Перейти на главную страницу
Казакам Ермака удалось разгромить Кучумово «царство», но, после гибели в начале августа 1584 г. атамана, его уцелевшие соратники частью в этом году, частью в следующем, ушли из Сибири. Подошедшие в том же 1585 г. им на помощь силы «с Руси» во главе с воеводой И.Мансуровым, увидев оставленную казаками и вновь занятую татарами столицу Сибирского ханства Искер (Кашлык), – тоже не рискнули остаться здесь1.
О
1. Фрагмент «Карты распространения этнических племен и народов Сибири в XVII в.» (по Б.О. Долгих)
снование в 1586 г. отрядом под командованием воевод В. Сукина, И. Мясного и письменного головы* Д. Чулкова, в который входили участники похода Ермака, на месте бывшей столицы татарского Тюменского ханства Чимги-туры города Тюмени положило начало прочного присоединения к России Зауралья и Сибири. (В следующем году Чулков командовал стрельцами и ермаковцами, заложившими город Тобольск). Первоначально в состав Тюменского уезда входила обширная территория по рекам Туре, Тавде, Тоболу, Пышме, Исети. С возникновением новых зауральских городов, острогов и освоения русскими эта территория заметно уменьшилась. Так, к Верхотурскому и Тобольскому уездам отошли земли вверх по Пышме и Исети. Ясак* же большинство их коренных обитателей, в источниках именуемых «татарами», по-прежнему платило в Тюмень. Неизвестно, были ли здешние «татары» тюркоязычными по происхождению, или представляли потомков старого угорского населения Урала, такого как манси (вогулы) и ханты (остяки), лишь впоследствии тюркизированного. Точно также остается неясным, где тогда проходила граница между разными группами сибирских татар и башкирами.
Верховья Пышмы и Исети заселяли, вероятно, так называемые «сырянцы», «зырянцы». С запада с бассейном Уктуса непосредственно соседствовала Терсяцкая («Верхние Терсяки») ясачная волость Верхотурского уезда. Вместе с вогулами терсяки жили, видимо, в располагавшейся севернее «сырянцев» Аятской волости того же уезда. Другая Терсяцкая волость, тюменского подчинения, находилась ниже по течению Исети. Сюда, к соплеменникам, в 1630 г. бежали верхотурские терсяки. В 1625/1626 г. среди них числилось 16 взрослых и 3 подростка – плательщиков ясака. Впрочем, и после бегства терсяков название «Терсяцкая волость» за их бывшими землями сохранилось (см. ниже). С учетом наличия в составе зауральской башкирской Катайской2 волости Уфимского уезда Синрянского и Терсатского аймаков*, синрянцев и терсатцев можно считать предками некоторых групп современных башкир. Еще в конце XVI в. «сырянцы», по крайней мере большая их часть, ушли от русских и в последующие годы в степях левобережья Тобола являлись одной из основных опор сыновей убитого сибирского хана – Кучумовичей. Возможно, что население Бачкырской (Баскурской) ясачной волости, расположенной между Пышмой и Исетью западнее исецкой Терсяцкой, представляло остаток синрянцев в пределах Тюменского уезда. В 1595 г., когда некоторые из них «изменили» и ушли в степь, они прямо названы «башкирцами». По одному документу 1623 г. «сырянцы» числились в Верхотурском уезде. В 1635 г. два «зырянца», платившие уже ясак в Уфимской уезд, вместе с одним человеком из Бачкырской волости жили за Исетью, в пяти днях пути от Тюмени3.
После ухода терсяков ближайшими к верховьям Исети и Пышмы с запада коренными жителями остались «Чусовские вогуличи», относящиеся к Верхотурскому уезду. Ясачная книга 1641 г. в волости «верх Чусовой реки» насчитывает 31 ясачного человека. Еще трое ясачных значились « вновь приисканными»4, то есть подлежащими включению в ясачное обложение. С юга с бассейном Уктуса граничила упоминающаяся в источниках еще в конце XVI столетия башкирская Челжетуцкая (Челжеутская, Челзеутская, Салжаутская, Сальяуцкая; имеются и другие варианты названия) волость Сибирской дороги5 Уфимского уезда (провинции). В одном довольно позднем (1730 г.) «реестре» ее местоположение определяется следующим образом: «за Уралом по озерам и по речкам близ Ухтузских заводов, где медной завод»6 (Полевской на одноименной речке – левом притоке Чусовой в самых ее верховьях. – Авт.). Соседние с рассматриваемой территорией ясачные волости Уфимского и Тюменского уездов с конца XVI в. неоднократно подвергались набегам степняков: ногайцев, калмыков, Кучумовичей7.
