Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения».
Задачи урока: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг; развитие у ключевых компетенций у учащихся.
Слайды 1-2.
Ход урока.
1. Организация – установление внимания, нацелить на главное.
Игровое приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Прозвенел звонок - начинается урок!
2. Актуализация опорных знаний – совершенствование навык орфографической зоркости.
1. Выполним задания по рядам:
Слайд 3.1 ряд. Объясни выбор букв ы/и после звука [ц] в словах каждого столбика:
Ц…ркачзайц… милиц…я
Ц…фровой птиц… станц…я
Ц…тата огурц… традиц…я
2 ряд. Поставьте существительные помидоры, яблоки, носки, килограммы в форму родительного падежа множественного числа.
3 ряд. Назови слова, в которых пропущена буква е, объясни свой выбор.
Кирпич…м, туч…й, крыш…й, лапш…й, кольц…м, певиц…й.
- Поднимите глазки вверх, опустите вниз, посмотрите влево, посмотрите вправо, посмотрите назад. А теперь посмотрите на меня.
2. Интеллектуальная разминка.
- Отвечаем очень быстро!
К I склонению относятся существительные …
Значение слова «помидор» … (золотое яблоко)
Вопросы родительного падежа …
Предлоги к, по относятся …
Что значит поставить существительное в начальную форму?
О ком? о чём? – это вопросы …
У существительных какого склонения не бывает падежного окончания –е?
Назовите опорные слова I склонения.
Вопросы творительного падежа …
Чему равна сумма склонений существительных зима и лето?
В каком склонении не бывает падежного окончания – и?
Чтобы выделить окончание, нужно …
Назовите зимние месяцы … Что общего в этих словах?
3. Чистописание – совершенствование техники письма.
- Прописываем буквы л, м , отрабатывая: 1) соединительный штрих; 2)начало буквы; 3) «уголок» буквы.
екянев ал аб
декабрь январь февраль
- Какой праздник отмечает наша страна в феврале? (Несколько слов об этом светлом празднике.)
4. Постановка проблемы.
- Настя сделала ко Дню Защитника отечества открытку и стала её подписывать (слайд 4.), но у нее возникли затруднения. Что-то она знала как правильно написать,а в чем-то сомневалась.
Дорогому дедушк… Ван… и пап…Сереж…
От любимой внучк… и дочер … Наст… .
- Какие орфограммы Настя написала правильно?
- Какие орфограммы она пропустила?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно выбрать окончание существительного?
5. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке будем отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений.
6. Релаксация (физминутка).
- Для начала настроимся на серьёзную и важную работу. Встаньте.
- Наши воины одержали победу над врагом ещё и потому, что всегда неукоснительно, без пререканий выполняли приказы и команды командиров.
- Не обращая внимания на мои движения, выполняем приказы:
1. – Руки на пояс! (Я опускаю руки вниз.)
2. – Наклоны вправо! (Хлопаю справа.) - Наклоны влево! (Хлопаю слева.)
3.- Круговые вращения головой! (Вращаю кистями рук.)
4.- Приседаем! (Делаю рывки руками.)
5. – Ровно встали, правильно сели.
7. Работа по теме – совершенствование умений.
1. Групповое задание (сильным, 3-4 человека):
- У нас в классе есть Знатоки русского языка, которые составят порядок определения окончания е/и у имён существительных единственного числа Алгоритм предлагаю на карточках, которые после коллективного обсуждения ребята в нужном порядке прикрепляют на магнитную доску и готовят устное выступление с примерами:
- Определи, подчиняется ли слово общему правилу:
Если нет. Если да.
- слова на – - ий, - ие:
- в предложном падеже – - и
-Вспомни опорные слова:1-е склонение (весна, земля)
в родительном падеже – - и
слова на – -ия:
в родительном падеже – -и
в дательном падеже – -и
в предложном падеже – -и
3-е склонение (рожь):
в родительном падеже – -и
в дательном падеже – -и
в предложном падеже – -и
Примеры: без щедрост…, на вертолёт…, к Австрали…, из матрёшк… .
