План – конспект открытого урока
русского языка по теме «Лексика. Фразеология»
9 «Ш» класс .
Учитель Харьковская Н.А.
Цели и задачи урока:
 - 
Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Лексика. Фразеология», повторить, закрепить и углубить знания по данной теме.
 - 
Отработать навыки решения заданий АЗ в тестах ГИА.
 - 
Создать условия для усвоения таких понятий, как: паронимы, парономазы, смешение паронимов, типы фразеологизмов.
 - 
Содействовать развитию умения у учащихся работы с толковым словарем, с лексическими изобразительно - выразительными средствами, с паронимами, находить в тексте фразеологизмы.
 - 
Совершенствовать учебно - языковые и коммуникативные умения учащихся, навыки лексического анализа.
 - 
Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
 - 
Подготовить учащихся психологически к тестовой форме выпускного экзамена.
 
 
Оформление: проектор, экран, толковые словари, раздаточный материал для учащихся (приложения №1,2, 3, 4, 5)
Этапы урока.
/. Оргмомент, объявление темы урока, запись числа и темы.
II. Целеполагание.
- исходя из темы урока, поставьте для себя несколько целей. Сформулируйте, зачитайте.
Учитель обобщает и подводит к целям данного урока.
III. Рефлексия по теме прошлого урока «Фонетика. Орфоэпия».
1. Фонетическая, орфоэпическая разминка (задание на экране через проектор)
- В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове СЫН ?
Щиплет, жизнь, циркуль, щит, чистка, включит, шире. Ответ: (ключ на экране). Жизнь, циркуль, шир'е.
 - 
Почему именно эти слова ?
 - 
Объясните данное фонетическое явление.
 - 
Назовите слово, из записанных, с ударением на втором слоге (включит)
 - 
Выберите правильный вариант произношения слов (на экране) а) фонетика [н] б) шинель [н'] в) бизнес [н'] г) энергия [н'] (шинель [н'])
 
 
IV Актуализация знаний учащихся по теме «Лексика. Фразеология».
- Расскажите о лексической принадлежности (лексическая группа) вышеприведенных слов (слова из предыдущего задания на экране).
1. Работа в группах.
Повторение теоретических сведений по лексике и фразеологии (учащиеся разбиты на 4 группы, каждая группа получила домашнее задание: подготовиться по следующим теоретическим вопросам:
1гр. Лексика русского языка как система. Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность. Прямое и переносное значение слов. 2гр. Словари. Толковый словарь. Словарная статья.
Згр. Основные лексические единицы (синонимы, антонимы, омонимы и их
разновидности).Контекстуальные синонимы, антонимы.
4гр. Фразеология. Фразеологизмы. Лексические средства выразительности.
 - 
обсуждение теоретических вопросов в группах;
 - 
выступление группы;
 - 
вопросы от других групп.
 
 
2. Рефлексия.
 - 
Контрольные вопросы через проектор
 - 
Что изучает лексикология?
 - 
Какие слова называются исконными?
 - 
Каковы причины заимствований?
 - 
Историзм и архаизм. В чем различие?
 - 
Словарная статья. Что по ней можно узнать?
 
 
Работа в группах с толковым словарем, обсуждение.
1гр. - Найти словарную статью с устаревшим словом, доказать. Рассказать о словарной статье.
2гр. - Найти словарную статью с заимствованным словом, доказать. Рассказать о словарной статье.
Згр. - Найти словарную статью, где слово будет в переносном значении, доказать. Рассказать о словарной статье.
4гр. - Найти словарные статьи с омонимами, доказать. Рассказать о словарных статьях.
Выступление групп.
 - 
Какие разновидности омонимов вы знаете ?
 - 
Назовите лексические средства выразительности
 
 
Методический прием «Квадрат». Нахождение сравнений. Задание записано на доске.
Найдите в данных предложениях сравнения и впишите их в квадрат.
1. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин).
2. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно-серебром,
На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин).
 - 
Красною кистью рябина зажглась. (М. Цветаева).
 - 
Из-под соломы, как черные пули, залпом вылетели воробьи. (К. Паустовский).
 - 
Смотри! Полосатая кошка
 
 
На тумбе сидит, как матрешка. (Н. Матвеева).
 - 
Тихо лебеди плывут, словно лёгкий сон. (В. Фёдоров).
 - 
Сквозь дым летучий французы двинулись как тучи (М. Лермонтов).
 
