МОСКОВСКИЙ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение гимназия № 1526
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ гимназия № 1526
_____________ /Т.Г. Болдина/
«___»_____________2005 г.
РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Конспект урока
«Техника и колорит классицизма и рококо»
.32453246.00014-01 99 01
Листов 5
Разработчики:
________________/Т.Г. Болдина/ ______________/Л.В. Карпухина/
03.02.2005
<пусто>
Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума)
Цели и задачи урока:
познавательная – учащиеся должны усвоить:
а) нововведения в живописи Просвещения
б) особенности направлений классицизма и рококо в живописи XVIII века
развивающая – учащиеся должны уметь:
а) обсуждать материал и находить общий согласованный ответ на поставленный вопрос в малых группах;
б) пользоваться культурологическими терминами
в) устанавливать причинно-следственные зависимости исторических факторов и создания произведений искусства в работе с источником
г) составлять устное эссе (свободное высказывание с элементами сравнительного анализа произведений изобразительного искусства)
воспитательная – учащиеся должны убедиться:
а) в непрерывности исторического процесса развития искусства;
б) в значимости развития культурологических знаний;
в) в необходимости знакомства с произведениями искусства в процессе саморазвития и самовоспитания морально-нравственных качеств
Оборудование урока.
Слайд-шоу, подготовленное в программе Power Point. Репродукции картин А.Ватто «Отплытие на остров Киферу», Ж.О. Фрагонар «Поцелуй украдкой» (собрание ГЭ); Д.О. Энгр «Эдип и сфинкс», Ж.Л.Давид «Клятва Горациев» (собрание Лувра).
На доске (экране) тема урока: «Техника и колорит в живописи классицизма и рококо»
Эпиграф: «Если форма различна, то цель должна быть общей для всех…» Ж.Л.Давид
1 этап. Актуализация материала. (10 минут)
Внимательно прочитайте слова художника эпохи Просвещения Жака Луи Давида, взятые в эпиграф к сегодняшнему уроку.
Какую общую цель преследовало искусство просвещения?
Основная задача искусства Просвещения – воспитание, просвещение умов.
Что имеет в виду под словами «если форма различна» Жак Луи Давид? Какие направления и стили являлись формами выражения мыслей деятелей культуры эпохи Просвещения?
Классицизм, рококо, сентиментализм, реализм.
Сегодня мы будем говорить об особенностях техники и колорита двух главных стилевых направлений в живописи XVIII века - классицизма и рококо. Запишем тему сегодняшнего урока в тетради.
Мы говорили о том, что в творчестве того или иного автора нередко переплетались черты различных стилей. Все стили и направления в эпоху Просвещения развивались в сложной взаимосвязи.
Я предлагаю прослушать два отрывка из произведений Иоганна Вольфганга Гёте разных периодов творчества.
Попытайтесь прочувствовать колорит стиха. Увидеть цвета, созвучные его настроению, представить их, может быть вам удастся представить и построение композиции воображаемой картины.
Отрывок из стихотворения «Одно и всё»
***
Вновь переплавить сплав творенья,
Ломая слаженные звенья,-
Заданье вечного труда.
Что было силой, станет делом,
Огнём, вращающимся телом,
Отдохновеньем – никогда.
Пусть длятся древние боренья!
Возникновенья, измененья –
Лишь нам порой не уследить.
Повсюду вечность шевелится,
И всё к небытию стремится,
Чтоб бытию причастным быть.
Какие цвета воображаемой картины вы представили? К какой бы паре представленных репродукций картин XVIII века по настроению и композиции подошёл этот стихотворный отрывок? Что общего вы уловили? К какому художественному направлению можно отнести и эти строки и эти картины?
Теперь представьте колорит этого отрывка:
Песня Миньоны из романа «Вильгельм Мейстер»
Ты знаешь край лимонных рощ в цвету,
Где пурпур королька прильнул к листу,
Где негой Юга дышит небосклон,
Где дремлет мирт, где лавр заворожён?...