Из сказанного следует, что верховья Исети и, в частности, берега Уктуса к середине XVII в. были практически не заселены, хотя здесь, вероятно, время от времени и «промышляли» жители окрестных ясачных волостей Тюменского, Верхотурского и Уфимского уездов.
Русское освоение Среднего Урала началось с севера – с Верхотурья. Поселения продвигались на юг – по рекам бассейна Туры и по сухопутным дорогам. К 1612 г. появляется первая слобода* Верхотурского уезда – Тагильская, центр которой находился на реке Тагил, недалеко от впадения Мугая8. В 1621 г. была основана Невьянская слобода, занявшая территорию по Нейве (Невье) от устья речки Бобровки (Молебки) до слияния Нейвы с Режом и вверх по Режу до речки Ошкарки9. Дальнейшее расселение к верховьям Исети в первой половине XVII в. шло двумя параллельными направлениями – вверх по Нейве и Режу.
Д
В середине века появляется и третье направление продвижения русских поселений к верховьям Исети. Отписка верхотурского воеводы в Москву 1651 г. сообщает о создании Чусовской (Уткинской)13 слободы (сейчас – село Слобода), первыми слободчиками* которой были уроженцы Обвинской волости Прикамья Семен Васильев и Афонасий Иванов Гилевы. Вверх по Чусовой граница слободы была определена «до татарские пашни Тихонка Турсунбаева». Но Тихонко и его брат Мамайко Турсунбаевы, числящиеся сылвинскими14 татарами Соликамского уезда, претендовали и на территорию новой слободы. Возник спор. Для восстановления порядка пришлось вызывать стрельцов и казаков15.
Вскоре после основания слободчики попытались перевести слободу в ведомство Тобольского уезда. В 1653 г. верхотурский воевода оспаривал эти изменения, мотивируя тем, что «поселилась та слобода меж верхотурских ясачных вагулич Аяцкой, и Терсяцкой, и Чюсовской волостей в 5 и 7 верстах; а Тобольского уезду слобод и ясачных людей к той новой Чюсовской слободе поблиску больши 100 верст нет». Восстановления прежних границ добиться удалось16. История административного конфликта подтверждает, что верховья Исети и Уктус, находящиеся к новой слободе гораздо ближе ста верст, не имели тогда постоянного ясачного населения.
В 1655 г. было отдано распоряжение строить Верх-Чусовскую слободу «выше новой Чюсовской слободы за 10 верст». Слободчиками в новую слободу были назначены Афонасий Гилев и Фрол Арапов17. Этот факт породил в краеведческой и учебной литературе мнение об участии Арапова в создании и Чусовской слободы18. В роли верхчусовских слободчиков Гилев и Арапов не преуспели – слобода так и не была построена.
Долгое время единственной легальным маршрутом в Сибирь была «государева дорога» через Верхотурье, где находилась таможня. Но существовали и другие пути. С давних времен, еще до возникших на развалинах Золотой Орды Казанского и Тюменского ханств, существовала «старая Казанская дорога» с Камы на Уфу и степью («полем») на Исеть. Русское правительство с конца XVI в. иногда использовало ее в военных целях, в экстренных случаях по ней из Тюмени в Уфу посылались гонцы «для государева дела по вестям». Ездили ею и татарские, башкирские, бухарские торговцы19. Увеличившийся по этой дороге поток людей и товаров вынудил верхотурские власти в 1654 г. поставить на ее выходе с «поля» на Исеть заставу, вскоре превратившуюся в Катайский острог20. Одним из ответвлений Казанской дороги была «тропа», проходившая южнее современной Ревды, пересекавшая Чусовую в районе Верхнемакарово, далее по линии Горный Щит – Арамиль выходившая на Исеть и идущая затем на Тюмень и Туринск. Строительство в 1649 г. города Кунгура и потом Чусовской слободы привело к появлению дороги (точнее, возрождению тоже старинного пути с Чусовой и Сылвы «к волоку Тюменскому»)21 с Камы на соединение с Казанской: «в прошлом… во 164 (1655/1656)-м году наложена из Сибири вновь окольная дорога по слободам через Утку и Кунгур на Каму». От проходивших ею «нелегалов», особенно служилых людей, местные крестьяне терпели серьезные неудобства, а власти вынуждены были с осени 1659 г. держать в Чусовской слободе таможенную заставу22. В конце 1659 г. стрельцы, служившие на Чусовской заставе, сообщали в Верхотурье о наличии нелегальной дороги через юрт* все того же Тихонка Турсунбаева «выше Чусовской слободы 15 верст», связывающую Сылву с Мурзинской слободой и верховьями Исети, по которой Тихонко нелегально проводил татар и черемисов (марийцев). И через год ситуация оставалась такой же23.
