Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам».
Цели:
- создать условия для полного осознания детьми различия между падежами, падежными вопросами;
- учить склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике;
- повторить и систематизировать знания об имени существительном;
- развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой;
- воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.
Ход урока:
-
Оргмомент. Эмоциональный настрой. СЛАЙД 1
Откроем свои ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать». А чтобы много знать, надо хорошо потрудиться. Я желаю вам успеха в работе на уроке. Запишите в тетрадях аккуратно число, классная работа
-
Минутка чистописания. Целеполагание СЛАЙД 2
1. Аимяасуёщесатвиётеальноеё
2. - Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать, вы мне скажете сами, зачеркнув все буквы а и ё.
- Что у нас получилось? Какую часть речи будем продолжать зучать?
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном? /Составление кластера/
- В нашем кластере осталось ещё что-то неоткрытое, неисследованное. Посмотрим, сможем ли мы разгадать ещё одну загадку русского языка сегодня?
- Для чего мы исследуем имя существительное?
III. Словарная работа СЛАЙД 3
- А сейчас мы поиграем в игру «Четвёртое лишнее». Запишите словарные слова, выделите орфограммы, подчеркните лишнее слово и объясните, почему вы сделали такой выбор.
П..тухи, м..дведи, к.ртины, м..тро. /проверка на экране/
..рбуз, м..лина, п..м..дор, з..мл..ника. /для детей 1 уровня/ проверка на экране/
- Придумайте сами ещё одну группу существительных и запишите. Проверка /для детей 2 и 3 уровня/
IV. Работа над новой темой.
1. Создание проблемной ситуации: СЛАЙД 4
- Что объединяет эти слова?
-Докажите, что это имя сущ-е!
- Прочитайте слова на доске. На какие две группы можно их разбить?
Весна, грач, весны, грача, весне, грачу, весну, грача, весной, грачом, о весне, о граче. /на карточках/
- Это родственные слова?
- Чем они отличаются?
- Почему у них разные окончания?/ разные вопросы/
- Давайте поставим вопросы к каждому сущ-му и выделим окончания
- Сделайте вывод, как влияют вопросы на сущ-е?
- Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение окончаний сущ-х по вопросам?
-Так какая тема нашего исследования на уроке?
-Можем ли мы определить падеж сущ-х в составленных группах? Почему?
- Как вы думаете, тогда цель нашего исследования какая? /Узнать название падежей и научиться правильно определять падежи сущ-х/
- Так давайте это узнаем!
2. Знакомство с падежами СЛАЙДЫ 5 - 12
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто.
А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Возьмёте вы меня в друзья?
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать?
К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников – люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
А я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком, о чём я говорил?
Ах, да! Нужны предлоги
Без них мне нет дороги.
Вот такие падежи.
А ты с ними подружи.
Будешь грамотно писать
И пятёрки получать.
- В русском языке принято изменение сущ-х по падежам называть склонением.
- Посмотрите на табличку-подсказку. Она будет вам помогать правильно определять падежи, т.е.СКЛОНЯТЬ имена сущ-е.
На письме название падежей принято обозначать сокращённо. /заглавная и строчная буквы/
- А теперь мы можем определить падежи существительных?
- Давайте попробуем!
- Падежи располагаются в определённом порядке и чтобы легче было запомнить этот порядок, существуют различные шутливые присказки. Одну из них я вам сейчас скажу. «Иван Рубит Дрова, Варвара Топит Печку». СЛАЙД 13
А про другие узнайте сами и на следующем уроке расскажите.
- Как вы думаете, что нужно хорошо знать, чтобы правильно определить падеж сущ-го? /падежные вопросы/
- Итак, что значит изменить существительные по падежам? /изменить их по вопросам/
-Что изменяется при этом у сущ-х?
- Как по-другому называется изменение сущ-х по падежам? /склонение/
- Давайте прочитаем правило в учебнике на с. 90
-Узнали мы что-то нового из учебника?
- Значит, мы сами можем делать открытия и раскрывать тайны русского языка?
V. Физкультминутка СЛАЙД 14
- Сейчас мы с вами отдохнём. Физминутка очень весёлая, но с хитрым заданием. Постарайтесь не только выполнять движения вместе со мной, но «услышать» имена существительные, которые повторяются. А хитрость заключается в том, что вы ещё должны определить, что происходит с этими существительными?
