Конспект урока
Тема урока: «Алгоритмами»
Класс: 5
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики.
Задачи:
образовательные:
-
сформировать понятия алгоритма, исполнителя;
-
изучить способы описания алгоритмов;
-
продолжить знакомство с программой ColourPaint;
-
связать полученные знания с практическим применением.
развивающие:
-
способствовать развитию творческих способностей учащихся;
-
развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление;
-
развивать умение сравнивать и анализировать, умение выполнять алгоритм по известным шагам;
-
способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.
воспитательные:
-
создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
-
воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.
Методы и формы работы на уроке:
словесный – беседа;
наглядный – демонстрация презентации на проекторе;
практический – индивидуальная работа, работа в группе, практическая работа на компьютере.
Оборудование:
компьютеры;
мультимедийная установка;
программа графический редактор ColourPaint.
Структура урока
-
Организационный момент (3 минуты)
-
Объяснение нового материала (25 минут)
-
Актуализация ранее полученных знаний (2 минуты)
-
Практическая работа (10 минут)
-
Физкультминутка (2 минуты)
-
Итог урока (5 минут)
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Объяснение нового материала.
Что нужно сделать, чтобы сварить варенье? (собрать ягоды, помыть их, положить в кастрюлю и т.д.). Как можно назвать эти действия, которые мы проделываем, чтобы выполнить какое-нибудь дело? (алгоритм). Правильно, и речь сегодня пойдет именно, об алгоритмах.
Так что же такое алгоритм? (Описание последовательности действий). Что произойдет если некоторые действия в нашем алгоритме поменять местами или вообще опустить? (Не будет результата, алгоритма). Да, поэтому алгоритм – это описание последовательности действий, строгое исполнение которых приведет к задуманному результату. Составление алгоритма работы особенно важно при работе на компьютере, даже если надо выполнить несложную задачу.
Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль-Хорезми (IX век). Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Этим учебником люди пользовались несколько столетий. При переводе на латынь имя автора писали так: Algorithmi [алгоритми]. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами. А какое еще слово названо в честь этого математика? (Алгебра)
Сами того не замечая, мы используем в повседневной жизни алгоритмы, составленные самостоятельно или другими людьми. Вспомните, какие алгоритмы приходилось выполнять вам (приготовления блюда, инструкция по использованию бытового прибора, процесс шитья платья, описанный в журнале мод).
Как вы думаете, кто может быть исполнителем алгоритма?
Исполнитель – это кто-то или что-то, способный выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Назовите исполнителей следующих видов работы:
-
Приготовление торта
-
Пошив одежды
-
Ремонт обуви
-
Пломбирование зуба
-
Уборка мусора во дворе
Предлагаю вам поиграть в игру. Разделитесь на 3 группы. Первая группа – придумает и запишет алгоритм выполнения какого-нибудь задания, вторая группа или представитель из нее – выполнит это задание по алгоритму, написанному первой группой, а третья группа попытается восстановить алгоритм по увиденному. Затем сравним алгоритм, написанной первой группой и третьей.
Составим алгоритм задачи «слепить снеговика», нумеруя рисунки-шаги.
Мы использовали два разных способа записи алгоритмов: словесный и с помощью рисунков. Главное - точно и понятно описать шаги алгоритмов. Исполнителем для разобранных нами алгоритмов является человек. В каком виде нужно написать алгоритм, чтобы его исполнителем был компьютер? В виде программы. Это еще один вид записи алгоритмов.
Итак, запишем в тетрадях способы записи алгоритмов.
-
Словесный – рассчитан на исполнителя-человека.
-
Графический – с помощью геометрических фигур, для исполнителя-человека, а также как подготовительный для реализации на компьютере.
-
Программный – для исполнителя-компьютера.
-
Актуализация ранее полученных знаний.
Что такое графический редактор?
Как запустить программу Paint?
Как выполнить копирование в графическом редакторе Paint?
Вспомним основные правила ТБ.
-
Практическая работа на компьютере
Нарисовать в программе Paint рисунок по образцу и записать алгоритм рисования в тетради.
-
Физкультминутка
-
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрев вдаль.
-
Посмотреть на кончик носа, перевести взгляд вдаль.
-
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль.
-
И.п.: руки вытянуты перед собой, сжимать, разжимать кулаки, встряхнуть руки.
-
Итог урока.
Проверим получившиеся алгоритмы создания рисунков.
Домашнее задание: повторить конспект урока, составить словесный алгоритм приготовления любимого блюда и записать его.
-
Рефлексия учащихся.
Мне было очень приятно и интересно с вами работать. Я надеюсь, что и вам тоже урок понравился и предлагаю оценить сегодняшний урок.