Развивать способность быть воспитанным и вести себя этично.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Время
|
Организационные формы
|
-
Организационный момент
|
Проведем с вами 5 минут вежливости. Просмотрим презентацию.
Ответьте, все ли герои вежливы?
|
Ребята отвечают и рассказывают, как надо было поступить.
|
2 мин
|
презентация
|
-
Работа по картине
|
|
Дети отвечают с примером того, как надо вести себя в данной ситуации, как надо быть этичным.
|
3 мин
|
дискуссия
|
|
|
|
|
|
-
Объяснение нового материала
|
Слова «этикет» и «этика» воспринимают как близкие по значению. Слово «этикет» заимствовано из французского, а «этика» - из латыни.
Французское слово etiquette имеет два значения: 1) «ярлык», «этикетка», «надпись»; 2) «церемониал». «Этикет» и в свою очередь заимствовано из голландского strike («кошелёк», «шпенек») и первоначально колышек, к которому привязывалась бумажка с надписью, на основе значения «надпись» развилось более узкое значение – «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий и далее – «церемония».
Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должностному и социальному положению, учтивое отношение к женщинам, почтительное отношение к старикам. Он включает формы обращений, приветствий, поздравлений, правила ведения беседы, спора, поведения за столом, обхождения с гостями, требования, предъявляемые к одежде человека в зависимости от обстоятельств. По сферам общественной жизни выделяют различные виды этикета:
-
служебный (деловой этикет)
-
дипломатический
-
военный
-
педагогический
-
врачебный
этикет в общественных местах. С развитием культуры разных народов происходит развитие и изменение этикета.
|
Прослушивают. Работают с терминологией
|
5 мин
|
Формирование понятийного аппарата - беседа
|
-
Задание представление
|
Заповеди делового этикета
быть тактичным, вежливым, учтивым;
-
быть терпеливым, предупредительным, внимательным;
-
уметь выслушать вопрос, просьбу, чётко и грамотно ответить;
-
профессионально выполнять своё дело;
-
быть исполнительным, дисциплинированным;
-
владеть приёмами саморегуляции и самоорганизации.
|
Дети обсуждают заповеди
|
2 мин
|
Фронтальная работа
|
-
демонстрация нового материала
|
Этикет в общественных местах
В театре Существуют определённые правила, которые следует соблюдать:
-
Если вы являетесь обладателем мобильного телефона, то перед тем, как войти в зрительный зал, следует отключить мобильный телефон.
-
Не следует рукоплескать, если спектакль задерживается.
-
После удачно исполненной арии следует аплодировать.
-
Для мужчины обязателен тёмный костюм, светлая рубашка, галстук (более яркий, чем в деловой обстановке).
-
В театре недопустимы крепкие духи, одеколон, запах лекарств, одежда с запахом нафталина.
-
Очень неприлично во время действия спектакля или выступления вставать и покидать зал. Громкие критические замечания о спектакле или игре актёров недопустимы в зрительном зале, фойе театра, буфете. На время лучше оставить своё мнение при себе.
Если спектакль вам не нравится, и возникло желание уйти, пожалуйста, дождитесь антракта.
|
После прослушанного текста ребята отвечают на вопросы учителя, направленные на усвоение материала
|
3 мин
|
беседа
|
-
Групповая работа по формированию правил этикета
|
Древний мудрец Конфуций говорил: «Выходя из ворот, держи себя так, будто встречаешь дорогих гостей. Обходись с людьми так, будто творишь с ними великий обряд. Чего себе не хочешь, не делай другим».
Что не следует делать на улице?
Создайте правила этикета на улице
Поведение на улице
Поведение на улице
Улица смотрины вежливости и культуры человека. Первая оценка по внешнему виду и осанке. Воспитанного человека узнаешь по размеренной походке, умению держаться скромно, но с достоинством. Он идет прямо, не оглядывается, долгого взгляда на встречных не задерживает. Громко не говорит. К себе внимание не привлекает. Знакомым вежливо кланяется. В нечаянном столкновении приносит извинения. Никому не заслоняет дороги, не заставляет сойти с тротуара, если узким оказался проход.
