Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации
|
|
Министерство образования и науки
Российской Федерации
|
Государственный университет –
Факультет философии
Программа дисциплины
История зарубежной философии
Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения
для направления 030100.62– Философия
подготовки бакалавра
Автор Сидорина Т.Ю.
Рекомендовано секцией УМС «Философия»
Председатель Порус В.Н.
____________________________
«____» _______________200__г.
Утверждено УС факультета
философии
Ученый секретарь Макеева Л.Б.
____________________________
«____» _______________200__г.
|
|
Одобрено на заседании
Кафедры истории философии
Зав. кафедрой Руткевич А.М.
____________________________
«_____» _____________200__г.
|
Москва
Для студентов философского факультета
Программа является частью университетского курса по истории зарубежной философии для 2 курса
Пояснительная записка
Курс рассчитан на пять модулей. Его цель – дать студентам 2 курса, уже изучавшим в течение первого года обучения историю зарубежной философии в объеме философии Античности и философии Средних веков, сведения о развитии европейской философской традиции, о становлении основных мировоззренческих культурных парадигм эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения (Западная Европа), о формировании философских учений этих эпох, о выработке нового философского инструментария. Студенты должны ознакомиться с классическими доктринами Возрождения, Нового времени и Просвещения, получить представление об их фундаментальном значении для философии последующих веков.
Курс построен как попытка синтеза исторической, предметной и персональной классификации материала. Специально выделены проблемы соотношения философии и культуры, философии и религии, философии и науки, их взаимодействия в историческом процессе становления античной философии. Формально материал структурирован в соответствии с историей зарубежной философской мысли данных эпох, но с акцентированием некоторых персоналий и проблем с учетом специфики каждой из эпох, представленных в курсе.
Тематический план учебной дисциплины
№
пп
|
Название
Темы
|
Всего
часов
|
Аудиторные часы
|
Самост. работа
|
Лекции
|
Семинары
|
1.
| Философия эпохи Возрождения и Реформации |
56
|
14
|
14
|
28
|
1.1.
|
Возрождение как особый духовно-культурный феномен
|
8
|
2
|
2
|
4
|
1.2.
|
Основные философские ориентации Возрождения
|
8
|
2
|
2
|
4
|
1.3.
|
Гуманизм и утопия. Политическая философия Возрождения
|
16
|
4
|
4
|
8
|
1.4.
|
Наука и натурфилософия
|
8
|
2
|
2
|
4
|
1.5.
|
Религиозные и культурно-исторические предпосылки Реформации. Общий ход ее развития
|
8
|
2
|
2
|
4
|
1.6.
|
Немецкая теософия и мистика
|
8
|
2
|
2
|
4
|
2.
|
Философия Нового времени
|
166
|
46
|
38
|
82
|
2.1.
|
Предпосылки возникновения нововременной философской парадигмы
|
16
|
4
|
4
|
8
|
2.2.
|
Формирование философской нововременной парадигмы и научная революция ХVI – ХVII вв.
|
16
|
4
|
4
|
8
|
2.3.
|
Декарт и метафизические постулаты нововременной философии
|
16
|
4
|
4
|
8
|
2.4.
|
Основные физические концепции ХVII века: Декарт и Ньютон
|
16
|
4
|
4
|
8
|
2.5.
|
Паскаль и амбивалентность нововременной философской парадигмы
|
16
|
4
|
4
|
8
|
2.6.
|
Спинозы: границы монизма
|
16
|
4
|
4
|
8
|
2.7.
|
Плюралистская модель В.Г. Лейбница
|
14
|
4
|
4
|
6
|
2.8.
|
Философия Ф. Бэкона и англосаксонская философская традиция
|
12
|
4
|
2
|
6
|
2.9.
|
Философия Т. Гоббса
|
12
|
4
|
2
|
6
|
2.10.
|
Философия Д. Локка
|
12
|
4
|
2
|
6
|
2.11.
|
Субъективный идеализм Дж. Беркли
|
10
|
3
|
2
|
5
|
2.12.
|
Агностицизм Д. Юма
|
10
|
3
|
2
|
5
|
3.
|
Философия эпохи Просвещения
|
48
|
16
|
8
|
24
|
3.1.
|
Феномен философии Просвещения
|
12
|
4
|
2
|
6
|
3.2.
|
Антропология Просвещения
|
12
|
4
|
2
|
6
|
3.3.
|
Философия природы французского Просвещения
|
12
|
4
|
2
|
6
|
3.4.
|
Просвещенческая философия истории
|
12
|
4
|
2
|
6
|
|
Итого:
|
270
|
76
|
60
|
134
|
Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
-
на семинарских занятиях: ответы на поставленные контрольные вопросы, доклады, обсуждения, дискуссии, деловые игры и т. п.;
-
1 письменная (аудиторная) контрольная работа (60 мин.);
-
1 реферат;
-
1 эссе;
-
1 домашнее задание;
-
зачет (2 модуль);
-
устный экзамен (5 модуль).