/минусовка частушек Бабок-Ёжек/
Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх!.. Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье,
Мы помочь хотим свинье.
Сами - чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью!..
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!
VI. Закрепление изученного материала. Применение полученных знаний на практике.
-
- Итак, кто же был очень внимательным и заметил, какие существительные повторялись в шутливой песенке и что с сущ-ми происходило? СЛАЙД 15
- Давайте сейчас просклоняем эти сущ-е на доске и в тетради и выделим окончания сущ-х. Воспользуемся не только вопросами, но и словами-помощниками, которые дружат с падежами и тоже всегда придут на помощь в их определении. Записывать эти слова не нужно, мы будем их только проговаривать. Запомните их.
И.п. – есть кто? свинья, что? полынья
Р.п. - нет кого? свиньи, чего? полыньи
Д.п. – дать кому? свинье, чему? полынье
В.п. – вижу кого? свинью, что? полынью
Т.п. – доволен кем? свиньёй, чем? полыньёй
П.п. – думаю о ком? о свинье, о чём? о полынье
-
Групповая работа /разноуровневая/ СЛАЙД 16
1-й уровень - в парах /по сиреневым карточкам/
- Просклоняйте в тетради слова МАМА и ДОБРО
2-й уровень в парах /по розовым карточкам/
-Спишите текст. В скобках напишите вопрос, на который отвечает каждое выделенное существительное, определите падеж.
Вот и конец (…) зимы. Скоро прилетят перелётные (…) птицы. Ребята готовят (…) скворцам птичьи домики. Они с удовольствием заботятся (…) о птицах.
3-й уровень САМОСТОЯТЕЛЬНО/по жёлтым карточкам/
- Запишите пословицы в тетрадь и укажите падеж сущ-го МАТЬ.
Птица радуется весне, а дитя матери.
Гнев матери, что весенний снег, скоро растает.
Мать плачет, что река льётся.
Родную мать никем не заменишь.
При солнышке тепло, при матери добро.
С матерью беда не страшна.
- Кто желает, может расположить пословицы в тетради последовательно, начиная с И.п.
-
Проверка
- 1-й уровень на экране Самооценка /на полях/
СЛАЙД 17
- 2-й уровень на доске Самооценка /на полях/
- 3-й уровень – взаимопроверка
VII. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 18
VIII. Итог урока. Завершение составления кластера СЛАЙД 19
- Как называется изменение имён существительных по падежам?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите их с вопросами?
- Зачем нам надо знать название падежей и падежные вопросы?
- А теперь давайте проверим, что нового мы узнали, разгадали ли мы ещё одну загадку, исследуя имя существительное. Как ещё изменяется эта часть речи? /кластер/
- Я открою вам тайну. Мы ещё не до конца исследовали имя существительное. На следующих уроках узнаем об этой части речи ещё много нового.
IX. Домашнее задание
Дома обязательно расскажите своим родителям о том, что нового узнали сегодня на уроке. Как вы думаете, они помнят падежи?
- Давайте проверим. Предложите им заполнить табличку, которая лежит у вас на партах. На следующем уроке мы с вами заполним такую же и сравним таблички.
-
Выучить название падежей, слова-помощники, падежные вопросы
-
Попробуйте составить порядок, алгоритм определения падежей сущ-х
-
Выполнить задания на карточках в тетради.
-
Вам интересно знать, сколько падежей в других языках? Тогда вам задание – узнать это.
X. Рефлексия СЛАЙД 20
- Оцените свою работу и работу ребят на уроке
1. Мне понравилось …
2. Мне удалось …
3. Я порадовался за …
4. Мне надо ещё поработать над…
- Оценки за работу я поставлю, когда проверю ваши тетради.
СЛАЙД 21
Чтобы видеть все вокруг,
Надо быть внимательным.
Окружающий нас мир
Очень занимательный.
Под листочек загляни,
Солнышку обрадуйся,
Всем вокруг ты помоги,
Руку другу протяни-
Вот и замечательно!
- Спасибо вам за работу, ребята!
СЛАЙД 22