Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



План – конспект открытого урока

русского языка по теме «Лексика. Фразеология»

9 «Ш» класс .

Учитель Харьковская Н.А.
Цели и задачи урока:

  • Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Лексика. Фразеология», повторить, закрепить и углубить знания по данной теме.

  • Отработать навыки решения заданий АЗ в тестах ГИА.

  • Создать условия для усвоения таких понятий, как: паронимы, парономазы, смешение паронимов, типы фразеологизмов.

  • Содействовать развитию умения у учащихся работы с толковым словарем, с лексическими изобразительно - выразительными средствами, с паронимами, находить в тексте фразеологизмы.

  • Совершенствовать учебно - языковые и коммуникативные умения учащихся, навыки лексического анализа.

  • Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

  • Подготовить учащихся психологически к тестовой форме выпускного экзамена.


Оформление: проектор, экран, толковые словари, раздаточный материал для учащихся (приложения №1,2, 3, 4, 5)
Этапы урока.

/. Оргмомент, объявление темы урока, запись числа и темы.
II. Целеполагание.

- исходя из темы урока, поставьте для себя несколько целей. Сформулируйте, зачитайте.

Учитель обобщает и подводит к целям данного урока.
III. Рефлексия по теме прошлого урока «Фонетика. Орфоэпия».

1. Фонетическая, орфоэпическая разминка (задание на экране через проектор)

- В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове СЫН ?

Щиплет, жизнь, циркуль, щит, чистка, включит, шире. Ответ: (ключ на экране). Жизнь, циркуль, шир'е.



  • Почему именно эти слова ?

  • Объясните данное фонетическое явление.

  • Назовите слово, из записанных, с ударением на втором слоге (включит)

  • Выберите правильный вариант произношения слов (на экране) а) фонетика [н] б) шинель [н'] в) бизнес [н'] г) энергия [н'] (шинель [н'])


IV Актуализация знаний учащихся по теме «Лексика. Фразеология».

- Расскажите о лексической принадлежности (лексическая группа) вышеприведенных слов (слова из предыдущего задания на экране).



1. Работа в группах.

Повторение теоретических сведений по лексике и фразеологии (учащиеся разбиты на 4 группы, каждая группа получила домашнее задание: подготовиться по следующим теоретическим вопросам:

1гр. Лексика русского языка как система. Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность. Прямое и переносное значение слов. 2гр. Словари. Толковый словарь. Словарная статья.

Згр. Основные лексические единицы (синонимы, антонимы, омонимы и их

разновидности).Контекстуальные синонимы, антонимы.

4гр. Фразеология. Фразеологизмы. Лексические средства выразительности.



  • обсуждение теоретических вопросов в группах;

  • выступление группы;

  • вопросы от других групп.

2. Рефлексия.

  • Контрольные вопросы через проектор

  • Что изучает лексикология?

  • Какие слова называются исконными?

  • Каковы причины заимствований?

  • Историзм и архаизм. В чем различие?

  • Словарная статья. Что по ней можно узнать?

Работа в группах с толковым словарем, обсуждение.

1гр. - Найти словарную статью с устаревшим словом, доказать. Рассказать о словарной статье.

2гр. - Найти словарную статью с заимствованным словом, доказать. Рассказать о словарной статье.

Згр. - Найти словарную статью, где слово будет в переносном значении, доказать. Рассказать о словарной статье.

4гр. - Найти словарные статьи с омонимами, доказать. Рассказать о словарных статьях.



Выступление групп.

  • Какие разновидности омонимов вы знаете ?

  • Назовите лексические средства выразительности

Методический прием «Квадрат». Нахождение сравнений. Задание записано на доске.

Найдите в данных предложениях сравнения и впишите их в квадрат.

1. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И. Бунин).

2. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно-серебром,

На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин).



  1. Красною кистью рябина зажглась. (М. Цветаева).

  2. Из-под соломы, как черные пули, залпом вылетели воробьи. (К. Паустовский).

  3. Смотри! Полосатая кошка

На тумбе сидит, как матрешка. (Н. Матвеева).

  1. Тихо лебеди плывут, словно лёгкий сон. (В. Фёдоров).

  2. Сквозь дым летучий французы двинулись как тучи (М. Лермонтов).



Точно терем расписной

Веселой пёстрою стеной

Точно

серебром


Белой бахромой

Красною кистью

Как чёрные пули

Как матрёшка

Словно

лёгкий сон



Как тучи

- Сделайте вывод: чем может выражаться сравнение?