Базовый учебник:
Дж. Реале, Д. Антесери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. Т. 3. Новое время. М.: ТОО Петрополис, 1994.
Дополнительно к базовому учебнику:
Философия. Учебник для вузов // Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. Гл. 3. М., 2004.
Содержание программы
Раздел 1. Философия эпохи Возрождения и Реформации
Тема 1.1. Возрождение как особый духовно-культурный феномен
Временные горизонты Возрождения. Пределы этой эпохи в политическом, экономическом и географическом аспектах. Двойственность Ренессанса: возрождение античности и творение нового образа мира и человека. Новый тип общения в кружках и «академиях», дистанцирующийся от церкви, школы и университета. Ренессансная интеллигенция как носительница нового мироощущения и мировоззрения. Антропоцентризм: человеческое бытие как точка пересечения мировых смысловых линий. Соразмерность Бога и мира. Судьба как открытое поле деятельности человека. Мир как «приключение». От провиденциализма к принципу личной активности. Рождение новой личности.
Тема 1.2. Основные философские ориентации Возрождения
Основные философские ориентации Возрождения: гуманизм, платонизм, аристотелизм, мистицизм и магия, натурфилософия.
Гуманизм Итальянского Возрождения ХIV - ХVI вв. Итальянский город. Католическая церковь схоластика и движение гуманизма. Мир Данте (1265 — 1321) и Петрарки (1304 — 1375). Возрождение античной культуры. Текст против авторитета. Салютати (1331 — 1406), Бруни (1374 — 1444), Альберти (1404 — 1472). Христианство и язычество. Новая этика Лоренцо Валлы (1407 — 1457).
Неоплатонизм Возрождения. Античные, средневековые и византийские источники ренессансного платонизма. Платоновская академия во Флоренции. М. Фичино (1432 — 1499); проблема перехода от божественного единства к природной множественности. Пять ступеней мироздания. Душа как динамическое единство бытия.
Пико делла Мирандоло (1463—1494): внеиерархичность человека и свобода. Идея всеобщей религии и мистический пантеизм.
Николай Кузанский (1401—1464). Концепция «ученого незнания». Разум, ум, рассудок. Мистицизм, натурализм. Проблема конечного и бесконечного в онтологии и космологии Кузанца. Роль математики. Учение об истине и «совпадении противоположностей». Бог и мир.
Аристотелизм Возрождения Пьетро Помпонаци (1462—1525). Средневековая философия как один из источников ренессансной мысли. Аристотель средневековый и Аристотель подлинный. Общая цель человечества через причастность его к трем видам разума: созерцательного, практического и действующего. Нравственность, основанная на конечности человеческого существования. Бог как проявление необходимости природы. Неантропоморфизм божественного бытия. Проблема теодицеи.
Судьбы ренессансного аристотелизма. Отношение его к науке эпохи Возрождения. Джулио-Чезаре Ванини (1584—1619), Симоне Порцио (1496—1554). Критика аристотелизма Петром Рамусом (1515—1572).
Тема 1.3. Гуманизм и утопия. Политическая философия Возрождения
Гуманистическая переработка этики Эразмом Роттердамским (1467—1536). Новое понимание задач и способов философствования. «Философия Христа».
Утопия Томаса Мора (1478 — 1535). Учение о нравственности.
Николо Макиавелли (1469—1527). Концепция светского государства. Человеческая природа, фортуна и доблесть. Религия как служанка политики. Проблема морали в политике. Макиавелли и макиавеллизм. Политическая мысль после Н. Макиавелли.
Возрождение античного скептицизма в «Опытах» Монтеня (1533—1592). Сомнение и вера. Относительность человеческих знаний. Критика гуманистического антропоцентризма и теологии. Пределы мира и разума. Этика Монтеня.
Идея общественной закономерности у Жана Бодена (1530—1596). Утопический социализм Томазо Кампанеллы (1568 — 1639).
Тема 1.4. Наука и натурфилософия
Творчество Леонардо да Винчи (1459—1519). Реалистическая эстетика и экспериментально-математическое естествознание. Новая картина мира и развитие астрономии. Гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473—1543). Натурфилософия Парацельса (1493—1541). «Зодиак жизни» (ок. 1534) Пьера-Анджело Мандзолли (нач. ХVI в.). Этика, космология и пантеизм Мандзолли.