***
Ты с гор на облака у ног взглянул?
Взбирается сквозь них с усильем мул,
Драконы в глубине пещер шипят,
Гремит обвал и плещет водопад…
Какие цвета и оттенки вы представили? Какую композицию? К каким репродукциям оказались созвучны эти строки?
При анализе представленных отрывков и репродукций мы упоминали отличительные признаки классицизма и рококо.
Давайте вместе заполним сравнительную таблицу стилей. Мы уже говорили об особенностях этих стилей в искусстве XVIII века. Сегодня же обратим особое внимание на различия этих стилей в живописи.
Вопросы классу. Совместное принятие решения. Комментарии. Сопоставление в представленными репродукциями картин.
На экране и в тетрадях заполняется таблица стилей. (7 Минут)
|
Классицизм
|
Рококо
|
Время формирования
|
XVII-сер.XVIIIвв.
|
первая треть XVIII в.
|
Основа, идеал
|
Античность, Возрождение, рационализм
|
Изысканное барокко XVIIв.
|
Темы, сюжеты
|
Античные мифы, героика, гражданственность
|
Мир чувств, частная жизнь людей, пастушеские сцены (пастораль)
|
Особенности композиции произведений
|
Ясность, простота, строгость, стройность, симметрия, гармония
|
Лёгкость, динамичность, изящность, причудливость, манерность, сложность, асимметрия
|
Особенности колорита
|
Один источник освещения, сдержанные краски (монохромность), выделение главного персонажа
|
Яркие чистые светлые краски с белым и золотом; лёгкие пастельные тона, множество оттенков
|
Комментарии.
Рационализм. Основатель этого философского направления Рене Декарт. Разум для рационалистов – мерило всего.
Рококо – перв. треть 18 в.до 40-х гг. – время Людовика XV( «После нас, хоть потоп!») - время легкомысленного настроения и жажды веселья
А сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. У вас на столах – раздаточный материал, с которым вам сейчас предстоит ознакомиться и поработать в группах над созданием устного эссе – свободного высказывания о картине.
Воспользуйтесь примерным планом анализа произведения изобразительного искусства, где вы обязательно должны упомянуть об эпохе, в которую жил художник, предоставить краткие сведения о художнике, представителем какой школы он был и в каком направлении работал, дать краткую характеристику сюжету, композиции и цветовому решению картины, попытаться сформулировать, в чём новаторство художника.
Представителей от групп мы выслушаем через 5 минут.
Работа в группах. 5 минут.
Заслушивание эссе начать с группы Ватто. Фрагонар. Энгр. Давид.
План устного эссе о произведении изобразительного искусства.
-
Эпоха, в которую жил автор.
-
Краткие сведения об авторе. Годы жизни. Школа. Направление, стиль творчества.
-
Название работы. Год создания. Где хранится.
-
Жанр.
-
Краткая характеристика сюжета.
-
Формы воплощения сюжета автором: композиция, колорит
-
Новаторство автора, значение его творчества
Выступление представителей групп. 15 минут.
Итак, сегодня вы попробовали свои силы в составлении устного эссе о картинах художников. Получился диалог стилей. Я предлагаю вам домашнее задание, в котором этот диалог продолжится.
-
По учебнику. Параграф…. Стр. …Ознакомьтесь с представленным мнением авторов учебника об особенностях стилей живописи 18 века.
-
Творческое задание – составьте устное эссе в плане сопоставительного анализа о работах Ж.Л.Давида «Смерть Марата» и Ж.О. Фрагонара «Качели»
-
Индивидуальные задания (опережающие) – Щербакова Даша – реализм в живописи У. Хогарта
-
Малютина Анна – бытовой реализм в творчестве Ж.Б. Шардена
-
Оленченко Алексей – сентиментализм Ж.Б.Грёза