Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе
учитель первой квалификационной категории Смирнова Е.Г.
Тема урока "Род имен существительных"
Цели урока:
- познакомить с приемами распознавания рода имен существительных.
- способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
- воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
I. Организационный момент.
С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
II. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости.
- Вы помните, что он волшебник? У него есть волшебная палочка, с помощью которой он превращается в разные предметы.
- Посмотрите, во что он превращается сегодня.
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие эти предметы? Назовите их.
- Правильно. (кто? что?)
- Ребята, давайте вместе прочитаем вопрос, который вам задает дедушка:
“О какой части речи мы сегодня будем говорить?”
– Вы сегодня узнаете, на какие еще группы и по какому признаку делятся имена существительные.
III. Наблюдение.
1. Прочитайте имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?
Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тетя, прадедушка, прабабушка. Мужчина Женщина
Вывод: В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода.
– В какой столбик ты записал слова мужского рода, а в какой женского?
– Как ты это определил? Какими словами подсказками можно воспользоваться? Мужской род Женский род
он, мой она, моя
2. Прочитайте слова. Выпиши в 1-й столбик существительные мужского рода, а во второй – женского рода.
Лестница, колесо, удочка, повозка, сторож, солнце, хоккей, пение, рассказ, повесть, сочинение .
–Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду?
– Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам?
Проблемный вопрос.
– Можно ли к этим словам подставить слова – помощники женского рода: она, моя? Муж. рода – он, мой?
– Запишите их в третий столбик. Это имена существительные среднего рода.
3. Грамматическая сказка о том,
как у существительных род появился.
Из этой сказки вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Давным-давно все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что все их путали.
А случилось всё в далёкой сказочной стране, где правила прекрасная и мудрая королева. Захотелось ей однажды разобраться в этом сложном вопросе: как различать между собой слова-существительные? Собрала она своих подчинённых и объявила: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, тот будет щедро вознаграждён».
В этой прекрасной стране была самая замечательная школа на земле, в которую ходили исключительно одни умники и умницы. В одном классе учились только мальчики, которые вырастали и превращались в сильных и смелых мужчин. А в другом классе учились только девочки, которые после окончания учёбы превращались в прекрасных женщин.
И решили ученики этой школы попытать счастья, ведь вознаграждением являлось дальнейшее обучение в самом престижном Университете этой сказочной страны.
Прибыли они ко двору королевы. С жаром принялись за работу. Для начала решили поделить все слова между собой.
Слов-то много. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Много времени потратили на это занятие. Мальчики и девочки постоянно ссорились из-за того, что никак не удаётся им выполнить это задание. Очень сильно они расстроились, даже перестали ходить в школу и делать уроки! А работы оставалось ещё очень много, ведь не все слова были поделены.
Королева была умна и мудра. Она решила покончить со всеми распрями и следующее: «Те слова, которые забрали себе будущие мужчины, пусть будут мужского рода (в эту группу попали стул и стол, дом и мир, луч и свет, сон и звон, и много других). Те слова, которые взяли себе будущие женщины, будут женского рода (это были слова земля, луна, страна, весна и многие другие). А те, что остались ничьи, иначе говоря, неопределёнными, пусть будут среднего рода (так и стали слова солнце, море, небо, яблоко и другие существительные среднего рода)».
Так появился род у имён существительных. Дети были очень довольны таким исходом. Они с радостью приняли решение правительницы. Школа вновь наполнилась их голосами, радостным смехом. Каждый ученик был горд тем, что внёс свой маленький вклад в решение правительницы по поводу определения рода имён существительных. С той поры королева и все жители сказочной страны перестали путать существительные друг с другом. Им был известен секрет, благодаря которому все могли определять род существительных и даже сочинили маленькое стихотворение:
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу моя:
Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род — оно, моё:
Моё окно, село моё.
Сказка, как у существительных род появился.
Имена существительные бывают:
мужского рода
женского рода
среднего рода
мужской род женский род средний род
он, мой она, моя оно, мое
, - а, -я - а, - я, - о, - е, - я
отец страна
дядя Миша земля, дочь
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, мое!
Это правило твое!
Проблемный вопрос:
– Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось?
– Ученик с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода.
Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.)
– Как вы это объясните? (Это разные слова. Они однокоренные.)
Медведь – медведица
Волк – волчица
Заяц – зайчиха
Голубь – голубка
По родам существительные не изменяются.
Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.
IV. Первичное закрепление.
1. Работа в группе
Прочитай те строки из стихотворения Фета.
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
Напишите род каждого существительного.
– Какое слово вызвало у вас затруднение в определении рода? (Птицы.)
– Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе:
Имена – имя, фамилии – фамилия
2. Определи род имен существительных.
Бананы, яблоки, груши, арбузы, огурцы.
3. Работа в парах.
Поставь прилагательное в нужную форму и запиши. Определи род.
… прыжок.
… небо.
… природа.
… музыка.
… цветок.
От чего зависит выбор формы имени прилагательного?
Имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставится в той же форме, что и имя существительное.
Холодный ветер (м.р.)
Веселая добрая улыбка (ж.р.)
Ласковое солнце (ср.р.)
Подбери подходящее по смыслу имя прилагательное
Смелый мальчик (м.р.)
Умная девочка ( ж.р.)
Голубое небо (ср.р.)
VI. Игровой момент.
Впиши подходящее по смыслу имена существительные, определи род.
Душистая … Субботний …
Красное … Верный …
Железная … Топленное …
Добрая … Смелый …
V. Проблемная задача.
1. Определи род выделенных имен существительных.
Я видел в зоопарке кенгуру.
На завтрак я люблю пить кофе или какао.
Не хочу шампунь, лучше вымою голову детским мылом!
– Почему из предложений, которые составил ученик, неясно, какого рода имена существительные: кенгуру, кофе, какао, шампунь?
– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти слова? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, новый шампунь.)
2. Род неизменяемых имен существительных надо запоминать.
В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю.
Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.
Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе – мужского рода.
3. Работа по учебнику
Упражнение, индивидуальная работа
VI. Итог урока.
– Что узнали о роде имен существительных?
– Как вы понимаете выражение «постоянный признак»?
– Род каких имен существительных нужно запомнить? Почему?
Рефлексия.
– Кто из вас все еще испытывает затруднение при определении рода и числа имен существительных?