Учение о собственных началах природы Бернардино Телезио (1508—1588). Материя, пространство и время у Телезио. Дух и божественная душа человека. Теория познания и этика. Учение о бесконечности мира и всеобщей одушевленности Ф. Патрици (1529 — 1597). Этика. Джордано Бруно (1548—1600) и проблема Единого. Единое как причина бытия и само бытие, как точка совпадения материи и формы, возможного и действительного, временного и вечного. Символика ночи и света. Божественность материи. Монадология. Учение о Вселенной как бесконечной субстанции, бесконечном теле в бесконечном пространстве. Героический энтузиазм как высшая ступень человеческого совершенства. Этический идеал Бруно как героико-экстатическое слияние с божественной природой.
Томмазо Кампанелла: философия как чтение книги природы. Метафизика Кампанеллы. Доктрина магического анимизма.
Тема 1.5. Религиозные и культурно-исторические предпосылки Реформации. Общий ход ее развития
Основные деятели реформаторского движения: Мартин Лютер (1483—1546), Жан Кальвин (1509—1564), Уильям Цвингли (1484—1531), Томас Мюнцер (1490—1525). Реформация и первые буржуазные революции.
Cмысл «возвращения христианства к апостольским временам», его религиозная и социально-историческая мотивация. Утверждение «несоизмеримости Бога и мира» и уничтожение завершенной небесной иерархии. Последовательное отвержение церкви как посредницы между Богом и человеком. Новая трактовка мифа о грехопадении. Ничтожность человека, не удаляющая, а приближающая его к Богу. Дарование спасения лишь по свободному и произвольному решению Бога, но не заслуги в делах.
Библия как единственный источник откровения и признание полного бессилия познания человеком Бога. Знание откровения как знание веры. Десакрализация текста Писания.
Адогматизм религиозной установки. Обнажение аформализма исходной мифологемы христианства. Парадоксальность логики раннепротестантского мышления – основа противоречий идеологии Реформации. Вклад идеологии Реформации в формирование новых духовных установок западной культуры. Политико-юридические завоевания Реформации.
Тема 1.6. Немецкая теософия и мистика
Себастиан Франк (1499 — 1542). Учение о Боге. Воля как дарованное человеку Богом начало. Свобода и грех, требование аллегорического. а не догматического прочтения Библии.
Якоб Беме (1575 — 1624). Теософия Беме как форма «апофатического» пантеизма. Структура божественного: безосновность и основание. Проблема саморазделения Бога. Порождение вещей как следствие противоположности Бога самому себе. Мука материи как ее внутренняя качественность.
Контрольные вопросы к темам раздела I.
-
Раскройте содержание понятий «Возрождение» и «Гуманизм».
-
Назовите основных представителей гуманистической философии.
-
В чем особенность возрожденческого скептицизма?
-
Какие черты отличают социальную философию эпохи Возрождения?
-
Как связаны социальные утопии Возрождения и учения о государстве античных мыслителей?
-
Назовите основных деятелей реформаторского движения и их основные идеи.
Литература и источники к разделу I:
Базовый учебник: Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. М.: ТОО Петрополис, 1994.
С. 212-226.
Дополнительно к базовому учебнику:
Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. Гл. 3. М., 2004. С. 195-215.
Основная:
-
Белов А. В. История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
-
Бородич А. А. История философии. Минск: Новое знание, 2001.
-
Жильсон Э. Философия в средние века. М.: Республика, 2004.
-
Ивашковская Т. В. История зарубежной философии. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
-
Ильин В. В. История философии. СПб.: Питер, 2003.
-
Коллект. автор Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.
-
Коплстон Ф. История философии. Средние века. М.: Центрполиграф, 2003.
-
Любутин К. Н. История западноевропейской философии. М.: Академический Проект, 2005.
-
Муравьев А. Н. История философии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
-
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2004.
-
Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
-
Скирбекк Г. История философии. М.: ВЛАДОС, 2003.
-
Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высш. шк., 2003.
-
Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
-
Суини М. Средневековая христианская философия Запада. 2001.
-
Ясперс К. Всемирная история философии. М.: Наука, 2000.
Дополнительная:
-
Абрамсон М.Л. От Данте до Альберти. М., 1979.
-
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М.,1995.
-
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
-
Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.
-
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения ХIV—ХVвв. М., 1977.
-
Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.
-
Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914.
-
Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М., 1953; Киев, 1996. Ч. 1. С. 41–71.
-
Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.
-
Валла Л. О свободе воли // Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
-
Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.
-
Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М., 1973.
-
Горфункель А.Х. Томазо Кампанелла. М., 1969.
-
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
-
Культура Возрождения и общество. М., 1986.