 
       
 Точно терем расписной
  |   
 Веселой пёстрою стеной
  |   
 Точно
серебром
   |  
   
 Белой бахромой
  |   
 Красною кистью
  |   
 Как чёрные пули
  |  
     
 Как матрёшка
  |   
 Словно
лёгкий сон 
  |   
 Как тучи
  |  
  
 
- Сделайте вывод: чем может выражаться сравнение?
 - 
Что такое фразеологизм?
 - 
Паронимы и парономазы. Что это?
 - 
Какие типы фразеологизмов вы знаете? (Последние два вопроса для детей продвинутого уровня)
 
 
V. Новый материал.
1. Комментарий учителя по двум последним вопросам (использование экрана и проектора)
Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично - совпадающие в своем значении (абонемент -абонент)
Парономазы - близкие по звучанию слова, имеющие разные корни (корнет -кларнет).
Смешение паронимов - ошибка !
Одеть шапку (неправильно) - надеть шапку
Эффективная внешность (неправильно) - эффектная внешность.
Смешение паронимов приводит к обеднению языка.
Рефлексия.
а) Попробуйте привести свои примеры смешения паронимов.
б) Из приведенных паронимов выберите нужное слово. (Каждая группа
получает карточку и задание на экране)
1) В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение.
2) Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодых
растений
 - 
(Консервация - консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.
 - 
Город (встряхнул - стряхнул) оцепенение будней.
 
 
Все учащиеся.
в) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со
смешением паронимов (задание на экран через проектор)
 - 
Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
 - 
Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.
 - 
Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
 - 
Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.
 - 
Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.
 
 
Ответ: 1 - каменистой (покрытой камнем) 3 - дождевая (несущая дождь) 5 - предоставлена
Индивидуальная работа по карточкам (8 человек) (В каждой группе по 1 человеку - 4 человека)
К1. В каком предложении вместо слова 
информационный нужно употреблять 
информативный?
Справка: информационный - относящийся к информации
информативный - несущий информацию, насыщенный
информацией.
 - 
Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
 - 
Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной программы.
 
 
3). Опубликованная статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы. Ответ: 3
К2. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый?
Справка: взрывной - прилаг. к взрыв
взрывчатый - способный взорваться
 - 
Взрывная волна отбросила ящик метра на три.
 - 
Здесь нельзя хранить взрывные вещества.
 - 
Снайперы обезвредили взрывное устройство.
 - 
В нём горели, обжигали, страстные, порой, взрывные, чувства. Ответ: 2
 
 
Сбор работ по карточкам, оценивание в конце урока.  
2. Типы фразеологизмов (проекция на экран)
Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, которое употребляется как целая единица (тертый калач)
 - 
Нейтральные - употребляются во всех стилях речи (замкнутый круг, знай себе цену);
 - 
книжные - употребляются в книжных стилях (зондировать почву, камень преткновения);
 - 
разговорные - в устной форме (глаз радует, сквозь зубы);
 - 
просторечные - сниженные, грубые (дурить голову, клёвое дело)
 
 
Рефлексия.
1. Игра «Перевертыши» (все учащиеся)
Перед учащимися «перевертыши» - устойчивые выражения, в которых
каждое слово заменено антонимом. Восстановите первоначальный вид.
Определите стилистическую окраску. Новая ложь, выйти из безвкусицы, умирать собственной глупостью, прийти из бытия, бессчетные ночи, взять начала.
Ответ: старая истина, войти во вкус, жить чужим умом, уйти в небытие, считанные дни, отдать концы.
Индивидуальная работа (4 человека)
К1. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька - тот с поросятами убивается. (М. Зощенко). Ответ: с жиру бесятся (просторечный).
К2. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
Там, между полей, змеёй вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург (И. Гончаров). Ответ: в обетованную землю (книжный).
КЗ. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
«У тебя же золотые руки! - скажут ему. - Ты бы мог знаешь как... жить!»
( В. Шукшин)
Ответ: золотые руки (нейтральный).
К4. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
Кто держится на своих ногах, живет свои умом, пути своей жизни не кривит - у того человека своё отдельное место в жизни и на земле. (В. Астафьев) Ответ: живёт своим умом (разговорный).
Пока все играют в «Перевертыши», учащиеся индивидуально готовятся по карточкам, затем выступают.
  
 
Самопроверка.
Ключи на экране через проектор
Ключ 1в.
               
 №
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |   
 6
  |   
 7
  |   
 8
  |   
 9
  |   
 10
  |  
     
 Ответ
  |   
 балка
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 менталь-
  |   
 2
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 живёт
  |   
 на
  |   
 5
  |  
   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 ность
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 на
  |   
 всякий
  |   
 
 
  |  
   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 широку
  |   
 случай
  |   
 
 
  |  
   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 ногу
  |   
 
 
  |   
 
 
  |  
  
 
Ключ 2в.
               
 №
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |   
 6
  |   
 7
  |   
 8
  |   
 9
  |   
 10
  |  
     
 Ответ
  |   
 качался
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 харизма
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 держать
  |   
 шапки
  |   
 3
  |  
   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 ухо
  |   
 не
  |   
 
 
  |  
   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 востро
  |   
 ломал
  |   
 
 
  |  
  
 
Оценка «5» - 9-10 заданий , «4» - 7-8 заданий , «3» - 5-6 заданий, «2» - 0-4 зад
VI.! Итог урока «5»- «4»- «3»- «2»-
VIII. Домашнее задание на выбор 1.Учебник стр. 24-40 упр. 50, 66.
 - 
Придумать квадрат - задание по определению лексических тропов.
 - 
Для «продвинутого» уровня.
 
 
Какие русские названия женщин по национальности имеют паронимы, а какие омонимы? Оформите материал в виде таблицы.
     
 омонимы
  |   
 паронимы
  |  
   
 1. финка - финка
  |   
 1. черкешенка - черкеска
  |  
   
 2. полька - полька
  |   
 2.
  |  
 
 
К1. В каком предложении вместо слова 
информационный нужно употреблять  
информативный?
Справка: информационный - относящийся к информации
информативный - несущий информацию, насыщенный
информацией.
 - 
Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
 - 
Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной программы.
 
 
3). Опубликованная статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
Ответ:
К2. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый?
Справка: взрывной - прилаг. к взрыв
взрывчатый - способный взорваться
 - 
Взрывная волна отбросила ящик метра на три.
 - 
Здесь нельзя хранить взрывные вещества.
 - 
Снайперы обезвредили взрывное устройство.
 - 
В нём горели, обжигали, страстные, порой, взрывные, чувства.
 
 
Ответ:
Сбор работ по карточкам, оценивание в конце урока.
Рефлексия.
а) Попробуйте привести свои примеры смешения паронимов.
б) Из приведенных паронимов выберите нужное слово. (Каждая группа
получает карточку и задание на экране)
1) В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение.
2) Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодых
растений
 - 
(Консервация - консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.
 - 
Город (встряхнул - стряхнул) оцепенение будней. Все учащиеся.
 
 
в) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со
смешением паронимов (задание на экран через проектор)
 - 
Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
 - 
Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.
 - 
Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
 - 
Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.
 - 
Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.
 
 
Индивидуальная работа (4 человека)
К1. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька - тот с поросятами убивается. (М. Зощенко). Ответ: с жиру бесятся (просторечный).
К2. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
Там, между полей, змеёй вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург (И. Гончаров). Ответ: в обетованную землю (книжный).
КЗ. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
«У тебя же золотые руки! - скажут ему. - Ты бы мог знаешь как... жить!» ( В. Шукшин)
Ответ: золотые руки (нейтральный).
К4. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
Кто держится на своих ногах, живет свои умом, пути своей жизни не кривит - у того человека своё отдельное место в жизни и на земле. (В. Астафьев) Ответ: живёт своим умом (разговорный).