  • Что такое фразеологизм?

  • Паронимы и парономазы. Что это?

  • Какие типы фразеологизмов вы знаете? (Последние два вопроса для детей продвинутого уровня)


V. Новый материал.

1. Комментарий учителя по двум последним вопросам (использование экрана и проектора)

Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично - совпадающие в своем значении (абонемент -абонент)

Парономазы - близкие по звучанию слова, имеющие разные корни (корнет -кларнет).

Смешение паронимов - ошибка !

Одеть шапку (неправильно) - надеть шапку

Эффективная внешность (неправильно) - эффектная внешность.

Смешение паронимов приводит к обеднению языка.

Рефлексия.

а) Попробуйте привести свои примеры смешения паронимов.

б) Из приведенных паронимов выберите нужное слово. (Каждая группа
получает карточку и задание на экране)

1) В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение.

2) Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодых
растений


  1. (Консервация - консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.

  2. Город (встряхнул - стряхнул) оцепенение будней.

Все учащиеся.

в) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со


смешением паронимов (задание на экран через проектор)

  1. Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

  2. Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.

  3. Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

  4. Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.

  5. Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.

Ответ: 1 - каменистой (покрытой камнем) 3 - дождевая (несущая дождь) 5 - предоставлена


Индивидуальная работа по карточкам (8 человек) (В каждой группе по 1 человеку - 4 человека)

К1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употреблять информативный?

Справка: информационный - относящийся к информации



информативный - несущий информацию, насыщенный

информацией.



  1. Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

  2. Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной программы.

3). Опубликованная статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.

4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы. Ответ: 3



К2. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый?

Справка: взрывной - прилаг. к взрыв



взрывчатый - способный взорваться

  1. Взрывная волна отбросила ящик метра на три.

  2. Здесь нельзя хранить взрывные вещества.

  3. Снайперы обезвредили взрывное устройство.

  4. В нём горели, обжигали, страстные, порой, взрывные, чувства. Ответ: 2

Сбор работ по карточкам, оценивание в конце урока.

2. Типы фразеологизмов (проекция на экран)

Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, которое употребляется как целая единица (тертый калач)


  • Нейтральные - употребляются во всех стилях речи (замкнутый круг, знай себе цену);

  • книжные - употребляются в книжных стилях (зондировать почву, камень преткновения);

  • разговорные - в устной форме (глаз радует, сквозь зубы);

  • просторечные - сниженные, грубые (дурить голову, клёвое дело)

Рефлексия.

1. Игра «Перевертыши» (все учащиеся)

Перед учащимися «перевертыши» - устойчивые выражения, в которых

каждое слово заменено антонимом. Восстановите первоначальный вид.

Определите стилистическую окраску. Новая ложь, выйти из безвкусицы, умирать собственной глупостью, прийти из бытия, бессчетные ночи, взять начала.

Ответ: старая истина, войти во вкус, жить чужим умом, уйти в небытие, считанные дни, отдать концы.
Индивидуальная работа (4 человека)

К1. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.

Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька - тот с поросятами убивается. (М. Зощенко). Ответ: с жиру бесятся (просторечный).



К2. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.

Там, между полей, змеёй вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург (И. Гончаров). Ответ: в обетованную землю (книжный).



КЗ. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.

«У тебя же золотые руки! - скажут ему. - Ты бы мог знаешь как... жить!»

( В. Шукшин)

Ответ: золотые руки (нейтральный).



К4. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.

Кто держится на своих ногах, живет свои умом, пути своей жизни не кривит - у того человека своё отдельное место в жизни и на земле. (В. Астафьев) Ответ: живёт своим умом (разговорный).


Пока все играют в «Перевертыши», учащиеся индивидуально готовятся по карточкам, затем выступают.




Самопроверка.

Ключи на экране через проектор


Ключ 1в.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

балка

2

2

менталь-

2

1

1

живёт

на

5













ность










на

всякий




























широку

случай




























ногу






Ключ 2в.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

качался

1

1

харизма

2

2

2

держать

шапки

3

























ухо

не




























востро

ломал




Оценка «5» - 9-10 заданий , «4» - 7-8 заданий , «3» - 5-6 заданий, «2» - 0-4 зад
VI.! Итог урока «5»- «4»- «3»- «2»-
VIII. Домашнее задание на выбор 1.Учебник стр. 24-40 упр. 50, 66.


