Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения».

Задачи урока: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг; развитие у ключевых компетенций у учащихся.

Слайды 1-2.

Ход урока.



1. Организация – установление внимания, нацелить на главное.

Игровое приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Прозвенел звонок - начинается урок!



2. Актуализация опорных знаний – совершенствование навык орфографической зоркости.

1. Выполним задания по рядам:

Слайд 3.1 ряд. Объясни выбор букв ы/и после звука [ц] в словах каждого столбика:

Ц…ркачзайц… милиц…я

Ц…фровой птиц… станц…я

Ц…тата огурц… традиц…я

2 ряд. Поставьте существительные помидоры, яблоки, носки, килограммы в форму родительного падежа множественного числа.

3 ряд. Назови слова, в которых пропущена буква е, объясни свой выбор.

Кирпич…м, туч…й, крыш…й, лапш…й, кольц…м, певиц…й.

- Поднимите глазки вверх, опустите вниз, посмотрите влево, посмотрите вправо, посмотрите назад. А теперь посмотрите на меня.



2. Интеллектуальная разминка.

- Отвечаем очень быстро!

К I склонению относятся существительные …

Значение слова «помидор» … (золотое яблоко)

Вопросы родительного падежа …

Предлоги к, по относятся …

Что значит поставить существительное в начальную форму?

О ком? о чём? – это вопросы …

У существительных какого склонения не бывает падежного окончания –е?

Назовите опорные слова I склонения.

Вопросы творительного падежа …

Чему равна сумма склонений существительных зима и лето?

В каком склонении не бывает падежного окончания – и?

Чтобы выделить окончание, нужно …

Назовите зимние месяцы … Что общего в этих словах?

3. Чистописание – совершенствование техники письма.

- Прописываем буквы л, м , отрабатывая: 1) соединительный штрих; 2)начало буквы; 3) «уголок» буквы.

екянев ал аб

декабрь январь февраль

- Какой праздник отмечает наша страна в феврале? (Несколько слов об этом светлом празднике.)

4. Постановка проблемы.

- Настя сделала ко Дню Защитника отечества открытку и стала её подписывать (слайд 4.), но у нее возникли затруднения. Что-то она знала как правильно написать,а в чем-то сомневалась.

Дорогому дедушк… Ван… и пап…Сереж…

От любимой внучк… и дочер … Наст… .

- Какие орфограммы Настя написала правильно?

- Какие орфограммы она пропустила?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно выбрать окончание существительного?



5. Сообщение темы.

- Сегодня на уроке будем отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений.



6. Релаксация (физминутка).

- Для начала настроимся на серьёзную и важную работу. Встаньте.

- Наши воины одержали победу над врагом ещё и потому, что всегда неукоснительно, без пререканий выполняли приказы и команды командиров.

- Не обращая внимания на мои движения, выполняем приказы:

1. – Руки на пояс! (Я опускаю руки вниз.)

2. – Наклоны вправо! (Хлопаю справа.) - Наклоны влево! (Хлопаю слева.)

3.- Круговые вращения головой! (Вращаю кистями рук.)

4.- Приседаем! (Делаю рывки руками.)

5. – Ровно встали, правильно сели.

7. Работа по теме – совершенствование умений.

1. Групповое задание (сильным, 3-4 человека):

- У нас в классе есть Знатоки русского языка, которые составят порядок определения окончания е/и у имён существительных единственного числа Алгоритм предлагаю на карточках, которые после коллективного обсуждения ребята в нужном порядке прикрепляют на магнитную доску и готовят устное выступление с примерами:

- Определи, подчиняется ли слово общему правилу:

Если нет. Если да.

- слова на – - ий, - ие:

- в предложном падеже – - и

-Вспомни опорные слова:1-е склонение (весна, земля)

в родительном падеже – - и

слова на – -ия:

в родительном падеже – -и

в дательном падеже – -и

в предложном падеже – -и

3-е склонение (рожь):

в родительном падеже – -и

в дательном падеже – -и

в предложном падеже – -и

Примеры: без щедрост…, на вертолёт…, к Австрали…, из матрёшк… .

2. Работа в парах.

- Посмотрите на экран. Что изобразила Настя? Слайд 5.

Задание: найдите на рисунке и в тексте как можно больше имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Запишите их в три столбика.

- Проверим.А я нашла вот такие слова (Слайд 6):

1склонение 2 склонение 3 склонение

награда воин медаль

звезда меч

земля долг честь

слава мужество справедливость

солдат


сражение

Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?

3. Определение падежа.

Задание-эстафета. Игра «Собери падеж».

- Встаньте в колонки друг за другом между партами и по очереди выходя к доске, прикрепите карточки к нужному падежу.