-
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
-
Лютер М. Время молчания прошло // Лютер М. Избранные произведения 1520 - 1526 гг. Харьков, 1992
-
Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996.
-
Мор Т. Утопия // Утопический роман ХVI — ХVII вв. М., 1971.
-
Николай Кузанский. О божественном неведении // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1980.
-
Природа в культуре Возрождения. М., 1992.
-
Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993.
-
Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984.
-
Штекли А.Э. Кампанелла. М., 1959.
-
Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.
Раздел 2. Философия Нового времени
Тема 2.1. Предпосылки возникновения нововременной философской парадигмы
Специфика ренессансного сознания в его отношении к нововременному сознанию: художник как философ, множественность бытия, истинность как взаимодополнительность. Феномен методологии: Декарт и Кампанелла, проблема важного и неважного. Экстенсивные и интенсивные модели мира. Позднеренессансный скептицизм (Монтень, Шаррон) как эпистемологический тупик. Реформация и проблема субъективности. Реформация и формирование правового сознания.
Тема 2.2. Формирование философской нововременной парадигмы и научная революция ХVI – ХVII вв.
Особенности научного мышления нового времени в его отношении к античной и средневековой науке. Роль Г. Галилея в формировании нового научного духа. Системы мира Аристотеля и Платона в трактовке Галилея. Математика как универсальный язык природы. Гомогенность и гетерогенность земли и неба. Роль Н. Коперника в формировании новой модели мира. Феномен небесной механики. Принцип инерции и консубстанциальность движения и покоя. Проблема бесконечности. Проблема качества и количества.
Тема 2.3. Р. Декарт и метафизические постулаты нововременной философии
Проблема человека в философии Декарта: познавательный идеал картезианства, природа человека. Декарт и скептицизм: поливалентность философского сомнения. Принцип «когито» как основополагающий принцип нововременной философской парадигмы. Декарт и Гуссерль. Проблема субстанции у Декарта. Феноменология субъекта. Бог в картезианской системе. Проблема доказательства бытия Бога как проблема начала философии. Методологический горизонт картезианства. Разум и мир: способы перехода. Душа и тело: основательность дилеммы. Окказионалистский редукционизм: Декарт и Мальбранш. Проблема животного в картезианстве. Животное в человеке. «Страсти души» и проблема единства. Структура эпистемологической модели Декарта: уровни познания. «Временность» картезианской этики. Мораль и великодушие. Декарт и картезианство.
Тема 2.4. Основные физические концепции ХVII века: Декарт и Ньютон
Основные черты картезианской физики. Принцип инерции у Декарта. Физическая картина мира и принцип правдоподобия. Бог и природа через призму принципа «как если бы». Предпосылки отрицания Декартом пустоты. Уровни физического мира по Декарту. Ньютон как оппонент Декарта. Пределы описания физического явления у Ньютона. Пространство и время в физике Ньютона. Предпосылки победы ньютонианской физики над картезианской.
Тема 2.5. Б. Паскаль и амбивалентность нововременной философской парадигмы
Наука и религия в контексте интеллектуальных споров XVII века. Янсенисты, иезуиты и галликане. Паскаль и традиция Августина: границы человеческой свободы. Стиль эпохи: феномен морализма. «Истины разума» и «истины сердца». Фрагментарность как специфика философствования Паскаля. Паскаль и Декарт: тождество и различия. Этическая позиция Паскаля. «Порядочный человек» и его пределы в трактовке Паскаля. Градации человека и градации веры. Паскаль – христианский философ?
Тема 2.6. Философия Б. Спинозы: границы монизма
Спиноза и Декарт: спор о субстанции. Параметры реальности: субстанция, атрибут, модус. Бог и природа: «или» или «и». Природа творящая и природа сотворенная. Природа как способ выражения (Спиноза в трактовке Ж. Делеза). Человек в его открытости целому: проблема познания. Интуиция у Спинозы и у Декарта. Дилемма души и тела в спинозизме. Философия как этика: случай Спинозы. Человек и его аффекты. Познание и эмоции: интеллектуальная любовь к Богу. Проблема блаженства у Спинозы. Роль религии в спинозизме.
Тема 2.7. Плюралистская модель В.Г. Лейбница
Историко-философский «конформизм» Лейбница. Проблема бытия в трактовке Лейбница: сущность и существование, бытие в возможности и бытие в действительности. Бог и логические основания мира. Принцип «минимакса» у Лейбница. Параметры субстанции в лейбницианстве. Монадология и проблема мирового континуума. Монадология и проблема психофизического параллелизма. Свобода и необходимость у Лейбница. Необходимые и случайные истины. Принцип предустановленной гармонии: единое и многое. Теория преформизма в учении Лейбница. Постановка Лейбницем проблемы теодицеи.
