Автор статьи:
Ермишина Татьяна Вениаминовна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества» пгт.Усогорск Удорского района Республики Коми
Как правило, деятельность любого педагога дополнительного образования, прежде всего, связана с задачами выявить и развить творческие способности у ребёнка, научить его рационально и результативно использовать свободное от учёбы время, создав для него при этом максимально комфортные условия для решения поставленных задач. И насколько ярко выражен профессионализм педагога, тем выше качество образования, тем больше детей, желающих заниматься по той или иной программе.
Вот уже в течении нескольких лет своим многолетним опытом успешно делятся с ребятами педагоги дополнительного образования МОУ ДОД «Дома детского творчества» пгт.Усогорск, работающие на базе МОУ «Благоевская СОШ», Панасенко Марина Евгеньевна, Постникова Людмила Геннадьевна, Ермишина Татьяна Вениаминовна.
Начало педагогической деятельности Людмилы Геннадьевны Постниковой (фото 2) пришлось на 2007 год по дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности «Каблучок» в специализации хореографическое искусство.
Детей, желающих научиться танцевальному мастерству, было немало, около пятидесяти ребят в первый же год подали заявление на участие в занятиях нового педагога. С тех пор комплектация детей в объединении не уменьшалась, а, наоборот, возрастала. В 2012-2013 учебном году занятия посещают 65 детей.
Результаты не заставили себя долго ждать: в 2008 году на районном конкурсе танцевального искусства «Грация» одна из хореографических композиций в исполнении коллектива под руководством Людмилы Геннадьевны принесли в копилку их наград первое призовое место в номинации «Народный танец» (фото 3). Овации победителя сорвал коллектив в 2009 и 2011 годах в номинациях «Народный танец» и «Эстрадный танец». В тройке призёров оказались танцы «Ночь» (2011 г.), «Серенада для улиц», «Весёлая история» (2012 г.). Победные позиции занял коллектив в 2011 и 2012 годах на районном конкурсе народного творчества «Югöр», где вместе с театральным объединением «Шестое чувство» и хором музыкальной школы пгт.Благоево представили на суд жюри и зрителей вокально-хореографические театрализованные постановки традиционных праздников «Пасха» и «Кузьминки» (фото 4).
Стоит позавидовать работоспособности и целеустремлённости, как самой Людмилы Геннадьевны, так и детей, занимающихся в объединении. Изо дня в день они постигают танцевальное мастерство, проявляя исключительную старательность в изучении секретов хореографии, начиная с классики и заканчивая русскими народными движениями, а их идейная вдохновительница с не меньшим упорством учит ребят не просто танцевать, а проживать жизнь в танце.
Ежегодно танцевальный репертуар пополняется всё новыми и новыми композициями разных стилей и направлений. Любой будущий танец, со слов Людмилы Геннадьевны, прежде чем стать полноценным номером проходит несколько этапов своего бытия. Чаще всего начинается с музыки. Далее рождается тема, идея, сюжет. Важную роль играет техническая сторона постановочной работы: разбивание музыки на такты, прорабатывание каждого движения перед зеркалом, репетиционная работа с детьми. Суметь донести до детей идею, значит, выполнить наполовину поставленную задачу.
Непременным показателем успешного обучения являются и человеческие качества Людмилы Геннадьевны, умеющей расположить к себе детей, находить общий язык с ними.
На сегодняшний день коллектив «Каблучок» известен в районе не только в качестве призёра конкурса «Грация», но и является самым востребованным участником всех районных мероприятий, а также второй год подряд получает специальное приглашение для участия в республиканском «Празднике Коми Книги».
Концертная деятельность для коллектива является неотъемлемой частью их процветания. Каждое выступление для детей – это, прежде всего, приобретение собственного опыта общения со зрительным залом, совершенствование и закрепление приобретённых умений и навыков.
Не меньший успех среди детей имеет и Марина Евгеньевна Панасенко (фото 5), мастерица на все руки, мудрый педагог и просто хороший человек.
Неугомонная стайка будущих умельцев каждый день атакует кабинет технологии, чтобы под чутким наблюдением любимого педагога вновь взяться за иголки, нитки, ножницы, бумагу и прочие необходимые инструменты, чтобы хоть немного научиться делать то, что умеет сама Марина Евгеньевна. А умеет она практически всё. Тщательно проработанная ею программа «Стильные штучки» включает в себя разные технологии декоративно-прикладного творчества. Это и работа с бросовыми материалами, это и бисероплетение, это и вязание на спицах и крючках, это и роспись по дереву и витражная роспись, это и фелтинг, квиллинг, тестопластика, шитьё мягкой игрушки, топиарий, модульное оригами. Все работы хороши, выбирай на вкус! Чем, кстати, с удовольствием пользуются дети (фото 6). Мне, кажется, секрет популярности объединения в среде детей заключается ещё и в том, что ребёнок имеет возможность выбрать по желанию наиболее понравившийся вид прикладного творчества и заниматься им, сколько душа пожелает. Ведь, как известно, любая смена деятельности воспринимается ребёнком, как своего рода отдых. Дети просто не успевают уставать. Хочешь плести бисер – плети! Хочешь рисовать – рисуй! Хочешь вязать – вяжи!