Родительный: Дательный: Предложный:

из кружки по котлете на травке

без ручки к девочке о лекарств

с ёлки по обочине в задаче

для жизни к кошке на опушке

около беседки к печке о сигнале

от нитки по области в тетради

- Проверим: - Как вы определили существительные родительного падежа? (по вопросу и предлогу) и т.д.

- Почему в дательном и предложном падежах встретилось окончание и?

4. Заслушивание Знатоков русского языка:

Как выбрать -е, -и в окончаниях имён существительных?

Что нас выручит, если мы забудем падежное окончание? (Слова с ударным окончанием.)Напомните эти слова-помощники.(Конь, огонь, земля, вода меня выручат всегда в степи.)

8. Закрепление

1. Применение алгоритма в практической деятельности. Работа в парах по карточкам -сорбонкам. Образец карточки:

Вставить пропущенные буквы, объясняя свой выбор.

Около стенк… На крыш… Из-за пазух… В серединк…

К газел… По област… На опушк… В земл….

а) Устно: учитель (красная сторона, с объяснением), ученик (зелёная сторона, с пробелами). Переворачивают карточки – меняется цвет и соответственно роли.

б) Меняемся карточками. Слова с зелёной карточки самостоятельно запишите в тетрадь, указывая склонение, падеж и выделяя окончание

2. Самостоятельная работа для Знатоков русского языка у доски:

- Исправь ошибки в окончаниях имён существительных и дай объяснение ( текст на доске).

3. - Работу в парах мы заканчиваем и давайте обратимся снова к нашим Знатокам русского языка (проверка исправленных ошибок в тексте на доске).



9. Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок!

1. Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

1. У имён существительных 3 -его склонения во всех падежах пишется окончание – -и.

2. У имён существительных 3 - его склонения окончание -и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

3. У имён существительных 2 - его склонения никогда не пишется окончание-и.

4. В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о. без ударения – е.

5. В окончаниях имён существительных после шипящих и ц всегда пишется буква о.

6. У имён существительных 1 -его склонения в предложном падеже пишется окончание -и .

7. У имён существительных 1 – его склонения в предложном падеже пишется окончание -е .

8. Словом-подсказкой для имён существительных 1- его склонения с безударными окончаниями может быть слово весна.

9. У существительных на –ия окончание – -и бывает только в предложном падеже.

10. Вставьте нужные окончания:

Дорогому дедушк… Ван … и пап… Серёж…

от внучк… идочер… Наст…

- Проверьте правильность своих ответов (слайд 7).

Карточка самоанализа и самооценки (на обратной стороне теста) – слайд - 8 Активен ли ты был на уроке? Отметь знаком + или -

1. Интеллектуальная разминка.

2. Склонение существительных (по картинке).

3. Игра «Собери падеж».

4. Работа в паре (по карточкам-сорбонкам).

5. Тест.

Какую оценку ты себе поставишь?



10. Итог урока.

– Подвести итог урока помогут наши пальчики. Показываем палец на руке и заканчиваем моё предложение:

БОЛЬШОЙ – для меня было важным и интересным …

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию …

СРЕДНИЙ - мне было трудно (мне не понравилось) …

БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы …



МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно …

Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения»

Задачи урока: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг; развитие у ключевых компетенций у учащихся

66.28kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам»

Создать условия для полного осознания детьми различия между падежами, падежными вопросами

81.66kb.

28 09 2014
1 стр.


«Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных» Упражнение 1

Упражнение Выделите имена существительные. Поставьте их в начальную форму. Определите разряды имён существительных по значению

238.82kb.

09 09 2014
1 стр.


9. Особенности склонения имен существительных ж р. ед ч. I склонение им п

Окончание –у/-ю в Р. и П. в современных диалектах распространено значительно шире, чем в литературном языке

118.75kb.

12 10 2014
1 стр.


Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе учитель первой квалификационной категории Смирнова Е. Г. Тема урока "Род имен существительных" Цели урока: познакомить с приемами распознавания рода имен существительных

Вы помните, что он волшебник? У него есть волшебная палочка, с помощью которой он превращается в разные предметы

58.8kb.

07 10 2014
1 стр.


Урок по русскому языку по теме: «род имен существительных»

Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных, собственных и нарицательных существительных

89kb.

07 10 2014
1 стр.


2 Глава I. Образование имен существительных при помощи суффиксов и их правописание в горномарийском языке. 4 Образование имен существительных при помощи суффиксов. 5 Глава II. Образование имен прилагательных при помощи суффиксов в горномарийском
228.5kb.

16 12 2014
1 стр.


Воробьева С. В

Из-за различий в устройстве грамматических систем контактирующих языков происходит переосмысление числа и рода существительных, отнесение их к существующим в принимающем языке типа

45.21kb.

14 12 2014
1 стр.