  1. Придумать квадрат - задание по определению лексических тропов.

  2. Для «продвинутого» уровня.

Какие русские названия женщин по национальности имеют паронимы, а какие омонимы? Оформите материал в виде таблицы.

омонимы

паронимы

1. финка - финка

1. черкешенка - черкеска

2. полька - полька

2.


К1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употреблять

информативный?

Справка: информационный - относящийся к информации



информативный - несущий информацию, насыщенный

информацией.



  1. Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

  2. Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной программы.

3). Опубликованная статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.

4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.


Ответ:
К2. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый?

Справка: взрывной - прилаг. к взрыв



взрывчатый - способный взорваться

  1. Взрывная волна отбросила ящик метра на три.

  2. Здесь нельзя хранить взрывные вещества.

  3. Снайперы обезвредили взрывное устройство.

  4. В нём горели, обжигали, страстные, порой, взрывные, чувства.

Ответ:
Сбор работ по карточкам, оценивание в конце урока.



Рефлексия.
а) Попробуйте привести свои примеры смешения паронимов.

б) Из приведенных паронимов выберите нужное слово. (Каждая группа


получает карточку и задание на экране)

1) В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение.

2) Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодых
растений


  1. (Консервация - консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.

  2. Город (встряхнул - стряхнул) оцепенение будней. Все учащиеся.

в) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со
смешением паронимов (задание на экран через проектор)

  1. Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

  2. Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.

  3. Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

  4. Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.

  5. Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.


Индивидуальная работа (4 человека)
К1. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.

Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька - тот с поросятами убивается. (М. Зощенко). Ответ: с жиру бесятся (просторечный).


К2. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.

Там, между полей, змеёй вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург (И. Гончаров). Ответ: в обетованную землю (книжный).


КЗ. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.

«У тебя же золотые руки! - скажут ему. - Ты бы мог знаешь как... жить!» ( В. Шукшин)

Ответ: золотые руки (нейтральный).
К4. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.

Кто держится на своих ногах, живет свои умом, пути своей жизни не кривит - у того человека своё отдельное место в жизни и на земле. (В. Астафьев) Ответ: живёт своим умом (разговорный).



Конспект открытого урока русского языка по теме «Лексика. Фразеология» 9 «Ш» класс. Учитель Харьковская Н. А. Цели и задачи урока

Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Лексика. Фразеология», повторить, закрепить и углубить знания по данной теме

173.58kb.

16 12 2014
1 стр.


Конспект открытого урока класс: 6 Учитель: Муравская Галина Ананьевна Тема урока: "Эти многоликие слова…" Обобщающий урок по теме "Лексика" Цели урока. Образовательная

Верно, в словах нет лексического значения. Грамматическое значение позволяет нам определять части речи, а вот смысл от нас скрыт

98.48kb.

13 09 2014
1 стр.


План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год

Задачи урока: Обучение диалогической речи по теме урока Тренировка навыков чтения и инсценирования полилога. Закрепление лексики по теме «Дни недели. Занятия в выходные»

27.97kb.

28 09 2014
1 стр.


Конспект урока русского языка (1 класс, умк «Школа России») Тема урока : Слово. Цель : развивать умение точно употреблять слова предметы в речи. Задачи

Панкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов мбоу сош №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского р-на г. Н. Новгорода

38.5kb.

23 09 2014
1 стр.


Место проведения урока: моу «Гимназия №14» г. Улан-Удэ Класс: 11 «В» Предмет: немецкий язык план-конспект урока тема: Schweiz bekannt und unbekannt Класс: 11в задачи урока: Образовательные: Развитие умений монологической речи

Учитель: Рассадина Галина Сергеевна, учитель немецкого языка муниципального общеобразовательного учреждения «Российская гимназия №59» г. Улан-Удэ

35.49kb.

01 10 2014
1 стр.


Конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: «Климат Африки»

Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро

56.04kb.

08 10 2014
1 стр.


Конспект открытого урока по английскому языку.(2 класс)

Цель урока: научить учащихся обобщать и использовать на практике в устной и письменной речи полученную информацию по теме

24.94kb.

08 10 2014
1 стр.


План-конспект открытого урока по английскому языку (5 класс) Тема урока: «Моя семья мое богатство» Основные задачи: повторение, обобщение, систематизация знаний по теме

После выполнения данного задания на экране появляются надписи под картинками, и учащиеся контролируют правильность выполнения задания

56.41kb.

18 12 2014
1 стр.