Возможно, кто-то не согласится с подобной практикой, мол, а как же умение доводить дело до конца? Вы не поверите, но с этим в объединении всё в порядке. Не было практически ни одной незавершённой работы. Даже больше, большинство рукотворных изделий ребят – дипломанты районных и республиканских конкурсов, постоянные и неизменные участники всех учрежденческих и районных выставок. Особенно удачливо выступили дети объединения в этом году на районном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Зарни кияс» (Золотые ручки), где заняли шесть первых мест (фото 7).
Вот уже восемь лет как успешно выполняется программа по театральному искусству «Шестое чувство» под моим началом. И ни разу не было недостатка в желающих научиться театральному творчеству. Изначально программа была рассчитана на три года обучения. Исключительно из пожелания детей, которые пришли на неё с первого класса, она была продолжена ещё на два года. Сегодня можно с уверенностью сказать, что программа очень востребована детьми и родителями. Ежегодно состав участников объединения пополняется новыми юными дарованиями и этот родник неиссякаем.
За весь период деятельности объединения ребятами сыграно более десяти драматических постановок, около двадцати театрализованных развлекательных программ, спето три десятка песен, за что члены коллектива «Шестое чувство» получили призовые места. Из них: один диплом первой степени, три диплома второй степени, два диплома третьей степени на районном конкурсе вокального мастерства «Голоса юности» (2012 г.) (фото 8), показано около двадцати миниатюр и инсценировок, принято участие в трёх обрядовых действах, два из которых дипломанты первой степени на районном конкурсе «Югöр».
С каждым годом репертуар объединения пополняется новыми постановочными работами. На сегодняшний день идёт большая подготовка по выпуску спектакля «Приключения Буратино или тайна золотого ключика» по мотивам сказки А.Толстого. В постановке участвуют двадцать пять человек.
Удачным оказался для ребят прошлогодний творческий сезон (2011 г.): спектакль «Морозко» по мотивам русской народной сказки стал дипломантом второй степени в республиканском конкурсе театрального искусства «Пёстрые подмостки», а Юлия Казимирчик, исполнительница одной из главных ролей – мачехи, получила специальный диплом «За лучшую актёрскую работу».
Основа жизнедеятельности детского самодеятельного театрального творчества строится по принципу синтеза театрального искусства. Ребята играют не просто героев, а, к примеру, танцующих или поющих героев, из чего следует, что в программе занятий непременно уделяется время изучению танцевальных движений и сценическому исполнению песен, что, как было замечено мной, очень нравится детям. А что нравится детям, значит, нравится и мне.
По своему опыту знаю, что любой выход на сцену для ребят шаг не из лёгких, особенно, если это первый выход. Фраза, которую обычно твердят ребята при этом: «Не могу, не получится», ставит часто их в тупик, поэтому мой главный девиз - суметь убедить ребёнка в его уникальности и способности сделать, на их взгляд, невозможное, довериться мне и как педагогу, и как режиссёру. В моей практике не было ни одного случая, чтобы ребёнку не удалось справиться с внутренними сомнениями и комплексами. Безусловно, нашими главными помощниками являются тренинги, которые учат детей владеть и собой, и своим телом, развивают их речь. Очень важен личный пример. Ребёнок никогда не поверит режиссёру, если тот не сыграет ему ту же Бабу Ягу или лису, или кота…
Константин Сергеевич Станиславский писал: «У нашей артистической природы существуют свои творческие законы. Они обязательны для всех людей, всех стран и народов. Сущность этих законов должна быть постигнута… и изучена во всех подробностях. Это единственный путь для создания мастеров искусства». Эти слова можно в полной мере отнести ко всем видам творчества. Тот, кто учился музыке, знает, что, чтобы научиться играть её, нужно много и долго тренировать технику пальцев игры на инструменте. Тот, кто хочет научиться танцевать, знает, что нужно как следует работать над своей пластикой, осанкой, постановкой рук, ног… Тот, кто хочет стать мастером-умельцем, должен смело владеть нужным инструментом, а тот, кто хочет радовать зрителя со сцены, непременно должен уметь убедительно перевоплощаться в своего героя…
Педагоги дополнительного образования Дома детского творчества не ставят перед собой высокой цели сделать из ребёнка профессионального артиста или танцора, музыканта или швею. Своё истинное призвание они видят в том, чтобы в маленьком человеке разбудить желание постичь неизведанные горизонты, открыть в себе таланты, научиться совершенствовать их и от души получать от этого радость.
21.11.2012 г.