Русский язык
Урок №93
Тема: Склонение и правописание имен прилагательных множественного числа.
Цели: Совершенствовать навыки правописания окончаний имен прилагательных множественного числа ( подготовка к РОЭ).
Развивать орфографическую зоркость учащихся, умение объяснять изученные орфограммы.
Воспитывать ответственное отношение к учебе.
Ход урока
I. Мобилизирующее начало.
II. Чистописание
Оло
- Вспомните несколько имен прилагательных, в которых есть сочетание
– оло – и запишите. ( Например: соловьиная роща, соломенный, голосистый ).
III. Актуализация опорных знаний.
1) Упражнение в образовании имен прилагательных от имен существительных.
- Замените выделенные слова именами прилагательными: каникулы, зимой, прогулки на лыжах, вечера в январе, метели из снега.
-Просклоняйте словосочетание снежные метели, докажите правописание окончаний имен прилагательных.
- Какие способы проверки окончаний имен прилагательных вы еще знаете?
2) Индивидуальная работа по карточкам
1 уровень (2 карточки)
Заполнить пропуски. Выделить окончание имен прилагательных, указать падеж.
В зимн… сумерки с.ва выл.тает на охоту. ( На) землю спустились зимн… сумерки. Ле.к… сн.жинки опустились на крыши д.мов. На ле. К… сн.жинки упал луч со.нца.
2 уровень ( 2 карточки)
Укажите грамматические признаки прилагательных
Субботн… в.черами,после снежн… бурь, о пятнист… оленях, с крепк… орехами, с в.сел… песнями, в северн… странах, к ближн… д.ревням, с тр.скуч… м.розами, под глубок… сугробами.
IV. Сообщение темы и постановка цели урока.
-Поставим перед собой цели: ( совершенствовать навыки правописания безударных окончаний имен прилагательных).
V. Отработка навыка правописания окончаний прилагательных в форме множественного числа.
1) Фронтальный опрос.
-Влияет ли тип основы на написание падежных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа?
- Как можно проверить окончания прилагательных с мягкой основой?
- Как можно проверить окончания прилагательных множественного числа с твердой основой?
2) Игра «Найди ошибки» ( Подготовка к РОЭ).
- Используйте для объяснения различные способы проверки окончаний имен прилагательных.
О трескучех морозах, с заднеми лапами, в соседнии подъезды, от давнех встреч, на пестрыи перья, хмурыи дни, под глубокии сугробы, зимнеми ногами.
3) Письмо под диктовку.
В густых кедровых ветвях прятались белки. Ловкие зверьки весело прыгали по высоким веткам. Под деревьями лежали раскрытые шишки кедра.
- Найдите и подчеркните «ошибкоопасные» места.
- Докажите правописание окончаний имен прилагательных и сделайте вывод: как проверить окончания имен прилагательных?
VI. Проверка усвоения изученных знаний (Подготовка к РОЭ).
Работа с тестами.
1) Найди ошибку в правописании безударных окончаний имен прилагательных:
а) со смышлеными ребятами;
б) около соседних веток;
в)на бескрайнех равнинах;
г) бумажные обои.
2) Укажи ошибку в определении падежа имен прилагательных.
а) от давних встреч (Р. П.)
б) о настоящих друзьях (П. п.)
в) под седыми облаками (П. п.)
г) на широкие поля (В. п.)
3) Определи падеж выделенных имен прилагательных
Крутыми тропинками в горы;
Вдоль быстрых и медленных рек;
Минуя большие горы;
Веселый шагал человек.
а) Т. п., б) Д.п., в) Р.п., г) И.п.
4) В каком сочетании прилагательное лишнее?
а) смышленые ученики
б) бумажные обои
в) веселые весельчаки
г) ветряные мельницы
VII. Итог
-Достигли ли мы цели урока?
- Все ли учащиеся умеют правильно писать и проверять окончания имен прилагательных?
VIII. Дома: повторить с. 21 правило, упр. 38.