудятся, все равны. Т.Мор, Т. Кампанелла.
Философия эпохи Возрождения является новым этапом развития философии. Она подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени.
В философии же эпохи Возрождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований.
Философия эпохи Возрождения.
(Набойщикова Л.В.)
Современная цивилизация прошла длительный путь развития. Европейская цивилизация уходит корнями в античную культуру, средневековье. Основой современной цивилизации стала система ценностей, выработанных в Новое время, толчком к которому и стала эпоха Возрождения. Поэтому изучение процессов и идей этой эпохи так важно для понимания нашего времени.
Термин «Возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой почве античное культурное наследие, особенно философию. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. Презрительное раннесредневековое отношение к античной философии изживает себя. В термине «Возрождение» (по-французски ренессанс) отчетливо слышатся мотивы преемственности.
Новые философские идеи не возникают на пустом месте они сохраняют преемственность со своими историческими предшественниками. Старые идеи не канут в вечность, их жизнь продолжается. В истории развития философских идей всегда имеется то, что часто называют связью времен.
Основные идеи возрожденческой философии
1) Антропоцентризм.
В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор и др. (XV-XVI вв.)
Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек, а затем религия с ее проблемами.
2) Секуляризация.
Человек — природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии — «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Сказанное вовсе не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии.
Эпоха Возрождения восстановила творческий дух античности и дала новый импульс для развития европейской цивилизации, для утверждения идеалов гармонии и красоты. Культура Возрождения породила новую мировоззренческую ценность - гуманизм (т.е. человеческий), суть которого - признание человека целью, а не средством бытия. Гуманизм как принцип мировоззрения получил свое дальнейшее развитие в эпоху Нового времени в многочисленных философских трудах выдающихся мыслителей.
Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 (!) частей. Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм - философское учение, отождествляющее мир и Бога. В нем христианский Бог утрачивает свой внеприродный характер, сливается с природой, которая тем самым обожествляется. Бог растворен в природе. Это попытка примирить еще влиятельную религию и набирающую вес науку.
Натурфилософы эпохи Возрождения заимствовали из античной философии идею мировой души, которую пытались поставить на место христианского Бога. Тем самым они стремились устранить идею творения, сотворенности мира Богом. Мировая душа представала как изначально присущая самой природе. Жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.
6) Научно-материалистическое понимание мира.
Новое, научно-материалистическое понимание мира. Натурфилософское направление. Это время становления опытных естественных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).
Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
Несмотря на преследования ученых со стороны церкви, именно свободомыслие способствовало развитию наук: учения Николая Кузанского (1473—1543) о гелиоцентризме, Джордано Бруно (1548-1600) о бесконечности миров, Галилео Галилея (1564—1642), развившего гелиоцентрическую систему Коперника и создавшего первый телескоп.
Наряду с авторитетом Священного писания признается авторитет античной мудрости. Занимаясь наукой, все они оставались глубоко верующими людьми и верили в то, что делают дело, угодное Богу.
Значимость идей этих ученых была усилена их личностным подвигом: свои достоинства исследователя и ценность своих научных открытий они поставили выше собственной жизни.
Как известно, духовная культура средневековой Европы находилась под строгим надзором католической церкви. И свободомыслие с самого начала начало борьбу с ней. Вскоре оно стало довольно широким общественным движением, охватившим Западную и Центральную Европу, Это движение называлось Реформацией (от лат, «реформации» — преобразование). В XVI в. оно получило поддержку в самых различных слоях населения. Конечно, это было обусловлено и некоторой потерей церковью своего могущества и влияния на политическую и духовную жизнь общества. Рост науки, образованности, книгопечатания, появление университетов делало церковь, с ее обрядностью, традициями, лицемерием, тягой к роскоши и помпезности, — анахронизмом. Церковь рассматривали как институт, сдерживающий свободу духа и свободу мысли. Духовность папской церкви казалось сомнительной. В среде европейских гуманистов крепло убеждение, что истинная духовность — в индивидуальности, в личности, а не в церковной организации.