На улице, в толпе, важно остаться вежливым, и во всяком случае приносить извинения за доставленное соседу неудобство:
"Простите, я нечаянно!'';
"Разрешите Вас побеспокоить ";
"Я вынужден Вас потеснить, извините! ".
| -
Обсуждение данного высказывания
-
Свистеть.
-
Громко смеяться.
-
Показывать на что-либо,«тыкая пальцем».
Уч-ся создают правила поведения на улице, а затем сравнивают с уже созданными
Произносят вслух
|
4 мин
|
Групповая работа
|
-
Работа с афоризмами
|
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Дж. Свифт.
-
«Манеры высказывают нравы, подобно тому, как платье обнаруживает талию».
Ф.Бэкон
4. «Вежливость порождает и вызывает вежливость».
Эразм Роттердамский
-
«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом».
Д. Леббок
7. «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
А. Сент-Экзюпери
8 «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, вежливы, мягки, уступчивы».А. Чехов
11. «Кто легко склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего не уважает себя».
Ф. Достоевский
13. «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
А. Чехов
14. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А.Чехов
15. «Жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость».
Р. Эмерсон
|
Зачитывают, выбирают самые меткие, обсуждают
|
3 мин
|
|
-
Представление правил этикета
|
Одежда и внешний вид
Хотя и говорят, что провожают по уму, но принимают по одежке, и одежда одно из главнейших условий того, насколько хорошее сложиться у человека мнение о вас. Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольфклуба.
Я думаю, не стоит говорить о том, что одежда должна быть опрятной, вычищенной и выглаженной. Но вот несколько советов по поводу того, как и в каких случаях нужно одеваться.
Советы
На приемы до 20:00,мужчинам можно одевать любые костюмы не ярких цветов. На приемы начинающиеся после 20:00 следует надевать костюмы черного цвета.
В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке входят к знакомым, в ресторан, в зрительный зал театра, сидят в президиуме или выступают с докладом, но при этом следует знать, что нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают. Расстегнуть пуговицы пиджака можно на обеде, ужине или сидя в кресле.
|
Читают советы
|
13 мин
|
|
|
Разговор по телефону
Разговор по телефону
Разговор по телефону деловой, краткий и вежливый.
Девять правил при беседе по телефону
1. Продумывают заранее содержание звонка, готовят нужные цифры, адреса, фамилии.
2. Представляются, узнают, кто Вас слушает, коротко излагают причину обращения.
3. Выбирают наиболее удобное для звонка время, чтобы не причинить абоненту неудобства 1.Давайте восклицать,
.
|
Показать диск – электронное приложение к урокам (раздел «Иллюстрации»
|
|
|
-
Комментированное чтение притчи
|
Этикет общения за столом
Поведение в ресторане имеет ряд специфических особенностей.
Например, если Вы идёте в ресторан со своей спутницей, и решение это возникло спонтанно, то мужчина находит свободные места. Если же встреча была назначена заранее, то мужчина должен прийти немного раньше женщины, раздеться в гардеробе и узнать у официанта, где находится заказанный столик. Всё это необходимо делать до прихода приглашённой дамы. После это Вы встречаете женщину, помогаете ей раздеться и провожаете в зал.
Обычно перед входом в зал посетители осматривают себя в зеркало.
Перед зеркалом можно только поправить причёску, одежду, это касается и мужчин и женщин. Дефекты одежды и причёски устраняются в туалете.
В зал ресторана первым входит мужчина, а его спутница следует за ним. Если же первой в зал вошла женщина, то по пути к столику мужчина немного опережает её, показывает места и помогает занять самое удобное место.
Поведение в самолете и поезде
Вам предстоит дальняя дорога. В пути путешественник будет чувствовать себя комфортно, если продумает все детали отъезда от билета до бритвенного прибора. Спешка в сборе ведет к опозданию, а опоздание несет тысячи неприятностей.
