Перейти на главную страницу
особенности древнерусской культуры
с наиболее значимыми памятниками культуры.
Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян и влияниеокружающих народов: финно-угров, балтов, западных славян,хазар, половцев. Большое влияние оказывала Византия, особенно после принятия христианства. Но древнерусская культура имеет ряд особенностей, которые мы должны выяснить.
Сообщения учащихся по темам (не более 3 минут на сообщение)
«Деятельность Кирилла и Мефодия»
«Рукописные книги»
Остальные должны задать выступающим свои вопросы.
Работа с историческим источником (текст источника см приложение задание №1 для всех)
Сообщение «Жанры древнерусской литературы» (не более 5 минут на сообщение)
Учащиеся задают вопросы докладчику
Работа с дополнительной литературой (см приложение задание №2 и №3 по вариантам)
Задание на поиск ошибок в тексте (текст см приложение задание №4 для всех)
4 Устное народное творчество
Беседа по вопросам:
1Какие былины вы знаете, читали?
2 Чему посвящены былины?
3 Каких героев былин вы знаете?
5 Зодчество и живопись
Рассказ учителя и просмотр слайдов. (см приложение пояснения к слайдам)
Задания «Угадай понятие» (см приложение задание№5)
5Выводы:
Подведем итоги:
1 какое влияние на древнерусскую культуру оказало принятие христианства?
2 Можем ли мы сказать, что на древнерусскую культуру большое влияние оказала культура ВИЗАНТИИ?
3Можем ли мы сказать, что уровень развития культуры в Древней Руси был очень высок? Почему?
Учащиеся приходят к выводам о том, что:
Особенностью древнерусской культуры стало переплетение христианских и народно-языческих традиций. Древнерусские мастера не просто заимствовали, но творчески перерабатывали византийские образцы. Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры.
1 Данилов АА, Косулина ЛГ История России с древнейших времен до конца XVI века. М,2009.
2Россия с древнейших времен до конца XVI века(электронное приложение к учебнику)М., Просвещение 2009.
3 Силаева Н.А.Кроссворды и занимательные задания по истории 6-7 класс Волгоград, 2005.
«В год 6406 (898). …Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и Коцел [правители западнославянского государства Великоморавской державы] послали к царю Михаилу [византийский император Михаил III], говоря: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам истолковать слова книжные и смысл их». Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все сказанное славянскими князьями. И сказали философы: «В Селуни [Солунь, Салоники] есть муж, именем Лев. Имеет он сыновей, знающих славянский язык; два сына у него искусные философы». Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь со словами: «Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина». Услышав об этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к царю. И уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю. Когда же [братья] пришли, — начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие… Константин же вернулся назад и отправился учить болгарский народ, а Мефодий остался в Моравии».
1Как “Повесть временных лет» описывает появление славянской азбуки?
2 Где она появилась?
Сначала летописи были только изложениями событий, происходивших на Руси, в хронологическом порядке (по годам). Однако позже они превратились в исторические и художественные произведения, авторы которых не только перечисляли происходившие события, но и давали им оценку в зависимости от собственных взглядов на историю Руси, мировую историю, представления о деятельности князей. Конечно, летописи, а точнее летописцы, не всегда были беспристрастны. Часто на изложение или оценку событий влияла политическая обстановка в государстве.Первоначально записывались события, очевидцем которых был сам летописец и/или исторические сказания о деяниях князей. В 966 г. эти записи, а также устные предания были сведены в единую обобщающую историю Руси. Скорее всего, авторами этого первого в истории Руси летописного свода были монахи, работавшие при Десятинной церкви в Киеве.Во время правления Ярослава Мудрого появился второй летописный свод, включивший в себя ранее созданный. Традиция включать в летописные своды предшествующие повествования сохранялась и в дальнейшем.В 1093−1095 гг. был составлен Киево-Печерский летописный свод (его также называют Начальным сводом). Следует учитывать, что в Древней Руси (как и в Средневековой Европе) не существовало понятие «авторское право». Если автор книги не являлся «отцом церкви», чей авторитет был очень высок, переписчики могли достаточно сильно изменять исходный текст, добавляя в него что-то новое, переделывая уже существующее. Поэтому одни и те же сочинения зачастую доходят до нас в нескольких редакциях, достаточно сильно отличающихся друг от друга.Летописным сводом является и знаменитая «Повесть временных лет».