Тема 2.8. Философия Ф. Бэкона и англосаксонская философская традиция
«Елизаветинский век» как духовное явление. Бэкон и традиции ренессансной натурфилософии. Бэкон и схоластика. Наука в понимании Бэкона. Методологические предпосылки британского эмпиризма в философии Бэкона. Сила и слабость индукции. Герменевтическая ситуация в контексте философии Бэкона. Бэкон и английская традиция социальной утопии.
Тема 2.9. Философия Т. Гоббса
Т. Гоббс и Р. Декарт. Проблема телесности у Гоббса. Бог и гоббсовский «атеизм». Предпосылки и пределы гоббсовского эмпиризма. Номинализм Гоббса. Человек как тело и человек как машина. Философия как проблема языка: пример Гоббса. Специфика рационализма Гоббса. Общие черты учения Гоббса о государстве. Естественное и общественное состояния человека: вариант Гоббса. Гоббс и социально-правовой идеал нового времени.
Тема 2.10. Философия Д. Локка
Локк и становление сенсуализма в европейской философии. Проблема субстанции у Локка. Первичные и вторичные качества в трактовке Локка. Полемика Локка и Лейбница. Теория абстрактного знания. Теория познания и проблема языка. Природа знака в трактовке Локка. Язык как конвенция. Предпосылки социальной философии Локк: Локк и Гоббс о социальных условиях свободы. Концепция разделения властей. Веротерпимость как социальная проблема.
Тема 2.11. Субъективный идеализм Дж. Беркли
Дж. Беркли и его теория субъективности первичных качеств. Критика материализма. Неразличимость понятия и представления у Беркли. Опыт новой теории зрения. «Существовать — значит быть воспринимаемым». Проблема Бога. Место и значение субъективного идеализма в истории философского познания.
Тема 2.12. Агностицизм Д. Юма
Критика Юмом теории причинности и обоснование агностицизма. Проблема опыта. Трактовка Юмом человеческой природы, морали и религии. Учение о душе как о пучке переживаний. Д. Юм как основоположник ассоциативной психологии. Влияние Юма на философию И. Канта.
Контрольные вопросы к темам раздела 2.
-
В чем особенность и специфика философии эпохи Нового времени?
-
Расскажите о монадологии Лейбница.
-
Агностицизм Нового времени.
-
Философия Нового времени и научные открытия этого периода.
-
Формирование основ современной науки.
-
Монизм Б. Спинозы.
Литература и источники к разделу 2.
Базовый учебник: Дж. Реале, Д. Антесери. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. Т. 3. М.: ТОО Петрополис, 1994.
С. 237-287.
Дополнительно к базовому учебнику:
Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. Гл. 3. М., 2004. С. 217-240
Источники:
-
Паскаль Б. Мысли. М., 1994.
-
Философия истории. Антология. М., 1994
Основная:
-
Белов А. В. История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
-
Бородич А. А. История философии. Минск: Новое знание, 2001.
-
Ивашковская Т. В. История зарубежной философии. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
-
Ильин В. В. История философии. СПб.: Питер, 2003.
-
Коллект. автор Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.
-
Любутин К. Н. История западноевропейской философии. М.: Академический Проект, 2005.
-
Муравьев А. Н. История философии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
-
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2004.
-
Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
-
Скирбекк Г. История философии. М.: ВЛАДОС, 2003.
-
Ясперс К. Всемирная история философии. М.: Наука, 2000.
Дополнительная:
-
Ахутин А.В. Понятие «природа» а античности и в новое время. М., 1988.
-
Березовский Г.В. От Монтеня к Гольбаху: Человек, Бог и мир в духовной культуре эпохи ранних буржуазных революций. М., 1996.
-
Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Д. Сочинения: М., 1978.
-
Бэкон Ф. Новый органон // Сочинения: В 2 т. М., 1977-1978.
-
Васильев В.В. "Высшее проникновение" новоевропейской философии // Вопросы философии, 1997, № 6.
-
Гайденко П.П. У истоков классической механики // Вопросы философии. № 6. 1997.
-
Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М., 1987.
-
Гоббс Т. Левиафан. О теле // Сочинения: В 2 т. М., 1989-1991.
-
Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998.
-
Декарт Р. Рассуждения о методе. Метафизические размышления, Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. М., 1989-94.
-
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
-
Заиченко Г.А. Локк. М., 1988.
-
Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.
-
Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М., 1987.
-
Лейбниц Г.В. Монадология. Новые опыты о человеческом разумении // Соч.: В 4 т. М., 1982-89.
-
Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Сочинения: В 2 т. М., 1985-88.
-
Майданский А.Д. Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы // Вопросы философии, 1996, № 1.
