План урока русского языка. Учитель: Серова Людмила Даниловна. Тема: «Меткие и озаряющие слова». (Роль имен прилагательных в речи). Цел и урока:
1. Организовать наблюдение за ролью имён прилагательных в речи и развивать умение опознавать эпитеты;
2. Формировать умение использовать эпитеты для создания выразительности речи;
3. Обогащение словарного запаса учащихся; воспитание бережного отношения к
своему языку; развитие творческих способностей учащихся. Оборудование: портрет А.С. Пушкина, диск с записью вальса Т. Свиридова и повести А.С. Пушкина «Метель», использование ИКТ на уроке.
Ход урока.
До Пушкина ещё никто
неумел придавать
русскому стиху столько точности,
выразительности и красоты.
Н. Чернышевский.
I. Свой урок мы начинаем с записи слов А.И. Куприна о русском языке. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен... Ученик ведёт опрос:
• В чем смысл этого предложения? '
• Есть ли здесь прилагательные?
• Как вы определили, что они есть?
• К какому разряду относятся имеющиеся здесь прилагательные? Разберите предложение по членам.
Посмотрим, как меткими, озаряющими словами пользовался А.С. Пушкин.
Читаем эпиграф к уроку. Какова обычная функция прилагательных? А необычная?
(Прилагательное, получая дополнительное значение, становится эпитетом).
Записываем в тетрадь:
Эпитет-это самое меткое, самое свежее, самое нужное, «озаряющее» слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет, (повторяем'степени сравнения прилагательных). В каком значении употреблено слово свежее? Лексическое значение слова - меткое, «озаряющее»?
II. Мы сейчас послушаем красивую музыку, пусть поработает наше воображение. (Звучит вальс Т. Свиридова и повесть А.С. Пушкина «Метль». Ученица читает отрывок «В одну минуту дорогу занесло...»).
- Каким вы увидели небо?
Автор известного вам стихотворения называет небо мутным. Помните: «на мутном небе мгла носилась...».
- Почему мутным? А какие были тучи? Почему поэт называет их мрачными? Почему, как вы думаете? Вспомнили стихотворение и автора.
- Назовите прилагательные-эпитеты, которые поэт использует в этом стихотворении.
- Объясните, для чего поэт использует эпитеты Записываем как самодиктант строчки А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, (проводим лингвистический анализ строк). На экране первоначальный вариант этих строк:
Под голубыми небесами Необозримыми коврами лежит,
»
Как саван, белый снег. Объяснить лексическое значение слова: саван.
Не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Не велеть ли в санки Коня черкасского запречь?
- Почему великий поэт заменяет прилагательное необозримыми прилагательным великолепными? Почему снимает сравнение как саван?
Подбираем и записываем синонимы к слову великолепный - роскошный, изумрудный? Легко ли быть поэтом?
У слова снег более ста эпитетов: роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волнистый, чудный, чудесный, дивный, сказочный, божественный.
- Какие вы подобрали бы к слову снег?
- Какие определения - прилагательные к слову снег употребляет А.С.Пушкин?
- Я вам предлагаю поработать в роли исследователей.
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
- Какой снег в этом отрывке? Объясните почему волнистый и рябой? Назовите исходное слово к прилагательному рябой? Объясните значение слова - рябой? Объясните словосочетание: по дороге столбовой. Каким настроением проникнуты эти строки?
- А сейчас мы с вами встретимся с необычным определением к слову снег., Ученик читает:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
- С какого предложения по интонации начинается стихотворение?
-Каким чувством проникнуты эти строчки? (благодарностью и нежностью)
- Какого друга можно назвать бесценным?
- А что вас удивило в этом стихотворении А.С. Пушкина? ,
- Необычный эпитет: печальный снег
- Почему поэт выбрал именно этот эпитет к слову снег?
- Что можно сказать о поэте, который так задушевно пишет о своём друге? Запишите антоним к слову печальный.
- А есть ли у Пушкина весёлый снег?
Прочитать строчки, которые начинаются со слов:
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает: весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
- Запишите только последнее предложение.
- Почему А.С. Пушкин, рассказывая о зиме, вводит красное пятно (красные лапки гуся на снегу)?
- В каком ещё описании зимы есть это прилагательное - кравный?
- А зачем поэт пишет, что гусь тяжёлый?
- С чем сравнивает снег Пушкин? А почему снег весёлый?
- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? А почему? Найдите устаревшее слово. Что значит брег?
- Продолжаем наблюдение, читаем текст:
Татьяна (русская душою,
Сама, не зная почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарёю поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
- Какой снег в этом отрывке рисует поэт? Почему розовый снег?
I
- Почему вечера крещенские?
-Какую картину рисует поэт?
- Какие прилагательные еще использует поэт в этом отрывке?
III. Итог урока: Сделаем вывод:
1. Для чего нам нужны прилагательные?
2. Чему мы сегодня научились на уроке?
3. Оцените работу своих товарищей.
IV. Домашнее задание: Написать сочинение - миниатюру «Зимний этюд», «Зимняя сказка», «Зима в лесу», «Каким я видел снег однажды». По желанию нарисовать иллюстрацию к теме «Зима».