Все эти настроения привели к массовому выступлению за реформирование церкви, идеологом которого в Германии стал Мартин Лютер (1483—1546 гг.), Его протест против индульгенций (т.е. отпущений грехов за пожертвования в пользу церкви) явился отражением народного недовольства церковью. Спасение человека, как утверждал Лютер, не покупается, а даруется Богом: оно зависит от личной веры, а не определяется церковью. Истина содержится в Священном писании, именно оно — источник веры, а не церковь с ее иерархией и культом, святыми, иконами и предписаниями пап. Лютер призвал к созданию новой церкви, в которой должен быть один наставник - пастырь, проповедник, разъясняющий Евангелие.
Другой идеолог немецкой Реформации — Томас Мюнцер (Германия).
В Швейцарии примерно в то же время действовал еще один идеолог Реформации — Жан Кальвин (1509—1564 гг.). Вера была приближена к практической жизни, к миру. Произошло так называемое «обмирщение веры». Из нравственных заповедей Евангелия особое признание получили те, которые призывали к бережливости, преуспеванию, благодеянию. Кальвинизм рекомендовал использовать свое «мирское предназначение» и направить усилия на преуспевание. Превозносилась святость труда и деловитость в противовес бедности и лености.
Кальвинизм сыграл особую роль в формировании мировоззрения новой эпохи. Это была вера не в абстрактные потусторонние ценности и воздаяние в загробном мире, а вера в честный и упорный труд, который окупится здесь, на земле.
Евангельские заповеди, правильно понятые и истолкованные идеологами Реформации (кальвинистами), а не католической церковью, служили формированию облика бережливого хозяина. До сих пор церковная мораль превозносила бедняка, который нуждался, но не стремился работать, теперь же, с приходом протестантской этики, стали превозноситься индивидуальные деловые качества и трудолюбие. «Видел ли ты человека, проворного в, своем деле? — Он будет стоять перед царями». То есть мастер славится своим трудом более, чем царь — богатством.
Таким образом, этические принципы кальвинизма как идеологии Нового времени сыграли большую роль в дальнейшем развитии экономических отношений Европы.
Формирование первых буржуазных государств дало импульс политическим учениям. Макиавелли: человек изначально зол, поступками людей правит эгоизм. Для обуздания эгоизма и было создано государство. Правитель: обман и лицемерие. Цель оправдывает средства.
Зарождение раннего капитализма вызвало к жизни утопический социализм. Утопия. Проекты идеального государства. Нет частной собственности, все люди трудятся, все равны. Т.Мор, Т. Кампанелла.
Европейская цивилизация уходит корнями в античную культуру, средневековье. Основой современной цивилизации стала система ценностей, выработанных в Новое время, толчком к которому и
09 09 2014
1 стр.
Программа является частью университетского курса по истории зарубежной философии для 2 курса
01 09 2014
1 стр.
Философия как форма познания. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе истории. Философия и наука. Отрицание позитивизмом познавательного значения философии
18 12 2014
1 стр.
Обучающие: охарактеризовать особенности архитектуры, скульптуры, литературы, живописи и музыки, характерные для эпохи Возрождения
06 10 2014
1 стр.
Философия Возрождения. Неоплатонизм и пантеизм Н. Кузанского. Натурфилософия. Социально-политические учения
10 09 2014
1 стр.
Литература эпохи Возрождения во Франции. Роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
25 12 2014
3 стр.
Шекспира, был не актёр Ви́льям Шекспир, а какое-то другое лицо, по неизвестным причинам, пожелавшее скрыть своё имя. Такая точка зрения обнаруживает полное непонимание характера эп
16 12 2014
1 стр.
Применение полученных знаний моделирования в bpwin для создания модели процесса «Питание семьи»
03 09 2014
1 стр.