1Когда и где (предположительно) появился первый летописный свод?
2 Почему текст одного и того же произведения может сильно отличаться друг от друга?
3 Всегда ли летописцы были беспристрастны? Почему?
Задание№3
Повесть временных лет
«Повесть временных лет» наиболее ранний из дошедших летописных сводов. Создание летописи относят к XI в. Традиционно автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Автор «Повести временных лет» при работе над произведением привлек широкий круг древнерусской и иностранной литературы — предшествующие древнерусские летописи, византийские хроники, разнообразные исторические сборники, устные предания и рассказы. «Повесть временных лет» Нестора описывает историю Древнерусского государства с IX до XII в.Преемником Нестора в летописании стал игумен Сильвестр, придавший «Повести временных лет» современный вид. Игумен Моисей (настоятель Выдубицкого монастыря в Киеве) продлил «Повесть временных лет» до 1200 г. Монах Лаврентий написал в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть временных лет» («Лаврентьевскую летопись»). В «Повести временных лет» собрано значительное количество повестей, сказаний, легенд и устных поэтических преданий о различных исторических событиях и лицах.Долгое время «Повесть временных лет» считалась первой русской летописью. Однако современные ученые уверены, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет», а сама «Повесть» являлась не единственным произведением Древней Руси.Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят это произведение в ряд выдающихся творений мировой культуры.
1 Когда и кем была написана «Повесть временных лет»? Является ли она первой русской летописью?
2 Какими источниками пользовался Нестор?
3 Кто продолжил дело Нестора?
Задание№4
Найди ошибки в тексте:
Ярослав и Святослав стали основоположниками славянской азбуки в 11 веке. Первые книги были очень дешевы, поскольку были сделаны из бумаги, и в них не было никаких украшений. Бумага получила широкое распространение, её использовали для деловой переписки, писем и т.д. Одна из древнейших хроник «Слово о законе и Благодати», написанная митрополитом Иларионом.
1Кирилл и Мефодий
2 Вторая половинаIХ- нач. X века.
3 Книги дороги, пергамен, украшены миниатюрами.
4 вместо бумаги использовали бересту.
5 «Повесть временных лет» Нестор.
1оакмази, 2рсафке,3очсзтоедв,4каион
Первой каменной церковью на Руси стала Десятинная церковь. Она сыграла огромную роль в развитии русского каменного зодчества.Как сказано в «Повести временных лет» на следующий год после крещения князь Владимир задумал построить церковь Богородицы в Киеве. Церковь строилась византийскими зодчими 7 лет. Окончание строительства относят к 996 г.По рассказу «Повести временных лет», увидев церковь, Владимир сказал: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». Именно от этого и пошло название церкви — Десятинная.До наших дней церковь не сохранилась, однако на основании археологических раскопок и письменных сведений можно реконструировать древний облик церкви. Десятинная церковь представляет собой крестово-купольный каменный храм. Церковь была разделена тремя парами столбов на три нефа, которым соответствовали в алтарной части три абсиды. Здание было возведено из плоских византийских кирпичей — плинфы. Кладка связывалась известняковым раствором с примесью толченой керамики — цемянки. В постройке церкви использовалась так называемая «кладка со скрытым рядом»: на фасад ряды плинфы выходили через один, промежуточный ряд немного отодвигался в глубь стены и покрывался слоем раствора.Согласно летописи над храмом высились 25 глав. В отделке интерьерашироко применялся мрамор. Стены украшали мозаики и фресковые росписи. Вокруг собора располагались огромные каменные дворцы с такой же пышной отделкой, как и сам храм.В Десятинной церкви располагалась усыпальница княжеской династии. Здесь были похоронены византийская принцесса (жена Владимира) Анна и сам киевский князь Владимир. При Ярославе Мудром в Десятинную церковь перенесли останки княгини Ольги и двух братьев Владимира — Ярополка и Олега.В ходе монгольского нашествия на Русь в 1240 г. Десятинная церковь была полностью разрушена. Вместе с собором были утрачены иконы, книги, церковные святыни.