-
Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1978.
-
Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.
-
Местр де Ж. Петербургские вечера. М., 1998.
-
Михаленко Ю.П. Ф.Бэкон и его учение. М., 1975.
-
Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии ХVII—XVIII вв. М., 1969.
-
Ньютон и философские проблемы физики ХХ века. М., 1991.
-
Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995.
-
Проблема методологии научного исследования в философии нового времени. М., 1989.
-
Слинин Я.А. , Сергеев К.А. Диалектика категориальных форм познания: Космос Аристотеля и наука нового времени). Л., 1987.
-
Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки истории философии и культуры. М., 1991.
-
Спиноза Б. Об усовершенствовании разума. Этика // Соч.: В 2 т. М., 1958.
-
Тарасов Б. Паскаль. М., 1979.
-
Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.
-
Фишер К. Декарт. СПб., 1994.
-
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. СПб., 1996.
-
Хесле В. Гении философии нового времени. М., 1992.
-
Царьков И.И. Философские и государственно-правовые взгляды Д. Локка. Тольятти, 1996.
-
Юм Д. Трактат о человеческой природе. О познании (Кн. 1) // Соч.: В 2 т., М., 1966. Т. 1.
Раздел 3. Философия эпохи Просвещения
Тема 3.1. Феномен философии Просвещения
Кант о специфике просвещенческого сознания: проблема эмансипации разума. Философия Просвещения как форма просвещения: ее пределы и возможности. Объект просвещения: массы и личность. Проблема воспитания в философии Просвещения. Идеал философа в «век философов». «Антиметафизичность» философов-просветителей. «Незнающий философ». Просвещение и проблема языка. «Энциклопедический» характер просвещенческого мышления. Сенсуалистические предпосылки просвещенческого рационализма: Локк и Кондильяк. Сенсуализм и проблема «переживания жизни»: просвещенческий гедонизм. Крен в биологию «зрелого» Просвещения. Просветительский антиклерикализм и его предпосылки. Просвещение и революция.
Тема 3.2. Антропология Просвещения
Проблема человеческой природы: природность и цивилизованность. Просветительская «робинзонада». Неизменяемость и универсальность человеческой природы. Проблема человеческого «интереса». Принцип «разумного эгоизма». Проблема равенства. Социальные ориентиры Просвещения. Особая позиция Ж.-Ж. Руссо. Проблема отчуждения в просвещенческой социальной философии.
Тема 3.3. Философия природы французского Просвещения
Ньютонианские предпосылки просвещенческой философии природы. Варианты деизма во французском Просвещении. Проблема материи и субстанциальность движения. Цикличность движения и теория «мировых катастроф». Проблема фатализма у Гольбаха и Дидро: «власть случая» и «незыблимый порядок». Просвещенческий натурализм и лапласовский детерминизм. Вселенная как «сложное тело». «Гетерогенность» молекул по Дидро и Робине. Дидро и Лейбниц.
Тема 3.4. Просвещенческая философия истории
Проблема просветительского «антиисторизма». Концепция истории Ш. Монтескье. Предпосылки истории как науки в трактовке Вольтера. Периодизация истории у Вольтера. Концепция исторического прогресса (Тюрго, Кондорсе): критерии, движущие силы, перспективы. История и нравственность; история и разум. Особая позиция Руссо. Просветительский прогрессизм и «реакция» на него: Ж. де Местр.
Контрольные вопросы к темам раздела 3.
-
В чем специфика философии эпохи Просвещения?
-
Теория общественного договора.
-
Либеральная доктрина и философия эпохи Просвещения.
-
Французская энциклопедия и энциклопедисты.
-
Особенности философии английского Просвещения.
-
Особенности философии американского Просвещения.
Литература и источники к разделу 3.
Базовый учебник: Реале Дж., Антесери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. Т. 3. М.: ТОО Петрополис, 1994.
С. 305-320.
Дополнительно к базовому учебнику:
Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. Гл. 3. М., 2004. С. 249-265.
Основная:
-
Белов А. В. История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
-
Бородич А. А. История философии. Минск: Новое знание, 2001.
-
Ивашковская Т. В. История зарубежной философии. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
-
Ильин В. В. История философии. СПб.: Питер, 2003.
-
Коллект. автор Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.
-
Любутин К. Н. История западноевропейской философии. М.: Академический Проект, 2005.
-
Муравьев А. Н. История философии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
-
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2004.
-
Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
-
Скирбекк Г. История философии. М.: ВЛАДОС, 2003.
-
Ясперс К. Всемирная история философии. М.: Наука, 2000.
Дополнительная:
-
Абрамов А. И. Философия: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2004.
