КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Класс: 6
Учитель: Муравская Галина Ананьевна
Тема урока: “Эти многоликие слова…”
Обобщающий урок по теме “Лексика”
Цели урока.
Образовательная:
- повторить и обобщить материал по теме “Лексика”;
- способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
- закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.
Развивающая:
- повышать творческую активность учащихся,
- развивать интерес к изучению языка;
- совершенствовать грамматический строй речи,
- обогащать словарный запас языка учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.
Тип урока: Урок обобщения.
Место данного урока в теме: Обобщающий урок в данной теме.
Метод: комбинированный, игровой.
Оборудование:
тестовые задания по теме, кроссворд, компьютер, интерактивная доска
Выставка словарей:
Школьный орфографический словарь русского языка
Краткий фразеологический словарь русского языка.
Школьный словарь антонимов русского языка
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
Орфоэпический словарь русского языка. М., 1989.
Учебный словарь синонимов русского языка. М., 1994.
Ход урока
1.Организационный момент. 2 минуты
Цель: Создание эмоционального настроения учащихся на восприятие материала урока.
Чтение предложений из сказки Л. Петрушевской “Пуськи бятые”
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
- Ребята, вам понятно, о чем говорится в предложениях?
- Почему вы не понимаете смысл?
- Верно, в словах нет лексического значения. Грамматическое значение позволяет нам определять части речи, а вот смысл от нас скрыт.
- А что такое лексическое значение? /Это то, что обозначает слово/
- В каком разделе мы изучаем лексическое значение слова? /Лексика/
- Верно, этот раздел науки о языке мы с вами изучали на прошлых уроках. Сегодня мы повторим и обобщим наши знания по теме «Лексика».
2. Актуализация имеющихся знаний. 3 минуты
Цель: проверить теоретические знания учащихся.
Урок «Эти многоликие слова…» - урок - повторение.
Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Как удивительно точно сказал М.Горький о слове!
Учитель предлагает записать число, тему урока и эпиграфы к ней в тетрадь, оформив эпиграф как прямую речь.
М. Горький говорил: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон…”
2.1 фронтальный опрос 2 минуты
Что такое лексикон? (словарный состав языка)
Какие однокоренные слова можно подобрать к слову лексикон?
- лексика (дословный перевод с греческого – относящийся к слову; словарный состав языка)
- лексикология? (наука о лексике)
2.2 Работа с тестом. 5 минут
Каждый учащийся получает тест, в котором он должен выделить правильный ответ
Цель работы: выявить знания учащихся по теме «Лексика».
ТЕСТ.
Вариант 1.
1. Что такое лексика?
А) Лексика – это наука о языке.
Б) Лексика – это наука о слове.
В) Лексика – это совокупность всех слов языка.
2. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?
А) предложение.
Б) звук.
В) слово.
3. Синонимы – это…
А) близкие по значению слова
Б) противоположные по значению слова.
В) слова, одинаковые по написанию, но разные по значению.
4. Фразеология изучает:
А) слова.
Б) устойчивые сочетания слов.
В) предложения.
5. Жаргонизмы – это слова, которые
А) употребляются людьми определенной социальной группы
Б) употребляются людьми определенной профессии
В) не употребляются сегодня (устарели).
6. Найдите пару антонимов
А) теплый – похолодало
Б) бежит - несется
В) большой – миниатюрный
7. Отметьте правильное объяснение фразеологизма
А) у черта на куличках – далеко
Б) бить баклуши – работать
В) работать спустя рукава – очень быстро
8. Подчеркните профессионализмы:
А) домна Б) земля В) история Г) капельница
ТЕСТ.
Вариант 2.
1. Что такое лексика?
А) Лексика – это наука о языке.
Б) Лексика – это наука о слове.
В) Лексика – это совокупность всех слов языка.
2. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?
А) предложение.
Б) звук.
В) слово.
3. Антонимы – это…
А) близкие по значению слова
Б) противоположные по значению слова.
В) слова, одинаковые по написанию, но разные по значению.
4. Фразеологизм - это:
А) слово.
Б) устойчивое сочетание слов.
В) предложение.
5. Диалектизмы – это слова, которые
А) употребляются людьми определенной социальной группы
Б) употребляются людьми определенной профессии
В) употребляются людьми той или иной местности.
6. Найдите пару омонимов
А) теплый – холодный
Б) бьет ключ – ключ скрипичный
В) маленький – миниатюрный
7. Отметьте правильное объяснение фразеологизма
А) вставлять палки в колеса – помогать
Б) бить баклуши – бездельничать
В) работать спустя рукава – хорошо работать.
8. Подчеркните профессионализмы:
А) здание Б) остров В) сальдо Г) рентген
3. Повторение и обобщение знаний и умений по теме.
Цель: способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики; закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.
Слово учителя.
1 минута
“Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: “Столько, сколько звезд на небе!” Это очень неверный ответ…” Почему? Узнали вы автора этих слов? (Л.Успенский “Слово о словах”). Сколько же все-таки слов в русском языке?
Сообщение учащегося.
2 минуты
Словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4 – 5 тысяч слов, современного образованного человека 10 – 30 тысяч слов. Пушкин в своих произведениях и письмах использовал более 21 тысячи слов. В словаре Ожегова 73 тысячи слов, а в “Словаре современного русского языка” (он состоит из 17 томов) – более 120 тысяч. “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов. Но и это не все слова, ведь словарь не может включать все слова языка.
Слово учителя. 2 минуты
“Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошо подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него”. (Анатоль Франц). Какие бывают словари? (выставка словарей).
