Панкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского р-на г. Н. Новгорода
Конспект урока русского языка
(1 класс, УМК «Школа России»)
Тема урока: Слово.
Цель: развивать умение точно употреблять слова – предметы в речи.
Задачи:
-
Формирование представления о слове как о комплексе звуков, имеющем значение.
-
Учить различать слово и не слово.
-
Совершенствовать навыки каллиграфически правильного письма.
-
Развивать коммуникативные способности.
Оборудование: учебник русского языка для 1 класса Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой.
Ход урока:
1.Орг. момент.
-Проверьте глазками - всё ли вы приготовили к работе на уроке: учебник, тетрадь, пенал.
Приведите в порядок своё рабочее место.
-Повернитесь лицом к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и поприветствуйте рукопожатием.
-Садитесь за парты правильно и красиво.
2.Речевая гимнастика.
Упражнение 1.Глубокий вдох (на счёт 1-5 про себя). Задержка дыхания (1-2). Выдох (1-5).
Повторить 2 раза.
Упражнение 2.Скороговорка:
На осинке росинки
Засверкали утром перламутром.
-Прочитайте «про себя».
- Что это?
-Прочитайте вслух, не спеша.
-Прочитайте 3 раза подряд, увеличивая темп.
-Прочитайте шёпотом.
Индивидуальное чтение.
3.Работа со скороговоркой: анализ содержания, словесное иллюстрирование. Повторение понятия «слово».
- Сколько предложений в скороговорке?
-Предложение одно, но в нём целая картина, красивая, поэтичная. Увидеть эту картину сможет только очень внимательный, вдумчивый читатель.
-О каком времени суток говорится в скороговорке? Как узнали?
-В скороговорке говорится об утре, так как мы читаем «утром».
-Какое время года описано в скороговорке?
-В скороговорке описано лето. Есть слово-подсказка «росинки».
-Это раннее летнее утро. Почему оно раннее?
-Утро раннее, потому что росинки сверкают в лучах восходящего солнца.
-Что же поразило автора в это утро?
-Автора поразила осинка с блестящими капельками росы.
-Что напомнили капельки росы автору скороговорки?
-Капельки росы напомнили автору перламутр.
-Что означает слово «перламутр»? Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова. (Перламутр - ценное вещество с переливчатой окраской.)
-Если бы вы были художниками, какую картинку вы бы нарисовали? (Описание картинок 1-2 учениками.)
-Итак, наша скороговорка – 1 предложение. Из чего состоит это предложение? Сколько слов в скороговорке?
Целевая установка: «Сегодня на уроке мы будем учиться отвечать на вопрос «Слово или не слово?» и учиться узнавать слова.
4.Работа в тетради. Минутка чистописания.
-Разминка для руки:
Упражнение 1. «Строим забор».
Упражнение 2. «Здороваемся с ручкой».
Упражнение 3. «Курочка пьёт водичку».
-Посмотрите на букву и соединения, записанные на доске, запишите в тетрадь только те соединения с этой буквой, которые являются словами
т тили кот трам ток сто
-Почему остальные соединения не слова?
-Они ничего не обозначают.
-Объясните значение выделенных нами слов.
-Придумайте слово и передайте его в ладошках своему соседу по парте, объяснив значение своего слова.
5.Физкультминутка.
(Дети изображают игру на скрипке.) (А теперь на барабане.)
Я на скрипочке играю, Бум-бум-бум,
Тили-тили-тили. Трам-трам-трам!
Скачут зайки на лужайке, В страхе зайки разбежались
Тили-тили-тили. По кустам.
6. Работа с учебником.
Упражнение 4. Дополнительное задание:
-Прочитайте слова и укажите рукой или глазами предмет, который они называют.
-Составьте из данных слов предложение, содержащее вопрос. Девочки – о девочке, мальчики – о мальчике.
-Задайте этот вопрос своему соседу по парте, передавая правильную интонацию.
-Ответьте на вопрос , ответ запишите в тетрадь.
Упражнение 5. Дополнительное задание:
- Подберите не менее трёх признаков выбранного вами предмета и составьте загадку – описание.
-Разгадывание загадок, составленных детьми.
7..Итоги урока.
-Что нового мы сегодня узнали на уроке?
-Что вам особенно понравилось?
-Какое из заданий вы бы хотели выполнить ещё раз на следующем уроке.
Список литературы
1.Ладыженская Т. А. Детская риторика.- М.: «С-Инфо Баллас», 1996.
2.Львов М. Р. Место развития речи учащихся на уроках грамматики.//Начальная школа.1976. №7.
3.Саутина Е. В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника.//Начальная школа. 2006. №4.