Таким образом, Уктус, как и весь бассейн верхней Исети, к 1660 г. из отдаленной лесной окраины превратился в место пересечения нескольких легальных и нелегальных дорог. Новая ситуация подтолкнула предприимчивых людей к желанию освоить эту территорию. Центр новой слободы возник у впадения в Исеть речки Арамильки, которая и дала слободе свое имя – Арамильская. Подробно история создания Арамильской слободы изложена в тобольской указной памяти, текст которой сохранился в переписи Арамильской слободы 1695 г.24
«В прошлом во 169 (1660/1661)-м году бил челом великим государем он, Мишка, а в Тобольску в приказной полате боярину и воеводам Петру Михайловичю Салтыкову с товарыщи. И по челобитью ево по тобольским указным паметем посланы Мурзинской слободы прикащики в том же во 169-м году Кондратей Хворов, во 170 (1661/1662)-м году Меркулей Крылов для досмотру земель и угодей под ту Арамильскую слободу. А в прошлом во 184 (1676)-м году в мае месяце по указу великих государей и по тобольской указной памяти боярина и воевод Петра Василевича большого Шереметева с товарыщи за приписью дьяка Григорья Михайлова велено ему, слоботчику Мишке, ту новую слободу строить и во крестьяне призывать на льготные годы охочих людей на денежной оброк. А льготы давать года по три и по четыре. А после льготных лет платить им великих государей в казну денежного оброку кто уговоритца на выть*: на две десятины* по три рубли, а з десятины по полутора рубли, а с полудесятины по дватцати по пяти алтын*, а с четверти десятины по двенатцати алтын по три денги*, а с получетверти десятины по шти (шести. – Авт.) алтын по полуторе денге на год. А земли крестьяном пахать на себя давать: на две десятины по десяти десятин в поле*, а в дву по тому ж*, а на десятину по пяти десятин в поле, а в дву по тому ж, а на полдесятины полтретьи десятины в поле, а в дву по тому ж. А кто уговоритца менши и тем давать по росчету. А в беломесные казаки* прибирать и за денежное и хлебное жалованье земли давать по полутретьи (две с половиной. – Авт.) десятины в поле, а в дву по тому ж».
С
Причиной такой задержки явилось, конечно, башкирское восстание, начавшееся в 1662 г. и продолжавшееся до 1665 г. К башкирам присоединились жители ясачных волостей Приуралья, южной части Среднего Урала и Зауралья, недовольные, в частности, появлением русских поселений на их землях, или поблизости от них. В ходе этой «войны» только в Верхотурском и Тобольском уездах были сожжены десятки деревень и разгромлены некоторые слободы, в том числе все ближайшие к Уктусу (см. далее). Понятно, что в этой обстановке создание новой слободы, да еще на самой границе башкирских земель, было невозможно.
В восточной части Башкирии, в пределах ее Сибирской дороги, движение возглавляли «выходцы» (главным организатором здесь выступал один из них – Сары-Мергень), бежавшие за несколько лет до восстания к «сибирским царевичам» – внукам Кучума, в 1661 г. вышедшие из степи и вернувшиеся в русское подданство. В перспективе они склонялись, после отделения от Русского государства, к подчинению тем же Кучумовичам27.