-
Абрамов М.А. Шотландская философия века Просвещения. М., 2000.
-
Березовский Г.В. От Монтеня к Гольбаху: Человек, Бог и мир в духовной культуре эпохи ранних буржуазных революций. М., 1996.
-
Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант // Западноевропейская художественная литература. М., 1980.
-
Богуславский В.М. Кондильяк. М., 1984.
-
Богуславский В.М. Ламетри. М., 1977.
-
Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.
-
Вольтер Ф. Бог и люди. В 20 тт. М., 1961.
-
Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988.
-
Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х тт. М., 1973-1974.
-
Гольбах П. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1963-1964 гг.
-
Джефферсон Т. Избранные сочинения // Американские просветители. М., 1969.
-
Дидро Д. Племянник Рамо // Соч.: В 2 т. М., 1986-91.
-
Дидро Д. Сочинения в 2-х тт. М., 1986-1988.
-
Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. М., 1981.
-
Михайлов Ал.В. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери А. эстетические опыты. М., 1975.
-
Некоторые характеристики философии эпохи Просвещения. М., 1989.
-
Пейн Т. Избранные сочинения // Американские просветители. М., 1969.
-
Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения в 3-х тт. М., 1961.
-
Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Об общественном договоре // Избранные произведения: В 3 т. М., 1961.
-
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М. 1989.
-
Философия в "Энциклопедии" Дидро и Даламбера. М., 1994.
-
Французское Просвещение и революция. М., 1989.
-
Шефтсбери А. Характеристики… // Шефтсбери А. Эстетические опыты. М., 1975.
Тематика эссе
Общая тема эссе, над которым студенты работаю в 1-м модуле 2-го курса – «Историческая обусловленность и современность звучания сочинений мыслителей эпохи Возрождения и Реформации». Подготовка эссе предполагает изучение и анализ одной из работ мыслителей эпохи Возрождения и Реформации. Студент самостоятельно выбирает статью или небольшой раздел (до 50 стр.) одной из работ мыслителей данной эпохи и согласовывает с преподавателем. Студент должен прочитать работу представителя данного периода истории философии, выделить основные вопросы, прокомментировать текст работы по выделенным проблемам, акцентировать внимание на проблемной специфике работы в контексте эпохи, проследить связь с философией Античности и Средних веков, выявить в анализе работы современность звучания поставленных философских вопросов. Объем эссе – 10 стр.
Тематика контрольной работы
Контрольная работа выполняется в виде анализа фрагмента текста одного из мыслителей Нового времени. Студентам раздаются фрагменты текстов. Фрагменты текстов подбираются из работ мыслителей, чье творчество изучалось на предыдущих занятиях. Работа выполняется в аудитории. Студенты читают предложенные фрагменты и анализируют текст. Работа выполняется письменно, в присутствии преподавателя. На следующем за контрольной работы семинарском занятии преподаватель обсуждает результаты. Время на написание контрольной работы – 60 мин.
Тематика домашней работы
Домашняя работа предполагает тематическое размышление и анализ на основе прочтения работ по разделу истории философии Нового времени. Работа предполагает сопоставление подходов философов Нового времени к основным проблемам науки и знания этой эпохи. Объем домашней работы – 24 стр.
-
Проблема субстанции в философии Нового времени
-
Проблема Бога в философии Нового времени
-
Философия природы в Новое время.
-
Проблема взаимоотношения свободы и необходимости в новоременной философии.
-
Человеческая природа в контексте философии Нового времени.
-
Проблема образования в философии Нового времени.
-
Социальная проблематика в философии Нового времени.
-
Общественный договор и философия Нового времени.
Тематика рефератов
Предполагаемый объем реферата 24 стр. Реферат представляет собой проблемное прочтение и анализ комплекса работ одного из мыслителей Нового времени. Студент при написании реферата должен прокомментировать выделенные и вынесение для рассмотрения проблемы. Студент должен продемонстрировать знание критической и историко-философской литературы по творчеству выбранного мыслителя. Одной из задач написания реферата является знакомство с ссылочно-сносочным аппаратом.
-
Основные черты натурфилософии Ф. Бэкона.
-
Теория познания и индуктивный метод Бэкона.
-
Специфика и значение учения Т. Гоббса о знаках.
-
Основные характеристики онтологии кембриджских платоников.
-
Проблема опыта у Дж. Локка.
-
Теория разделения властей у Локка.
-
Теория образования понятий у Локка.
-
Эмпиризм Дж. Беркли: проблема субстанции.
-
Принципы человеческого познания у Беркли.
-
Проблема опыта в воззрениях Д. Юма.
-
Проблема причинности в доктрине Юма.
