Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам».

Цели:

- создать условия для полного осознания детьми различия между падежами, падежными вопросами;

- учить склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике;

- повторить и систематизировать знания об имени существительном;

- развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой;

- воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.
Ход урока:


  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой. СЛАЙД 1

Откроем свои ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать». А чтобы много знать, надо хорошо потрудиться. Я желаю вам успеха в работе на уроке. Запишите в тетрадях аккуратно число, классная работа

  1. Минутка чистописания. Целеполагание СЛАЙД 2

1. Аимяасуёщесатвиётеальноеё

2. - Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать, вы мне скажете сами, зачеркнув все буквы а и ё.

- Что у нас получилось? Какую часть речи будем продолжать зучать?

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном? /Составление кластера/

- В нашем кластере осталось ещё что-то неоткрытое, неисследованное. Посмотрим, сможем ли мы разгадать ещё одну загадку русского языка сегодня?

- Для чего мы исследуем имя существительное?

III. Словарная работа СЛАЙД 3

- А сейчас мы поиграем в игру «Четвёртое лишнее». Запишите словарные слова, выделите орфограммы, подчеркните лишнее слово и объясните, почему вы сделали такой выбор.

П..тухи, м..дведи, к.ртины, м..тро. /проверка на экране/

..рбуз, м..лина, п..м..дор, з..мл..ника. /для детей 1 уровня/ проверка на экране/

- Придумайте сами ещё одну группу существительных и запишите. Проверка /для детей 2 и 3 уровня/

IV. Работа над новой темой.

1. Создание проблемной ситуации: СЛАЙД 4

- Что объединяет эти слова?

-Докажите, что это имя сущ-е!

- Прочитайте слова на доске. На какие две группы можно их разбить?



Весна, грач, весны, грача, весне, грачу, весну, грача, весной, грачом, о весне, о граче. /на карточках/

- Это родственные слова?

- Чем они отличаются?

- Почему у них разные окончания?/ разные вопросы/

- Давайте поставим вопросы к каждому сущ-му и выделим окончания

- Сделайте вывод, как влияют вопросы на сущ-е?

- Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение окончаний сущ-х по вопросам?

-Так какая тема нашего исследования на уроке?

-Можем ли мы определить падеж сущ-х в составленных группах? Почему?

- Как вы думаете, тогда цель нашего исследования какая? /Узнать название падежей и научиться правильно определять падежи сущ-х/

- Так давайте это узнаем!

2. Знакомство с падежами СЛАЙДЫ 5 - 12


Я Именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы КТО? и ЧТО?

Ни с кем не спутает никто.
А я – падеж родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? – и вот он я!

Возьмёте вы меня в друзья?



Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать?

К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.
А я – винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников – люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого назвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.
А я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! – Чем?

Творите! – С кем?

Я подскажу вам - нет проблем!
А я – падеж предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком, о чём я говорил?

Ах, да! Нужны предлоги

Без них мне нет дороги.


Вот такие падежи.

А ты с ними подружи.

Будешь грамотно писать

И пятёрки получать.

- В русском языке принято изменение сущ-х по падежам называть склонением.

- Посмотрите на табличку-подсказку. Она будет вам помогать правильно определять падежи, т.е.СКЛОНЯТЬ имена сущ-е.

На письме название падежей принято обозначать сокращённо. /заглавная и строчная буквы/

- А теперь мы можем определить падежи существительных?

- Давайте попробуем!

- Падежи располагаются в определённом порядке и чтобы легче было запомнить этот порядок, существуют различные шутливые присказки. Одну из них я вам сейчас скажу. «Иван Рубит Дрова, Варвара Топит Печку». СЛАЙД 13

А про другие узнайте сами и на следующем уроке расскажите.

- Как вы думаете, что нужно хорошо знать, чтобы правильно определить падеж сущ-го? /падежные вопросы/

- Итак, что значит изменить существительные по падежам? /изменить их по вопросам/

-Что изменяется при этом у сущ-х?

- Как по-другому называется изменение сущ-х по падежам? /склонение/

- Давайте прочитаем правило в учебнике на с. 90

-Узнали мы что-то нового из учебника?

- Значит, мы сами можем делать открытия и раскрывать тайны русского языка?

V. Физкультминутка СЛАЙД 14

- Сейчас мы с вами отдохнём. Физминутка очень весёлая, но с хитрым заданием. Постарайтесь не только выполнять движения вместе со мной, но «услышать» имена существительные, которые повторяются. А хитрость заключается в том, что вы ещё должны определить, что происходит с этими существительными?


/минусовка частушек Бабок-Ёжек/
Шла весной по льду свинья.

Ей попалась полынья.

Плюх!.. Торчит из полыньи

Только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье,

Мы помочь хотим свинье.

Сами - чуть не в полынью,

Но спасли-таки свинью!..
Недовольны мы свиньёй:

Разве шутят с полыньёй?

Вспоминайте о свинье,

Чтоб не плавать в полынье!
VI. Закрепление изученного материала. Применение полученных знаний на практике.