А теперь давайте проверим ваш словарный запас.
Задание 1. 4 минуты
Подберите синонимы к данным словам.
Красивый - прекрасный (красный) великолепный, видный, живописный, изящный, миловидный, нарядный, прелестный, привлекательный, пригожий, смазливый, хороший, хорошенький, художественный; пышный, роскошный, щегольской, разубранный, разукрашенный; бесподобный, божественный, блестящий, дивный, чудный, восхитительный, обворожительный, пленительный, распрекрасный.
Маленький, махонький, малюсенький, капельный, крохотный, крошечный, мелкий, мелочный, мизерный, микроскопический, миниатюрный, игрушечный, небольшой, незаметный, неуловимый, незначительный, жалкий, ничтожный, скромный, скудный,
Большой, большущий, великий, внушительный (внушительных размеров), гигантский, громадный, огромный, значительный (значительных размеров), крупный, махина, исполинский, колоссальный, непомерный, объемистый, громоздкий; заметный, изрядный, порядочный, безмерный.
- С синонимами разобрались. А теперь поговорим о диалектизмах.
Задание 2. 3 минуты
Поговорим о диалектизмах.
- Что такое диалектизм? / Это слова, употребляемые жителями определенной местности/
- А для чего в текстах используются диалектизмы? / Чтобы передать особенности речи жителей определенной местности/.
Решим кроссворд.
1.Общее название слов, которые употребляются в той или иной местности. /диалект/
2.Юго-восточный ветер. /обедник/
3.Осенний северный ветер. /сиверко/
4.Южный ветер. /Летник/
5.Восточный ветер. /всток/
Задание 3. 4 минуты
- Что такое фразеологизм? /устойчивое сочетание слов/
- Для чего нужны фразеологизмы? /обогащать и украшать нашу речь/
Замените данные фразеологические обороты словами-синонимами.
Ученики записывают слова-синонимы в столбик, а затем придумывают к словам антонимы.
1 вариант
В час по чайной ложке /медленно - быстро
рукой подать /близко - далеко
кривить душой /лгать, обманывать – говорить правду
повесить нос / грустить – смеяться, веселиться
себе на уме / хитрый – простодушный
2 вариант
гонять лодыря / бездельничать - работать
во все лопатки / быстро - медленно
раз, два и обчелся / мало - много
куры не клюют / много - мало
кожа да кости / худой – полный, толстый
Задание 4. 7 минут
1.Прочитайте текст. Замените неоправданно повторяющиеся слова синонимами. Запишите синонимы в тетрадь.
2. Прочитайте текст. Подчеркните фразеологизмы. Запишите их в тетрадь
/Дается дифференцированное задание. Сильные ученики выполняют 1-ое задание, остальные – 2-ое задание/
Однажды заяц обманул лису, и решила лиса достать зайца хоть со дна моря. Бросился заяц очертя голову в лес спасать свой пушистый хвостик и красивую шубку. А лиса все с жиру бесится, не может зайцу свою оплошность простить, да и курятина надоела. Но зайца отыскать не может. Бегает лиса, а заяц как в воду глядел, хорошо спрятался: затаился в дупле старого дуба, белкой прикинулся. Лиса рвет и мечет, а зайцу страшно, хоть караул кричи. А лиса посмотрела и не увидела зайца, так, сучок какой-то торчит. И побежала дальше. А заяц-то передохнул да подумал, что опять обвел лису вокруг пальца.
Выполнив задание, ученики читают текст в исправленном виде. Те ученики, которые искали фразеологизмы, записывают в тетрадь синонимы. Другая группа учеников читает фразеологизмы, найденные в тексте.
Однажды заяц обманул лису, и решила она достать косого хоть со дна моря. Бросился заяц в лес спасать свой пушистый хвостик и красивую шубку. А рыжая все с жиру бесится, не может зайцу свою оплошность простить, да и курятина надоела. Но серого трусишку отыскать не может. Бегает лиса, а заяц хорошо спрятался: затаился в дупле старого дуба, белкой прикинулся. Лиса рвет и мечет, а косому страшно, хоть караул кричи. Заглянула она в дупло и не увидела зайца, так, сучок какой-то торчит. И побежала дальше. А заяц-то передохнул да подумал, что опять обвел рыжую вокруг пальца.
Задание 5. 3 минуты
Поговорим теперь об омонимах.
- Скажите, ребята, какие два слова – омонимы стали важными в конце 20-го столетия, да и не только 20-го?
- Чтобы помочь вам догадаться, прочитаем стихотворение:
Пусть над землей моей не рвется в клочья небо.
Пусть тишина полей прольется теплым хлебом.
И солнце по утрам свет дарит всей планете.
Не быть войне, смертям. Быть миру, счастье – детям.
- О каком слове идет речь?
- Верно, мир.
Мир – планета Земля, часть вселенной.
Мир – согласные отношения, отсутствие войны.
- Пусть всегда в нашем мире царит мир. А мы с вами подведем итоги урока.
4. Итоги урока. Рефлексия. 1 минута
- Итак, о чем мы сегодня с вами говорили? /отвечает ученик/
- Сегодня на уроке мы показали свои знания и умения по теме «Лексика», вспомнили, что такое синонимы, антонимы, диалектизмы, фразеологизмы, учились корректировать текст. Находили слова-омонимы. Я думаю, что знания по теме «Лексика» пригодятся нам в дальнейшем.
5. Домашнее задание 1 минута
1 группа: Написать сочинение « Это многоликое слово – учитель»
2 группа: Составить кроссворд из 7- 9 слов по теме «Лексика».