Учитель: Долгова З.А. Дата 24.11.09.
Районное методическое объединение учителей географии.
Конспект открытого урока в 7 классе.
Тема урока: «Климат Африки».
Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами.Тип урока: комбинированный, урок-практикум.
Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая карта Африки, раздаточный материал, климатические диаграммы, атласы.
Ход урока.
I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II.Проверка домашнего задания.
Четверо учащихся работают по карточкам.
Карточка № 1.
Составьте описание рельефа острова Мадагаскар.
Карточка № 2.
Почему горы Атлас отличаются в рельефе?
Что произойдет с Африканской платформой, если раздвижения, происходящие в зоне разломов, будут усиливаться?
Карточка № 3.
По картам атласа определите: географическое положение гор Атлас, направление горных цепей, протяженность, максимальную и преобладающую высоту над уровнем моря, возраст пород, слагающих горы.
Карточка № 4.
По картам атласа определите: географическое положение Драконовых гор, направление горных цепей, протяженность, максимальную и преобладающую высоту над уровнем моря, возраст пород, слагающих горы.
С остальными проводится фронтальный опрос.
1.Какие формы рельефа преобладают в Африке и почему?
2.На какие части по рельефу и высотам вы бы разделили Африку?
3.Где в Африке встречаются молодые и старые горы? Почему?
4.Где находится самая высокая точка Африки?
5.Мы знаем, что вулканы образуются в местах столкновения литосферных плит. Почему в Восточной Африке образовались вулканы?
6.Какими типами горных пород сложена древняя платформа, какие полезные ископаемые залегают в осадочном чехле платформы? Какие полезные ископаемые залегают в фундаменте?
III. Изучение нового материала.
1.Учитель:
Описывая географическое положение Африки, мы сделали вывод:
Африка – самый жаркий материк.
2.Какие факторы повлияли на данный факт, и какие существуют доказательства? Ответы учащихся.
3.Учитель:
Определите, в каких климатических поясах расположена Африка? Ответы учащихся, работа по карте.
4.Практическая часть урока. Характеристика климатических поясов по
карте (все данные заносятся в таблицу). Таблица у каждого на парте.
Название климатического пояса
|
Воздушные массы
|
Средняя температура
|
Годовое количество осадков
|
Режим осадков
|
Географическое положение
|
Тип климата
|
января
|
июля
|
Экваториальный
|
|
|
|
|
|
|
|
Субэкваториальный
|
|
|
|
|
|
|
|
Тропический
|
|
|
|
|
|
|
|
Субтропический
|
|
|
|
|
|
|
|
5.При характеристике тропического пояса вводится новый термин – самум.
Слово записывается на доске, объясняется его смысл.
Самум – сильнейший ветер в пустыне летом, несущий тучи песка.
6.Физкультминутка.( общеразвивающее упражнение на счёт 1-8, 8-1)
7.Работа с климатограммами в атласе и учебнике по плану:
а) Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме.
б) Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января? Какова годовая амплитуда температур?
в)Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?
г) Сделайте вывод о типе климата.
IV.Закрепление.
Сравнить климат двух территорий. Юго-западное и юго-восточное побережье Африки.
Определить по климатограмме климатический пояс и тип климата данной территории.
V.Домашнее задание: §26.Подготовить сообщения о реках Африки.
Рефлексия. Изобразите ваше настроение после сегодняшнего урока на листочках. Круг – урок понравился, треугольник – не понравился, чистый листок – безразлично.
Выставление отметок.
Карточка № 1.
Составьте описание рельефа о.Мадагаскар.
Карточка № 2.
Почему горы Атлас отличаются в рельефе?
Что произойдет с Африканской платформой, если раздвижения, происходящие в зоне разломов, будут усиливаться?
Карточка № 3.
По картам атласа определите: географическое положение гор Атлас, направление горных цепей, протяженность, максимальную и преобладающую высоту над уровнем моря, возраст пород, слагающих горы.
Карточка № 4.
По картам атласа определите: географическое положение Драконовых гор, направление горных цепей, протяженность, максимальную и преобладающую высоту над уровнем моря, возраст пород, слагающих горы.
Название климатического пояса
|
Воздушные массы
|
Средняя температура
|
Годовое количество осадков
|
Режим осадков
|
Географическое положение
|
Тип климата
|
января
|
июля
|
Экваториальный
|
|
|
|
|
|
|
|
Субэкваториальный
|
|
|
|
|
|
|
|
Тропический
|
|
|
|
|
|
|
|
Субтропический
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Название климатического пояса
|
Воздушные массы
|
Средняя температура
|
Годовое количество осадков
|
Режим осадков
|
Географическое положение
|
Тип климата
|
января
|
июля
|
Экваториальный
|
|
|
|
|
|
|
|
Субэкваториальный
|
|
|
|
|
|
|
|
Тропический
|
|
|
|
|
|
|
|
Субтропический
|
|
|
|
|
|
|
|