-
Трактовка Юмом человеческой природы, морали и религии.
Вопросы зачета
-
Смысл и содержание понятий «гуманизм», «Возрождение»
-
Временные рамки эпохи Возрождения.
-
Социокультурная характеристика эпохи Возрождения.
-
Основные течения в философии эпохи Возрождения.
-
Натурфилософия эпохи Возрождения.
-
Научная картина мира и ее формирование в эпоху Возрождения.
-
Представители возрожденческого гуманизма.
-
Идеи и теории гуманистов.
-
Предпосылки нововременного мышления.
-
Возрожденческий скептицизм.
-
Мыслители Реформации.
-
Социальная утопия в эпоху Возрождения.
-
Социокультурная характеристика эпохи Нового времени.
-
Научные революции Нового времени.
-
Основные направления философии Нового времени.
-
Эмпирическая философия Нового времени: общая характеристика.
Вопросы экзамена
-
Каковы предпосылки возникновения картезианской философии: Декарт и ренессансное мышление.
-
Декарт и Реформация?
-
Каковы предпосылки картезианской физики?
-
Галилей и две основные картины мира (аристотелизм и платонизм)?
-
В чем состоит смысл и значение для истории нововременной философии картезианского принципа "cogito"?
-
Каковы основные черты теории познания Декарта?
-
Каковы главные особенности картезианской антропологии (проблема психофизического параллелилизма: человек и животное)?
-
В чем состоят особенности этической концепции Декарта?
-
Как соотносятся позиции Декарта и Паскаля?
-
Каковы особенности учения Паскаля по проблемам бесконечности. двойственности человеческого разума, этической детерминации?
-
В чем заключается роль II. Мальбранша в развитии картезианства?
-
Каковы особенности понимания Спинозой субстанции?
-
Какую роль играет в системе Спинозы разделение на natura naturans и natura nalurata?
-
Каковы основные положения теории познания Спинозы?
-
Как разрешается Спинозой проблема свободы?
-
Каковы особенности аффектологии Спинозы?
-
В чем заключается моральный идеал Спинозы?
-
Каковы основные проблемы онтологического учения Лейбница?
-
Какую роль играют в системе Лейбница логические законы?
-
Каково понимание Лейбницем субстанции?
-
Каково учение о познании Лейбница?
-
Как решает Лейбниц проблему теодицеи?
-
В чем заключается феномен просветительства в истории европейской мысли?
-
Каковы основные черты натурфилософии Бэкона?
-
В чем состоит специфика человеческого познания, с точки зрения Бэкона?
-
Каковы методологические принципы, разработанные Бэконом, и каково их значение для истории британской философии нового времени?
-
В чем специфика и значение учения Гоббса о знаках?
-
Как понимает Гоббс феномен тела и его акциденций?
-
Каковы особенности и границы номинализма Гоббса?
-
Какова трактовка человеческой природы у Гоббса?
-
В чем различие между естественным и общественным состояниями человечества, с точки зрения Гоббса?
-
В чем заключается специфика «социального тела», по Гоббсу?
-
Каковы формы проявления платонизма в британской философии XVII в.?
-
Каковы основные характеристики онтологии и физики кембриджских платоников?
-
Каково отношение кембриджских платоников к теории общественного договора?
-
Каково происхождение и структура опыта, по Локку?
-
Как решает Локк проблему соотношения первичных и вторичных качеств?
-
В чем сущность теории абстрагирования Локка?
-
Как понимает Локк концепцию «естественного права»?
-
Как соотносятся свобода и собственность в социальной философии Локка?
-
Как понимает Локк государство?
-
Какова специфика эмпиризма Беркли?
-
Как трактует Беркли проблему субстанции?
-
Как возможна истина в концепции Беркли?
-
Какова структура человеческого опыта в воззрениях Юма?
-
Как понимает Юм процесс образования общий понятий?
-
Каковы особенности критики Юмом причинности?
-
Какова трактовка Юмом человеческой природы?
-
Каковы основные характеристики этического дескриптивизма Юма?
-
Каковы моральные аспекты отношения Юма к религии?
-
Какое место нанимает французское Просвещение во нововремснном рационализме?
-
Каковы основные черты просвещенческой антропологии?
-
Каковы особенности философии истории французского Просвещения?
-
В чем специфика отчуждения у Ж.-Ж. Руссо?
-
Каковы основные характеристики социальной философии Ж.-Ж. Руссо?
-
Феномен Просвещения в контексте философии Нового времени.
-
Философия истории французского Просвещения.
-
Социальная философия французского Просвещения.
Автор программы
профессор кафедры истории философии
факультета философии ГУ-ВШЭ,
доктор философских наук Т.Ю. Сидорина