Родные и друзья провожают вас у вагона. Цветы, как правило не преподносятся в дороге будут лишь обузой. Лучше предложить свежие газеты, иллюстрированные журналы, фрукты (лучше цитрусовые). В вагон первым входит мужчина, подает руку даме. В купе мужчины и молодые люди уступают нижние места женщинам и пожилым людям.
В вагоне вам нередко предстоит провести несколько суток. Надевают предусмотрительно взятые облегченные вещи. Но не пижамы и кухонные халаты! Туфли нужно сменить на тапочки, да не те стоптанные шлепанцы, что второпях сунули в портфель.
Притча от Леонардо да Винчи
У одного цирюльника была бритва красоты необыкновенной, да и в работе не было ей равных. Однажды, когда посетителей в лавке не было, а хозяин куда-то отлучился, вздумалось бритве на мир поглядеть и себя показать. Выпустив острое лезвие из оправы, словно шпагу из ножен, и гордо подбоченясь, она отправилась на прогулку погожим весенним днём.
Не успела бритва перешагнуть через порог, как яркое солнце заиграло на стальном полированном лезвии, и по стенам домов весело запрыгали солнечные зайчики. Ослеплённая этим невиданным зрелищем, бритва пришла в такой неописуемый восторг, что тут же непомерно возгордилась.
— Неужели после такого великолепия я должна вернуться в цирюльню? — воскликнула бритва. — Ни за что на свете! Было бы сущим безумием с моей стороны губить свою жизнь, выскабливая намыленные щёки и подбородки неотёсанных мужланов. Разве моему нежному лезвию место у брадобрея? Вовсе нет! Спрячусь-ка я от него в укромном местечке.
С той поры её и след простыл.
Шли месяцы. Наступила дождливая осень. Соскучившись в одиночестве, беглянка решила выйти из своего добровольного затворничества и подышать свежим воздухом. Она осторожно выпустила лезвие из оправы и горделиво оглянулась вокруг. Но, о ужас! Что же стряслось? Лезвие, когда-то нежное, огрубело, став похожим на ржавую пилу, и не отражало более солнечных лучей.
— Зачем я поддалась соблазну? — горько заплакала бритва. — Как меня лелеял и холил добрый цирюльник! Как он радовался и гордился моей работой! А теперь, о боже, что со мной сталось: лезвие потемнело, зазубрилось и покрылось отвратительной ржавчиной. Я погибла, и нет мне спасенья!
-
Почему бритва была наказана?
-
Найдите слова, характеризующие поведение бритвы, как невоспитанной, неэтично относящейся ко всему и всем.
-
Расскажите о вашем отношении к Бритве.
|
Дети читают притчу, отвечают на вопросы. Работают с текстом
|
6 мин
|
|
-
Чтение стихотворения
|
Давайте говорить друг другу комплименты
Автор слов и композитор Булат Окуджава
1.Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться -
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
2.Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это все любви
Счастливые моменты.
3. Давайте горевать
И плакать откровенно,
То вместе, то поврозь, .
Не надо придавать
Значения злословью,
Поскольку грусть всегда
Соседствует с любовью.
5. Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб ошибившись раз,
Не ошибиться снова.
6. Давайте жить во всем,
Друг другу потакая,
Тем более, что жизнь
Короткая такая.
Какие полезные советы даёт Булат Окуджава в своём стихотворении?
|
Чтение стихотворения и ответы на вопрос путем частичного анализа
|
2 мин
|
|
Домашнее задание
|
Вместе с родителями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.
|
|
1 мин
|
|
9.Рефлексия
|
На листе бумаги изображено солнце. Учитель дает следующую инструкцию "Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью условного знака (туча)". "Дружелюбно, тепло, приятно"- туча не закрывает солнышко. "Прохладно, холодно"- туча почти закрывает солнышко. "Отвратительно – дождевая туча полностью закрывает солнышко."
|
Дети расставляют условные знаки.
Высказывают ответы по желанию.
|
1мин
|
|