  1. - Итак, кто же был очень внимательным и заметил, какие существительные повторялись в шутливой песенке и что с сущ-ми происходило? СЛАЙД 15

- Давайте сейчас просклоняем эти сущ-е на доске и в тетради и выделим окончания сущ-х. Воспользуемся не только вопросами, но и словами-помощниками, которые дружат с падежами и тоже всегда придут на помощь в их определении. Записывать эти слова не нужно, мы будем их только проговаривать. Запомните их.

И.п. – есть кто? свинья, что? полынья

Р.п. - нет кого? свиньи, чего? полыньи

Д.п. – дать кому? свинье, чему? полынье

В.п. – вижу кого? свинью, что? полынью

Т.п. – доволен кем? свиньёй, чем? полыньёй

П.п. – думаю о ком? о свинье, о чём? о полынье


  1. Групповая работа /разноуровневая/ СЛАЙД 16

1-й уровень - в парах /по сиреневым карточкам/

- Просклоняйте в тетради слова МАМА и ДОБРО


2-й уровень в парах /по розовым карточкам/

-Спишите текст. В скобках напишите вопрос, на который отвечает каждое выделенное существительное, определите падеж.


Вот и конец (…) зимы. Скоро прилетят перелётные (…) птицы. Ребята готовят (…) скворцам птичьи домики. Они с удовольствием заботятся (…) о птицах.
3-й уровень САМОСТОЯТЕЛЬНО/по жёлтым карточкам/

- Запишите пословицы в тетрадь и укажите падеж сущ-го МАТЬ.



Птица радуется весне, а дитя матери.

Гнев матери, что весенний снег, скоро растает.

Мать плачет, что река льётся.

Родную мать никем не заменишь.

При солнышке тепло, при матери добро.

С матерью беда не страшна.

- Кто желает, может расположить пословицы в тетради последовательно, начиная с И.п.



  1. Проверка

- 1-й уровень на экране Самооценка /на полях/ СЛАЙД 17

- 2-й уровень на доске Самооценка /на полях/

- 3-й уровень – взаимопроверка

VII. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 18

VIII. Итог урока. Завершение составления кластера СЛАЙД 19

- Как называется изменение имён существительных по падежам?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите их с вопросами?

- Зачем нам надо знать название падежей и падежные вопросы?

- А теперь давайте проверим, что нового мы узнали, разгадали ли мы ещё одну загадку, исследуя имя существительное. Как ещё изменяется эта часть речи? /кластер/

- Я открою вам тайну. Мы ещё не до конца исследовали имя существительное. На следующих уроках узнаем об этой части речи ещё много нового.
IX. Домашнее задание

Дома обязательно расскажите своим родителям о том, что нового узнали сегодня на уроке. Как вы думаете, они помнят падежи?

- Давайте проверим. Предложите им заполнить табличку, которая лежит у вас на партах. На следующем уроке мы с вами заполним такую же и сравним таблички.


  1. Выучить название падежей, слова-помощники, падежные вопросы

  2. Попробуйте составить порядок, алгоритм определения падежей сущ-х

  3. Выполнить задания на карточках в тетради.

  4. Вам интересно знать, сколько падежей в других языках? Тогда вам задание – узнать это.

X. Рефлексия СЛАЙД 20

- Оцените свою работу и работу ребят на уроке

1. Мне понравилось …

2. Мне удалось …

3. Я порадовался за …

4. Мне надо ещё поработать над…



- Оценки за работу я поставлю, когда проверю ваши тетради. СЛАЙД 21
Чтобы видеть все вокруг,

Надо быть внимательным.

Окружающий нас мир

Очень занимательный.

Под листочек загляни,

Солнышку обрадуйся,

Всем вокруг ты помоги,

Руку другу протяни-

Вот и замечательно!
- Спасибо вам за работу, ребята! СЛАЙД 22

Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам»

Создать условия для полного осознания детьми различия между падежами, падежными вопросами

81.66kb.

28 09 2014
1 стр.


Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе учитель первой квалификационной категории Смирнова Е. Г. Тема урока "Род имен существительных" Цели урока: познакомить с приемами распознавания рода имен существительных

Вы помните, что он волшебник? У него есть волшебная палочка, с помощью которой он превращается в разные предметы

58.8kb.

07 10 2014
1 стр.


«Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных» Упражнение 1

Упражнение Выделите имена существительные. Поставьте их в начальную форму. Определите разряды имён существительных по значению

238.82kb.

09 09 2014
1 стр.


Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения»

Задачи урока: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг; развитие у ключевых компетенций у учащихся

66.28kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок по русскому языку по теме: «род имен существительных»

Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных, собственных и нарицательных существительных

89kb.

07 10 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе «Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных»

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать орфографическую особенность Имени существительного

42.84kb.

12 10 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Формы сравнения имён прилагательных. Умк «Школа 2100» Тип урока: изучение нового материала

У вас на партах лежат солнышко и тучка. Выберите ту фигуру, которая соответствует вашему настроению сегодня

59.8kb.

08 10 2014
1 стр.


2 Глава I. Образование имен существительных при помощи суффиксов и их правописание в горномарийском языке. 4 Образование имен существительных при помощи суффиксов. 5 Глава II. Образование имен прилагательных при помощи суффиксов в горномарийском
228.5kb.

16 12 2014
1 стр.