Зимина Ольга Михайловна
г.Ижевск, магистрант,
ГОУ ВПО «УдГУ»
ЭТНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ.
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
Этно-историческая реконструкция – культурное явление, которое в последнее время набирает значительную популярность и охватывает практически все страны мира. Это попытка воссоздать по историческим источникам (письменным, изобразительным, археологическим находкам) материальную сферу реконструируемой эпохи, ее событий, которые оставили заметный след в истории какого-либо этноса. В рамках этно-исторической реконструкции создаются культурно-исторические центры, возводятся традиционные для различных этносов постройки, проводятся фестивали этнического и военно-исторического плана. Фестивали обычно длятся несколько дней, что позволяет создать полную временно-пространственную реконструкцию определенного события, либо эпизода жизни какого-либо этноса. При этом быт реконструируется в мельчайших подробностях (одежда, шатры, предметы быта, процесс приготовления пищи), в результате чего на время проведения фестиваля человек полностью погружается в атмосферу прошлого.
Реконструкция различных эпох жизни народов в настоящее время набирает популярность в России и Европе. Деревянное зодчество является одним из наиболее значительных и выдающихся проявлений художественной и строительной культуры народов, воплотившей в себе их духовное величие.
Рассмотрим реконструкцию средового пространства на примере дизайн-концепции этно-исторического фестиваля.
Цель проектирования – организация территории, сочетающей несколько функциональных задач: жилую, познавательную, развлекательную.
Основная идея проекта – организация территории этно-исторического фестиваля с использованием элементов деревянного зодчества.
Решаемые задачи:
-
создание среды, функционально удобной для участников фестиваля и привлекательной для туристов;
-
обустройство территории, функциональным назначением которой является сезонный отдых людей;
-
создание эмоционально-художественного образа пространства, выдержанного в этническом стиле каких-либо народов;
-
обеспечение гармоничного единства ландшафта и расположенных на нем объектов.
Объемно-планировочное решение, в первую очередь, определяется функциональным зонированием территории (рисунок 1).
Средовое пространство фестиваля функционально разделено на палаточный лагерь для туристов (рисунок 2), зону размещения участников (исторические лагеря) и территорию проведения основных мероприятий.
Территория исторических лагерей участников разбита на зоны, которые обозначены невысоким кустарником и плетеными заборами по периметру. В плане они представляют собой четыре незамкнутых кольца собранные вокруг пятого (Рисунок 3). Такая форма ассоциируется с самым распространенным принципом плетения кольчуг в эпоху средневековья.
|
|
Рисунок 2 – Палаточный лагерь
|
|
Мост
Палаточный лагерь туристов
-
Зона для хранения дров и воды
Жилая зона
Общественная зона
Полевая кухня
Навес
Летнее кафе
Смотровые башни
|
|
Рисунок 3 - План территории этно-исторического фестиваля
|
Подобное зонирование территории позволяет сделать размещение исторических лагерей упорядоченным, а проживание более уютным.
Для обеспечения участников питьевой водой и дровами, на территории «жилой» зоны располагается пункт хранения (обоз, либо навес), куда несколько раз в день производиться подвоз необходимого.
В центре жилой зоны на перекрестке дорожек располагается легкая крытая постройка для полевой кухни.
Главное место общественной зоны отводится под поляну для проведения представления клубов участников, массовых поединков, турниров по фехтованию, конных турниров и других мероприятий. Для удобства зрителей на поляне расположены трибуны, также можно наблюдать за происходящим и с дорожек, не заходя за ограждения.
От моста прямо к поляне ведет главная дорога, вдоль которой с одной из сторон располагаются торговые и ремесленные палатки, где умельцы не только продают свой товар, но и некоторые из них прямо на месте его производят.
По всей территории разбиты дорожки для свободного перемещения зрителей и участников. Поскольку обустройство территории планируется сезонное, такое функциональное разделение представляется наиболее рациональным, так как практически все конструкции находятся в «общественной» зоне. Таким, образом, территория «жилой» зоны может варьироваться в зависимости от количества участников мероприятий.
Малые архитектурные формы проекта представлены на рисунке 4.
Мост является постоянным, служит связью между двумя берегами, а также связью лагеря туристов с зоной размещения участников фестиваля и местом проведения мероприятий. Мост бревенчатый, ширина настила – 3 м. У моста расположена башня (рисунок 5), подобная тому, что строились в средние века, обнесенная частоколом [2]. Рядом с мостом организован спуск к воде.
Навес располагается на краю главной поляны, служит местом проведения турнира по историческому фехтованию, конкурсов реконструкции костюмов. По периметру с одной стороны навеса стоит частокол с воротами, который является стилизацией оборонительной стены двора для проведения «штурма крепости» (рисунок 6). С противоположной стороны находится сцена для ансамблей средневековой музыки, хорошо обозримая с главной дороги.
|
|
Рисунок 5 - Мост со смотровой башней
|
|
|
Рисунок 6 – Стилизация оборонительной стены, навес
|
Смотровая площадка выполнена в виде двух бревенчатых крепостных башен, которые связаны переходом на высоте. Такие башни строились на крепостных стенах для наблюдения и ведения оборонительных действий (рисунок 7) [4]. С них на разных уровнях можно увидеть всю территорию фестиваля и насладиться просторами вокруг. Возле башен предусмотрена зона для такого вида развлечений как метание ножей и топоров, стрельба из лука.
|
Рисунок 7 - Смотровые башни
|
Летнее кафе для участников и зрителей фестиваля размещается за торговой улицей. Часть столов располагается под навесом кафе, а часть под открытым небом.
Для улучшения эксплуатационных качеств, все деревянные конструкции обработаны антисептическими, противопожарными составами и антипиренами.
Таким образом, разработанная дизайн-концепция этно-исторического фестиваля позволяет решить следующие задачи:
-
создание среды, функционально удобной для участников и зрителей фестиваля;
-
создание эмоцианально-художественного образа пространства, а так же иллюзии «ожившей истории»;
-
пробуждение интереса посетителей к культурному и историческому наследию русского народа.
Список литературы:
-
Горохов В.А. Зеленая природа города. – М: Архитектура-С, 2005. – 589с.
-
Иванова-Веэн Л. И. Русские деревянные мосты. Памятники науки и техники. 1982-1983. М., 1984. - с. 53-73.
-
Красовский М. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. – СП-б: Сатись, 2005. – 382с.
-
Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. – М: Искусство, 1983. – 288с.: ил.