2. Работа в парах.
- Посмотрите на экран. Что изобразила Настя? Слайд 5.
Задание: найдите на рисунке и в тексте как можно больше имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Запишите их в три столбика.
- Проверим.А я нашла вот такие слова (Слайд 6):
1склонение 2 склонение 3 склонение
награда воин медаль
звезда меч
земля долг честь
слава мужество справедливость
солдат
сражение
Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?
3. Определение падежа.
Задание-эстафета. Игра «Собери падеж».
- Встаньте в колонки друг за другом между партами и по очереди выходя к доске, прикрепите карточки к нужному падежу.
Родительный: Дательный: Предложный:
из кружки по котлете на травке
без ручки к девочке о лекарств
с ёлки по обочине в задаче
для жизни к кошке на опушке
около беседки к печке о сигнале
от нитки по области в тетради
- Проверим: - Как вы определили существительные родительного падежа? (по вопросу и предлогу) и т.д.
- Почему в дательном и предложном падежах встретилось окончание и?
4. Заслушивание Знатоков русского языка:
Как выбрать -е, -и в окончаниях имён существительных?
Что нас выручит, если мы забудем падежное окончание? (Слова с ударным окончанием.)Напомните эти слова-помощники.(Конь, огонь, земля, вода меня выручат всегда в степи.)
8. Закрепление
1. Применение алгоритма в практической деятельности. Работа в парах по карточкам -сорбонкам. Образец карточки:
Вставить пропущенные буквы, объясняя свой выбор.
Около стенк… На крыш… Из-за пазух… В серединк…
К газел… По област… На опушк… В земл….
а) Устно: учитель (красная сторона, с объяснением), ученик (зелёная сторона, с пробелами). Переворачивают карточки – меняется цвет и соответственно роли.
б) Меняемся карточками. Слова с зелёной карточки самостоятельно запишите в тетрадь, указывая склонение, падеж и выделяя окончание
2. Самостоятельная работа для Знатоков русского языка у доски:
- Исправь ошибки в окончаниях имён существительных и дай объяснение ( текст на доске).
3. - Работу в парах мы заканчиваем и давайте обратимся снова к нашим Знатокам русского языка (проверка исправленных ошибок в тексте на доске).
9. Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок!
1. Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.
1. У имён существительных 3 -его склонения во всех падежах пишется окончание – -и.
2. У имён существительных 3 - его склонения окончание -и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.
3. У имён существительных 2 - его склонения никогда не пишется окончание-и.
4. В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о. без ударения – е.
5. В окончаниях имён существительных после шипящих и ц всегда пишется буква о.
6. У имён существительных 1 -его склонения в предложном падеже пишется окончание -и .
7. У имён существительных 1 – его склонения в предложном падеже пишется окончание -е .
8. Словом-подсказкой для имён существительных 1- его склонения с безударными окончаниями может быть слово весна.
9. У существительных на –ия окончание – -и бывает только в предложном падеже.
10. Вставьте нужные окончания:
Дорогому дедушк… Ван … и пап… Серёж…
от внучк… идочер… Наст…
- Проверьте правильность своих ответов (слайд 7).
Карточка самоанализа и самооценки (на обратной стороне теста) – слайд - 8 Активен ли ты был на уроке? Отметь знаком + или -
1. Интеллектуальная разминка.
2. Склонение существительных (по картинке).
3. Игра «Собери падеж».
4. Работа в паре (по карточкам-сорбонкам).
5. Тест.
Какую оценку ты себе поставишь?
10. Итог урока.
– Подвести итог урока помогут наши пальчики. Показываем палец на руке и заканчиваем моё предложение:
БОЛЬШОЙ – для меня было важным и интересным …
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию …
СРЕДНИЙ - мне было трудно (мне не понравилось) …
БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы …
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно …