Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Автор: логопед Мидякова Анжела Юрьевна (Еласовская средняя общеобразовательная школа Горномарийского района республики Марий Эл).


Введение 2

Глава I. Образование имен существительных при помощи суффиксов и их правописание в горномарийском языке. 4

Образование имен существительных при помощи суффиксов. 5

Глава II. Образование имен прилагательных при помощи суффиксов в горномарийском языке. 10

Глава III. Образование глаголов при помощи суффиксов в горномарийском языке. 13

Глава IV. Анализ ошибок в письме у учащихся 2 - 3 классов. 14

Заключение. 17

Литература 19



Введение


Туан йылмын силажы пиш кого, первиок тиды гишян ик ышан эдем тенге манын:

«Изи рвезым вес йылмы доно тымдаш цацымаш – ял велны яжон каштын кердымы äзам имни выкы кузыктен шындымы доно икток».

Тыды лачок. Туан йылмыжымат пäлен шоктыдымы тетям вес йылмы доно тымдаш тынгалына гынь, тыдын йылмыжы веле агыл, ышыжат лыгалтеш...

О. Шабдар.
Горномарийский язык очень трудный язык. В алфавите насчитывается 37 букв: 14 гласных, 21 согласных, две буквы Ъ и Ь – никакого звука не показывают.

Е, Ё, Ю, Я – звуками не являются, они буквы.

Гласные буквы и звуки:



А [А]

ÿ [ÿ]

Е [Е]

Ä [Ä]

Э [Э]

Ё [Ё]

О [О]

И [И]

Ю [Ю]

Ö [Ö]

Ы [Ы]

Я [Я]

У [У]

Ы [Ы]




Письменность – величайшее достояние любого народа. Возникновение письменности непосредственно связано с вопросами графики и орфографии. При письме диктантов, изложений и сочинений на родном языке учащиеся встречаются с различными трудностями. Ученикам надо запомнить много правил орфографии горномарийского языка, вот, например, некоторые из них:

  • «написание слов, вошедших из другого языка»

теория – теори,

Азия – Ази,

Россия – Россий и др.

  1. «Правописание суффиксов»

кидде, коммодде, кÿдымäш, ыняныдымäш, лÿддымы, Поволжьеэм и др.

Не зная правил, учащиеся допускают очень много ошибок в письме. В своём реферате я попыталась раскрыть проблему образования имен существительных, имен прилагательных и глаголов при помощи суффиксов и какие же специфические ошибки бывают при них для учащихся национальных школ, а именно обучающихся на горномарийском языке.


Глава I. Образование имен существительных при помощи суффиксов и их правописание в горномарийском языке.

Образование имен существительных при помощи суффиксов.


Имена существительные в марийском языке образуются при помощи таких суффиксов:

-зы, [-зы],

-эшкы или –ешкы, [-эшкы],

-эр или –ер, [-эр],

-ла, [-лä],

-лык, [-лык],

-маш, [-мäш],

-ыш, [-ыш],

-тыш, [-тыш].


  1. Они присоединяются к глаголу и к другому имени существительному в конце слова:

-эшкы или –ешкы, [-эшкы]:ялешкы, тирешкы, араваэшкы;

-эр или –ер, [-эр]: пистер, кожер, тумер, кÿэр;

-ла, [-лä]: кугилä, шапкилä, уала;

-лык, [-лык]: сынзалык, шынгалык.


  1. Образование имен существительных из глаголов при помощи таких суффиксов:

-маш, [-мäш]: сирымäш, лыдмаш, кäнымäш;

-ыш, [-ыш]: пеледыш, мадыш, качкыш, пидыш;

-тыш, [-тыш]: тынгалтыш, пытыртыш.


  1. Образование имен существительных из имени существительного и глагола при помощи таких суффиксов:

-зы, [-зы]: пäшазы, тымырзы, мырызы, йырызы.


Тынг лым шамак

äва, пäша, ыш, вуй,

кинды, тäнг, цäш

Вес шамак гыц ышталтшы лым шамак

шая

часть


суффикс

- примервлä

лым

шамак


глагол

-зы, [-зы]

-эр, -ер


-ла, [-лä],

-эшкы, –ешкы


-лык, [-лык]

-зы, [-зы]

-маш, [-мäш]

-ыш, [-ыш]

-тыш, [-тыш]


пäшазы, шывырзы, кытöзы,

кÿэр, кожер, тумер, пистер

кугила, уала, шапкила

араваэшкы, ялешкы, тирешкы
сынзалык, шынгалык

мырызы, йырызы

лыдмаш, сирмаш, сирымаш

мадыш, пеледыш, качкыш

анжалтыш, тынгалтыш, питыртыш

Правописание имен существительных с определенными суффиксами, изменяющихся по лицам.



  1. Суффиксы 1 и 2 лица единственного числа:

    1. оканчивающийся на безударный ы , на гласный ы и знак будет -ем-,-ет . Безударные гласные и ь знак выпадают. ( ломбем, ломбет, знамем, знамет.)

    2. слова, перечисляющие состав семьи, оканчиваются иногда на –м, -т (äтям, ызам, äтят, ызят); эргы, шешкы, вингы в таких словах 1 лицо может быть в 2 вариантах: или –ем (эргым, эргем), а во 2 лице будет –ц (эргыц, шольыц, чычыц);

    3. слова оканчивающиеся на другие гласные, конец слова будет –эм, -эт (киноэм, киноэт, халаэм, халаэт);

    4. слова, оканчивающиеся на й пишутся –ем, -ет, но при анализе состава слова объясняем так: вуем – [вуйэм]

вует – [вуйэт].

  1. Суффиксы 3 лица единственного числа:

    1. слова, оканчивающиеся на гласные и согласные г, й, л, м, н, р, окончание слова будет –жы (йäнгжы);

    2. слова, оканчивающиеся на согласный –ш, будут заканчиваться на -ыжы (пылышыжы);

    3. слова, оканчивающиеся на другие согласные будут заканчиваться на –шы (садшы, алыкшы, колхозшы).

  2. Суффиксы 3 лица множественного числа:

    1. в словах, оканчивающихся на согласные, пишется в конце –ышты (клубышты, кидышты);

    2. в словах, оканчивающихся на гласные, пишется в конце –шты (äвашты, имништы, ломбышты).




Шамаквлäн мычаш буквашты

Шамак-влä

Ед.ч.

Мн.ч.

Лица

1

2

3

1

2

3

г, й, л, м, н, р

тäнг

лым

-ем

-ет

-жы

-на

-да

-ышты

ш

ыш

-ем

-ет

-ыжы

-на

-да

-ышты

мол согласный

пöрт

клуб

-ем

-ет

-шы

-на

-да

-ышты

ы, [ы],

руш йылмы гыц пырышы кыды-тиды шамаквлäшты ударе-нийдымы а, о, я



ломбы

шыргы

литера-тура

правило

знамя

-ем

-ет

-жы

-на

-да

-ышты

роды-йых шамак-влäшты а, ä, я

äтя

ыза

кугуза





-жы

-на

-да

-шты

мол роды-йых шамак-влäшты ы,[ы]

шольы

эргы





-жы

-на

-да

-шты

мол гласныйвлä

пальто

книга

-эм

-эт

-жы

-на

-да

-шты


Изменение имен существительных в определенном лице

по падежам в горномарийском языке


И.

кишаэм

пäшада

тюльжы

вуйышты

Р.

кишаэмын

пäшада н

тюльжы н

вуйышты н

Д.

кишаэмлан

пäшада лан

тюльжы лан

вуйышты лан

В.

кишаэмым

пäшада м

Тюльжым

вуйышты м

М.

киша шт ем

пäша шты да

тюль ышты жы

вуй ышты шты

Н.

киша шк ем

пäша шкы да

тюль ышкы жы

вуй ышкы шты

О.

киша эш ем

пäша эш да

тюл еш ыжы

вуешышты

[вуй эш ышты]



Сравнение имени существительного и глагола, изменяющихся по лицам в единственном и множественном числе

Лица суффикс


Лица мычаш

ед. ч.

  1. сола- эм

  2. сола- эт

  3. сола- жы

ед. ч.

  1. сир- ем

  2. сир- ет

  3. сир- а

мн. ч.

  1. сола- на

  2. сола- да

  3. сола- шты

мн. ч.

  1. сир- ена

  2. сир- еда

  3. сир- ат



Глава II. Образование имен прилагательных при помощи суффиксов в горномарийском языке.


Имена прилагательные в горномарийском языке образуются при помощи таких суффиксов:

-ан, [-äн]: рокан, укшан, ышан, коман, выдан, пырцан, йöнан, сараян, вуян;

-аш, [-äш]: ышкалаш, тыгыраш, тылзаш, иаш, кыдалаш, тäнгааш;

дымы, -[дымы]: окнядымы, амасадымы, левашдымы, вäрдымы, тетядымы;

-штышы, [штышы]: солаштышы, шыргыштышы;

-шы, [-шы]: тагачшы, тенгечшы.

Некоторые суффиксы не образуют другое слово, а лишь изменяют его значение, например:



ошы – ошалгы,

кужы – кужика..
Правописание имен прилагательных с суффиксами:

  1. ан, [-äн]

    1. если слово оканчивается на а, [ä], то при образовании другого слова пишется два а:

ошма – ошмаан,

лицä – лицäан;

    1. если слово оканчивается на гласную ы, [ы], то при образовании другого слова при помощи суффикса –ан, гласная не пишется:

корны – корнан,

нÿшмы – нÿшман,

кечы – кечан,

тылзы – тылзан;

    1. если слово оканчивается на й, то образованное при помощи суффикса слово пишется так:

сарай – сараян,

саравуй – саравуян,

лидывуй – лидывуян;

    1. если слово оканчивается на ь, то при образовании другого слова при помощи суффикса пишется я, например:

тетрадь – тетрадян.

  1. Образованные при помощи суффиксов –дымы, [-дымы] прилагательные всегда пишутся через д, например:

куп – купдымы,

пöрт – пöртдымы,

сала – саладымы,

окса – оксадымы.

Если слово оканчивается на д, то при образовании другого слова пишется два д, например:



сад – саддымы,

кид – киддымы,

пад – паддымы.

  1. аш, [-äш]

    1. если слова оканчиваются на -а, [ä], то при образовании прилагательного пишется два а, например:

арава – аравааш,

тäнга – тäнгааш;

    1. если слова оканчиваются на -ы, [ы], то при образовании прилагательного эта буква не пишется, например:

тагачы – тагачшаш,

тылзы – тылзыш.

  1. шы, [шы]

если слово оканчивается на –ы, [ы], то при образовании прилагательного эта буква не пишется, например:

тагачы – тагачшы,

тенгечы – тенгечшы.


Тынг пäлык шамак

Вес шамак гыц ышталтшы пäлык шамак


шая часть

суффикс

примервлä

ошы

шимы
пуры

яжо
шыма

л. ш.
нар.

-ан, [-äн]

-дымы,


[-дымы]

-аш, [-äш]

-штышы,

[-штышы]


-шы, [-шы]

лыман, окняан, сиренян

омдымы, ылышташдымы
курымаш, кечаш, тäнгааш

халаштышы, кидыштышы
тагачшы, имешшы, кызытшы



Глава III. Образование глаголов при помощи суффиксов в горномарийском языке.


Глаголы образуются при помощи таких суффиксов:

-алт, [-äлт]: кахыралташ, мыралташ, шакталташ, вычалташ, кäналташ;

-анг, [-äнг]: пыракангаш, пуангаш, шылтышангаш, шÿангаш, мÿангаш;

-л: шотлаш, акшаклаш, кäванлаш, пÿалаш, äпшатлаш, тöрлаш;

-лан, [-лäн]: юкланаш, кайышланаш, хозаланаш, церлäнаш, тöрланаш;

-т, -д: валташ, пырташ, шолташ, виангдаш, изиэмдаш;

-тар, [-тäр], - дар, [-дäр]: йоктараш, уштараш, сарастараш, пачангдараш, виангдараш;

-эм, -ем: изиэмдаш, когоэмдаш, чыдемдаш, шукемаш, ошемаш, нелемаш.

Тынг глагол

ылаш, лыдаш, сираш,

кеаш, шанаш, попаш

Вес шамак гыц ышталтшы глагол

шая часть

суффикс

Примервлä

л. ш., гл.,

нар., подр. ш.,

межд.

л. ш., п. ш.,



гл.

л. ш., п. ш.,

гл. подр. ш.

п. ш., мест.


л. ш., п. ш.,

мест., гл.




-л-
-т- (-д-)
-г- (-к-)
-эм- (ем-)
-эшт-

(-ешт-)

пыдалаш, äклаш, айырлаш,

иктешлаш, тÿтÿтлаш, ахлаш
ымылташ, лымдаш, кашарташ,

валташ, ошемдаш, изиэмдаш

кыйыргаш, когергаш, йыштыргаш, пызыргаш, шолткаш, ружгаш

изиэмаш, когоэмаш, ошемаш, уэмаш, весемаш, лишемаш

омешташ, сылнешташ, шергешташ, весешташ, кÿэшташ, тыргешташ

Глава IV. Анализ ошибок в письме у учащихся 2 - 3 классов.


При анализе диктанта, который был написан учениками 2 – 3 классов, были обнаружены такие ошибки:

  1. вместо слова тышкавлä пишут тышкавля;

  2. в некоторых словах пропускают окончания, например: йыргешкы.... вместо йыргешкын, вäры.... – вäрын!!!;

  3. в начале слова пишут лишние буквы, например: шäршäрлäлтеш!!!;

  4. суффикс -де- в слове пишут -те- , например: кагыльте, имните, ялахайланымаште;

  5. слово, оканчивающееся на –д,!!! то в отрицательной форме пишется через два -дд, а ученики делают ошибку и пишут через одну –д, например: киде вместо кидде, складе вместо складде;

  6. вместо суффикса –ем, -ет в слове пишут лымэм вместо лымем, ынгыжэт вместо ынгыжет, вÿйэм вместо вÿйем;

  7. в именах существительных, образованных с помощью суффиксов -эм, -эт – наоборот пишут –ем, -ет, например: вместо слова оксаэм пишут оксаем, амасаэт – амасает, трюмоэт – трюмоет, ведырäэм – ведырäем и др.;

  8. при образовании имени существительного в 3 лице единственного числа из слов, оканчивающихся на гласные буквы и на й, л, ль, м, н, нь, р, нг пишется суффикс –жы (-жы),а ученики, например, делают такие ошибки: вместо слова капкажы пишут капкашы, тыклацыжы – тыклацышы телефонжы – телефоншы;

  9. одно целое слово пишут раздельно, например: йыр_вäш вместо йырвäш;

  10. пропускают в словах буквы: тумерлä, а пишут туерлä, пырынзыкан – пырнзкан, пеледангшы – пеледншы, шайыкыла – шайкыла, тöрöкок – трöкок, сотырак – сотрак, ыржаан – ыржан, пеледалтшы – пеледашы, выдсынзääн – выдсынзäн;

  11. вместо одного слова пишут другое, сходное по звучанию, например: комбывлä, а пишут компывлä, качкыт – каштыт, яратат – ератат;

  12. при образовании имени прилагательного с суффиксами в отрицательной форме допускались такие ошибки: вместо слова вуйдымы писали вуйтымы,äштымäшдымы – äштымäштымы, шошдымы – шотымы, тотдымы – тотымы;

  13. вместо слова ÿпäн пишут ÿпян, пöртäн – портян;

  14. тетрадян – тетрадан, рулян – рулан, площадян – площадан;

  15. повидлäн – повитлäн, плотенцäн – плоденцäн;

  16. при образовании имен прилагательных из слов, позаимствованных из русского языка и оканчивающихся на –е, -я, пишется суффикс –ян, а учащиеся делают ошибки, например: вместо платян пишут платьан, знамян – знамьан, черешнян – черешньан;

  17. при образовании имени прилагательного из имени существительного, оканчивающегося на –я, при помощи суффикса –ан, (-ян), окончание –я сохраняется, а суффикс пишется после него, при этом ученики делают ошибки, вместо –я пишут –а и получается парньаан вместо парняан, тетьäан – тетяäн, или вообще –я не пишут землäн – земляäн;

  18. если слово оканчивается на букву й, то при образовании имени существительного пишется суффикс –яш, а учащиеся вместо слова маяш, например, пишут майаш, сараяш – сарайаш, любояш – льубойаш (вместо ю пишут ьу, а вместо яйа);

  19. вместо двух –аа в слове пишут одно –а, например: тунааш – тунаш, тäнгääш – тäнгäш, мааш – маш, тамааш – тамаш;

  20. вместо слова земляäш пишут землääш, преняäш – преньääш, крешеньяäш – крешенäш (при этом пропускают и мягкий знак ь и букву я).

Также и при образовании глагола при помощи суффиксов допускаются ошибки, вот некоторые из них:

  1. при образовании глагола II спряжения из глагола I спряжения, оканчивающегося на гласный звук, пишется суффикс – мыла (-мылä), и при этом учащиеся делают ошибки, например, вместо слова шомыла пишут шомла (просто букву ы пропускают), кемыла – кемла, ромыла – ромла, келесäлмылä – келесäлмлä;

  2. глагол I спряжения, оканчивающийся на м, то при помощи суффикса –мыла (-мылä) пишется через два мм, при этом учащиеся делают ошибки: слово яжоэммылä пишут так: яжоэмлä, тоштеммылä – тоштемлä, чыдеммылä – чыдемылä;

  3. вместо слова оролыда пишут оролда, мешäйыда – мешäйда (пропускают букву ы);

  4. вместо слова каштшы пишут кашшы, тотештшы – тотешшы (пропускают букву т);

  5. иногда в словах появляются лишние буквы, например: вместо слова тöрлäтылäш пишут тöрлäлтылäш, тöрлäтылнедä – тöрлäлтылнедä;

  6. вместо слова рисуйынем пишут рисуйнэм (при этом пропускают ы и вместо е пишут э).