Центральным памятником архитектуры Древней Руси стал Софийский собор в Киеве. Свое название получил от Софии — Премудрости Божией.В истории продолжают споры, когда точно был заложен и построен этот собор. По сообщениям летописей, Софийский собор был заложен Ярославом Мудрым в 1036 г. в честь победы русских войск над печенегами. Однако многие ученые считают, что закладка собора произошла раньше — в 1017 г., а его строительство продолжалось несколько лет. Точно известно, что в 1051 г. в соборе был рукоположен в митрополиты Иларион. Софийский собор был построен византийскими и русскими зодчими, но он значительно отличается от византийской архитектуры того времени. Храмы, строившиеся тогда в Византии, обычно были меньше. Интерьер собора был богато украшен фресками и мозаиками. Многие сохранились до наших дней.Софийский собор стал местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также внуки Ярослава — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах.Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской политической и культурной жизни.В ходе монгольского нашествия в 1240 г. собор был разграблен завоевателями и в течение нескольких веков находился в запустении. В XVIII в. была предпринята реконструкция храма, в результате которой он приобрел свой нынешний вид.
Выдающиеся примеры фресковой живописи были созданы в Софийском соборе Киева. По мнению историков, фрески были созданы сразу же после строительства собора и в основном закончены к 1054 г.Работали над фресками приглашенные из Византии мастера. Всего общая площадь фресок в соборе в древности составляла около 5 тыс. м2. Однако до нас дошло лишь около 2 тыс. м2.Софийский собор и фрески собора сильно пострадали при завоевании монголами Киева. В XV–XVI вв. собор стоял без крыши, что негативно повлияло на состояние фресковой живописи. В XVII в. фрески были забелены известью. Вновь фрески были обнаружены лишь в XIX в., когда в одном из приделов собора отвалился кусок штукатурки и открылась фреска XI в.В 1930–1980-е гг. в соборе проходила научная реставрация стенописи. В результате оказались раскрыты все древние фрески. Нерасчищенными остались лишь те места, где не сохранилась древняя штукатурка. Поэтому на стенах собора соседствуют мозаики и фрески XI в. и росписи храма XVII–XIX вв.Древние фрески находятся в плохом состоянии, так как они претерпели многочисленные утраты. Стерты верхние красочные слои. Кроме этого, изображения угасают: после реставрации их видимость из десятилетия в десятилетие становится все хуже.
Раскрыть значение понятий: культура, зодчество, былины, летопись пергамен, икона, мозаика, фреска
14 12 2014
1 стр.
Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро
08 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Цели урока: формирование знаний и представлений об особенностях природы влажных экваториальных лесов Южной Америки
09 10 2014
1 стр.
План- конспект урока математики в 6 классе по теме: ''Признаки делимости на 3, на 9”
16 12 2014
1 стр.
Вы помните, что он волшебник? У него есть волшебная палочка, с помощью которой он превращается в разные предметы
07 10 2014
1 стр.
Славяно-греко-латинская академия, «Синопсис», первопроходцы, биографическая повесть, сатирическая повесть, автобиографическая повесть, «дивное узорочье», «нарышкинское барокко», па
29 09 2014
1 стр.
Познакомить учащихся с зодчеством, изобразительным искусством и художественным ремеслом Древней Руси, выделить их характерные особенности
14 12 2014
1 стр.