Почти одновременно с приступом в конце июля 1662 г. к Катайскому острогу, его осадой, разграблением окрестностей и соседних владений Далматовского Успенского монастыря на Исети28 (акции, вероятно, были скоординированы), на западном склоне Среднего Урала совершено нападение окрестных ясачных на чусовскую Уткинскую слободу. Чусовской приказчик Томило Нефедьев и большая часть крестьян успели убежать в Краснопольскую слободу на р. Нейве, так как вовремя узнали от верхчусовского слободчика Фрола Арапова «с товарищами»29, что «Кунгур весь повоевали татары и башкиры, и мордва, и черемисы, и чуваши, и русских людей посекли, <…> а крестьянские дворы на Сылве все вызжены». В начале второй декады августа до приказчиков зауральских слобод и уездных воевод вместе с сообщениями о судьбе селений Чусовской слободы: «на Утке деревни повоевали ж, и людей побили, и скот отогнали», – стали доходить вести о разгроме Спасской заимки Невьянского Богоявленского монастыря «верх Пышмы» и появлении «воровских татар» в других местах30. 11 августа 1662 г. они неожиданно напали на неукрепленную Мурзинскую слободу тобольского подчинения, расположенную посреди Верхотурского уезда, и «до конца разорили, и церковь Божию и государевы анбары сожгли, а крестьян на полях всех побили, а иных в полон взяли, и деревни выжгли и скот отогнали». Еще остававшийся в слободе упоминавшийся выше бывший приказчик Кондратий Хворов «заперся в пустом дворе только с тремя человеки, а оружия у них три лука, <…> а сила де татар большая, <…> и он де едва может остидетца». Кондратий также сообщил, что «воровские де татары были башкирцы и калмыки31, и тюменского, и епанчинского32 ясаку, и вогуличи верхотурского ясаку»33.
В
4. Башня и фрагмент тына острога Арамашевской слободы Верхотурского уезда. Реконструкция
июне 1664 г. верхотурские манси Краснопольскую слободу вместе с церковью «пожгли». Это было не масштабное нападение, а действия своеобразной «диверсионной группы» всего из трех человек, предпринятые, видимо, в отместку за весенний и относительно успешный рейд на их юрты сборного отряда из уткинских, краснопольских, тагильских мужиков и гулящих людей*34. В том же июне «татаровя» довольно значительными силами: несколько сотен – подступили к начавшей отстраиваться Мурзинской слободе. Окрестные деревни и некоторые деревни соседней Невьянской слободы они «развоевали и зажгли, и людей присекли, и скот отгонили», само же Мурзино, имевшее уже укрепления, взять не смогли: «стоят под Мурзинским острогом»35.
Только через десять лет после окончания основных боевых действий тобольские власти вернулись к вопросу создания Арамильской слободы. Мишка Сарапулец, около 1670 г. переселившийся в Мурзинскую слободу, в мае 1676 г., о чем уже говорилось, получил указную память на заселение верховьев Исети и ее притоков36. Границы новой слободы, по всей видимости, в основном, были определены еще в 1662 г., поскольку на более поздние «досмотры земель» указная память не ссылается.
Уктус, Уктусский завод и его окрестности в XVII-XVIII вв. (под редакцией В. И. Байдина) / Екатеринбург, 2011 г
09 09 2014
1 стр.
Славгородского химического завода на базе эвакуированного из Крыма Красноперекопского бромного завода. Площадь территории города равна 4930 га. Город граничит с Казахстаном. Рассто
06 10 2014
6 стр.
Годом основания завода считается 1862г. В это время на территории современного завода находился ряд маленьких заводов и жилых помещений, в т ч кожзавод купца Иконникова. Перед рево
15 12 2014
1 стр.
Наряду с русскими студентами их обучают различным наукам. Мы решили соприсутствовать на лекциях проводимых, как и с русскими, так и с иностранцами, и понять отличается ли отношение
06 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
Возникновение возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
05 09 2014
33 стр.
Красноярской природоохранной прокуратурой по Вашему обращению проведена проверка по факту предполагаемого строительства Енисейского ферросплавного завода на территории Емельяновско
16 12 2014
1 стр.
«двушку» на первом этаже от завода, (полжизни в очереди стоял), шесть соток в пригороде (ещё полжизни сторожем каждое лето в садовом кооперативе), и единственную запись в трудовой
11 10 2014
3 стр.