Заключение.


Ещё можно перечислить очень много ошибок, но на этом остановимся. Исходя из этого можно делать выводы:

  1. учащиеся делают ошибки из-за незнания правил образования имени существительного, имени прилагательного, глагола при помощи суффиксов;

  2. плохо развит фонетический слух (не различают фонемы сходные по звучанию, например: б-п, д-т;

  3. плохо развито умение делать звуко-буквенный анализ слова(при этом учащиеся пропускают буквы, слоги или же пишут лишние буквы, слоги;

  4. правописание на горномарийском языке затруднено тем, что в алфавите прибавляется количество гласных букв, таких как – ä, ö, ÿ, ы;

  5. сочетания букв сложные, например: нг (мыжырангаш), рг (йыргешкы);

  6. во всех слогах на буквах ä и ы наверху пишется две точки, например: рäшäлäннä, öрыктäрымылä.

В словаре горномарийского языка содержится 37600 слов и выражений. Автором которого является Л.П. Васикова. При этом встречаются слова очень трудные для выговаривания (так называемые чисто горномарийские слова)

Устранение ошибок при постановке суффиксов в словах и при образовании при их помощи новых слов процесс сложный. Учащиеся 3 классов посещали занятия по образованию новых слов при помощи суффиксов русского языка. Но дополнительно к этим занятиям проведены еще 10 занятий с суффиксами горномарийского языка. А суффиксов в горномарийском языке очень много.



Во время занятий были изучены правила постановки суффиксов и образованием при помощи них новых слов (имен существительных, имен прилагательных, глаголов.) По этому поводу во время занятий написаны 7 словесных диктантов, 4 диктанта. Индивидуально с каждым учеником, посещающим логопункт, были проведены работы с ошибками . Даны рекомендации и повторены правила.

Фронтальные занятия старалась проводить в игровой форме, вводила сюрпризные моменты. Чтобы глубже понять причины ошибок написания слов, образованных при помощи суффиксов горномарийского языка посещала уроки родного языка в начальных классах. Просматривала тетради учащихся, посещающих логопункт.



Литература


  1. И. Иванов. «Из истории марийской письменности» Йошкар-Ола. 1996г.

  2. К.К. Васин, А.А. Васинкин «История марийской литературы» Йошкар-Ола 1989 г.

  3. Л.П. Васикова «Кырык марла орфографи лымдер» Йошкар-Ола 1994г.

  4. А.И. Апатеев, З.В. Учаев, Л.И. Хлебникова «Мары йылмы» Теорий 5-9 класслан учебник. Йошкар-Ола, 1994г.

  5. З.В. Учаев, А.А. Саваткова «Мары йылмы» Практика. 5 класс. Йошкар-Ола, 1990 г.







2 Глава I. Образование имен существительных при помощи суффиксов и их правописание в горномарийском языке. 4 Образование имен существительных при помощи суффиксов. 5 Глава II. Образование имен прилагательных при помощи суффиксов в горномарийском
228.5kb.

16 12 2014
1 стр.


«Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных» Упражнение 1

Упражнение Выделите имена существительные. Поставьте их в начальную форму. Определите разряды имён существительных по значению

238.82kb.

09 09 2014
1 стр.


Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения»

Задачи урока: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг; развитие у ключевых компетенций у учащихся

66.28kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам»

Создать условия для полного осознания детьми различия между падежами, падежными вопросами

81.66kb.

28 09 2014
1 стр.


Правила написания имен по-японски

Однако принятым способом перевода имен на японский является запись их звучания при помощи слоговой азбуки Катакана. В то время как существуют и альтернативные способы перевода

34.35kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок по русскому языку по теме: «род имен существительных»

Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных, собственных и нарицательных существительных

89kb.

07 10 2014
1 стр.


Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе учитель первой квалификационной категории Смирнова Е. Г. Тема урока "Род имен существительных" Цели урока: познакомить с приемами распознавания рода имен существительных

Вы помните, что он волшебник? У него есть волшебная палочка, с помощью которой он превращается в разные предметы

58.8kb.

07 10 2014
1 стр.


Склонение и правописание имен прилагательных множественного числа

Цели: Совершенствовать навыки правописания окончаний имен прилагательных множественного числа

30.07kb.

16 12 2014
1 стр.